Жизнь :: Чувство долга
Ответственность в наличных расчетах
Как уже рассматривалось на страницах «ДК», с 1 сентября 2013 г. введены новые ограничения на расчеты наличными (постановление Правления НБУ от 06.06.2013 г. №210). Для расчетов между предприятиями (предпринимателями) оставлен лимит 10000 грн, а для их расчетов с физлицами или расчетов физлиц между собой по нотариальным договорам — 150000 грн. Сегодня рассмотрим, какая ответственность предусмотрена законодательством за нарушение предприятиями и предпринимателями порядка наличных расчетов.
Как было до этого
До 01.09.2013 г. за превышение установленных ограничений наличных расчетов к плательщикам наличности применялись санкции в размере, зависевшем от установленного лимита кассы (фактически применялся штраф за расчетное превышение установленного лимита кассы). Но постановлением Правления НБУ №210 внесены изменения в Положение №6371, из которого с этой же даты (01.09.2013 г.) исключена норма п. 2.3, предусматривавшая привязку превышения к лимиту кассы. Так что санкции за превышение установленных лимитов остатка наличности в кассах (в двукратном размере сумм обнаруженной сверхлимитной наличности за каждый день), которые предусмотрены Указом №436/952, с 01.09.2013 г. за подобные нарушения не применяются.
1 Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. №637.
2 Указ Президента Украины от 12.06.95 г. №436/95 «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности».
Админответственность
Однако ответственность за рассмотренное нарушение существует, и довольно ощутимая. Эта ответственность административная. Еще Законом №5518, вступившим в силу в январе 2013 г., КоАП был дополнен новой статьей 163-15, которая предусмотрела возможность привлечения к админответственности за нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), в т. ч. превышение предельных сумм расчетов наличными, а также за несоблюдение установленных законодательством требований по обеспечению возможности расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств. Как видим, превышение предельных сумм расчетов наличными определено в законе отдельным основанием для привлечения к админответственности.
За такие нарушения названной статьей установлен штраф, который налагается на физлицо-предпринимателя, должностных лиц юридического лица, в размере от 100 до 200 н. м. д. г. (1700 — 3400 грн). А в случае повторного совершения лицом, подвергшимся на протяжении года административному взысканию за такое же нарушение, — размер штрафа уже будет в пределах от 500 до 1000 н. м. д. г. (8500 — 17000 грн). Отметим, что админответственность за эти правонарушения установлена с 3 января 2013 г. (дата опубликования Закона №5518), поэтому в течение января — августа могла наступать и админответственность должностных лиц, и применяться санкции для плательщиков наличности согласно упомянутому Указу Президента.
Субъекты ответственности
Обратим внимание, что субъектами админответственности по ст. 163-15 КоАП за превышение предельных сумм расчетов наличными являются должностные лица юридического лица и физические лица — предприниматели. А поскольку ограничения установлены в общем, а не для какой-то одной стороны договора (т. е. установлено ограничение на расчеты, а не запрет только принимать или только уплачивать средства сверх установленных размеров), то усматривается, что ответственность за такое правонарушение может наступать как для плательщиков, так и для получателей наличных средств (их должностных лиц).
Подчеркнем, что рядовые физлица (не предприниматели) не являются субъектами ответственности по этой статье. Не являются субъектами админответственности и другие самозанятые лица (лица, проводящие независимую профессиональную деятельность, которые не являются предпринимателями) — частные нотариусы, адвокаты, врачи и пр. (пп. 14.1.226 НКУ).
Составление протоколов и рассмотрение дел
В соответствии с абз. 1 ч. 2 ст. 255 и ст. 234-2 КоАП (с учетом изменений, внесенных Законом №406), протоколы об админправонарушениях по ст. 163-15 составляют уполномоченные лица органов доходов и сборов. А согласно ст. 234-2 рассмотрение дел об этих правонарушениях также проводится этими органами. То есть админдела рассматриваются не в судебном порядке, а в административном. Рассмотрение дел и наложение взысканий проводится руководителями органов доходов и сборов и их заместителями.
Общий порядок и процедуры оформления материалов об админправонарушениях и обжалования привлечения к ответственности мы рассмотрели в «ДК» №40/2012.
Сроки давности
Самый приятный момент в вопросе админответственности за рассмотренное правонарушение — сроки давности, довольно короткие. Так, в КоАП установлены общие сроки давности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 163-15. Согласно ч. 1 ст. 38 КоАП, админвзыскание может быть наложено не позже чем через два месяца со дня совершения правонарушения.
Значит, уже через 2 месяца с момента проведения расчетов с превышением установленных лимитов админвзыскание на предпринимателя или должностное лицо предприятия не может быть наложено.
О штрафах за предыдущие периоды
Несколько слов о штрафах согласно Указу Президента №436/95, ведь сроки давности привлечения к предусмотренной им ответственности дольше. После принятия НКУ и Закона №27561, согласно ст. 102, 111, 113 НКУ, сроки давности по этим санкциям составляют 1095 дней (фактически это 3 года).
1 Закон Украины от 02.12.2010 г. №2756-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины».
После внесения изменений в Положение №637 отменено расчетное сравнение превышения ограничений наличных расчетов с лимитом остатка наличности в кассе, а значит, ответственность за это нарушение согласно упомянутому Указу Президента больше применяться не может. Так что, по нашему мнению, есть основания говорить об отмене юридической ответственности за данное нарушение для плательщиков наличности. Однако с учетом ст. 58 Конституции Украины и решения Конституционного Суда Украины от 09.02.99 г. №1-рп/99, вряд ли следует рассчитывать на то, что после отмены ответственности на основании Указа Президента юридические лица смогут избежать ответственности за нарушения, совершенные в предыдущие периоды.
В то же время при возникновении споров с налоговыми органами по поводу применения санкций на основании Указа необходимо обратить внимание на следующие основные моменты:
1) ответственность была установлена в результате условного (расчетного) приравнения постановлением Правления НБУ (в Положении №637) фактов превышения ограничений расчетов наличностью к превышению лимита кассы. Но, согласно ст. 238 ХК Украины, административно-хозяйственные санкции могут быть установлены исключительно законами;
2) с учетом вышеприведенного нужно понимать, что упомянутый Указ Президента также не является законом (хотя судебная практика в этой части неоднозначная);
3) приравнение постановлением НБУ превышения установленных ограничений наличных расчетов к превышению лимита кассы затрагивало только плательщиков наличности. То есть для получателей наличности ответственность не устанавливалась;
4) для предпринимателей лимит кассы не устанавливался и не устанавливается, так что к ответственности за превышение лимита кассы предприниматели — плательщики наличности не могли и не могут быть привлечены.
Алексей КРАВЧУК, к. ю. н., доцент, аудитор
_______________
Корисна інформація для бухгалтера