Головна порталу Дт-Кт  
Головна ДКНовиниПублікації ДКПередплатаДовідникиБланки, формиКонсультаціїДокументи


Розширений пошук по форуму

Налоговый кредит

Відправлено користувачем tyulya 
Список форумів Список тем Нова темаПопередня тема Наступна тема
Налоговый кредит
Предприятие начало вести хоз.деятельность в 2009г. В 2010г. было куплено помещение, возник налоговый кредит в сумме 40т.грн., который был отражен в 24 рядке декларации по НДС. В связи отсутствием финансирования в 2011-2013г.г. деятельность не велась, проводилась одна операция за 12мес. по уменьшению налогового кредита, чтобы не сняли св-во НДС. Теперь звонит налоговая и настаивает на том, чтобы снять с нас налоговый кредит в связи с "истечением срока давности" (1095 дней). Подскажите как быть?
Re: Налоговый кредит
Опубликовано в Бухгалтерии N15 (1002) от 9 АПРЕЛЯ 2012 года
НДС

Консультируют Независимые эксперты

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПО НДС И СРОК ДАВНОСТИ

Из строки 24 декларации по НДС налоговики исключили суммы отрицательного значения за 2007 год, ссылаясь на то, что истек срок давности (1095 дней). Правда ли, что по истечении трех лет сумма отрицательного значения пропадает?




В соответствии со ст.102 НКУ срок давности в 1095 дней устанавливается для предоставления контролирующему органу права самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика в случаях, определенных данным Кодексом. Этот срок истекает на 1095-й день, следующий за последним днем предельного срока представления налоговой декларации и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была представлена позднее, — за днем ее фактического представления. Если в течение указанного срока контролирующий орган не определяет сумму денежных обязательств, налогоплательщик считается свободным от такого денежного обязательства, а спор по такой декларации и/или налоговому уведомлению не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке. Срок давности в 1095 дней начинает свое течение также со дня представления уточняющего расчета к налоговой декларации, если таковой представлялся.
В п.44.3 ст.44 НКУ определено, что налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не менее 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредставления — с предусмотренного в НКУ предельного срока представления такой отчетности.
Кроме того, срок в 1095 дней установлен в ст.43 НКУ и для подачи заявления о возврате ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств. Он начинает свое течение со дня возникновения ошибочно и/или излишне уплаченной суммы.
Согласно пп.14.1.115 ст.14 НКУ излишне уплаченные денежные обязательства — это суммы денежных средств, которые на определенную дату зачислены в соответствующий бюджет сверх начисленных сумм денежных обязательств, предельный срок уплаты которых наступил на такую дату. А в пп.14.1.182 ст.14 НКУ ошибочно уплаченные денежные обязательства определены как суммы денежных средств, которые на определенную дату поступили в соответствующий бюджет от юридических лиц (их филиалов, отделений, других обособленных подразделений, не имеющих статуса юридического лица) или физических лиц (которые имеют статус субъектов предпринимательской деятельности или не имеют такого статуса), не являющихся плательщиками таких денежных обязательств.
В строке 24 декларации по НДС, форма которой утверждена приказом МФУ от 25.11.2011 г. № 1492, отражается остаток отрицательного значения, который после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего налогового периода (строка 22 - строка 23). Значение этой строки переносится в строку 21.2 декларации следующего отчетного (налогового) периода.
В соответствии с п.200.7 ст.200 НКУ налогоплательщик, имеющий право на получение бюджетного возмещения и принявший решение о возврате суммы бюджетного возмещения, представляет соответствующему органу государственной налоговой службы налоговую декларацию и заявление о возврате суммы бюджетного возмещения, которая отражается в налоговой декларации. В течение 30 календарных дней, следующих за предельным сроком получения налоговой декларации, налоговый орган проводит камеральную проверку заявленных в ней данных. А при наличии достаточных оснований, свидетельствующих, что расчет суммы бюджетного возмещения был произведен с нарушением норм налогового законодательства, налоговый орган имеет право провести документальную внеплановую выездную проверку плательщика для определения достоверности начисления такого бюджетного возмещения в течение 30 календарных дней, следующих за предельным сроком проведения камеральной проверки.
В п.200.14 ст.200 НКУ установлено, что в случае выяснения по результатам проведения проверок факта, по которому налогоплательщик не имеет права на получение бюджетного возмещения, орган ГНС направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором указываются основания отказа в предоставлении бюджетного возмещения.
Других оснований исключения суммы из бюджетного возмещения НКУ не предусматривает.
Согласно п.200.23 ст.200 НКУ суммы НДС, не возмещенные плательщикам в течение определенного указанной статьей срока, считаются задолженностью бюджета по возмещению налога на добавленную стоимость. На сумму такой задолженности начисляется пеня на уровне 120 процентов учетной ставки Национального банка Украины, установленной на момент возникновения пени, в течение срока ее действия, включая день погашения.
Таким образом, суммы бюджетного возмещения, отраженные в строке 23 декларации по НДС, не являются суммами налоговых обязательств или же излишне либо ошибочно уплаченными налоговыми обязательствами, на которые распространяется срок давности в 1095 дней, установленный НКУ. К тому же этот срок давности предусмотрен НКУ для совершения определенных юридических действий налогоплательщиком: подача заявления, обжалование налогового решения и т.п.
Что касается остатка отрицательного значения, который отражается в строке 24 декларации по НДС и после бюджетного возмещения включается в состав налогового кредита следующего налогового периода, то следует отметить, что он возникает в результате совершения определенных юридических действий плательщиком налога, то есть является следствием таких действий, а не влечет их. И поэтому устанавливать срок для совершения каких-то действий плательщиком НДС, право на бюджетное возмещение которого уже подтверждено самими налоговиками, нет ни смысла, ни логики, поскольку все необходимые действия для этого уже совершены.
В соответствии с частью второй ст.19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основе, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины. Учитывая, что ни Конституцией, ни НКУ, ни другими законами Украины к полномочиям органов ГНС не отнесено право исключать суммы невозмещенного НДС из строки 24 декларации по НДС, следует признать, что действия налоговиков по исключению таких сумм из строки 24 декларации вследствие истечения срока в 1095 дней являются неправомерными1.

Александр ЕФИМОВ, доцент кафедры гражданского и трудового права Киевского национального экономического университета им.В.Гетьмана, к.ю.н.

1См. также письмо ГНСУ от 12.01.2012 г. № 808/7/15-3417-16. Опубликовано: Бухгалтерия. — 2012. — № 11. — C.51 (прим. ред.).
Re: Налоговый кредит
Применение сроков давности для бюджетного возмещения и отрицательного значения по НДС
печать в закладки

Виталий
Смердов


1

рейтинг профессионала


Как известно, для превращения отрицательного значения по НДС в бюджетное возмещение законодательство требует соблюдения определенных условий. Сделать это получается не всегда и не у всех, а потому нередко такое отрицательное значение продолжает числиться в учете в течение длительного времени — как раз о последнем мы и поговорим в данной статье. Также в статье рассмотрен вопрос о сроке для заявления бюджетного возмещения и продолжительности его учета.

Газета «Налоги и бухгалтерский учёт»
№ 70 от 30 августа 2012р.






1. Сроки давности для отрицательного значения

Если сумма отрицательного значения не удовлетворяет условиям для включения в бюджетное возмещение, то она направляется в уменьшение налоговых обязательств следующих отчетных периодов, в частности заносится в строку 24 декларации по НДС. При этом в связи с тем, что такое состояние может продолжаться довольно долго (в том числе свыше 1095 дней), возникает вопрос: в течение какого периода времени разрешается отражать данную сумму в учете?

Первое, что заслуживает внимания в этой части, — ни НКУ, ни Порядок № 1492 не устанавливают предельных сроков для учета отрицательного значения по НДС. Таким образом, в общем случае, плательщик вправе отражать его в строке 24 декларации в течение любой продолжительности времени, в том числе свыше 1095 дней с момента возникновения. Что важно: с таким подходом солидарны и налоговики (см. письмо ГНСУ от 12.01.2012 г. № 808/7/15-3417-16). В то же время такой подход неоспорим лишь в ситуациях, когда стороны выполнили взаимные обязательства по договору. Для остальных случаев необходимо сделать определенные замечания.



1.1. Полученные, но не оплаченные товары/услуги

Если расчеты не осуществлены до истечения исковой давности (заметьте: не 1095 календарных дней, а именно исковой давности в понимании ч. 1 ст. 256 ГКУ), то, по мнению ГНСУ, в периоде ее истечения плательщик должен откорректировать соответствующую сумму налогового кредита (см. письмо от 06.04.2012 г. № 10155/7/15-3417-03). Свой вывод налоговики обосновывают тем, что товары/услуги, «входной» НДС по которым был поставлен в налоговый кредит, в данной ситуации якобы признаются полученными бесплатно. Причем, судя по разъяснениям в Единой базе налоговых знаний (разделы 130.25, 130.23), подобную корректировку следует проводить на основании бухгалтерской справки с отражением, как правило, в строке 10.1 декларации (заметьте, что в таком случае в нее может быть внесено отрицательное значение). Кроме того, такая корректировка отражается и в разделе II Реестра выданных и полученных налоговых накладных: в ее графе 5 указывается «БО», в графах 6-7 — собственные наименование и ИНН плательщика, в графах 9-10 — сумма, подлежащая корректировке со знаком «-», а в графах 13-14 — эта же сумма, но со знаком «+».

Но, разумеется, подобный подход противоречит законодательству. Такие товары/услуги нельзя считать полученными бесплатно как минимум по трем причинам.

Во-первых, п.п. 14.1.13 НКУ содержит исключительный перечень оснований, при возникновении которых для целей налогового учета (кроме единого налога, в контексте которого такой перечень установлен п. 292.3 НКУ) товары/услуги признаются полученными бесплатно. При этом истечение исковой давности по кредиторской задолженности за неоплаченный товар/услугу среди таких оснований не названо.

Во-вторых, покупатель получил товар/услугу от продавца по оплатному договору, причем само по себе истечение исковой давности по кредиторской задолженности не лишает должника и кредитора статуса таковых: в частности, кредитор все так же вправе требовать от покупателя оплаты отгруженного товара/предоставленной услуги, а должник остается обязанным его оплатить.

В-третьих, в отношении налога на прибыль налоговики признают, что не оплаченные по истечении исковой давности товары не считаются бесплатно полученными (см. Обобщающую налоговую консультацию по порядку списания кредиторской задолженности за неоплаченные товары, утвержденную приказом ГНСУ от 05.07.2012 г. № 576 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 58, с. 14). В связи с этим считаем, что в части НДС должен применяться тот же принцип*.

* Хотя предупреждаем, что иногда налоговики в контексте одних и тех же ситуаций (например, в вопросе «хозяйственности» рекламных раздач) для налога на прибыль и НДС выдвигают различные выводы (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 60, с. 12).

Таким образом, можем заключить, что товары/услуги, кредиторская задолженность по которым превратилась в безнадежную, все равно должны считаться приобретенными, а потому налоговый кредит, сформированный при их получении, должник не теряет (конечно, при соблюдении условий для его формирования).



1.2. Оплаченные, но не полученные товары/услуги

В данной ситуации покупатель вправе поставить сумму «входного» НДС в состав бюджетного возмещения, но лишь при условии, что он не подпадает под запреты из п. 200.5 НКУ. В противном случае сумма отрицательного значения направляется в уменьшение налоговых обязательств будущих отчетных периодов, в частности в строку 24 декларации.

При этом, если срок, в течение которого отражается рассматриваемая дебиторская задолженность, превышает исковую давность (в понимании ч. 1 ст. 256 ГКУ), то для целей НДС объект налогообложения исчезает. В связи с этим плательщик должен откорректировать отраженный ранее налоговый кредит. По нашему мнению, это можно сделать при помощи условной поставки (см. об этом в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 86, с. 7). В то же время считаем, что не должно быть ошибкой и применение корректировки, предложенной налоговиками (см. выше).



2. Сроки давности для бюджетного возмещения



2.1. Срок для заявления отрицательного значения к бюджетному возмещению

Плательщик, учитывающий отрицательное значение по НДС, которое он по тем или иным причинам не имел права включить в бюджетное возмещение, при получении такого права может заявить его сумму к бюджетному возмещению — причем вне зависимости от сроков, прошедших с момента формирования отрицательного значения, в том числе если они превышают 1095 дней (с учетом вышеизложенного). При этом заметьте, что ограничение, установленное п. 102.5 НКУ (относительно того, что бюджетное возмещение может быть заявлено лишь в течение 1095 календарных дней с момента возникновения права на его получение), в данной ситуации не действует. Связано это с тем, что указанный в нем срок начинает отсчитываться с момента получения права на бюджетное возмещение, в то время как плательщик такого права не имел. К аналогичному выводу приводит и системное прочтение писем ГНСУ от 12.01.2012 г. № 808/7/15-3417-16 и от 06.04.2012 г. № 10155/7/15-3417-03).



2.2. Срок для учета бюджетного возмещения, заявленного в уменьшение НДС-обязательств будущих отчетных периодов

Законодательно срок для отражения в учете бюджетного возмещения, заявленного в уменьшение НДС-обязательств будущих отчетных периодов (строка 23.2 декларации), не установлен. Таким образом, плательщик вправе учитывать данную сумму в течение любой продолжительности времени, в том числе свыше 1095 дней. Причем относительно бюджетного возмещения, сформированного в докодексный период, данный факт подтверждался как разъяснениями налоговиков (см. письмо ГНАУ от 30.12.2005 г. № 26335/7/16-1217), так и решениями судов (см. постановление ВСУ от 06.02.2012 г.). В свою очередь, ввиду того что нормативное регулирование вопроса о сроках для заявления и учета бюджетного возмещения с того момента не изменилось, считаем, что эти же выводы справедливы и для настоящего времени.


Re: Налоговый кредит
Спасибо, а как же последний абзац?
[chp.com.ua]
ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА СЛУЖБА УКРАЇНИ

ЛИСТ

від 13.09.2012 N 1868/0/61-12/15-3115 (61/0/21-12/15-3110)

Державна податкова служба України розглянула лист <…> щодо надання роз’яснення стосовно податкового обліку при зменшенні податкових зобов’язань з податку на додану вартість при наявності суми від’ємного значення або суми бюджетного відшкодування, які виникли у попередніх звітних (податкових) періодах, і в межах компетенції повідомляє.

Згідно зі статтею 200 Податкового кодексу України від 02.12.2010 р. № 2755-VI (далі – Кодекс) сума податку, що підлягає сплаті (перерахуванню) до Державного бюджету України або бюджетному відшкодуванню, визначається як різниця між сумою податкового зобов’язання звітного (податкового) періоду та сумою податкового кредиту такого звітного (податкового) періоду. При позитивному значенні суми, розрахованої згідно з пунктом 200.1 статті 200 Кодексу, така сума підлягає сплаті (перерахуванню) до бюджету у строки, встановлені розділом V Кодексу (пункт 200.2 статті 200 Кодексу).

При від’ємному значенні суми, розрахованої згідно з пунктом 200.1 статті 200 Кодексу, така сума враховується у зменшення суми податкового боргу з податку, що виник за попередні звітні (податкові) періоди (у тому числі розстроченого або відстроченого відповідно до Кодексу), а в разі відсутності податкового боргу – зараховується до складу податкового кредиту наступного звітного (податкового) періоду (пункт 200.3 статті 200 Кодексу).

Згідно з пунктом 200.4 статті 200 Кодексу, якщо в наступному податковому періоді сума, розрахована згідно з пунктом 200.1 статті 200 Кодексу, має від’ємне значення, то:

а) бюджетному відшкодуванню підлягає частина такого від’ємного значення, яка дорівнює сумі податку, фактично сплаченій отримувачем товарів/послуг у попередніх та звітному податкових періодах постачальникам таких товарів/послуг або до Державного бюджету України, а в разі отримання від нерезидента послуг на митній території України – сумі податкового зобов’язання, включеного до податкової декларації за попередній період за отримані від нерезидента послуги отримувачем послуг;

6) залишок від’ємного значення попередніх податкових періодів після бюджетного відшкодування включається до складу сум, що відносяться до податкового кредиту наступного податкового періоду.

Платник податку може прийняти самостійно рішення про зарахування в повному обсязі належної йому суми бюджетного відшкодування або її частини у зменшення податкових зобов’язань з цього податку, що виникли протягом наступних звітних (податкових) періодів, за наявності умов, передбачених пунктом 200.4 статті 200 Кодексу.

Зазначене рішення відображається платником податку у податковій декларації, яку він подає за результатами звітного (податкового) періоду, в якому виникає право на подання заяви про отримання бюджетного відшкодування згідно з нормами цієї статті. У разі прийняття такого рішення зазначена сума не враховується при розрахунку сум бюджетного відшкодування наступних звітних (податкових) періодів.

Отримана податкова звітність платника підлягає перевірці в терміни, визначені Кодексом (пункт 200.10 статті 200 Кодексу).

Якщо за результатами перевірки орган державної податкової служби виявляє невідповідність суми бюджетного відшкодування сумі, заявленій у податковій декларації, то такий орган у разі заниження заявленої платником податку суми бюджетного відшкодування щодо суми, визначеної органом державної податкової служби за результатами перевірок, надсилає платнику податку податкове повідомлення, в якому зазначаються сума такого заниження та підстави для її вирахування.

У цьому випадку вважається, що платник податку добровільно відмовляється від отримання такої суми заниження як бюджетного відшкодування та враховує її згідно з пунктом 200.6 статті 200.6 Кодексу у зменшення податкових зобов’язань з цього податку в наступних податкових періодах (пункт 200.14 статті 200 Кодексу).

Крім того пунктом 200.5 статті 200 Кодексу визначено перелік осіб та умови, за яких такі особи не мають права на отримання бюджетного відшкодування.

Разом з тим Кодексом не передбачено можливості позбавлення права таких осіб на формування податкового кредиту на підставі відсутності у них права на бюджетне відшкодування.

Згідно із підпунктом 4.6.6 пункту 4 розділу V Порядку заповнення і подання податкової звітності з податку на додану вартість, затвердженого наказом Міністерства фінансів України від 25.11.2011 р. № 1492, залишок від’ємного значення після бюджетного відшкодування включається до складу податкового кредиту наступного податкового періоду.

Таким чином, за підприємствами зберігається право на використання накопиченого ними податкового кредиту у майбутньому, зокрема в рахунок погашення платежів з ПДВ наступних податкових періодів чи в рахунок податкового кредиту наступного податкового періоду.

Платники податку, які не мали права на бюджетне відшкодування у зв’язку з встановленими Кодексом обмеженнями, мають право відображати в податковій декларації з ПДВ залишок від’ємного значення податку, до повного його погашення або шляхом нарахування податкових зобов’язань, або шляхом отримання права на бюджетне відшкодування.

Разом з тим стосовно правомірності формування податкового кредиту платниками податків слід зазначити наступне.

Згідно зі статтею 257 Цивільного кодексу України загальна позовна давність встановлюється тривалістю у три роки (1095 днів).

Згідно з абзацом "а" підпункту 14.1.11 пункту 14.1 статті 14 Кодексу заборгованість за зобов’язаннями, щодо яких минув строк позовної давності, є безнадійною заборгованістю.

Відповідно до підпункту 135.5.4 пункту 135.5 статті 135 Кодексу до складу інших доходів, що враховуються при обчисленні об’єкта оподаткування, включаються: вартість товарів, робіт, послуг, безоплатно отриманих платником податку у звітному періоді, визначена на рівні не нижче звичайної ціни, суми безповоротної фінансової допомоги, отриманої платником податку у звітному податковому періоді, безнадійної кредиторської заборгованості, крім випадків, коли операції з надання/отримання безповоротної фінансової допомоги проводяться між платником податку та його відокремленими підрозділами, які не мають статусу юридичної особи.

Тобто, якщо сума кредиторської заборгованості платника податку за неоплачені товари/послуги залишилася нестягнутою після закінчення терміну позовної давності, то у податковому періоді, на який припадає закінчення терміну позовної давності, такі товари/послуги вважаються безоплатно отриманими і платник податку повинен всю суму такої непогашеної кредиторської заборгованості (з урахуванням ПДВ) включити до складу доходів, що враховуються при обчисленні об’єкта оподаткування.

Враховуючи викладене, у разі якщо залишок від’ємного значення податку попередніх податкових періодів, який сформований платником ПДВ за придбаними товарами/послугами, по завершенні терміну позовної давності є неоплаченим, то такі товари вважаються безоплатно отриманими, тобто факт їх придбання відсутній, а тому відповідно до пункту 198.3 статті 198 Кодексу право на податковий кредит та відповідно на бюджетне відшкодування сум ПДВ за такими товарами/послугами платник втрачає, в результаті чого зобов’язаний відкоригувати податковий кредит.



Заступник Голови А.П. Ігнатов
tyulya,
якщо 24 рядок оплачений - то може бути більше 1095 днів (нам податкова зняла такі суми, оскаржили адміністративно - Міндоходів скасувало ППР). Якщо не оплачений - то вони дійсно вважають що це безоплатно отримані товари/послуги - ну і шансів відстояти такий ПК набагато менше..
Список форумів Список тем Нова темаПопередня тема Наступна тема
Вибачте, тільки зареєстровані користувачі можуть писати в цьому форумі.

Авторизуватись



Повідомлення, розміщені на форумах ДК-порталу, відображають лише особисту позицію авторів повідомлень.
Адміністрація форумів не несе відповідальності за їх зміст.

© 2023 "Дебет-Кредит", український бухгалтерський портал, web_dk [ @ ] gc.com.ua





0.0003200000000001