ХКУ:
Стаття 316. Договір транспортного експедирування
1. За договором транспортного експедирування одна сторона
(експедитор) зобов'язується за плату і за рахунок другої сторони
(клієнта)
виконати або
організувати виконання визначених договором
послуг, пов'язаних з перевезенням вантажу.
Договором транспортного експедирування може бути встановлений
обов'язок експедитора
організувати перевезення вантажу транспортом
і за маршрутом, вибраним експедитором або клієнтом, укладати від
свого імені або від імені клієнта договір перевезення вантажу,
забезпечувати відправку і одержання вантажу, а також виконання
інших зобов'язань, пов'язаних із перевезенням.
Т.е., экспедитор не предоставляет услугу по перевозке, а только организовует ее для заказчика. Если вы не станете спорить с тем, что услугу предоставляет перевозчик заказчику, то можно сделать вывод, что
заказчик получает услугу по перевозке от перевозчика, а по экспедиторскому обслуживанию - от экспедитора. Кроме того, плата экспедитору является существенным условием договора ТЭО, поэтому в акте и счете (либо в договоре) должна выноситься отдельной строкой. Остальное - суммы, уплаченные экспедитором лицам, которые реально оказывали услуги (погрузка, транспортные и т.д.) Если станете спорить с этим выводом из нормы - нужно обсуждать отдельно.
Если согласиться с выводом из прошлого абзаца, то запрет из НКУ на отнесение сумм расходов по услугам, полученных от такого перевозчика (или поставщика других услуг, организованных, а не оказанных экспедитором в рамках договора ТЭО), является прямым, т.к. в норме возможность отнесения сумм на расходы ставится в зависимость от приобретения товара у ЧПЕН, а не перечислению денег такому предпринимателю:
139.1.12. витрати, понесені у зв’язку із придбанням товарів (робіт, послуг) та інших матеріальних і нематеріальних активів у фізичної особи – підприємця, що сплачує єдиний податок (крім витрат, понесених у зв’язку із придбанням робіт, послуг у фізичної особи – платника єдиного податку, яка здійснює діяльність у сфері інформатизації);
И даже если в цепочке задействовано 10 экспедиторов (или комиссионеров, поверенных), то запрет остается актуальным вне зависимости от их количества. Другой вопрос - как это будет проверяться. Для проверки существует CMR (в международных перевозках) и ТТН (в перевозках по территории Украины), в которых обязательно указывается перевозчик, причем не указывается никто из цепочки посредников.