Товарно-транспортная накладная: документ на все случаи жизни?
Документы необходимые для осуществления транспортных услуг
Сначала давайте выясним, нужна ли вообще товарно-транспортная накладная (далее — ТТН) при перевозках.
На первый взгляд кажется, что ее применение на самом деле обязательно.
Так, согласно Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом вУкраине, утвержденным приказом Минтранса Украины от 14.10.97 г. № 363 (далее—Правила перевозок), ТТН — единыйдля всех участников транспортного процесса юридический документ, предназначенный для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы.
Форма ТТН утверждена совместным приказом Минтранса и Минстата Украины "Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля" от 29.12.95 г. № 488/346(далее - приказ № 488/346). А в его п. 2 сказано: применять приведенные в нем формы первичного учета должны все субъекты хозяйственной деятельности независимо от форм собственности. Кстати, ссылаясь именно на этот приказ, налоговики делают вывод, что относить к ВР стоимость услуг по транспортировке груза без ТТН невозможно (см. "Вестник налоговой службы Украины" № 5 за 2006 г., стр. 33—34).
Эту позицию поддержал и Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (далее — Комитет) в письме от 08.08.06 г. № 6197. Он считает, что ТТН относится к первичной транспортной документации, применение которой обязательно для всех субъектов хозяйственной деятельности независимо от форм собственности.
В подтверждение такой точки зрения приведены серьезные аргументы:
1.Обязательность означенных форм первичного учета устанавливает приказ № 488/346.
2.Правила перевозок рассматривают ТТН как единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, предназначенный для списания ТМЦ, учета их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухучета, а также для расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы.
Крометого.вихпп. 11.1 написано, что ТТН и путевые листы грузового автомобиля служат основными документами на перевозку грузов.
3.Отменили требование в "строгости" бланка ТТН, но никаких прочих изменений в вышеперечисленные или другие нормативно-правовыедокументы о необходимости применения ТТН не вносили.
4.В ст. 48 ЗаконаУкраины "Об автомобильном транспорте" от05.04.01 г. № 2344-Ш сказано, что автомобильные перевозчики, водители должны иметь и предъявлять лицам, уполномоченным осуществлять контроль на автотранспорте и в сфере безопасности дорожного движения, документы, на основании которых выполняют грузовые перевозки. Для водителя одним из таковых и есть ТТН.
На основании этого Комитет заявляет: если нет транспортной первички, подтверждающей получение услуг по перевозке грузов автотранспортом, в данном случае — ТТН, налогоплательщик не имеет оснований отнести такие расходы к ВР.
Что ж, аргументы, может, и достойные, но есть серьезные возражения.
Обратите внимание! Приказ № 488/346, на который опираются в своих выводах и налоговики, и Комитет, не зарегистрирован в Минюсте!
Напомним: нормативно-правовые акты, которые издают министерства, другие органы исполнительной власти, органы хозяйственного управления и контроля и которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан либо имеют межведомственный характер, подлежат регистрации и вступают в силу через 10 дней после нее, если в них не установлен более поздний срок вступления их в силу (ст. 3 Указа Президента Украины "О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти"от03.10.92г. №493/92(да-лее - Указ № 493/92).
В свою очередь, ВАСУ в определении от 06.03.01 г. (дело № 7/6) указал: не зарегистрированный в Минюсте акт, подлежащий регистрации, не имеет силы, сколько бы он не существовал (при условии, что его приняли после вступления в силу Указа № 493/92).
Выходит, приказ № 488/346 совсем не обязателен к выполнению.
В постановлении от 17.02.05 г. № 34/281 а ВХСУ говорит: нельзя принять во внимание ссылку ответчика (ГНИ) в акте проверки на нарушение истцом (ООО) п. 2 приказа №488/346, которым предусмотрено обязательное применение для всех субъектов хозяйственной деятельности ТТН формы № 1 -ТН (которая, по мнению ответчика, вместе с путевым листом является единым документом, подтверждающим правомерность отнесения расходов по оплате транспортных услуг к составу валовых), поскольку вышеуказанный приказ в нарушение Указа № 493/92 не был зарегистрирован в Минюсте Украины.
Но не будем забывать, что по пп. 5.3.9 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (далее - Закон о прибыли) валовые расходы все же необходимо подтверждать расчетными, платежными и другими документами, обязательность ведения и хранения которых установлена правилами ведения налогового учета.
В случае, который рассматривается в названном постановлении ВХСУ, хозсуды установили: валовые расходы подтверждены предоставленными истцом счетами за транспортные услуги, платежными поручениями о перечислении средств за транспортные услуги, актами сдачи-приемки выполненных работ по перевозке грузов и налоговыми накладными, кроме того, приобретение транспортных услуг отражено в книге приобретения товаров за соответствующий период.
Итак, выводы хозсуда первой инстанции относительно подтверждения валовых расходов истца в спорный период предоставленными первичными документами бухучета и, соответственно, правомерного включения истцом в состав валовых расходов по оплате транспортных услуг признаны вполне правомерными.
Аналогичную точку зрения ВХСУ высказывает и в другом постановлении от03.08.05 г., дело № 41/132а.
К тому же суд подчеркнул, что п. 5.10 Закона о прибыли запрещает устанавливать дополнительные ограничения по отнесению расходов в валовые, за исключением тех, которые содержатся в этом Законе.
И напоследок несколько слов о бухучете.
Минфин в приказе "Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов" от 10.01.07 г. № 2 упоминает ТТН среди документов, подтверждающих поступление запасов на предприятие.
Например, прием и оприходование запасов, которые поступили от поставщиков или от переработчиков с переработки на стороне, оформляют ТТН с использованием штампа (обозначения) об оприходовании или приходным ордером.
Обмен запасов на другие подобные и неподобные запасы также заверяют приходным ордером, актом о приемке материалов, ТТН и т. п.
Выбытие запасов для реализации (кроме товаров в розничной торговле) фиксируют в ТТН или в накладной-требовании на отпуск (внутреннее перемещение) материалов.
В свою очередь, Госкомстат Украины в письме от 18.12.06 г № 14/2-25/95 указывает: при перевозке частным легковым автомобилем груза, принадлежащего юридическому лицу, составляют типовую форму № 1 -ТН "Товарно-транспортна накладна" или другой бухгалтерский документ, который выписывают при передаче груза (товара) к перевозке.
Как видите, уважаемые ведомства признают ТТН первичным документом, но не настаивают на обязательности его использования.
Подытоживая вышесказанное, легко прийти к выводу: ситуация с использованием ТТН очень и очень неоднозначна. Использовать ли этот документ — решать вам, хотя мы бы посоветовали вам от ТТН не отказываться во избежание лишних проблем с ГАИ и налоговиками.
Что же касается тех читателей, которым такой путь не нравится, рекомендуем вооружиться аргументами судей и отстаивать свое право на использование других документов для транспортировки грузов (скажем, обычных накладных), на получение услуг по их перевозке и подтверждение ими валовых расходов по этим операциям.
Дмитрий КОВАЛЕВ, консультант по вопросам налогообложения, г. Киев
копии не давать, только по письменному запросу