Тамила,много букв, но суть ясна
.3. Печать в договоре и документах, подтверждающих его выполнение
Привычку к необходимости наличия печати на документе часто называют отличительным признаком постсоветских государств, поскольку в других странах он используется гораздо реже. Тем не менее, от этой привычки не спешит отказываться прежде всего отечественный законодатель, называя печать обязательным атрибутом любого предприятия: напомним, согласно ч. 4 ст. 62 ХКУ предприятие является юридическим лицом, которое имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и идентификационным кодом. Среди субъектов хозяйствования исключение из правила об обязательном наличии печати сделано только для физических лиц — предпринимателей. На уровне нормативно-правового акта характеристики печати нет. Традиционно же под печатью понимают оттиск клише на документе для подтверждения аутентичности его источника. Узнать о том, какие виды печатей на сегодняшний день существуют и каков порядок их получения и использования, можно из Инструкции № 17. В частности, в ней названы такие виды печатей: — с изображением Государственного Герба Украины: такие печати могут использоваться только органами государственной власти и государственного управления, а также — при соблюдении предусмотренных законодательством требований — государственными высшими учебными заведениями и профессионально-техническими учебными заведениями (п.п. 3.2.1 Инструкции № 17); — основная каучуковая либо металлическая печати: используются предприятиями, учреждениями, организациями, субъектами предпринимательской деятельности. Такая печать у юридического лица может быть только в одном экземпляре (п.п. 3.2.6 Инструкции № 17). В то же время Инструкция № 17 допускает в отдельных случаях изготовление дополнительных каучуковой либо металлической печатей с цифрами «1», «2» и т. д., а также простых круглых печатей либо штампов для секретариатов, канцелярии, управлений делами, административно-хозяйственных управлений (отделов), управлений (отделов) кадров, а также для других структурных подразделений предприятия; — каучуковая либо металлическая печать для филиала или другого обособленного подразделения: в этом случае в текст печати помещается слово «Филиал» (п.п. 3.2.7 Инструкции № 17); — круглая печать для пакетов: такую печать могут заказывать управления делами и канцелярии, секретариаты; — треугольные печати: изготавливаются для организаций, у которых нет счетов в учреждениях Национального и коммерческих банков Украины (п.п. 3.2.9 Инструкции № 17). При этом Инструкция № 17 предъявляет требования к оформлению каждого из названных видов печатей, в частности: — эмблемы, товарные знаки могут использоваться для размещения на печати только в том случае, если они зарегистрированы в установленном законодательством Украины порядке либо предусмотрены в уставе предприятия (п.п. 3.3.2 Инструкции № 17); — надписи на печатях и штампах должны соответствовать названию, указанному в свидетельстве о государственной регистрации (п.п. 3.3.3 Инструкции № 17); — реквизиты печати указываются на украинском либо одновременно на украинском и русском языках. Другие языки могут использоваться в предусмотренных законодательством и международными договорами случаях (п.п. 3.3.4 Инструкции № 17); — на печатях и штампах должен указываться идентификационный код субъекта предпринимательской деятельности — юридического лица либо идентификационный номер физического лица (п.п. 3.3.7 Инструкции № 17). ДСТУ 4163-2003 причисляет печать к необязательным реквизитам документа, при этом указывая, что оттиском печати удостоверяют на документе подпись ответственного лица. Перечень документов, на которых проставляется оттиск печати, определяет предприятие на основании нормативно-правовых актов. Он приводится в инструкции по делопроизводству организации (п. 5.26 ДСТУ 4163-2003). Оттиск печати ставят таким образом, чтобы он захватывал последние несколько букв названия должности лица, подписавшего документ. ХКУ прямо предусматривает, что хозяйственный договор по общему правилу излагается в форме единого документа, подписанного сторонами и скрепленного печатями. Что касается первичных документов, оформляемых в ходе выполнения договора, то для того чтобы определиться, на каких документах необходимо проставлять печать, следует обратиться к нормативно-правовым актам. Так, перечень обязательных для первичных документов реквизитов приведен в ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете и п. 2.4 Положения № 88. И в нем такой реквизит как печать не назван. Однако необходимо учесть еще два немаловажных нюанса: — не предусмотрено ли наличие печати в качестве реквизита первичного документа в бланках типовых форм, утвержденных Минстатом, либо в бланках специализированных форм, утвержденных соответствующими министерствами и ведомствами (п. 2.7 Положения № 88), при наличии таких утвержденных форм бланков; — не указана ли печать в перечне реквизитов первичных документов о кассовых и банковских операциях, движении ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и других объектов имущества, которые предусмотрены другими нормативно-правовыми актами (п. 2.8 Положения № 88), специально посвященными требованиям к оформлению того или иного первичного документа. Так, например, согласно п. 7.12 Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением Правления НБУ от 21.01.2004 г. № 22, чек скрепляется оттиском печати чекодателя (за исключением чеков, которые выдаются физическими лицами). Проставления печати предприятия на отрывной части приходного кассового ордера требует, например, Положение № 637 (абзац второй п. 3.3). Аналогичным образом рассуждают и авторы одной из консультаций журнала «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 30, которые указывают на то, что п. 2.4 Положения № 88 и ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете наличие оттиска печати на первичном документе не предусмотрено в качестве общего правила. В то же время печать становится обязательной, если она указана в качестве обязательного реквизита в утвержденной типовой форме. Словом, следует, прежде всего, удостовериться, что требования о наличии печати на документе не предъявляет специальный нормативно-правовой акт. Хотим обратить внимание: даже при отсутствии дополнительных требований к наличию печати на первичном документе не следует забывать о том, что отсутствие этого реквизита может стать дополнительным поводом для спора с налоговым органом. Безусловно, это не должно становиться основанием для отказа субъектом хозяйствования от своих законных возможностей, но все же советуем трезво оценить, стоит ли удобство в определенных случаях не использовать печать усилий, которые потом могут быть затрачены на такой спор. Традиционно налоговые органы в этих случаях ссылаются на п.п. 5.3.9 ст. 5 Закона о налоге на прибыль, в соответствии с которым «не относятся в состав валовых расходов какие-либо расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета». Первичный документ, на котором, по мнению налогового органа, должна стоять печать, в случае ее отсутствия не признается подтверждающим валовые расходы документом. Однако субъект хозяйствования всегда может рассчитывать на поддержку суда в таком споре (см. определение ВАСУ от 04.10.2006 г.). Кроме того, в истории отношений налогоплательщиков и налоговых органов возникал вопрос о том, обязательно ли, чтобы на документе стоял оттиск именно основной печати. Результатом этой дискуссии стало признание ГНАУ возможности заверения подписей должностных лиц на документах не только основной, но и другими печатями при условии, что они соответствуют предусмотренным Инструкцией № 17 требованиям (см. письма ГНАУ от 04.08.99 г. № 11497/7/16-1120, от 10.09.2007 г. № 17898/7/16-1517-3). Отдельный вопрос представляет собой дискуссия о необходимости проставления печатей физическими лицами — предпринимателями. То, что на договорах и актах приемки-передачи данный реквизит не обязателен, Госкомпредпринимательства признал достаточно давно (см. письмо от 11.11.2005 г. № 10006). И если исходить из того, что госорганы вслед за Госкомпредпринимательства распространяют действие ст. 207 ГКУ, посвященной требованиям к оформлению сделок, и на первичные документы, было бы логично признать, что на первичных документах, выписываемых физическим лицом — предпринимателем, такой реквизит как печать не обязателен. Однако налоговые органы избирательны в своих выводах и продолжают настаивать на том, что если необходимость проставления печати предусмотрена, это требование распространяется на всех субъектов хозяйствования, в том числе физлиц-предпринимателей. Об этом свидетельствует устоявшаяся уже позиция ГНАУ в отношении оформления налоговых накладных (см. письмо от 21.12.2005 г. № 12922/6/16-1116). Не делает исключения для предпринимателей и Минфин. В письме от 15.04.2004 г. № 31-03170-07-29/6353 он распространяет требование о проставлении печати на командировочных удостоверениях и на физических лиц — предпринимателей. Как известно, все бизнес-связи субъекта хозяйствования только тогда приобретают реальный характер, когда облекаются в форму договора. Заключение и выполнение сделок — значительная часть деятельности предприятия, от которой бухгалтер не может и не должен оставаться в стороне. В данном спецвыпуске мы постарались максимально полно охватить все те моменты, о которых бухгалтеру необходимо помнить при работе с договором.
Подробиці: [
buhgalter.com.ua]