урсовые разницы и валютный контроль
На вопросе курсовых разниц, возникающих в случае возврата предоплаты от нерезидента, следует остановиться подробнее, поскольку кроме норм НК и П(С)БУ существует еще норма валютного законодательства, регулирующая порядок использования таких разниц.
Так, согласно п. 7 разд. III Положения о порядке и условиях торговли иностранной валютой, утвержденного постановлением правления НБУ от 10.08.05 г. № 281 (далее – Положение № 281), средства в иностранной валюте, которые были куплены и перечислены в пользу нерезидента, а затем возвращены резиденту в связи с тем, что взаимные обязательства частично или полностью не выполнены, уполномоченный банк обязан продать. Такая продажа осуществляется без поручения клиента-резидента в течение пяти рабочих дней начиная со дня зачисления средств на распределительный счет. Положительная курсовая разница, которая может возникнуть по такой операции, ежеквартально перечисляется в государственный бюджет, а отрицательная относится на результаты хозяйственной деятельности резидента.
Приведенная норма не очень известна налогоплательщикам, однако на ее основании органы ГНС во время проверок правильности осуществления валютных операций часто осуществляют начисления.
Заметим, что порядок расчета и сроки уплаты вышеуказанной курсовой разницы законодательством не установлены. Однако согласно п. 6 разд. I Положения № 281 субъекты валютного рынка осуществляют покупку, продажу иностранной валюты исключительно на МВРУ. То есть приобретение и продажа валюты осуществляется по курсу, сложившемуся по результатам торгов на МВРУ. Поэтому, по нашему мнению, логично осуществлять расчет курсовой разницы, которая подлежит перечислению в бюджет, исходя именно из курса МВРУ (а не НБУ).
Таким образом, в случае если нерезидент возвращает валютную предоплату сельхозпредприятию, следует определить курсовую разницу между суммой средств (гривен), полученных от продажи этой валюты на МВРУ (без учета вознаграждения банка), и суммой средств, которая была уплачена для приобретения этой валюты на МВРУ (без учета вознаграждения банка и других платежей).
Перечислять такую положительную курсовую разницу в бюджет следует с указанием кода бюджетной классификации 21081000 «пеня за нарушение сроков расчетов в сфере внешнеэкономической деятельности, за невыполнение обязательств и штрафные санкции за нарушение требований валютного законодательства» (об этом неоднократно сообщали и налоговики в своих консультациях). Что касается сроков уплаты, то рекомендуем осуществить ее не позднее окончания квартала, следующего за тем, в котором состоялся возврат валюты (ведь в Положении № 281 речь идет именно о ежеквартальной уплате).
Следует отметить, что за неуплату вышеупомянутой курсовой разницы финансовые санкции не предусмотрены. Однако к предприятию могут быть применены санкции, установленные ст. 37 Закона от 16.04.91 г. № 959-XII «О внешнеэкономической деятельности», в частности индивидуальный режим лицензирования или приостановка ведения внешнеэкономической деятельности.
Итак, с одной стороны, согласно нормам НК положительные курсовые разницы, возникающие по монетарным статьям на дату осуществления операции (в нашем случае – получение от нерезидента ранее уплаченных ему средств), включаются в доход с последующим обложением налогом на прибыль (напомним, что нормами действующего до 2011 года Закона о прибыли включение таких сумм в доход не предусматривалось). С другой стороны, согласно нормам валютного законодательства положительные курсовые разницы следует уплачивать в бюджет. Предприятию во избежание проблем во время проверок, к сожалению, придется придерживаться обеих норм или же доказывать свою правоту в суде.