Финотчетность — госрегистратору!
С 1 января 2007 года украинское законодательство пополнилось новой нормой, посвященной финансовой отчетности. Речь идет о части третьей ст.14 Закона о бухучете1. Согласно данной норме «предприятия (кроме бюджетных учреждений) обязаны представлять (направлять заказным письмом) государственному регистратору по местонахождению регистрационного дела не позднее чем до 1 июня года, наступающего за отчетным периодом, финансовую отчетность о хозяйственной деятельности в составе баланса и отчета о годовых финансовых результатах».
Таким образом, из данного витиеватого предложения следует, что:
– помимо весьма нейтральных органов статистики, среди государственных пользователей финансовой отчетности появился еще один — государственный регистратор;
– предприятия должны отчитываться уже в текущем году, то есть представить до 1 июня 2007 года отчетность за 2006 год;
– регистратору представляется несколько «урезанная» годовая финансовая отчетность — только баланс и отчет о финансовых результатах (без отчетов о собственном капитале, движении денежных средств и примечаний);
– отчитываться перед регистратором должны как крупные предприятия, составляющие формы № 1 и № 2, так и малые, представляющие формы № 1-м и № 2-м.
Сам по себе факт представления финансовой отчетности госрегистратору не вызывает никаких отрицательных эмоций. Ведь фактически финансовая отчетность за 2006 год, подготовленная и представленная (уже!) не только органам статистики, но и собственникам, вышестоящим руководящим органам и прочим заинтересованным лицам, не дополняется никакой другой, новой, информацией. По сути, госрегистратор получит ту информацию о финансовом положении предприятия, которая уже была оглашена достаточно широкому кругу пользователей.
Но на самом деле, при более глубоком и системном анализе норм законодательства, сдача финансовой отчетности государственному регистратору вполне может стать «бомбой замедленного действия» для тех предприятий, финансовые показатели которых выглядят не совсем привлекательно с позиции классических подходов финансового анализа. Ведь появилось это требование в Законе о бухучете не спроста! Многие специалисты единодушны в том, что данное требование — первый шаг на пути к запуску механизма реализации достаточно опасных норм ГКУ2 — ст.144 (для ООО) и ст.155 (для АО). Напомним, что согласно данным нормам следствием недостаточности чистых активов хозяйственного общества должна являться его ликвидация. Естественно, для того чтобы оценить уровень чистых активов, вполне достаточно заглянуть в первый раздел пассива баланса. Другое дело, что предпримет (или обязан будет предпринять) государственный регистратор, обнаружив в финансовой отчетности предприятия недостаточный уровень чистых активов. Пока законодательство об этом молчит. А с нашими прогнозами на этот счет читатели могут ознакомиться на страницах БУХГАЛТЕРИИ3.
Пока же госорганы обсуждают формальную сторону представления отчетности госрегистратору:
– в какой форме (письмо Госпредпринимательства от 16.03.2007 г. № 1897, с.27);
– с отметками органов статистики или без них (письмо Госкомстата от 14.03.2007 г. № 04/4-6/103, с.27);
– ответственность за непредставление (письмо Госпредпринимательства от 16.03.2007 г. № 1897, с.27).
А мы, в свою очередь, рекомендуем нашим читателям выполнить эту пока небольшую формальность и отчитаться перед госрегистратором вовремя — до 1 июня 2007 года, например, послав ее по почте. Спешите!
Ирина ГУБИНА, выпускающий редактор
Государственный комитет статистики Украины
Письмо от 14.03.2007 г. № 04/4-6/103
Представление финотчетности
государственному регистратору
Госкомстат получил от территориальных управлений статистики запросы относительно реализации требований, приведенных в письме Госпредпринимательства от 18.01.2007 г. № 332, согласно которым финансовая отчетность юридическими лицами представляется государственному регистратору не позднее 1 июня года, следующего за отчетным периодом, и должна содержать соответствующую отметку органа государственной статистики о дате получения им этой отчетности.
Невозможность предоставления Госкомстатом разъяснений по этому вопросу региональным управлениям статистики связана с тем, что:
1) указанное письмо не было согласовано с Госкомстатом;
2) в действующих нормативно-правовых актах отсутствует порядок указания на бланках финансовой отчетности информации о ее получении пользователями, в частности органами государственной статистики;
3) непонятна цель проставления отметки органом государственной статистики о дате получения им финансовой отчетности предприятия, посколь ку отчетная дата установлена Порядком представления финансовой отчетности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2000 г. № 419.
Исходя из вышеприведенного и при необходимости получения Госпредпринимательством списка предприятий, которые представляли органам государственной статистики годовую финансовую отчетность, Госкомстат предлагает использовать перечень отчитывающихся единиц, который может быть сформирован и представлен Госпредпринимательству на государственном уровне в мае т. г. в электронном виде с указанием следующих признаков: идентификационный код юридического лица, его название и местонахождение.
Пользуясь случаем, просим обратить внимание на недопустимость в дальнейшем привлечения территориальных органов государственной статистики к реализации требований, предусмотренных в отношении их в письмах Госпредпринимательства, без согласования с Госкомстатом.
Заместитель Председателя Н.ВЛАСЕНКО
Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства
Письмо от 16.03.2007 г. № 1897
Представление финотчетности
государственному регистратору
Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства проработал обращение и сообщает следующее.
1. В отношении формы, по которой предприятия обязаны представлять (направлять заказным письмом) государственному регистратору финансовую отчетность о хозяйственной деятельности в составе баланса и отчета о годовых финансовых результатах.
Частью четвертой ст.11 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996) установлено, что формы финансовой отчетности предприятий (кроме банков) и порядок их заполнения устанавливаются Министерством финансов Украины по согласованию с Государственным комитетом статистики Украины.
2. По поводу поставленного вопроса – должна ли финансовая отчетность, представляемая государственному регистратору, содержать отметку соответствующего органа государственной статистики о дате получения им этой отчетности.
С 1 января 2007 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины» от 09.02.2006 г. № 3422, согласно которому вносятся некоторые изменения в Законы Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей (далее – Закон № 755) и «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине.
В частности, указанным Законом дополняется:
часть вторая ст.17 Закона № 755 абзацем следующего содержания: «финансовая отчетность о хозяйственной деятельности юридического лица (кроме бюджетных учреждений) в составе баланса и отчета о годовых финансовых результатах»;
статья 14 Закона № 996 частью третьей следующего содержания: «Предприятия (кроме бюджетных учреждений) обязаны представлять (направлять заказным письмом) государственному регистратору по местонахождению регистрационного дела не позднее 1 июня года, следующего за отчетным периодом, финансовую отчетность о хозяйственной деятельности в составе баланса и отчета о годовых финансовых результатах».
То есть перечень сведений о юридических лицах, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц – предпринимателей (далее – Единый реестр), дополнен сведениями о финансовой отчетности о хозяйственной деятельности юридического лица (кроме бюджетных учреждений) в составе баланса и отчета о годовых финансовых результатах.
Однако вышеуказанным Законом механизм внесения государственным регистратором в Единый государственный реестр сведений о финансовой отчетности о хозяйственной деятельности юридического лица не установлен.
В целях выполнения требований закона о включении в Единый государственный реестр сведений о финансовой отчетности о хозяйственной деятельности юридического лица Госпредпринимательством вместе с Госкомстатом Украины готовится совместное разъяснение о порядке внесения государственным регистратором в Единый государственный реестр сведений о финансовой отчетности о хозяйственной деятельности юридического лица1.
3. Относительно применения штрафных (финансовых) санкций к субъектам хозяйствования (и/или их служебным лицам), не отчитавшимся перед государственным регистратором.
Применение штрафных (финансовых) санкций к субъектам хозяйствования (и/или их служебным лицам), не отчитавшимся перед государственным регистратором, Законами № 755 и № 996 не установлено.
В то же время ст.1642 Кодекса Украины об административных правонарушениях установлено, что нарушения законодательства по финансовым вопросам, в частности, внесение неправдивых данных в финансовую отчетность, непредставление финансовой отчетности, влекут за собой наложение штрафа.
О порядке применения штрафных (финансовых) санкций к субъектам хозяйствования (и/или их служебным лицам), не отчитавшимся перед государственным регистратором, разъяснения будут предоставлены также совместным письмом Госпредпринимательства и Госкомстата Украины.
И.о. Председателя К.ВАЩЕНКО