Головна порталу Дт-Кт  
Головна ДКНовиниПублікації ДКПередплатаДовідникиБланки, формиКонсультаціїДокументи


Розширений пошук по форуму

Срочно налоговая проверка

Відправлено користувачем GALINA 
Список форумів Список тем Нова темаПопередня тема Наступна тема
Налоговая при проверке очень серьезно взялась за ТТН и говорит, что на ней должно стоять 3 печати: грузоотправителя,грузополучателя и печати автопредприятия,которое занимается перевозкой.
А если нет всех печатей, то что? Снимут ВД, ВР???
У нас аналогичная ситуация. Собираемся судиться с налоговой. На ТТН только 2 печати, перевозчика-экспедитора и наша.


Анонімний користувач
Re: Срочно налоговая проверка
magda_a [ Відповісти приватно ]
Re: Срочно налоговая проверка нове 03 квітня, 2009 18:06

А если нет всех печатей, то что? Снимут ВД, ВР???
___________________________________________________________


все возможно. Изготовьте печать ( неофициально ). Или дайте взятку.
Сказали,что снимут все расходы связанные с перевозкой.У нас только две печати наша и предприятия получателя,а перевозчика печати нет.Налоговая говорит,что ТТН должны выписывать предприятие перевозчик.А мы все время сами выписывали и было миллион проверок такое первый раз.
ттн выписывает отправитель груза, а не перевозчик
А ТТН оформляет грузоотправитель (как правило, являющийся заказчиком грузоперевозок) в количестве не менее четырех экземпляров (для каждой поездки и грузополучателя отдельно) и удостоверяет все экземпляры подписью и печатью (штампом).



ДОКУМЕНТООБОРОТ ПРИ АВТОПЕРЕВОЗКАХ


Предприятие занимается автоперевозками грузов по Украине. Какой пакет документов на груз необходимо получать у заказчиков транспортных услуг и какие из документов следует оставлять на предприятии?


Прежде всего, определимся, какие документы необходимы для непосредственного осуществления автоперевозок. Статьей 16 Закона о дорожном движении1 предусмотрено, что водитель обязан иметь при себе водительское удостоверение, регистрационные и другие документы, подтверждающие право на управление автомобилем, а также путевые листы и документы на перевозимый груз. Требование о наличии путевого листа и документов на перевозимый груз (а при перевозке опасных грузов — документации в соответствии со специальными правилами) установлено п.2.1 Правил дорожного движения2. Порядок перевозки обычных грузов определен Правилами № 3633.


Согласно разделу 1 Правил № 363 товарно-транспортная документация — это комплект юридических документов, на основании которых осуществляется учет, приемка, передача, перевозка, сдача груза и взаимные расчеты между участниками транспортного процесса. На основании п.11.1 этих же Правил основными документами на перевозку грузов являются товарно-транспортная накладная (ТТН)4 и путевые листы грузового автомобиля5.

Путевой лист грузового автомобиля выписывает предприятие-перевозчик. А ТТН оформляет грузоотправитель (как правило, являющийся заказчиком грузоперевозок) в количестве не менее четырех экземпляров (для каждой поездки и грузополучателя отдельно) и удостоверяет все экземпляры подписью и печатью (штампом).

После принятия груза согласно ТТН водитель (экспедитор) подписывает все ее экземпляры. Первый экземпляр ТТН остается у грузоотправителя, второй передается после доставки водителем (экспедитором) грузополучателю, третий и четвертый остаются у перевозчика. По третьему экземпляру согласно п.14.4 Правил № 363 осуществляются расчеты за предоставленные транспортные услуги. Четвертый прилагается к путевому листу автомобиля и является основанием для учета отработанного водителем времени и начисления ему заработной платы.

Если в табличной части ТТН нет возможности перечислить все наименования груза, к такой накладной грузоотправитель может приложить обычную накладную на товар с обязательным указанием сведений о грузе (перечисленных в графах 1—10 ТТН). При этом в самой ТТН делается соответствующая отметка.

Перевозка некоторых категорий обычных грузов имеет свои нюансы. Например, согласно п.29.8 Правил № 363 для перевозки скоропортящихся грузов6 грузоотправитель обязан передать перевозчику вместе с ТТН документы о качестве или сертификаты на такие товары. Сведения об этих документах обязательно указываются в ТТН.

Поскольку для скоропортящихся грузов важное значение имеет соблюдение договорного срока доставки, следует помнить, что по п.29.15 Правил № 363 предельные сроки доставки таких грузов исчисляются с момента окончания погрузки и вручения водителю ТТН вместе с другими документами на груз до момента прибытия автомобиля к грузополучателю.

Таким образом, перевозчику у грузоотправителя необходимо получить ТТН в четырех экземплярах (с приложением при его наличии), а при перевозке определенных категорий грузов — еще и документы, удостоверяющие качество перевозимого товара. После доставки груза у перевозчика остаются два экземпляра ТТН и путевой лист.

Александр ДРУШЛЯК, бухгалтер


--------------------------------------------------------------------------------


1Закон Украины от 30.06.93 г. № 3353-XII «О дорожном движении» (прим. ред.).

2Правила дорожного движения, утвержденные постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306 (прим. ред.).

3Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса Украины от 14.10.97 г. № 363. Правила № 363 не регламентируют перевозку опасных, крупнотоннажных, крупногабаритных грузов, почты и перевозку грузов в международном сообщении, поскольку они имеют свои особенности, касающиеся погрузочно-разгрузочных работ, процесса перевозки, документального оформления и согласования (прим. авт.).

4Типовая форма № 1-ТН, утвержденная приказом Минтранса и Минстата Украины от 29.12.95 г. № 488/346 (прим. ред.).

5Типовая форма № 2-ТН, утвержденная приказом Минтранса и Минстата Украины от 29.12.95 г. № 488/346 (прим. ред.)

6Согласно п.29.1 Правил № 363 к скоропортящимся грузам относятся продукты питания и другие грузы, перевозку которых нужно осуществлять в соответствующей среде и при соответствующем температурном режиме (прим. авт.).
Спасибо, kiss_iz_home мы этот закон тоже нашли.
И насколько я правильно поняла,то в ТТН должна стоять вообще одна печать предприятия которое заказало перевозку,т.е наша поскольку груз наш, ТТН выписываем мы и за перевозку тоже платим мыИ снас просто хотят снять денег((((
Вообще-то если придерживаться инструкции ( утверждена приказом 228/253 от 07.08.96), у Вас должно быть 2 экз. ТТН - 1-й и 3-й. В з-м - три печати и подписи - ваша, грузополучателя и перевозчика. имеено этот (3-й) экз. и будет подтверждать оказание услуги по перевозке.
Почему 3-й экземпляр у нас мы же не являемся перевозчиком,мы ведь только грузоотправитель.
Согласно документообороту при автоперевозках Первый экземпляр ТТН остается у грузоотправителя, второй передается после доставки водителем (экспедитором) грузополучателю, третий и четвертый остаются у перевозчика.
3-й экз .с подписью и печатью перевозчика( а также грузополучателя) передается грузоотправителю и является основанием для расчетов за оказаные услуги. По логике налоговой такая ТТН подтверждает связь с хоз.деятельностью.
Так получакется налоговая права(((((((((((((
Обидно.
А дооформить ТТН не можете?.Договориться с перевозчиком и доставить печать. Налоговая права только в том, что без 3-го экз.ттн вам будет СЛОЖНО доказать связь с хоз.деятельность,но может у вас в договоре на перевозку прописан маршрут или есть какие другие зацепки?
Она и не требует доказательства ,просто снимает с ВР
У нас есть один день.Перевозчиков много, да и часть перевозок было осуществлено ч/з экпедиторов,т.е. на ТТН указано СПД или вообще частное лицо,а платили мы экспедитору. Наши ТТН прикреплены к расходным,а расходных 3 больших папки.(((( плюс акты есть на доставку товара а здесь вообще ТТН потерялись(((( Да и определить к какому экспедитору относится какой перевозчик проблематично.
Если у вас правильно оформлены документы на перевозку( есть договора, акты, н/н и т.д) , то формально для отнесения на ВР этого достаточно. ТТН подтверждает связь с ХД, а не сами расходы. Было по этому поводу и постановление ВХС. так что побороться сможете - смотря на что сошлются в акте проверки.
GALINA, не спешите паниковать, будете обжаловать решение налоговой, в этом всем есть один интересный ньюанс...ТТН не предусмотрены ни одни ДЕЙСТВУЮЩИМ на сегодня НПАwinking smiley)
вот просто интересно, на каком основании налоговая Вам снимет ВР по причине отсутсвия ТТН)))
если конечно у Вас есть акты вып.работ-т.к. перевозчики у Вас СПД ФО насколько поняла
КвАкушка Автор рядків:
-------------------------------------------------------
> Вообще-то если придерживаться инструкции (
> утверждена приказом 228/253 от 07.08.96), у Вас
> должно быть 2 экз. ТТН - 1-й и 3-й. В з-м - три
> печати и подписи - ваша, грузополучателя и
> перевозчика. имеено этот (3-й) экз. и будет
> подтверждать оказание услуги по перевозке.


вищезазначена інструкція на сьогодні не чинна.
Відповідно до Правил перевезень вантажів автомобільним транспортом в Україні (наказ Мінтрансу від 14 жовтня 1997 року N 363)
11.5. Товарно-транспортну накладну на перевезення вантажів автомобільним транспортом Замовник (вантажовідправник) повинен виписувати в кількості не менше чотирьох екземплярів. Замовник (вантажовідправник) засвідчує всі екземпляри товарно-транспортної накладної підписом і при необхідності печаткою (штампом).
....
11.6. Після прийняття вантажу згідно з товарно-транспортною накладною водій (експедитор) підписує всі її екземпляри.

11.7. Перший екземпляр товарно-транспортної накладної залишається у Замовника (вантажовідправника), другий - передається водієм (експедитором) вантажоодержувачу, третій і четвертий екземпляри, засвідчені підписом вантажоодержувача ( у разі потреби й печаткою або штампом) , передається Перевізнику.

11.8. У тих випадках, коли в товарно-транспортній накладній немає можливості перерахувати всі найменування вантажу, підготовленого для перевезення, до такої накладної Замовник додає документ довільної форми з обов'язковим зазначенням відомостей про вантаж (графи 1-10 товарно-транспортної накладної).

У цих випадках в товарно-транспортній накладній зазначається, що до неї додається як товарний розділ документ, без якого товарно-транспортна накладна вважається недійсною і не може використовуватись для розрахунків із Замовником.

разные мнения по поводу ТТН.
Я согласна с предыдущими мнениями КвАкушка, мона, что при наличии акта вып. р-т, договора, отстоять свои ВР можна...

Товарно-транспортная накладная и валовые расходы.
Можно ли разрубить гордиев узел?

Татьяна СУШАЛЬСКАЯ, редактор

Нормативная база



* Указ № 493
Указ Президента Украины от 03.10.92 г. № 493/92 «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти»

* Закон о прибыли
Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР

* Закон о бухучете
Закон Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»

* Постановление ВХСУ
Постановление ВХСУ от 17.02.2005 г. № 34/281а

* Правила перевозки
Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса Украины от 14.10.97 г. № 363

Вопрос о наличии товарно-транспортной накладной (ТТН) как документа, необходимого для оприходования товарно-материальных ценностей (ТМЦ), с завидной настойчивостью обсуждался на страницах различных изданий на протяжении нескольких последних лет. Отдельные государственные органы, ломая «бухгалтерское» представление об основаниях для оприходования ТМЦ, периодически напоминали об «эпохальном» значении ТТН для данного процесса, а независимые специалисты активно этому противостояли. В конце концов, дело дошло до суда (прецедент случился в г.Донецке), который, можно сказать, «дискредитировал» ТТН как обязательный документ в принципе, издав Постановление ВХСУ. Причем процесс «дискредитации» был осуществлен мастерски: в его основу был положен тот факт, что приказ Минтранса Украины и Минстата Украины от 29.12.95 г. № 488/346 «Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля» (далее — Приказ № 488/346), по которому применение ТТН по форме № 1-ТН является обязательным для всех субъектов предпринимательства, не зарегистрирован в Минюсте Украины1. При этом, по мнению ВХСУ, отсутствие такой регистрации само по себе является серьезным нарушением Указа № 493.
Напомним, что согласно ст.1 этого Указа с 01.01.93 г. нормативно-правовые акты, которые издаются, в частности, министерствами и затрагивают права, свободы и законные интересы граждан или имеют межведомственный характер, подлежат государственной регистрации. Согласно ст.2 Указа№ 493 органом государственной регистрации для нормативно-правовых документов министерств определен Минюст Украины. Только после регистрации в Минюсте упомянутые акты вступают в силу (через 10 дней после регистрации, если в самом нормативно-правовом акте не установлен более поздний срок).
Иными словами, все вышесказанное означает, что Приказ № 488/346 не имеет статуса нормативного документа, а значит, все его нормы не могут считаться обязательными к применению.
Похоже, что Госпредпринимательства не жалует ВХСУ либо ничего не знает о существовании Постановления ВХСУ. Иначе как объяснить появление очередного разъяснения этого ведомства — Письма № 61972? В нем Госпредпринимательства, основываясь на нормах целого ряда документов, в том числе Закона о бухучете3 и Закона о прибыли4, делает вывод: плательщик налога на прибыль не может включить в состав валовых расходов затраты, понесенные при приобретении ТМЦ без наличия ТТН (при перемещении ТМЦ автомобильным транспортом). Более того, она названа «единым для всех участников товарно-транспортного процесса юридическим документом, регулирующим списание товарно-материальных ценностей, учет в пути их перемещения, приходование, складской, оперативный и бухгалтерский учет, а также расчеты за перевозку груза и учет выполненной работы»5. В общем, в огороде — бузина, а в Киеве — дядька. Но, не опускаясь до огульной критики уважаемого ведомства, хотелось бы все же понять, с каких пор Госпредпринимательства считает себя органом, который вправе влиять на ведение не только налогового, но и бухгалтерского учета субъектами хозяйствования? По нашему мнению, это вопрос, мягко говоря, не в его компетенции. Напомним, что на протяжении нескольких последних лет даже в вопросе принадлежности ТТН к группе бланков строгой отчетности Госпредпринимательства высказывал противоположные мнения, периодически вводя в заблуждение налогоплательщиков6.
Но вернемся к Письму № 6197. Для того, чтобы «привязать» валовые расходы предприятий к наличию ТТН, Госпредпринимательства в данном письме прибегнул к анализу огромного количества документов. Так и хочется сказать: «смешались в кучу кони, люди…». Но, по нашему мнению, убедительным такой анализ назвать трудно. Итак, все по порядку.
Как пишет Госпредпринимательства, согласно пп.5.3.9 ст.5 Закона о прибыли расходы, не подтвержденные документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета, не относятся к составу валовых расходов. Но вся бухгалтерская общественность давно в курсе, что эта норма Закона «мертворожденная», поскольку не существует не только названных документов, но и самих правил налогового учета, которыми данные документы должны были быть предусмотрены (это к вопросу о компетентности комитета). Обращаем внимание: хотя статья 11 Закона о прибыли формально и называется «Правила ведения налогового учета», ее нормы касаются только дат увеличения валового дохода и валовых расходов.
Идем дальше. Действительно, в соответствии со ст.9 Закона о бухучете хозяйственные операции фиксируются в бухгалтерском учете предприятия на основании первичных документов. Те, в свою очередь, как подчеркивает Госпредпринимательства, составляются на бланках типовых форм, утвержденных Минстатом Украины, а также на бланках специализированных форм, утвержденных другими министерствами и ведомствами (п.2.7 Положения № 887). Через норму ст.3 Закона о бухучете о том, что бухучет является основой для налогового учета, можно «подтянуть» обязательность наличия первичных документов на бланках типовых и специализированных форм и для ведения налогового учета. Но ведь общеизвестным является тот факт, что далеко не все операции, зафиксированные на бланках упомянутых форм, в нем отражаются. С одной стороны, можно великолепно оформить хозяйственную операцию на бланке типовой формы, но не иметь возможности отразить ее в налоговом учете (если, к примеру, такая операция не связана с хозяйственной деятельностью предприятия с точки зрения Закона о прибыли). С другой стороны, без малейших опасений можно отразить в налоговом учете операцию, оформленную при помощи документа свободной формы, никаким ведомством не утвержденной (ярким примером служат акты предоставленных услуг, акты на списание испорченных товаров). То есть по вопросу, относящемуся к области первичного документооборота, можно сделать вывод, что:
- во-первых, далеко не все операции, оформленные документально в бухгалтерском учете, отражаются в налоговом учете;
- во-вторых, типовая или специализированная форма бланка первичного документа — не единственное основание для отражения (не отражения) хозяйственной операции в налоговом учете.
В поисках аргументов для связи валовых расходов и наличия ТТН, а также для укрепления ее «статуса» Госпредпринимательства обратился к нескольким документам, изданным Минтрансом Украины. Заглянем в них и мы.
Согласно Приказу № 488/346 форма ТТН является типовой, а применение ТТН по форме № 1-ТН — обязательным. При этом по состоянию на сегодняшний день эта форма уже не относится к бланкам строгой отчетности8. Но, как было сказано выше, существует Постановление ВХСУ, на основании которого нормы упомянутого приказа можно игнорировать. Госпредпринимательства напоминает нам также о том, что в соответствии со ст.48 Закона об автомобильном транспорте9 ТТН — это документ, на основании которого выполняются грузовые перевозки. Что ж, это логично, на транспорте должен быть порядок. Но можно с уверенностью сказать, что грузовые перевозки (даже при наличии ТТН) — это процесс, при котором наличие ТТН и оприходование или списание со счетов бухгалтерского учета предприятия тех или иных ТМЦ не взаимосвязаны.
Теперь обратимся к Правилам перевозки. Несмотря на то, что в них сделана попытка установить такую связь, обращаем внимание, что сами Правила перевозки изданы во исполнение Программы мер по обеспечению сохранности грузов, защиты их от хищений и безопасности пассажиров на транспорте, утвержденной постановлением КМУ от 05.01.95 г. № 710. Причем сама Программа разработана в соответствии с Государственной программой борьбы с преступностью, утвержденной Постановлением ВРУ от 25.06.93 г. и, в частности, во исполнение решения Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью от 18.02.94 г. № 12.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Идея поддержания порядка на транспорте, в том числе в части оформления соответствующей документации, проистекает из стремления соответствующих государственных структур иметь возможность знать: кто, куда, зачем перевозит груз и кому этот груз принадлежит. Другое дело, что при утверждении Правил перевозки Минтранс слегка переусердствовал в присвоении ТТН статуса, который она просто не может иметь в действующем законодательстве, регулирующем бухгалтерско-налоговую сферу. А Госпредпринимательства ему в этом «помог».
Замыкая рассматриваемую тему в некий аналитический «круг», вернемся к Постановлению ВХСУ, которое четко определило статус ТТН, и скажем: пусть она будет, но как документ, сопровождающий грузы, а не как документ, на основании которого предприятия должны строить свой учет в части отпускаемых (принимаемых) товарно-материальных ценностей.

________________________________________

1Упомянутый документ и по состоянию на сегодняшний день так и не прошел регистрацию в Минюсте Украины (прим. авт.).
2Опубликовано на с.11 (прим. ред.).
3Бухгалтерия. — 2005. — № 29. — С.13–17 (прим. ред.).
4Налоговая система. Хрестоматия: Сборник систематизированного законодательства. — 2006. — Вып.1. — C.72–122 (прим. ред.).
5Отметим, что приведенное определение «перекочевало» в Письмо № 6197 из Приказа 488/346, который уж точно не может определять, на основании каких документов предприятия должны осуществлять записи о хозяйственных операциях в бухгалтерском учете (прим. авт.).
6См., например, решения от 16.10.98 г. № 17-02/10, от 24.02.2006 г. № 27, а также письма от 10.10.2001 г. № 3-312/6108, от 19.12.2005 г. № 11107. Опубликованы: Бухгалтерия. — 2006. — № 14. — С.21 (прим. авт.).
7Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина Украины от 24.05.95 г. № 88 (прим. ред.).
8Этот момент (с историей вопроса) подробно расписан в Письме № 6197, и мы его рассматривать не будем, поскольку к теме статьи он не имеет отношения (прим. авт.).
9Закон Украины от 05.04.2001 г. № 2344-III «Об автомобильном транспорте» (прим. ред.).
10Причем факт «подчинения» Правил перевозки указанному постановлению отмечает сам Госпредпринимательства в письме от 19.12.2005 г. № 11107 (прим. авт.). ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПИСЬМО
от 08.08.2006 г. №6197
О ВАЛОВЫХ РАСХОДАХ БЕЗ ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНОЙ НАКЛАДНОЙ

Казалось бы, о валовых расходах и товарно-транспортной накладной (далее — ТТН) сказано все! Но, видимо, это не так, если все еще появляются письма государственных органов, выводы которых в головах бухгалтеров порождают новые сомнения. Очередное такое письмо перед вами. Его автор — Госкомпредпринимательства. Тема — связь между ТТН и валовыми расходами при получении услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом. Главный вывод Госкомпредпринимательства в комментируемом письме таков:
"…товарно-транспортная накладная относится к первичной тpaнспopтнoй дoкументaции, применение которой для всех субъектов хозяйственной деятельности независимо от форм собственности является обязательным.
С учетом указанного в случае отсутствия первичной транспортной документации, подтверждающей получение услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, в данном случае — товарно-транспортной накладной, плaтeльщик налога не имеет оснований отнести такие расходы в состав валовых затрат.
Должны заметить, такой же позиции придерживается и ГНАУ (см., например, консультацию в журнале "Вестник налоговой службы Украины" № 5 за 2006 год на стр. 33).
Давайте в очередной раз почитаем те же документы, на которые ссылаются и специалисты Госкомпредпринимательства, подготовившие рассматриваемое письмо, чтобы убедиться в правильности их подхода или, наоборот, опровергнуть его.
Согласно Закону Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (далее — Закон о прибыли) предприятие — плательщик налога на прибыль имеет право включить в валовые расходы стоимость транспортных услуг, если они:
1) предназначены для потребления в собственной хозяйственной деятельности (п. 5.1, пп. 5.2.1 Закона о прибыли);
2) подтверждены соответствующими расчетными, платежными и другими документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета (абз. 4 пп. 5.3.9 Закона о прибыли).
Судя по содержанию письма, первое из перечисленных условий у предприятия, задавшего вопрос, выполняется. А вот с выполнением второго… у него, похоже, нет ТТН (ну, или руководство до сих пор думает, нужна ли она). На самом ли деле без ТТН предприятию не видать валовых расходов? Мы считаем, это не так.
Известно всем, о правилах ведения налогового учета речь идет в ст. 11 Закона о прибыли. Но какого-то специального перечня подтверждающих документов он не предлагает. Поэтому по ст. 3 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-XIV(далее — Закон о бухучете) налоговая и другие виды отчетности, которые используют денежный измеритель, опираются на показатели бухучета.
По ст. 9 Закона о бухучете основанием для отражения хозопераций в бухучете служат первичные документы. Первичный документ — документ, который содержит сведения о хозяйственной операции и подтверждает ее осуществление (ст. 1 Закона о бухучете). Его обязательные реквизиты приведены в ст. 9 Закона о бухучете и в Положении о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденном приказом Минфина Украины от 24.05.95 г. № 88.
Проанализировав требования к первичным документам, сразу можно решить, что при автоперевозках применение ТТН обязательно. Более того, есть Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса Украины от 14.10.97 г. №363. Согласно им ТТН — единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, предназначенный для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы. Форма ТТН утверждена совместным приказом Минтранса и Минстата Украины "Об утверждении типовых форм первичного учета грузового автомобиля" от 29.12.95 г. № 488/346 (далее — приказ о ТТН). А в его п. 2 говорится: названные в нем формы первичного учета должны применять все субъекты хоздеятельности независимо от форм собственности.
Вот здесь внимание! Что бы там ни было написано в приказе о ТТН, он не имеет юридической силы. Причина проста. В своё время его не зарегистрировали в Минюсте, как того требует ст. 3 Указа Президента Украины "О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти" от 03.10.92 г. № 493/92 (далее — Указ Президента).
Получается, что приказ о ТТН не получил своего законного действия, и потому его вовсе не обязательно исполнять.
Справедливость нашего вывода подтверждают и имеющиеся на сегодня решения высших судебных инстанций Украины. Так, в определении от 06.03.01 г. по делу № 7/6 Высший арбитражный суд Украины постановил: "не зарегистрированный акт не вступает в силу независимо от продолжительности его существования во времени (при условии, что этот нормативно-правовой акт принят после вступления в силу Указа Президента Украины от 03.10.92 г. № 493/92)". В рассматриваемом случае приказ о ТТН принят позже, чем Указ Президента.
Идем далее. В постановлениях от 17.02.05 г. по делу № 34/281а и от 03.08.05 г. № 41/132а Высший хозяйственный суд Украины указал:
— ссылки ГНИ (ответчика) в акте проверки на приказ о ТТН не могут быть приняты во внимание, поскольку упомянутый приказ о ТТН в нарушение требований Указа Президента не был зарегистрирован в Минюсте Украины;
— на основании пп. 5.3.9 Закона о прибыли валовые расходы по транспортным услугам могут быть подтверждены счетами за такие услуги, платежными поручениями о перечислении средства за транспортные услуги, актами приемкисдачи выполненных работ по перевозке грузов и налоговыми накладными.
Тут можно добавить, что по п. 5.11 Закона о прибыли "установление дополнительных ограничений по отнесению расходов в состав валовых расходов налогоплательщика, кроме тех, которые указаны в этом Законе, не разрешается".
Таким образом, если у предприятия транспортные услуги подтверждены любым из документов, перечисленных в пп. 5.3.9 Закона о прибыли, у него есть валовые расходы и без ТТН.
В завершение нашего комментария остается лишь выразить искреннее сожаление о том, что, как видим из опубликованного выше письма, Госкомпредпринимательству нравится приказ о ТТН таким, каким он есть (т. е. без должной регистрации в Минюсте), что она поддерживает фискальный подход и не обращает никакого внимания на имеющуюся судебную практику.
Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в пределах компетенции рассмотрел обращение <...> относительно статуса товарно-транспортной накладной и необходимости ее применения согласно требованиям Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий", и сообщает следующее.
Согласно нормам подпункта 5.2.1 пункта 5.2 статьи 5 Закона Украины от 28.12.94 г. № 334/94-ВР "О налогообложении прибыли предприятий" (в редакции Закона Украины от 22.05.97 г № 283/97-ВР) (далее - Закон о прибыли) плательщик налога относит в состав валовых затрат суммы любых расходов, уплаченные (начисленные) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда, в том числе расходы на приобретение электрической энергии (включая реактивную), с учетом ограничений, установленных пунктами 5.3 — 5.7 данной статьи. Вместе с тем в подпункте 5.3.9 пункта 5.3 статьи 5 Закона о прибыли указано, что какие-либо расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета, не относятся в состав валовых затрат.
ГОСКОМПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НЕ ВИДИТ ВАЛОВЫХ РАСХОДОВ БЕЗ ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНОЙ НАКЛАДНОЙ
Проведение любой хозяйственной операции предприятия фиксируется и подтверждается первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. В свою очередь, в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" на данных бухгалтерского учета основываются финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности. То есть первичные документы по отражению хозяйственных операций являются основой и для налогового учета.
Согласно пункту 2.7 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина Украины от 24.05.95 г. № 88, первичные документы составляются на бланках типовых форм, утвержденных Минстатом Украины, а также на бланках специализированных форм, утвержденных министерствами и ведомствами Украины.
Типовые формы первичного учета работы грузового автомобиля, в частности типовая форма товарно-транспортной накладной, утверждены совместным приказом Минтранса Украины, Минстата Украины от 29.12.95 г. № 488/346 "Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля" (с изменениями и дополнениями). В соответствии с пунктом 2 указанного приказа применение указанных форм первичного учета всеми субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности является обязательным.
В соответствии с Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденными приказом Минтранса Украины от 14.10.97 г. № 363 (далее — Правила перевозки), товарно-транспортная накладная — единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, предназначенный для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы.
Кроме того, подпунктом 11.1 пункта 11 Правил перевозки определено, что товарно-транспортные накладные и путевые листы грузового автомобиля являются основными документами на перевозку грузов. Также Правилами перевозки определяется, каким образом, в скольких экземплярах оформляются товарно-транспортные накладные, кем они подписываются и т. п.
До начала 2006 года бланки товарно-транспортной накладной определялись в качестве бланков строгой отчетности, поскольку такое требование содержалось в совместном приказе Министерства статистики Украины и Министерства транспорта Украины от 07.0836 №228/253 "Об утверждении Инструкции, о порядке изготовления, хранения, применения единой первичной транспортной документации для перевозки грузов автомобильным транспортом и учета транспортной работы" (далее — Инструкция).
24 февраля 2006 года Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства принял решение № 27 "О необходимости устранения нарушений Государственным комитетом статистики Украины, Министерством транспорта и связи Украины принципов государственной регуляторной политики согласно требованиям Закона Украины от 11.09.2003 N81160-IV "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности", в котором предложил отменить нормы касательно отнесения товарно-транспортной накладной к бланкам строгого учета, как не соответствующие принципам государственной регуляторной политики и приводящие к созданию препятствий в осуществлении хозяйственной деятельности в сфере грузоперевозок автомобильным транспортом.
На основании данного решения Инструкция была исключена из Государственного реестра нормативно-правовых актов 31 мая 2006 года согласно заключению Министерства юстиции Украины от 15.052006 г. № 10/68, а в Правила перевозки были внесены изменения согласно приказу Минтранса Украины от 22.05.2006 г. № 493 — пункт 11.2 "Товарно-транспортные накладные и путевые листы грузового автомобиля относятся к документам строгой отчетности, изготовляемым типографским способом с учетной серией и номером" — исключен. Таким образом, было отменено требование относительно определения товарно-транспортной накладной в качестве бланка строгой отчетности. Никаких других изменений в вышеперечисленные или другие нормативно-правовые документы относительно необходимости применения товарно-транспортной накладной не вносилось. Обращаем также внимание на то, что в соответствии со статьей 48 Закона Украины от 05.04.2001г. №2344-III «Об автомобильном транспорте» автомобильные перевозчики, водители должны иметь и предъявлять лицам, уполномоченным осуществлять контроль на автомобильном транспорте и в сфере безопасности дорожного движения, документы, на основании которых выполняют грузовые перевозки. Для водителя такими документами являются: удостоверение водителя соответствующей категории, регистрационные документы на транспортное средство, лицензионная карточка, путевой лист, товарно-транспортная накладная или другой определенный законодательством документ на груз, другие документы, предусмотренные законодательством Украины.
Таким образом, товарно-транспортная накладная относится к первичной транспортной документации, применение которой для всех субъектов хозяйственной деятельности независимо от форм собственности является обязательным.
C учетом указанного в случае отсутствия первичной "транспортной документации, подтверждающей получение услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, в данном случае — товарно-транспортной накладной, плательщик налога не имеет оснований отнести такие расходы в состав валовых затрат.
№ 118 (1272) 11 декабря 2006
У Госкома мнение было другое (см. выше),
но

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА


ГНИ провела внеплановую документальную проверку предприятия по соблюдению требований налогового законодательства при исчислении и уплате НДС и налога на прибыль за период с 15.06.2000 г. по 31.12.2003 г. Налоговая считает, что предприятие, нарушив Закон Украины
«О налогообложении прибыли предприятий» (далее — Закон о прибыли), отнесло к составу валовых расходов суммы транспортных услуг, не подтвержденные соответствующими документами — товарно-транспортными накладными, путевыми листами грузового автомобиля. Кроме того, по мнению сотрудников налоговой службы, это привело к неправомерному отнесению к составу налогового кредита сумм НДС, уплаченных при оплате транспортных услуг. Предприятие считает такую позицию ГНИ ошибочной.

Действительно, использование указанных документов предусмотрено п.2 приказа Минтранспорта и Минстата от 29.12.95 г. № 488/346 «Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля» (далее — приказ № 488/346). Согласно данному пункту применение товарно-транспортных накладных формы № 1-ТН обязательно для всех субъектов хозяйственной деятельности. К тому же статьей 62 Закона Украины от 05.04.2001 г. № 2344-III «Об автомобильном транспорте»1 закреплена обязанность заказчика перевозки груза обеспечить своевременное и полное оформление документов на перевозку груза. Учитывая отсутствие таких накладных, ГНИ пришла к выводу, что предприятие безосновательно отнесло расходы по оплате транспортных услуг к составу валовых расходов.
В то же время существуют весомые аргументы в пользу предприятия-заказчика, в частности:
- предоставление транспортных услуг подтверждено соответствующими расчетными, платежными и другими первичными документами (в том числе счетами за транспортные услуги, платежными поручениями об оплате транспортных услуг, актами сдачи-приемки выполненных работ, подтверждающими предоставление транспортных услуг, налоговыми накладными). Операции по приобретению транспортных услуг отражены в книге приобретения товаров. Все эти документы были представлены предприятием для проверки;
- согласно пп.5.3.9 ст.5 Закона о прибыли валовые расходы должны быть подтверждены соответствующими расчетными, платежными и другими документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета;
- в соответствии с пп.11.2.1 ст.11 Закона о прибыли датой увеличения валовых расходов производства (обращения) считается дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит какое- либо из событий, произошедшее ранее: либо дата списания денежных средств с банковских счетов плательщика налога на оплату товаров (работ, услуг), а в случае их приобретения за наличность — день их выдачи из кассы плательщика налога; либо дата оприходования плательщиком налога товаров, а для работ (услуг) — дата фактического получения плательщиком налога результатов работ (услуг). Следует отметить, что п.5.102 ст.5 Закона о прибыли запрещено устанавливать дополнительные ограничения по отнесению расходов к составу валовых, кроме указанных в этом Законе;
- право предприятия на налоговый кредит подтверждено надлежаще оформленными налоговыми накладными транспортных организаций. Эти накладные были проверены органами ГНС (согласно актам проверок указанных предприятий в спорный период они были зарегистрированы в качестве плательщиков НДС и нарушения правил ведения налогового учета по НДС и налогу на прибыль во взаимоотношениях с оштрафованным предприятием не были установлены);
- ссылки ГНИ на нарушение предприятием п.2 приказа № 488/346 относительно подтверждения транспортных услуг товарно-транспортными накладными и путевыми листами соответствующей формы не могут быть приняты во внимание, поскольку данный приказ не был в установленном законом порядке зарегистрирован в Минюсте Украины;
- доводы ГНИ о недоказании предприятием факта наличия у предприятий, предоставлявших транспортные услуги, соответствующих лицензий на осуществление перевозки грузов, не могут быть приняты во внимание, поскольку установление указанных фактов не входит в предмет доказывания по данному делу. Предметом спора является правомерность отнесения расходов предприятия по оплате транспортных услуг к валовым расходам.
Высший хозяйственный суд Украины решил: представленные предприятием первичные документы подтверждают правомерное отнесение расходов по оплате транспортных услуг к составу валовых расходов (постановление от 17.02.2005 г. по делу № 34/281а). В возбуждении производства по пересмотру постановления отказано определением Судебной палаты по хозяйственным делам Верховного Суда Украины от 10 мая 2005 года.
________________________________________


1В новой редакции этого Закона такая обязанность заказчика закреплена в ст.51 (прим. ред.).
2Сейчас это п.5.11 (прим. ред.).
Интересно. А если покупатель сам заказывает перевозчика?
В таком случае отправитель вообще кроме накладной ниче не виписивает?
yupiter Автор рядків:
-------------------------------------------------------
> Интересно. А если покупатель сам заказывает
> перевозчика?
> В таком случае отправитель вообще кроме накладной
> ниче не виписивает?


Зависит от условий поставки. Если условие поставки - самовывоз - продавец ТТН не выписывает даже если он оплачивает транспорт.имхо
Добрый день!!! Скажите пожалуйста может ли в ТТН быть Замовник, Вантажовідправник, Вантажоодержувач в одном лице?

Спасибо.
mona Автор строк:
-------------------------------------------------------
вот просто интересно, на каком основании налоговая
> Вам снимет ВР по причине отсутсвия ТТН)))
> если конечно у Вас есть акты вып.работ-т.к.
> перевозчики у Вас СПД ФО насколько поняла



Перевіркою встановлено :
1. п.п.5.3.9 п.5.3 ст.5 Закону України “Про оподаткування прибутку підприємств” від 28.12.1994р. №334/94-ВР в редакції від 22.05.1997р. за №283/97-ВР, із змінами та доповненнями, встановлено, що „ ... не належать до складу валових витрат будь-які витрати , не підтверджені відповідними розрахунковими , платіжними та іншими документами, обов’язковість ведення і зберігання яких передбачено правилами ведення податкового обліку.”, Проведення будь-якої господарської операції підприємства фіксується і підтверджується первинними документами, на підставі яких ведеться бухгалтерський облік. Відповідно до ч. 2 ст. 3 Закону України від 16.07.99 р. № 996 «Про бухгалтерський облік і фінансову звітність в Україні» на даних бухгалтерського обліку ґрунтуються фінансовий, податковий, статистичний і інший види звітності. Первинні документи по відображенню господарських операцій є основою і для податкового обліку.
Відповідно до Правил перевезень вантажів автомобільним транспортом в Україні, затвердженими наказом Мінтрансу України від 14.10.97 р. № 363 (далі – Правила перевезень), товарно-транспортна накладна – єдиний для всіх учасників транспортного процесу юридичний документ, призначений для списання товарно-матеріальних цінностей, обліку на шляху їхнього переміщення, оприбуткування, складського, оперативного і бухгалтерського обліку, а також для розрахунків за перевезення вантажу й обліку виконаної роботи. Пп. 11.1 п. 11 Правил перевезень визначено, що товарно-транспортні накладні і шляхові аркуші вантажного автомобіля є основними документами на перевезення вантажів.
Перевіркою встановлено віднесення до валових витрат ,витрати на транспортування товарів на підставі актів виконаних робіт без належного підтвердження первинними документами ( товарно-транспортні накладні до перевірки не надано), а саме :
По угоді від ----------. № ------- з ТОВ --------- за перевіряємий період на суму 119372 грн., у т.ч. на суму 62154грн. у 3 кв.2008р., на суму 57218грн. у 4 кв.2008р.

Бухгалтерська проводка: Дт91 Кт3772

Також Правилами перевезень визначається порядок виписки ТТН. Зокрема, пп. 11.5 п. 11 Правил перевезень передбачено, що ТТН замовник (відправник вантажу) повинний виписувати в кількості не менш чотирьох екземплярів. Замовник (відправник вантажу) засвідчує всі екземпляри ТТН підписом і печаткою (штампом). При цьому в разд. 1 «Терміни і поняття» Правил перевезень визначено, що замовником може виступати не тільки відправник вантажу, але і вантажоодержувач.



И доказывайте в суде свою правотуsmiling smiley))))



Люблю тебя, моя страна
Еще кусок


Перевіркою встановлено віднесення до складу валових витрат ,витрати на транспортування товарів по товарно-транспортним накладним , на яких відсутні підпис та печатка одержувача ( замовника ) на загальну суму 84566грн. за перевіряємий період (до перевірки надано товарно-транспортні накладні без підписі та печатки), а саме у :



Люблю тебя, моя страна
З приводу віднесення до ВВ без ТТН є ще одна стаття:
[www.vs.com.ua]
мдя... щойно ще раз перечитала порядок заповнення ТТН і не знайшла вимоги, що перевізник ставить печатку на ТТН...
якщо можна, процитуйте той пункт де таке вказано... і в самому бланку ТТН не вказано про печатку....
Консультують фахівці Держадміністрації автотранспорту.
У листі спеціалісти Держадміністрації автотранспорту для правильного заповнення первинної транспортної документації рекомендують керуватись положеннями Інструкції про порядок виготовлення, зберігання, застосування єдиної первинної транспортної документації для перевезення вантажів автомобільним транспортом та обліку транспортної роботи, затвердженої спільним наказом Мінстату та Мінтрансу України від 07.08.96 р. № 228/253, далі — Інструкція № 228/253 (незважаючи на те, що Держкомпідприємництва призупинив дію згаданого наказу).
Такої самої думки і Держкомстат (див. лист від 13.10.2000 р. № 08-01-8/93), який зазначає, що Інструкція № 228/253 не обов’язкова для виконання. Вона має рекомендаційний характер до прийняття нового порядку організації обліку перевезення вантажів автомобільним транспортом.
Лист Мінтрансу від 21.04.10 р. № 1802-04/09/19-10.

нема порядку, нема ТТН ... smiling smiley
Список форумів Список тем Нова темаПопередня тема Наступна тема
Вибачте, тільки зареєстровані користувачі можуть писати в цьому форумі.

Авторизуватись



Повідомлення, розміщені на форумах ДК-порталу, відображають лише особисту позицію авторів повідомлень.
Адміністрація форумів не несе відповідальності за їх зміст.

© 2023 "Дебет-Кредит", український бухгалтерський портал, web_dk [ @ ] gc.com.ua





0.00041999999999998