? Предприятие «B» занимается оптовой торговлей (транзитом) и складских помещений не имеет. Отгрузка продукции осуществляется со склада поставщика «A» на склад покупателя «C». По характеру расчетов – это транзитный товарооборот с участием в расчетах. Поставщик «A», отпуская товар транзитом нашему покупателю «C», в ТТН указывает предприятие «B» как грузополучателя товара и как заказчика (плательщика) перевозки в связи с тем, что это предприятие является покупателем по договору. Какими документами (поручением от покупателя «C», дополнительными соглашениями с покупателем, заявками от покупателя, письмом и т. п.) можно обусловить то, что наше предприятие «B» является заказчиком и грузополучателем по ТТН, а фактически заказчиком и плательщиком перевозки и грузополучателем является покупатель «C»?
Как правильно оформить ТТН, если товар отгружается транзитом покупателю «C», который не значится в договорных отношениях с поставщиком «A», не предоставляя информацию о покупателе «C» предприятию – поставщику «A»?
Особенностью транзитной торговли является то, что субъект торговли поставляет товар покупателю не со своего склада, а непосредственно от поставщика (производителя) товара, минуя склад продавца – специализированного торгового предприятия (далее – транзитника).
При этом транзитник должен заключить два независимых договора: один с поставщиком, у которого он приобретает товар, а другой – с покупателем, которому он этот товар поставляет.
По первому договору транзитник (предприятие «B») обязуется перечислить денежные средства в обусловленные договором сроки, а поставщик (предприятие «A») – отгрузить товар указанному в договоре грузополучателю. Несмотря на то что товар не поступает на склад транзитника, к нему все равно переходит право собственности на этот товар после его оплаты.
По второму договору транзитник (предприятие «B») получает денежные средства от покупателя (предприятия «C») за поставленные товары. При этом грузополучателем по такому договору является покупатель (предприятие «C»), а грузоотправителем – не транзитник (предприятие «B»), а поставщик товара по первому договору (предприятие «A»).
Кроме договоров поставки, участникам транзитных сделок необходимо оформить документы на перевозку (транспортные и сопроводительные). Такими документами должны быть товарно-транспортная накладная (ф. № 1-ТН, далее – ТТН) и путевой лист грузового автомобиля (ф. № 2), если перевозка осуществляется автомобильным транспортом.
В ТТН должна быть проставлена отметка грузоотправителя (поставщика) об отгрузке товара и грузополучателя (покупателя) – о получении груза. Такие отметки необходимы для подтверждения получения товара покупателем, которым относительно поставщика выступает транзитник. Учитывая, что товар на склад такого транзитника не поступает, он должен позаботиться о том, чтобы вместе с налоговой накладной поставщик передал ему экземпляр ТТН.
Напомним, что ТТН выписывается грузоотправителем не менее чем в 4-х экземплярах перед погрузкой груза на автотранспортное средство (п. 11.5 Правил № 363). Первый – остается у грузоотправителя, а второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя, передаются водителю.
После доставки груза один из экземпляров ТТН остается у грузополучателя. Два других экземпляра, заверенные грузополучателем, передаются перевозчику, один из которых является основанием для расчетов за выполнение транспортных услуг. Перевозчик высылает заказчику автотранспорта для оплаты за перевозку второй экземпляр ТТН, который прилагается к путевому листу грузового автомобиля и является основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
Это классический вариант документального оформления поставки транзитом, а следовательно, и наиболее регламентированный.
В рассматриваемом случае покупатель не хочет, чтобы поставщик знал конкретного покупателя, поэтому в ТТН можно внести изменения, руководствуясь Инструкцией № 228/253.
Следует отметить, что типовая форма ТТН (ф. № 1-ТН) утверждена Приказом № 488/346, а порядок ее заполнения регламентирован Инструкцией № 228/253. Несмотря на то что Инструкция № 228/253 исключена из Государственного реестра нормативно-правовых актов 31.05.2006 г., правила заполнения ТТН никаким другим документом не регламентированы.
Таким образом, при заполнении данного документа целесообразно пользоваться указанной Инструкцией, в пп. 3.5.3 которой указано, что в случае изменения адреса назначения в пути доставки груза в строке «Переадресация» записываются изменения во всех трех экземплярах ТТН, которые находятся у водителя.
Реквизиты в строках «Грузополучатель» и «Пункт разгрузки» зачеркивают (так, чтобы их можно было прочитать) и в строке «Переадресация» проставляют реквизиты нового грузополучателя. Эти записи заверяются подписью ответственного представителя перевозчика.
Получается, что после того, как поставщиком – предприятием «A» будет выписана ТТН и грузополучателем в них (согласно договору) будет указано предприятие «B» – транзитник, один экземпляр ТТН останется у грузоотправителя – предприятия «A», а в остальные экземпляры ТТН допускается внесение вышеописанных изменений. Такие изменения может внести грузоперевозчик на основании письменного распоряжения заказчика перевозки – предприятия «B» или договора перевозки, в котором будет указан конкретный пункт разгрузки.
автор: Лариса Максимчук, консультант
по налогообложению
и бухгалтерскому учету
Подробнее: [
buhforum.com]