Учет расходных материалов к компьютерам и компьютерной технике
Нормативная база
• НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
• П(С)БУ 9 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 20.10.99 г. № 246.
• Инструкция № 291 – Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291.
Общие положения
Под расходными материалами подразумеваются материалы, используемые в процессе эксплуатации компьютеров и компьютерной техники. К ним относятся материалы, необходимые для поддержания компьютера и компьютерной техники в рабочем состоянии (картриджи для принтеров, порошок для их заправки, очистительные салфетки и т. п.), и материалы, выполняющие отдельные функции, но функционально связанные с компьютером (флешки, оптические диски, дискеты и т. п.).
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете расходные материалы обычно классифицируются как запасы и учитываются на соответствующих субсчетах счета 20 «Производственные запасы» или на счете 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы». В налоговом учете расходные материалы являются товарами.1
1 Подробнее о классификации и учете операций с запасами см. соответствующие разделы темы «Запасы (ТМЦ)».
Если же срок полезного использования расходных материалов более одного года, то, в зависимости от их стоимости, они могут признаваться МНМА либо основными средствами. Расходные материалы, относящиеся к необоротным активам, учитываются на субсчете 112 «Малоценные необоротные материальные активы» или на соответствующих субсчетах счета 10 «Основные средства».1
1 Подробнее о классификации и учете операций с МНМА и основными средствами см. соответствующие разделы темы «Основные средства».
Налог на прибыль
В налоговом учете расходные материалы классифицируются по аналогии с бухгалтерским учетом – как запасы, МНМА или основные средства.1
1 Подробнее о классификации и учете операций с запасами, МНМА и основными средствами см. соответствующие разделы тем «Запасы», «Основные средства».
НДС
Формирование налогового кредита и налоговых обязательств при поступлении и выбытии расходных материалов осуществляется по общим правилам, установленным для запасов, основных средств и МНМА (в зависимости от вида активов, к которому относятся расходные материалы).
1 Подробнее см. соответствующие разделы тем «Основные средства» и «Запасы».
Пример отражения в учете операций по приобретению расходных материалов
Пример 1
Предприятием в отчетном периоде на условиях последующей оплаты были приобретены салфетки для монитора и флешка. Стоимость салфеток составила 60 грн., в т. ч. НДС – 10 грн., стоимость флешки – 600 грн., в т. ч. НДС – 100 грн.
Поскольку срок полезного использования флешки больше года, а ее стоимость меньше стоимостно критерия, установленного для основных средств., то в соответствии с приказом об учетной политике предприятия и в налоговом, в бухгалтерском учете она отнесена к МНМА. Амортизация МНМА начисляется в размере 100 % амортизируемой стоимости в первый месяц использования объекта (п. 27 П(С)БУ 7, пп. 145.1.6 НКУ).
№ п/п Содержание операции Бухгалтерский учет Налоговый учет
Дт Кт Сумма Доходы Расходы
1 Оприходованы салфетки для монитора 209 631 50,00 – –
2 Оприходована флешка 153 631 500,00 – –
3 Начислен налоговый кредит по НДС 641 631 110,00 – –
4 Перечислены денежные средства в оплату стоимости приобретенных товарно-материальных ценностей 631 311 660,00 – –
5 Передана в эксплуатацию флешка 112 153 500,00 – –
6 Начислена амортизация на стоимость флешки 132 112 500,00 – 500,00
7 Списана на административные расходы стоимость салфеток для монитора 92 209 50,00 – 50,00
© Информационно-аналитический центр «ЛІГА»
© ООО «ЛІГА ЗАКОН»