ХРАНЕ HTTP [
2181.KIEV.UA]
СРОКИ ХРАНЕНИЯ И УНИЧТОЖЕНИЯ
ДДО [
2NT] КУМЕНТОВОКУМЕНТОВ
В ходе осуществления хозяйственной деятельности у предприятий накапливается большое количество документов и возникает необходимость уничтожения тех, срок хранения которых истек. Исчисление сроков хранения документов в общем случае привязано к 1 января следующего за годом завершения их делопроизводством. О том, как правильно хранить и уничтожать документы, читайте далее.
В хозяйственной деятельности предприятия приходится вести налоговую, кадровую, зарплатную и другую документацию. При этом первичная документация (накладные, чеки, квитанции, акты и т. д.), реестры полученных и выданных налоговых накладных, ведомости на зарплату, налоговая отчетность (декларации, расчеты и т.п.) должны храниться на протяжении определенных сроков, после чего уничтожаются или сдаются в архив. Конечно же, прежде чем уничтожить какой-то документ, желательно прежде всего выяснить, истек ли срок его хранения.
Исчисление сроков хранения
Как указано выше, исчисление сроков хранения документов осуществляется с 1 января года, следующего за годом завершения их делопроизводством. Например, вычисление срока хранения документов, датированных 2002 годом, начинается с 1 января 2003 года. И если срок хранения такого документа составляет, например, 3 года, то он заканчивается 1 января 2006 года. Исключения составляют прямо указанные в Перечне случаи, например, когда отсчет начинается с даты окончания срока действия договора, с налоговыми документами отсчет иногда нужно начинать с даты представления налоговой декларации (расчета).
Сроки хранения и условия уничтожения документов
Сроки хранения первичных документов, документов налоговой отчетности и другой документации определены Перечнем типовых документов, которые создаются в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других учреждений, организаций и предприятий, с указанием сроков хранения документов, утвержденного приказом Главного архивного управления при Кабинете Министров Украины № 41 от 20.07.98 г. № 41 (далее по тексту Перечень). Положения данного перечня распространяются также и на физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности.
Большинство документов, которые предприятие (в данной консультации термин «предприятие» будем применять и в отношении физлиц-СПД) использует в своей хозяйственной деятельности, имеют срок хранения 3 года, но есть и исключения. Существуют документы сроком хранения и 5 лет, и 75 лет (например, сведения для начисления зарплаты).
Относительно хранения отдельных документов в Перечне содержатся дополнительные ограничения. Например, несмотря на то, что срок хранения некоторых документов три года, их можно уничтожить только лишь после завершения проверки периода, которого касаются эти документы, налоговыми органами в пределах плановой проверки. Эта норма Перечня применяется к первичным документам и дополнениям к ним, которые фиксируют факт выполнения хозяйственных операций и являются основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета и налоговых записей (кассовые, банковские документы, уведомления банков и переводные требования, выписки банков, наряды на работу, табели, акты о принятии, сдачи и списания имущества и материалов, квитанции и накладные из учета ТМЦ, авансовые отчеты, налоговые накладные, первичные документы и дополнения к ним относительно экспортно-импортных операций, документы (акты, справки, счета) о принятии выполненных работ и другие документы, касающиеся бухгалтерского и налогового учета).
Даже, если вышеуказанные документы «отбыли» положенный срок, их нельзя уничтожать перед плановой налоговой проверкой соответствующего периода.
В случае возникновения споров и начала судебных дел, такие документы нужно хранить (сверх вышеуказанного срока) до принятия окончательного решения соответствующей судебной инстанцией.
Как следует из положений Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами», в отношении документов, касающихся налогообложения, в случае, если на основании их данных подавались налоговые декларации (расчеты), трехлетний срок нужно отсчитывать от даты представления такой декларации (расчета).
Как поступить, если налоговая проверка завершена, но надлежащие три года не прошли, можно ли в этом случае уничтожать документы?
Во-первых, если завершена внеплановая проверка, которая охватила определенный период, а плановой проверки интересующего нас периода не было, документы следует хранить до окончания именно плановой проверки.
Во-вторых, даже если была проведена плановая проверка, все равно нужно выдержать надлежащие три года и не уничтожать документы до окончания трех лет, так как ими могут заинтересоваться и другие государственные либо правоохранительные органы. К слову отметим, что за умышленное уничтожение, повреждение или сокрытие официальных или частных документов ст. 357 Уголовного кодекса Украины предусмотрена уголовная ответственность, об этом идет речь в письме Государственного комитата архивов № 01-197 от 11.03.2002 года.
Приведем еще некоторые сроки хранения документов в разрезе различных их видов.
Договоры
Для определенных видов договоров установлены разные сроки хранения. Хозяйственные, операционные, трудовые и другие договоры должны храниться три года после окончания срока их действия при условии завершения плановой налоговой проверки соответствующего периода. Кредитные договоры , договоры залога, перевод долга хранятся пять лет после окончании срока их действия или погашения кредита, долга тоже условии проведения налоговой проверки.
Сведения о начислении заработной платы наемным работникам
В своей деятельности предприятие составляет сведения о начислении заработной платы, доходов гражданам за выполнение работ (услуг) по договорам гражданско-правового характера. При этом такие сведения должны храниться у предпринимателя на протяжении:
• за период до 01.07.2000 г. – 75 лет;
• за период после 01.07.2000 г. – на протяжении всего времени уплаты пенсионных взносов и на протяжении 5 лет после прекращения их уплаты, а затем передаются на хранение в архив, в случае с физическим лицом – СПД передаются в местные архивные учреждения.
Трудовые книжки
Трудовые книжки (дубликаты), которые не были получены работниками при увольнении, хранятся в кадровой службе на протяжении двух лет отдельно от трудовых книжек работающих сотрудников, а потом передаются в архив предприятия, где хранятся 50 лет, а по окончанию этого срока уничтожаются.
Торговые патенты
Согласно Положения об изготовлении, хранения и реализации торговых патентов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 13.07.98 г. № 1077 торговые патенты, срок действия которых закончился, предприниматель должен вернуть органу государственной налоговой службы. Если предприниматель прекратил деятельность, подлежащую патентованию, то патент подлежит сдаче независимо от срока его действия.
Свидетельства об уплате единого налога и справки на наемных работников
Согласно Порядка выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденного приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599 Свидетельство об уплате единого налога по окончании срока действия должно быть в 5-дневной срок возвращено в налоговый орган, который его выдал (вместе со всеми справками, выданными на наемных работников). То же самое и в том случае, когда предприниматель отказывается от применения упрощенной системы по своему решению или вынужден это сделать в связи с законодательной нормой, если ликвидируется придприятие – на протяжении 5 дней по окончании последнего квартала работы по упрощенной системе Свидетельство об уплате единого налога и справки на наемных работников следует вернуть в налоговый орган.
Документация, связанная с применением РРО и расчетных книжек
Согласно Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» контрольные ленты РРО, использованные книги учета расчетных операций (а с ними те же Z-отчеты) и расчетные книжки должны храниться на протяжении трех лет после их окончания.
Процедура уничтожения документов
Согласно п. 3.6 Перечня, предприятия могут уничтожать документы, срок хранения которых закончился, по согласованию с государственными архивными учреждениями.
Согласно п. 3.1, 3.2 Перечня, п. 14 Порядка создания и деятельности комиссий по проведению экспертизы ценности документов, утвержденного постановлением КМУ № 1004 от 08.08.2007 года для уничтожения документов на предприятии создается и утверждается руководителем специальная экспертная комиссия в составе руководителей деловодной службы, специалистов соответствующего государственного архивного учреждения. Комиссия проводит предварительную экспертизу ценности документов, осуществляет отбор документов для уничтожения, о чем составляется соответствующий акт. Как разъяснено в письме Государственного комитета архивов Украины № 05-26 от 12.01.2001 года, указанный акт согласовывается экспертно-проверочной комиссией государственного архивного учреждения и только потом документы можно уничтожать.
Согласно Перечня, п.п. 4.5.10 Правил работы архивных подразделений органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий и организаций, утвержденных приказом Государственного комитета архивов Украины № 16 от 16.03.2001 г., зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 08.05.2001 г. за № 407/5598 (Правила действуют в отношении предприятий всех форм собственности), отобранные к уничтожению и указанные в актах документы передаются организациям по заготовке вторичного сырья (это оформляется приемо-сдаточными накладными). Небольшие объемы документов можно сжечь, о чем в акте делается соответствующая запись.
Согласно ст. 6 Закона Украины «О национальном архивном фонде», п. 6 Порядка создания и деятельности комиссий по проведению экспертизы ценности документов запрещено уничтожать документы без проведения экспертизы их ценности. Исключение составляют только физлица – СПД, в соответствии с письмом Государственного комитета архивов Украины от 28.07.2004 г. № 01-1113 физлицам – СПД не нужно создавать экспертные комиссии для определения ценности документов, как это делают юридические лица. Единственное, что нужно сделать, – это составить акт на уничтожение документов, что всегда может оказать помощь при возникновения каких-то претензий со стороны проверяющих органов.
Акт может выглядеть следующим образом.
СПД Иванов И. И.
10.01.2008 г.
г. Одесса
АКТ
об отборе документов, подлежащих уничтожению
СПД Ивановым И. И. отобраны для уничтожения документы, как такие, которые не имеют научно-исторической ценности и утратили практическое значение (на основании Перечня типовых документов, которые создаются в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других учреждений, организаций и предприятий, утвержденного приказом Главного архивного управления при Кабинете Министров Украины № 41 от 20.07.1998 года).
Название документа Год начала
исчисления срока хранения Колич Срок Примечание
1.Налоговые накладные хранения
(№ № 1-10) 2002 1 3 года Плановая налоговая проверка завершена
2Расчетные книжки
(№ № 1-10) 2002 1 3 года Плановая налоговая проверка завершена
Всего 2 (два) дела за 2002 год сдать на уничтожение в организацию по заготовке вторичного сырья по приемо-сдаточной накладной.
СПД Иванов И. И. _____________________
(подпись)
О СРОКАХ ХРАНЕНИЯ И УНИЧТОЖЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ