Издательские НДС-льготы
Сергей ДРОБОТТЯ, редактор
Елена САМАРЧЕНКО,редактор
Уже не первый год в Украине для издателей книг, газет и журналов существуют небольшие послабления в виде льготного налогообложения. В частности, в Законе об НДС с начала его действия была предусмотрена специальная норма, устанавливающая освобождение от налогообложения операций по продаже определенной печатной продукции — пп.5.1.2 ст.5. Однако в 2005 году данный подпункт был немного подкорректирован. Для сравнения приведем формулировку пп.5.1.2 ст.5 Закона об НДС до и после внесения в него последних изменений.
До 31 марта 2005 года После 31 марта 2005 года
5.1. Освобождаются от налогообложения операции по:
<…>
5.1.2. поставке (подписке) и доставке периодических изданий печатных средств массовой информации отечественного производства; поставке книг отечественного производства; поставке ученических тетрадей, учебников и учебных пособий отечественного производства 5.1. Освобождаются от налогообложения операции по:
<…>
5.1.2. поставке (подписке) периодических изданий печатных средств массовой информации и книг, кроме изданий эротического характера, ученических тетрадей, учебников и учебных пособий украинского производства, словарей украинско-иностранного или иностранно-украинского языка; доставке таких периодических изданий печатных средств массовой информации на таможенной территории Украины
Kуда исчезла «отечественность»?
Первое, что бросается в глаза при сравнении старой и новой редакции названного подпункта — из него исчез критерий «отечественности», при соблюдении которого могла применяться льгота. А это значит, что теперь для применения НДС-льготы не обязательно доказывать украинское происхождение газет, журналов или книг. Ведь именно «отечественность» печатных СМИ долгое время была камнем преткновения в спорах между налогоплательщиками и работниками органов ГНС по поводу возможности применения льготы по НДС. В свое время относительно определения критерия «отечественности» высказывали свое мнение различные комитеты ВРУ, Торгово-промышленная палата и Kнижная палата, Министерство экономики и Министерство иностранных дел. После изменения редакции пп.5.2.1 данный критерий уже не имеет значения для применения НДС-льготы1.
Kроме того, право на льготное налогообложение операций по поставке всей издательской продукции, независимо от ее происхождения, подтверждает (пусть и косвенно) факт отмены льготного налогообложения при импорте книг и печатных СМИ (п.5.5 ст.5 Закона об НДС). Это значит, чтовсе иностранные издания, которые ввозятся в Украину в режиме импорта, теперь подлежат налогообложению на общих основаниях, а при дальнейшей продаже на таможенной территории Украины освобождаются от налогообложения наряду с украинскими2.
Что следует считать «изданием эротического характера»?
Отличительной чертой украинских законодателей является умение так «закрутить» некоторые законодательные нормы, что без дополнительного толкования в них не разобраться. И пример тому — новая редакция пп.5.2.1 ст.5 Закона об НДС. После первоначального прочтения этого подпункта у плательщиков налога (да и у некоторых специалистов) сложилось такое впечатление, что от налогообложения освобождаются лишь печатные СМИ и книги, а вся остальная продукция, перечисленная после слова «кроме», нет. Но законодатели вовсе не собирались ставить эротические издания в один ряд с ученическими тетрадями, учебниками и учебными пособиями.
Это следует и из письма Минфина Украины от 29.04.2005 г. № 31-17120-04-10/79993, в котором говорится: «…льготный режим налогообложения, установленный подпунктом 5.1.2 пункта 5.1 статьи 5 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», распространяется на периодические издания печатных средств массовой информации и книги, не имеющие эротического характера». То есть Минфин считает, что льгота по НДС не должна применяться к операциям по поставке (подписке) эротических печатных СМИ и эротических книг. В подтверждение этого вывода можно привести некоторые определения из Закона № 318. Данным Законом предусмотрено, что под термином «издательская продукция» следует понимать совокупность изданий, предназначенных к выпуску или выпущенных издателем (издателями), а под термином «издание» — «произведение (документ), которое прошло редакционно-издательскую обработку, изготовлено печатанием, тиснением или другим способом, содержит информацию, предназначенную для распространения, и соответствует требованиям государственных стандартов, других нормативно-правовых актов по издательскому оформлению, полиграфическому и техническому исполнению» (ст.1 Закона № 318). Приведенные определения терминов позволяют считать, что «изданием» является как газетно-журнальная, так и книжная продукция4. А раз так, то и те, и другие могут попасть в категорию изданий эротического характера5.
Государственная поддержка = льгота?
Рассматривая механизм применения пп.5.1.2 ст.5 Закона об НДС, нельзя не вспомнить еще об одном аспекте, касающемся льготы по НДС. В ст.5 Закона № 540 указано, что «от налога на добавленную стоимость освобождаются в соответствии с Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость» операции по продаже (подписке) и доставке (на всех ее этапах — от редакции к подписчику) периодических изданий печатных средств массовой информации отечественного производства». Данная формулировка почти идентична старой редакции пп.5.1.2 ст.5 Закона об НДС. ГНАУ, ссылаясь на положения неналогового Закона № 540, в своем письме от 15.04.2003 г. № 6085/7/15-3417-266 (потом некоторые местные ГНИ повторили это в своих письмах7) сделала довольно фискальный вывод: применение льготы по НДС может быть распространено лишь на те печатные СМИ, которые имеют право на государственную поддержку и относятся к категории СМИ отечественного производства.
Такая позиция ГНАУ, которая изначально была некорректной, после внесения изменений в Закон об НДС Законом № 2505 вообще стала противоречить законодательству. Неналоговый Закон, направленный на господдержку СМИ, не может устанавливать свои механизмы налогообложения, в том числе и какие-либо ограничения относительно права на применение налоговых льгот. Об этом, кстати, прямо сказано как в самом Законе об НДС, так и в ст.1 Закона Украины от 25.06.91 г. № 1251-XII «О системе налогообложения». Более того, п.11.4 ст.11 Закона об НДС гласит, что изменение порядка обложения НДС может осуществляться только путем внесения изменений в данный Закон отдельным законом по вопросам обложения этим налогом. При этом «если другим законом, независимо от времени его принятия, устанавливаются правила обложения этим налогом, отличные от указанных в настоящем Законе, приоритет имеют нормы настоящего Закона». В данном случае таким «другим» законом как раз и является Закон № 540, нормы которого в части льготного обложения НДС применяться не могут.
Так для кого же льготы?
На вопрос о том, кто имеет право применять рассматриваемый льготный порядок налогообложения, можно ответить так: все налогоплательщики, которые хоть как-то причастны к поставке неэротической продукции: печатных СМИ и книг, ученических тетрадей и учебников, учебных пособий, иностранно-украинских и украинско-иностранных словарей. Причем льгота применяется независимо от того, кем является налогоплательщик — производителем (издательством) или продавцом (торговым посредником). Такого же мнения придерживается и ГНАУ. В частности, в прошлом году появилась консультация работников ГНАУ8, в которой было указано следующее: «при этом термин «поставка», использованный в указанном подпункте, распространяется на операции по реализации (распространению) указанной печатной продукции как ее производителями (издательствами, издательскими организациями, предприятиями полиграфии), так и непроизводителями (предприятиями «Пресса Украины» и другими), поскольку нормами пп.5.1.2 п.5.1 ст.5 Закона № 168/97-ВР не предусмотрены ограничения для предприятий-поставщиков, которые могут их использовать».
Kак уже указывалось выше, при ввозе какой-либо продукции, перечисленной в пп.5.1.2 ст.5 Закона об НДС, льгота не применяется и «импортный» НДС подлежит уплате в бюджет в общем порядке.
Напоминаем также, что для применения льготы не имеет значения форма расчетов за поставленную продукцию: денежная или бартерная (в любой форме и любыми активами, включая ценные бумаги). Возможна также и бесплатная поставка печатной продукции9.
Обязательно ли применение льготы?
Довольно часто приходится слышать вопрос: «Вправе ли налогоплательщик добровольно отказаться от льготы и работать по общей схеме, то есть с начислением налоговых обязательств и правом на налоговый кредит?». На первый взгляд, государству это выгодно. А для налогоплательщика отказ от применения льготного порядка налогообложения может быть интересен тем, что, начисляя налоговые обязательства в общем порядке, он избавится от проблем с распределением налогового кредита10.
Kонечно, начислять налоговые обязательства по полной ставке «отказник» может сколько угодно11. Вот только выдать своему покупателю налоговую накладную с указанием в ней суммы налога в размере 20% от базы налогообложения он, к сожалению, не имеет права. Даже при наличии налоговой накладной покупатель не сможет включить в свой налоговый кредит сумму НДС, указанного в ней: по Закону операция попадает в разряд льготируемых, а значит, и НДС в сумму оплаты включаться не должен. И поскольку у продавца нет законных налоговых обязательств, то и у покупателя не может быть законного права на налоговый кредит. Это, во-первых.
Во-вторых, тот факт, что льготник вдруг самостоятельно решит начислять налоговые обязательства, вовсе не означает, что он имеет право на налоговый кредит. Если осуществляемая операция попадает в разряд льготируемых, то должны соблюдаться нормы пп.7.4.2-7.4.3 ст.7 Закона об НДС, которыми установлен запрет на налоговый кредит для НДС-льготников.
Подпункты 7.4.2, 7.4.3 Закона об НДС
(Извлечение)
7.4.2. Если плательщик налога приобретает (изготовляет) товары (услуги) и основные фонды, которые предназначаются для их использования в операциях, которые не являются объектом налогообложения согласно статье 3 настоящего Закона или освобождаются от налогообложения согласно статье 5 настоящего Закона, то суммы налога, уплаченные в связи с таким приобретением (изготовлением), не включаются в состав налогового кредита такого плательщика…
7.4.3. В случае если товары (работы, услуги), изготовленные и/или приобретенные, частично используются в налогооблагаемых операциях, а частично нет, в сумму налогового кредита включается та доля уплаченного (начисленного) налога при их изготовлении или приобретении, которая соответствует доле использования таких товаров (работ, услуг) в налогооблагаемых операциях отчетного периода.
Поэтому в случае отказа от применения льготы и при добровольном начислении налоговых обязательств ответственность не наступает, поскольку налогоплательщик-«отказник» исполняет общую обязанность, от которой по закону он освобожден. Ответственность наступает при неисполнении обязанности, от которой налогоплательщик не освобождается. В данном случае налогоплательщик не освобождается от обязанности не включать суммы «входного» НДС в состав своего налогового кредита. А это, помимо возможных штрафов за занижение сумм налоговых обязательств (точнее, завышение сумм налогового кредита), влечет за собой еще и административную ответственность согласно KоАП12. В частности, ст.1642 KоАП «Нарушение законодательства по финансовым вопросам» в подобных случаях предусматривает штраф от восьми (136 грн.) до двадцати (340 грн.) не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Kак распределять налоговый кредит?
K механизму распределения сумм НДС, начисленного (уплаченного) при приобретении товаров (сырья, материалов, работ, услуг), используемых как в облагаемых операциях (изготовление и размещение рекламы), так и в льготируемых операциях (поставка печатных СМИ), существует, как минимум, два разных подхода. Причем оба они отражены в письме ГНАУ от 01.12.99 г. № 18043/7/16-1220-1613. Применительно к СМИ эти варианты распределения можно условно назвать «распределение сумм НДС относительно площади, занимаемой рекламой» и «распределение сумм НДС относительно получаемых доходов».
Распределение «входного» НДС относительно площади, занимаемой рекламой, может быть выгодно тем СМИ, в которых недорогая реклама занимает большую площадь издания. Если же издание «раскрученное» и рекламные площади достаточно дорогие, то распределение «входного» НДС такому изданию выгоднее осуществлять относительно дохода, полученного от налогооблагаемых и освобожденных от обложения налогом операций. И в одном, и в другом случае предприятие преследует цель отразить в налоговом учете как можно большую сумму «входного» НДС по операциям по изготовлению и размещению рекламы с тем, чтобы иметь право на налоговый кредит.
Те предприятия, которые примут решение распределять сумму «входного» НДС относительно площади, занимаемой рекламой, могут воспользоваться следующими рекомендациями.
Для удобства распределения расходов после выхода каждого номера издания целесообразно составлять документ, в котором отражалось бы процентное соотношение площади, занимаемой рекламой, ко всей площади издания. Форма такого документа не утверждена, поэтому каждое предприятие может разработать ее с учетом специфики своей деятельности. Далее приводим образец такого документа.
Расчет рекламной площади
в газете «Мечта домохозяйки» № 36
дата выхода — 12.03.2006 г.
г.Чугуниев 14 марта 2006 г.
№ п/п Показатели Площадь, см2 Удельный вес, %
1 Общая площадь номера
2 Иллюстрации
3 Текстовый материал
4 Рекламные материалы (в т.ч. статьи, объявления)
Ответственный секретарь _____________________________________
(фамилия, инициалы)
Выпускающий редактор _____________________________________
(фамилия, инициалы)
Главный редактор _____________________________________
(фамилия, инициалы)
После того, как рассчитан удельный вес площади, занимаемой рекламой, общая сумма расходов на изготовление очередного номера печатного издания умножается на процент, приходящийся на рекламу. Причем для расчета необходимо брать не всю себестоимость номера, а только сумму тех расходов, по которым предприятие отражало налоговый кредит по НДС (сырье, материалы, услуги сторонних организаций), то есть заработная плата работников с начислениями на нее и другие аналогичные расходы в расчет не принимаются. Умножив полученный результат на ставку НДС (20%), получим ту сумму НДС, которую необходимо откорректировать в сторону уменьшения налогового кредита по НДС и увеличения валовых расходов отчетного периода.
ПРИМЕР
Предприятие издает газету, в которой кроме аналитических материалов публикуются и рекламные объявления. В течение отчетного месяца доход от продажи газеты составил 160000 грн. (без НДС, согласно пп.5.1.2 ст.5Закона об НДС), а от предоставления печатных площадей для рекламы — 200000 грн., НДС — 40000 грн., итого — 240000 грн.
Согласно расчетам удельного веса рекламной площади, составленным предприятием за отчетный месяц (отдельно по каждому вышедшему номеру), рекламные объявления занимают 10% от площади всей газеты. Себестоимость газеты за отчетный период составила 60000 грн., в том числе:
– стоимость сырья и материалов — 6000 грн.;
– услуги сторонних организаций — 12000 грн.;
– заработная плата работников, занятых изготовлением газеты, — 30000 грн.;
– начисления на заработную плату — 11400 грн.;
– амортизация оборудования — 600 грн.
Себестоимость рекламных услуг (заработная плата работников и начисления на нее, амортизация оборудования) составила 14000 грн.
Все операции осуществлены в одном отчетном периоде.
Таблица. Отражение в учете СМИ операций по размещению рекламы
№ п/п Содержание хозяйственной операции Дебет Kредит Сумма, грн.
А Б В Г
1 Перечислена предоплата за сырье и материалы 371 311 12000
2 Отражена сумма налогового кредита по НДС, начислены налоговые расчеты по налоговому кредиту по НДС 641 644 2000*
*В момент перечисления предоплаты предприятие не может определить, какая часть приобретаемых сырья и материалов будет использована на осуществление льготируемой деятельности. Поэтому на основании представленной поставщиком налоговой накладной предприятие имеет право отразить всю сумму НДС в составе налогового кредита
3 Оприходованы сырье и материалы 201 685 10000
4 Списаны налоговые расчеты по налоговому кредиту по НДС 644 685 2000
5 Зачтена стоимость полученных сырья и материалов в счет осуществленной ранее предоплаты 685 371 12000
6 Передана часть материалов на изготовление газеты 231 201 6000
7 Отражена стоимость услуг сторонних организаций по изготовлению газеты 231 377 12000
8 Отражена сумма налогового кредита по НДС 641 377 2400
9 Начислена заработная плата работникам 231 661 30000
10 Отражены начисления на заработную плату 231 65 11400
11 Начислена амортизация оборудования 231 13 600
12 Отражена себестоимость готовой продукции (газеты) 26 231 60000
13 Начислены налоговые обязательства по НДС 901 641 3240*
*Сумма налоговых обязательств по НДС рассчитана следующим образом: (6000 грн. + 12000 грн.) х 90% х 20% = 3240 грн.
14 Отражен доход от продажи газеты 301, 361 701 160000
15 Отражена себестоимость реализованной продукции 901 26 60000
16 Отражен доход от предоставления рекламных услуг (предоставления рекламных площадей) 361 703 240000
17 Начислены налоговые обязательства по НДС 703 641 40000
18 Отражена себестоимость рекламных услуг 903 232 14000
19 Отражен финансовый результат 703 791 200000
701 791 160000
791 901 3240
791 901 60000
791 903 14000
В приведенном примере, как уже было сказано, использован лишь один из возможных вариантов распределения сумм налогового кредита по НДС. При этом предприятие имеет право (при наличии экономического и документального обоснования своих действий) применять иной вариант, например, распределение налогового кредита по НДС относительно полученных доходов.
Распределять налоговый кредит или начислять налоговые обязательства?
Плательщик НДС, использующий режим льготного налогообложения (в том числе и предусмотренный пп.5.1.2 ст.5 Закона об НДС), с недавних пор в определенных ситуациях все же имеет право на налоговый кредит. Такая возможность оговорена пп.7.4.1 ст.7 (редакцией, действующей с 31.03.2005 г.). Речь идет о тех случаях, когда плательщик НДС на момент приобретения товаров (услуг) еще не знает, для каких именно целей (для осуществления облагаемых или не облагаемых налогом операций) они приобретены. Указанный подпункт позволяет в момент приобретения товаров (услуг) увеличивать налоговый кредит, а уже потом после выяснения направления их использования начислять новые налоговые обязательства.
Подпункт 7.4.1 ст.7 Закона об НДС
(Извлечение)
…Право на начисление налогового кредита возникает независимо от того, начали ли такие товары (услуги) и основные фонды использоваться в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности плательщика налога в течение отчетного налогового периода, а также от того, осуществлял ли плательщик налога
налогооблагаемые операции в течение такого отчетного налогового периода.
Если в дальнейшем такие товары (услуги) начинают использоваться в операциях, которые не являются объектом налогообложения согласно статье 3 настоящего Закона или освобождаются от налогообложения согласно статье 5 настоящего Закона, либо основные фонды переводятся в состав непроизводственных фондов, то в целях налогообложения такие товары (услуги), основные фонды считаются проданными по их обычной цене в налоговом периоде, на который приходится начало такого использования или перевода, но не ниже цены их приобретения (изготовления, строительства, сооружения).
На первый взгляд кажется, что данная норма противоречит пп.7.4.2-7.4.3, в которых говорится об общем запрете на налоговый кредит при осуществлении плательщиками налога льготных операций. Однако это не совсем так. По всей видимости, новая редакция пп.7.4.1 ст.7 Закона об НДС появилась не случайно. Ее цель — разрешить плательщику-льготнику в некоторых ситуациях не проводить сложные расчеты сумм корректировки налогового кредита, а просто начислять новые налоговые обязательства. То есть если льготник на момент приобретения товаров и услуг знает о цели их использования, то можно сразу рассчитать часть «входного» НДС, которая попадет в налоговый кредит, и ту часть, которая не попадет. Если же он не знает или не уверен в дальнейшей судьбе своих приобретений, то по мере использования товаров (услуг) в изготовлении льготной продукции ему нужно будет начислить налоговые обязательства, не корректируя при этом суммы, предварительно включенные в налоговый кредит.
Однако здесь есть свои подводные камни. Начислив новые налоговые обязательства по НДС, плательщику налога будет сложно доказать возможность включения в валовые расходы сумм налоговых обязательств согласно пп.5.3.3 ст.5 Закона о прибыли14.
Посреднические операции с льготной продукцией
Типичным примером посреднической схемы по поставке льготной издательской продукции является продажа через комиссионера печатных СМИ. Kак было указано в самом начале статьи, под НДС-льготу попадают следующие операции:
– поставка (то есть продажа печатных СМИ) и подписка СМИ (является той же продажей, только с предварительной оплатой подписчиками);
– доставка печатных СМИ по Украине.
Что касается операций по поставке (подписке) печатных СМИ, то расшифровка понятия «поставка товаров» содержится в п.1.4 ст.1 Закона об НДС и включает в себя «любые операции, осуществляемые согласно договорам купли-продажи, мены, поставки и другим гражданско-правовым договорам, предусматривающим передачу прав собственности на такие товары за компенсацию независимо от сроков ее предоставления, а также операции по бесплатной поставке товаров (результатов работ)... или поставки имущества согласно любым другим договорам, условия которых предусматривают отсрочку оплаты и передачу права собственности на такое имущество не позднее даты последнего платежа». То есть при осуществлении поставки печатных СМИ должен произойти переход права собственности на эти СМИ, в том числе и после предварительной оплаты по договору подписки.
Вместе с тем, в Законе об НДС есть специальная норма, которая регламентирует налогообложение операций по поставке товаров в рамках договоров комиссии (в том числе и других договоров, не предусматривающих перехода права собственности на эти товары). Это п.4.7 ст.4, которым установлен порядок определения:
– базы налогообложения;
– даты возникновения налоговых обязательств и даты возникновения права на налоговый кредит как у комитента (доверителя), так и у комиссионера (поверенного лица).
Именно этим пунктом следует руководствоваться при выписке налоговых накладных комитентом комиссионеру (или наоборот) и комиссионером третьему лицу (или наоборот).
Вести речь о поставке (подписке) печатных СМИ можно и в рамках исполнения обязательств комиссионером (посредником) перед подписчиком (третьим лицом): «по договору, заключенному с третьим лицом, комиссионер приобретает право даже тогда, когда комитент был назван в договоре или принял от третьего лица выполнение договора» (часть вторая ст.1016 ГKУ). Это значит, что комиссионер выступает стороной по договору, заключенному с третьими лицами, и, соответственно, приобретает все права стороны, несмотря на то, что при осуществлении операции в рамках договора комиссии по поставке печатных СМИ право собственности на полученные комиссионером от подписчика денежные средства к нему не переходят (за исключением комиссионного вознаграждения, которое он имеет право удерживать самостоятельно из суммы всех поступивших по договору комиссии денежных средств (ст.1020 ГKУ). Следовательно, при выписке налоговой накладной покупателям или подписчикам печатных СМИ (третьим лицам) комиссионер, кроме специальной нормы п.4.7 ст.4 Закона об НДС, имеет право (хотя, по мнению ГНАУ, обязан) руководствоваться «льготным» пп.5.1.2 ст.5 этого Закона15. После перечисления комиссионером комитенту сумм, полученных от подписчиков, комитент также выписывает комиссионеру налоговую накладную с указанием льготной поставки.
А вот что касается услуги комиссионера16 по поставке (подписке) СМИ (на то, что это услуга, указывает часть третья ст.1013 ГKУ), то она под НДС-льготу не попадает. Указанная в пп.5.1.2 ст.5 Закона об НДС операция по доставке СМИ по Украине и операция по предоставлению посреднических услуг по поставке (подписке) СМИ — абсолютно разные операции17. Под понятием «доставка» следует понимать предоставление услуг, связанных с территориальным перемещением СМИ от комитента (комиссионера) до покупателей и подписчиков. И именно эти услуги (в том числе и курьерская доставка) не подлежат обложению НДС на основании пп.5.1.2 ст.5 Закона об НДС.
Прочие льготные операции
Несколько лет назад Законом № 601 Закон об НДС был дополнен двумя пунктами: 11.37 и 11.38, которыми предусмотрено временное (до 01.01.2009 г.) освобождение от обложения НДС операций по:
– ввозу на таможенную территорию Украины товаров, определенных п.«о» ст.19 Закона Украины от 05.02.92 г. № 2097-XII «О Едином таможенном тарифе», а также по поставке этих товаров18 издательствам и предприятиям полиграфии на территории Украины (п.11.37);
– выполнению работ и поставке услуг в издательской деятельности, по изготовлению и распространению издательствами, издательскими организациями, предприятиями полиграфии, распространителями книжной продукции, произведенной в Украине, по производству и/или поставке бумаги и картона, произведенных в Украине для изготовления книжной продукции, а также по поставке книжной продукции, произведенной в Украине, кроме услуг рекламы, размещения материалов рекламного и эротического характера и изданий рекламного и эротического характера (п.11.38).
В рассмотренном выше примере не случайно в качестве нельготируемых операций указаны операции по предоставлению рекламных площадей на страницах газеты. Распределение налогового кредита, которое приведено в примере, появилось «благодаря» именно п.11.38 ст.11 Закона об НДС, которым запрещено применение льготы к услугам рекламыи по размещению материалов рекламного характера.
Льготный порядок налогообложения, установленный п.11.38, является «персональной» льготой для украинского издательского дела. Согласно ст.2 Закона № 318, составными издательского дела являются:
– издательская деятельность — совокупность организационных, творческих, производственных мероприятий, направленных на подготовку и выпуск в свет издательской продукции;
– изготовление издательской продукции — производственно-технологический процесс воссоздания определенным тиражом издательского оригинала полиграфическими или другими техническими средствами;
– распространение издательской продукции — доведение издательской продукции до потребителя как через торговую сеть, так и другими способами.
Если сравнивать нормы пп.5.1.2 ст.5 и п.11.38 ст.11 Закона об НДС, то в последнем можно отметить наличие такого критерия как «отечественность» книжной продукции. Но напомним, что п.11.38 появился в Законе об НДС тогда, когда пп.5.1.2 для книг и печатных СМИ также требовал наличия данного критерия. Теперь данные подпункты дополняют и ограничивают друг друга в части услуг рекламного и эротического характера. Kроме того, благодаря п.11.38, под льготу попали «подрядчики», осуществляющие операции по поставке бумаги и картона, произведенных в Украине для изготовления книжной продукции.
Kроме названных льгот существует еще одна. Так, Законом № 1300 ст.11 Закона об НДС была дополнена п.11.40, в соответствии с которым временно до 01.01.2009 г. подлежат освобождению от обложения НДС операции по выполнению работ и поставке услуг субъектами предпринимательской деятельности — резидентами Украины (далее — СПД), которые одновременно осуществляют издательскую деятельность, деятельность по изготовлению, распространению книжной продукции и производству бумаги и картона. При этом валовой доход такого СПД, полученный от издательской деятельности, деятельности по изготовлению, распространению книжной продукции и производству бумаги и картона, должен составлять не менее 100% от общей суммы его валового дохода за первый отчетный (налоговый) период со времени создания такого СПД или не менее 50% от общей суммы его валового дохода за предыдущий отчетный (налоговый) год.
________________________________________
1Но нельзя забывать о п.11.38 ст.11 Закона об НДС, которым установлено, что льготный режим налогообложения предусмотрен лишь для книжной продукции, произведенной в Украине (прим. авт.).
2Не лишним было бы получить официальное разъяснение ГНАУ по этому вопросу. Ведь при желании слова «украинского производства» можно привязать ко всей перечисленной в пп.5.1.2 продукции, в том числе и к печатным СМИ, книгам, тетрадям и учебникам. Впрочем, даже после появления подобного фискального разъяснения налоговых органов вполне возможно будет применить правило «конфликта интересов», согласно которому различное толкование одной и той же нормы закона должно приводить к принятию решения в пользу налогоплательщика (прим. авт.).
3Письмо опубликовано на с.39 этого спецвыпуска (прим. ред.).
4Согласно Закону Украины от 06.03.2003 г. № 601-IV «О государственной поддержке книгоиздательского дела в Украине», книжной продукцией является совокупность книжных изданий, выпущенных издателем (издателями) или предназначенных к выпуску, а книжное издание — это издание, особенностью материальной структуры которого является скрепление листов в корешке с обложкой или переплетом (прим. авт.).
5Более подробно об этом см. в статье Е.Бондаренко «Издательско-рекламная эротика: чувство меры», опубликованной на с.43 этого спецвыпуска (прим. ред.).
6Бухгалтерия. — 2003. — № 51. — С.64 — 66 (прим. ред.).
7См. письмо ГНИ в Печерском районе г.Kиева от 18.11.2005 г. № 41708/10/31-111, опубликованное на с.40 этого спецвыпуска (прим. ред.).
8Вестник налоговой службы Украины. — 2005. — № 28. — С.44 (прим. ред.).
9По данному поводу см.: Вестник налоговой службы Украины. — 2005. — № 34. — С.35 (прим. ред.).
10Это актуально при одновременном осуществлении облагаемых и не облагаемых НДС операций (например, размещение в газете рекламы) или при экспорте, поскольку согласно п.6.3 ст.6 Закона об НДС при вывозе продукции, указанной в пп.5.1.2 ст.5, возможно применение нулевой ставки (прим. авт.).
11Хотя ГНАУ по данному поводу более категорична. В консультации (см.: Вестник налоговой службы Украины. — 2005. — № 40. — С.52) она четко дает понять, что плательщику не предоставлено право выбора: применять или не применять льготы, установленные Законом об НДС. Поэтому льготный порядок налогообложения является обязательным для исполнения лицами, зарегистрированными в качестве плательщиков НДС (прим. авт.).
12Kодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х (прим. ред.).
13А раз ГНАУ предлагает два варианта, то налогоплательщик волен выбирать тот, который ему больше всего подходит (прим. авт.).
14Более подробно об этом см. в комментарии к письму ГНИ в Печерском районе г.Kиева, опубликованном на с.42 этого спецвыпуска. Также об этом см.: Kушина Е. Распределение «входного» НДС: так же, как и раньше? // Бухгалтерия. — 2005. — № 40. — С.55 — 59; Бондаренко Е. Реальный НДС при условной продаже // Бухгалтерия. — 2005. — № 44. — C.49 — 51; Данилюк И. Изменения в порядке начисления НДС: очевидное или невероятное? // Бухгалтерия. — 2006. — № 9. — C.48 — 50 (прим. ред.).
15То есть комиссионер имеет право выписать покупателям (подписчикам) налоговую накладную с учетом льготы по НДС
(прим. авт.).
16За предоставленную услугу комиссионер получает плату в виде комиссионного вознаграждения (прим. авт.).
17Хотя не исключено, что комиссионер будет предоставлять услуги по поставке и по доставке СМИ подписчикам. Тогда в целях правильного ведения учета необходимо определить стоимость облагаемых и не облагаемых НДС услуг (прим. авт.).
18Перечень всех товаров, указанных в п.«о» ст.19 Закона Украины «О Едином таможенном тарифе», см. на с.29 данного спецвыпуска (прим. ред.).
Льготы по налогу на прибыль:
издевательство над издательством?
Татьяна ДЕРKАЧ, редактор сборников систематизированного законодательства
Основополагающей нормой Закона о прибыли, определяющей порядок налогообложения издательской деятельности, является пп.7.13.7 ст.7. Несмотря на то, что этот подпункт появился в Законе с 1 января 2004 года согласно Закону № 601 и Закону № 1300, его действие приостанавливалось Законами о Госбюджете. С 01.07.2004 г.1 издательской льготе был дан «зеленый свет», однако благодаря Закону № 2505 его редакция с 01.01.2005 г. претерпела небольшие (но очень существенные по своей сути) изменения. Итак, по состоянию на дату подготовки публикации пп.7.13.7 ст.7 Закона о прибыли звучит так: «временно, до 1 января 2009 года освобождается от налогообложения прибыль издательств, издательских организаций, предприятий полиграфии, полученная ими от деятельности по изготовлению на территории Украины книжной продукции, кроме изданий рекламного и эротического характера».
Kто пользуется льготой?
Kак следует из содержания пп.7.13.7 ст.7 Закона о прибыли, субъектами, на которых распространяется действие издательской льготы, являются:
- издательства;
- издательские организации;
- предприятия полиграфии.
Определения перечисленных субъектов можно найти в Законе № 318. Так, согласно ст.1 этого Закона издательством считается специализированное предприятие, основным видом деятельности которого является подготовка и выпуск в свет издательской продукции; издательская организация — это предприятие, учреждение или организация, уставом которой наряду с другими видами деятельности предусмотрены подготовка и выпуск в свет издательской продукции. Хотя определения термина «предприятие полиграфии» в действующем законодательстве нет, воспользуемся его аналогом — понятием «изготовитель издательской продукции». K нему ст.21 Закона № 318 относит юридических или физических лиц, осуществляющих изготовление заказанного тиража издания и имеющих в своем распоряжении средства полиграфического производства или копировально-множительную технику.
До 01.01.2005 г. указанную выше льготу применяли также распространители книжной продукции, однако изменения, внесенные Законом № 2505 в пп.7.13.7 ст.7 Закона о прибыли, лишили эту категорию налогоплательщиков права на льготное налогообложение.
Поскольку издатели и изготовители издательской продукции относятся к субъектам издательской деятельности, то они должны быть внесены в Государственный реестр издателей, изготовителей и распространителей издательской продукции (далее — Государственный реестр) (ст.12 Закона № 318) за исключением:
- органов законодательной, исполнительной, судебной власти — для выпуска в свет официальных изданий с материалами законодательного и другого нормативно-правового характера, бюллетеней судебной практики;
- предприятий, организаций, учебных заведений, научных учреждений, творческих союзов, других юридических лиц — для выпуска в свет и бесплатного распространения информационных, библиографических, реферативных, рекламных изданий, изданий, содержащих нормативные акты по производственно-практическим вопросам, служебных и методических материалов, документацию для нужд уставной деятельности их издателя, а также материалов на правах рукописи, размноженных с помощью технических средств.
В Положении № 1540 уточняется, что регистрацию (внесение в Государственный реестр) осуществляет Госкомтелерадио либо его местные подразделения в зависимости от регистрируемых субъектов издательского дела. Внесение в реестр:
- издателей (издательств, издательских организаций или физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности), у которых объем выпуска издательской продукции составляет свыше 5 наименований в год, осуществляет непосредственно Госкомтелерадио, если до 5 наименований — местное подразделение этого органа;
- изготовителей издательской продукции (юридических и физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности) при выпуске ими издательской продукции на сумму свыше 500 тыс. грн. в год по ценам, сложившимся на момент внесения в реестр, осуществляет Госкомтелерадио, до 500 тыс. грн. — его местные подразделения;
- субъектов издательского дела, осуществляющих 2-3 вида деятельно
_________________________________________
Говорят, улыбка - лучшее оружие ....
Я киллер!