Следует отметить, что согласно подпункту 5.4.4 Закона о прибыли расходы налогоплательщика на проведение рекламных мероприятий могут быть как лимитированные, так и нелимитированные.
Однако указанная норма Закона не разграничивает расходы на рекламное мероприятие. Так, в абзаце первом подпункта 5.4.4 Закона о прибыли указывается, что к валовым расходам относятся расходы налогоплательщика на проведение предпродажных и рекламных мероприятий относительно товаров (работ, услуг), продаваемых (передаваемых) такими налогоплательщиками в полной сумме.
В то же время в абзаце втором данного подпункта Закона указывается, что расходы на организацию приемов, презентаций, приобретение и распространение подарков, включая бесплатную раздачу образцов товаров или бесплатное предоставление услуг (выполнение работ) в рекламных целях, можно отнести на валовые расходы только в пределах 2 % прошлогодней налогооблагаемой прибыли.
В чем же разница?
Ответ на данный вопрос находим в совместной консультации Наталии Хоцяновской, заместителя директора Департамента налогообложения юридических лиц ГНА Украины — начальника управления налога на прибыль и налоговых платежей, и Валентина Завгороднева, заместителя начальника управления — начальника отдела администрирования платежей ("Вестник налоговой службы Украины" № 30/2005, стр. 24). В ней указывается, что если для рекламной акции самостоятельно изготавливается (приобретается) материальный носитель рекламы, который выполняет только информационную функцию, т.е. содержит информацию о товарах (работах, услугах), продаваемых (выполняемых, передаваемых) компанией, который нельзя использовать ни в хозяйственной деятельности, ни каким-либо другим способом, кроме как использовать в качестве носителя (источника) информации (например, прайс-листы, рекламные проспекты, каталоги, буклеты), то у рекламодателя расходы, связанные с изготовлением (приобретением) и распространением такой рекламной продукции, включаются в состав валовых расходов в соответствии с абзацем первым подпункта 5.4.4 Закона о прибыли, т.е. в полной сумме.
Отсюда можно сделать вывод, что все другие расходы (например, на раздачу призов, бесплатное предоставление услуг, товаров с логотипом фирмы — организатора акции) считаются лимитированными и относятся на валовые расходы только в пределах 2 % прошлогодней налогооблагаемой прибыли.
В любом случае бесплатная раздача образцов товаров или бесплатное предоставление услуг (выполнение работ) должны быть оформлены таким образом, чтобы можно было доказать рекламный характер таких мероприятий. В противном случае о валовых расходах и речи быть не может.
Датой увеличения валовых расходов при проведении рекламной акции считается дата "первого события". Если лимитированные расходы превышают 2 % налогооблагаемой прошлогодней прибыли, то они не включаются в валовые расходы (в бухгалтерском учете относятся на расходы), а начисленный по ним НДС, не включенный в налоговый кредит, в бухгалтерском учете относится на расходы на сбыт.