ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК ОРГАНАМИ ГСБЭП, УБОП И ОБНОН
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ПРОВЕРКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПО БОРЬБЕ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ (ГСБЭП)
С созданием в 1996 году налоговой полиции, позже переименованной в налоговую милицию, на нее были возложены функции по борьбе с налоговыми и связанными с ними преступлениями.
В соответствии с пп. 2.2.2 п. 2.2 ст. 2 Закона Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. N 2181-III никакие иные государственные органы, за исключением налоговых органов и таможенной службы, не имеют права проводить проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), в том числе по запросам правоохранительных органов.
В связи с этим значительно сузились полномочия ГСБЭП. Теперь согласно п. 3, пп. 7 п. 4 Положения о Государственной службе борьбы с экономическими преступлениями, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 05.07.93 г. N 510 (Положение о ГСБЭП), ее главными задачами, в частности, являются:
- своевременное прекращение преступлений в области экономики (за исключением налоговых);
- выявление и прекращение фактов нарушения прав интеллектуальной собственности;
- борьба со взяточничеством.
В соответствии со своими задачами подразделения ГСБЭП пользуются правами, предусмотренными законами Украины "О милиции", "Об оперативно-розыскной деятельности" от 18.02.92 г. N 2135-XII (далее - Закон об ОРД), УПК. При наличии данных о нарушениях законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную и иную предпринимательскую деятельность, влекущих за собой уголовную ответственность, работники ГСБЭП, в частности, имеют право (п. 5 Положения о ГСБЭП):
- беспрепятственно входить в помещения юридических лиц, а также на склады, в хранилища и другие помещения, используемые гражданами для предпринимательской деятельности;
- проводить с участием собственника или его представителя осмотр производственных, складских, торговых, служебных помещений, транспортных средств и иных мест хранения имущества и его использования;
- изымать в установленном законодательством порядке материалы о кредитных и финансовых операциях, материальные ценности, средства, сырье и продукцию; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей;
- проводить контрольные закупки;
- требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансовой деятельности юридических лиц; получать от должностных и материально ответственных лиц сведения и объяснения о фактах нарушения законодательства;
- получать бесплатно от юридических лиц и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок ее получения;
- проверять у юридических лиц денежные и бухгалтерские документы, отчеты, сметы, иные документы, подтверждающие получение и расходование средств и материальных ценностей;
- проводить проверки фактического наличия ценностей (денежных сумм, ценных бумаг, сырья, материалов, готовой продукции, оборудования);
- привлекать для осуществления ревизий и проверок работников государственной контрольно-ревизионной службы.
Права ГСБЭП, на первый взгляд, впечатляют своим объемом. Но есть одно важное ключевое обстоятельство: все вышеперечисленные права ГСБЭП имеет право реализовывать только при наличии данных о нарушениях законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную и иную предпринимательскую деятельность, влекущих за собой уголовную ответственность.
На это обстоятельство указывает и Госпредпринимательства Украины в своем письме от 05.12.2002 г. N 2-221/6477. В нем, в частности, отмечается, что в соответствии с подпунктами 8, 9 п. 5 Положения о ГСБЭП право на проведение проверок по вопросам соблюдения законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную и другую предпринимательскую деятельность, работники Государственной службы борьбы с экономическими преступлениями могут реализовать лишь при наличии данных о нарушениях законодательства, влекущих за собой уголовную ответственность.
Кроме того, само МВД в вышеуказанном письме от 02.02.2006 N 5/809 подтверждает это.
А значит, проведение таких проверок - не что иное, как оперативно-розыскная деятельность.
Согласно ч. 6 ст. 9 Закона Украины об ОРД при наличии достаточных оснований разрешение на проведение оперативно-розыскной деятельности дает руководитель соответствующего оперативного подразделения, несущий ответственность за законность осуществляемых мероприятий. А в соответствии с ч. 1 этой статьи в каждом случае наличия оснований для проведения оперативно-розыскной деятельности заводится оперативно-розыскное дело. Постановление о его заведении подлежит утверждению начальником органа внутренних дел.
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона Украины о милиции работники ГСБЭП перед проверкой обязаны назвать свою фамилию, звание и предъявить служебное удостоверение.
В ч. 1 ст. 5 Закона Украины о милиции отмечается, что милиция выполняет свои задания беспристрастно, в точном соответствии с законом. Никакие исключительные обстоятельства или указания служебных лиц не могут быть основанием для каких-либо незаконных действий или бездействия.
В соответствии с новой редакцией п. 4 ст. 8 Закона Украины об ОРД в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности работники ГСБЭП (а также УБОП и ОБНОН) имеют право:
знакомиться с документами и данными, которые характеризуют деятельность предприятий, учреждений и организаций, изучать их;
за счет средств, выделяемых на содержание подразделений, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, изготавливать копии таких документов, по требованию руководителей предприятий, учреждений и организаций - исключительно на территории таких предприятий, учреждений и организаций;
с разрешения суда - истребовать документы и данные, которые характеризуют деятельность предприятий, учреждений, организаций, с оставлением копий таких документов и описи изъятых документов лицам, у которых они истребованы, и обеспечением их сохранности и возврата в установленном порядке.
При этом следует помнить, что получить доступ к указанным документам работники милиции могут только в порядке, предусмотренном п. 24 ст. 11 Закона Украины о милиции, то есть - придя для проверки с соответствующими документами.
Согласно ч. 4 ст. 25 Закона Украины о милиции действия работника милиции могут быть обжалованы в установленном порядке в органах внутренних дел, суде или прокуратуре.
Исходя из вышеизложенного, если субъект предпринимательской деятельности считает, что его права и интересы нарушены, он имеет право: требовать удовлетворения его жалобы на действия работников ГСБЭП органами внутренних дел, прокуратурой; обжаловать эти действия в суде; требовать возмещения нанесенных ему материальных убытков и привлечения виновных в нарушении его прав к ответственности.
Как показывает практика, в большинстве случаев визитам работников ГСБЭП на предприятие с целью проведения проверки или изъятия документов предшествует письменный запрос о предоставлении сведений или документов.
Свои полномочия ГСБЭП осуществляет согласно Закону Украины о милиции, как это указано в Положении о ГСБЭП.
Право беспрепятственно входить на предприятия
Пунктами 15, 16 ст. 11 Закона Украины о милиции установлено право работников милиции, в том числе ГСБЭП, беспрепятственно входить в любое время суток:
- на территорию и в помещения предприятий, учреждений, организаций, в том числе и таможен, и осматривать их с целью прекращения преступлений, преследования лиц, подозреваемых в совершении преступлений, при стихийном бедствии и в случае возникновения иных чрезвычайных обстоятельств. К чрезвычайным обстоятельствам относятся: пожары, крупные производственные аварии, массовые беспорядки, эпидемии, эпизоотии и т. д. (п. 44 Устава патрульно-постовой службы милиции, утвержденного приказом МВД Украины от 28.07.94 г. N 404);
- на земельные участки, в жилые и иные помещения граждан в случае преследования преступников или предотвращения совершения преступления, угрожающего жизни жителей, а также при стихийном бедствии и иных чрезвычайных обстоятельствах (см. выше);
- в жилые помещения лиц, находящихся под административным надзором, с целью проверки;
- с целью обеспечения безопасности граждан, общественной безопасности, предотвращения преступления, выявления и задержания совершивших его лиц находиться на земельных участках, в жилых и иных помещениях граждан, на территории, в помещениях предприятий, учреждений, организаций, но только при условии согласия граждан и уведомления администрации предприятия.
Также ст. 5 Закона Украины о милиции установлено, что милиция исполняет свои задачи непредвзято, в точном соответствии с действующим законодательством. Никакие исключительные обстоятельства или указания должностных лиц не могут являться основанием для незаконных действий или бездействия работников милиции. При обращении к гражданам работник милиции обязан назвать свою фамилию, звание и предъявить по их требованию служебное удостоверение. Проявлять высокую культуру и такт.
Кроме того, согласно ст. 25 Закона Украины о милиции при нарушении работником органов МВД прав и законных интересов граждан, юридических лиц милиция обязана принять меры к возобновлению нарушенных прав, возмещению причиненных материальных убытков.
Проверка данных о преступлении
Возвращаясь к данным о нарушениях законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную и иную предпринимательскую деятельность, влекущих за собой уголовную ответственность, следует отметить, что действия органов ГСБЭП при получении этих "данных" регулируются нормами главы 8 "Возбуждение уголовного дела" УПК.
Уголовное дело может быть возбуждено прокурором, следователем, органом дознания или судьей (ст. 94 УПК) только при наличии предусмотренных УПК поводов и оснований.
Поводами для возбуждения уголовного дела являются:
1) заявление или сообщение предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, представителей власти, общественности или отдельных граждан;
2) сообщения представителей власти, общественности или отдельных граждан, задержавших подозреваемое лицо на месте совершения преступления или с поличным;
3) явка с повинной;
4) сообщения, опубликованные в печати;
5) непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления.
Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на наличие признаков преступления.
В постановлении о возбуждении уголовного дела обязательно должны указываться (ч. 1 ст. 98 УПК Украины):
- поводы и основания для возбуждения уголовного дела;
- статья Уголовного кодекса Украины (далее - УК Украины), по признакам которой возбуждается дело;
- дальнейшее направление дела (принимается ли дело к производству возбудившим его органом или направляется для расследования в соответствующий орган).
Уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению (п. п. 10, 11 ст. 6 УПК Украины):
- в отношение лица, о котором имеется неотмененное постановление о прекращении дела по тому же обвинению;
- если имеется неотмененное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по тому же факту.
Кроме того, безусловно, не может быть возбуждено уголовное дело при отсутствии предусмотренных:
- законных поводов и оснований (ст. 94 УПК) для его возбуждения;
- соответствующей статьей Уголовного кодекса Украины признаков состава преступления.
Порядок рассмотрения материалов, содержащих данные о преступлениях, установлен ст. 97 УПК.
Органы дознания, к которым относится и милиция, рассмотрев заявление, сообщение или иной материал о преступлении, обязаны не позднее трех дней принять одно из следующих решений:
1) возбудить уголовное дело;
2) отказать в возбуждении уголовного дела;
3) направить заявление или сообщение по принадлежности.
Одновременно принимаются все возможные меры для предотвращения преступления или его пресечения.
При необходимости проверить заявление или сообщение о преступлении до возбуждения дела. Такая проверка производится прокурором, следователем или органом дознания (в том числе ГСБЭП) в срок не более десяти дней путем получения объяснений отдельных граждан или должностных лиц и истребования документов.
Заявление или сообщение о преступлении до возбуждения уголовного дела может быть проверено путем проведения оперативно-розыскной деятельности (подробнее в разделе о проверках лицензионного программного обеспечения).
Именно в таких случаях ГСБЭП проводит проверки заявлений, сообщений и иных материалов о преступлениях, производя действия, указанные в Положении о ГСБЭП.
При этом следует помнить, что заявление о совершенном преступлении должно быть обязательно зарегистрировано в Журнале учета заявлений и сообщений о преступлениях (ЖРЗПЗ) согласно приказу МВД от 14.04.2004 г. N 400.
В случае, когда не в интересах предприятия давать какие-либо объяснения или предоставлять копии документов, можно потребовать у работников ГСБЭП доказательства регистрации заявления, проверку которого они осуществляют, в ЖРЗПЗ. На практике, даже если проверка носит явно заказной характер, работники ГСБЭП не забывают регистрировать заявления. Но в любом случае такое требование со стороны должностных лиц предприятия лишним не будет.
Минимизация доступа к документам предприятия
Приходя на предприятие, работники ГСБЭП практически всегда ставят своей целью получить все необходимые им документы.
Следует помнить, что создание любых временных препятствий по доступу к документам предприятия сотрудников милиции не остановит. Необходимо ставить перед собой вполне реальные цели - выиграть время, в течение которого выяснить истинные намерения работников милиции; сохранить наиболее ценные документы.
Многие руководители предприятий стараются в выигранное время избавиться от "компромата". Этим руководителям остается порекомендовать одно - "компромат" на предприятии не хранить!
Один из возможных с правовой точки зрения вариант минимизации доступа к документам предприятия
Согласно ст. 10 Закона Украины "Об адвокатуре" от 19.12.92 г. N 2887-XII документы, связанные с выполнением адвокатом поручений, не подлежат осмотру или изъятию без его согласия. Соответственно, чтобы минимизировать доступ контролирующих органов к документам, которые предприятие не имеет намерения предоставлять, следует передать их адвокату, с которым заключен договор на правовое обслуживание, вместе с письменным поручением о предоставлении по указанным документам той или иной юридической консультации.
Если контролирующий или правоохранительный орган требует документы в связи с необходимостью проведения проверки или следственных действий, письменно уведомить его о том, что нужные документы в данный момент у предприятия отсутствуют, т. к. находятся у адвоката. В этом же письменном ответе предложить указанным органам запросить у адвоката разрешение на получение этих документов для проведения проверки или следственных действий непосредственно от него.
Кроме того, возможно, чтобы срок исполнения адвокатом поручения был не установлен. Данное обстоятельство предусматривает направление письменного требования клиента об отказе от поручения или же о его исполнении. Указанное требование может быть направлено адвокату только по желанию самого клиента. Контролирующие или правоохранительные органы согласно действующему законодательству требовать это не имеют права.
Однако документы не должны находиться в помещениях, принадлежащих или эксплуатируемых проверяемым. Так как ряд правоохранительных и контролирующих органов, в частности милиция, органы налоговой службы, имеют право проводить осмотр или обследование помещений проверяемых лиц.
Поручение адвокату на оказание им правовой консультации может предоставлять ему право по собственному усмотрению перепоручать данное задание клиента любому иному адвокату. Это условие позволяет еще более затянуть процесс получения проверяющими органами документов.
Но не во всех случаях указанный вариант может позволить избежать привлечения руководителя предприятия к административной ответственности за неисполнение требований проверяющих органов.
Так, согласно п. 1 ст. 20 Закона Украины "О прокуратуре" при осуществлении надзора за соблюдением и применением закона прокурор имеет право доступа к необходимым для этого документам. В ст. 1858 КоАП предусмотрена административная ответственность для должностных лиц предприятий за непредоставление необходимых прокурору материалов. Хотя и в этом случае правомерность привлечения должностного лица к административной ответственности весьма спорна, т. к. прокуратуре будет очень сложно доказать в суде наличие умышленной формы вины в его действиях.
Помимо вышеизложенного, вкратце укажем используемые на практике способы минимизации доступа к документам:
1) хранение документов в архиве (железном шкафу), от которого в момент визита работников милиции не могут найти ключ;
2) интересующие документы находятся у отсутствующего работника;
3) документы находятся в обособленном структурном подразделении (филиале, представительстве) в другом городе;
4) документы находятся на проверке у аудитора.
Кроме того, необходимо ограничивать круг лиц, имеющих доступ к тем или иным документам, и регулярно избавляться от "ненужных" документов.