ПОДПИСЬ, ПРОТОКОЛ, ПРИБЫЛ, УБЫЛ...
ПРАВДА БЕЗ ПРОТОКОЛА.
КАК ДОКАЗЫВАТЬ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ КОМАНДИРОВАННЫМИ ГРАНИЦ
Нужно ли в случае командировки за границу ставить в командировочном удостоверении отметки с печатями о прибытии и выбытии или достаточно ксерокопии паспорта с отметками о пересечении границ?
В соответствии с пп. 5.4.8 Закона О Прибыли и п. 1.5 разд. II Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Минфина от 13.03.98 г. № 59, с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция № 59) фактическое время пребывания работника в командировке за границей в случае командирования в страны, с которыми не установлен или упрощен пограничный контроль, определяется согласно отметкам командирующей и принимающей сторон в командировочном удостоверении. Подтверждениями факта пересечения границы со странами, с которыми установлен полный пограничный контроль, являются ксерокопии страниц заграничного паспорта с фамилией командированного работника, отметками о пересечении границы и визой страны командирования (в случае командировки в страны, с которыми установлен визовый режим). Причем ксерокопии должны быть заверены отделом кадров или главным бухгалтером (п. 1.15 разд. II Инструкции № 59).
Как видим, при командировании работника в страны, с которыми установлен полный пограничный контроль, отметок в паспорте о пересечении границы будет достаточно, и, строго говоря, ставить в командировочном удостоверении отметку командирующей и принимающей сторонам не нужно. В отличие, скажем, от командировки в страны с отсутствующим или упрощенным пограничным контролем или внутриукраинской командировки.
В тексте Инструкции № 59 вообще нет положения, из которого вытекала бы необходимость наличия командировочного удостоверения при посещении стран, «строгих» в пограничном отношении, поэтому вопрос об отметках в удостоверении попросту отпадает.
Нет упоминания о командировочном удостоверении и в Законе О Прибыли. Так, в пп. 5.4.8 Закона О Прибыли установлено, что любые расходы на командировку могут быть включены в состав валовых затрат плательщика налога при наличии подтверждающих документов относительно связи такой командировки с хозяйственной деятельностью такого плательщика налога. Под подтверждающими документами в Законе понимается, например, приглашение принимающей стороны, деятельность которой совпадает с деятельностью плательщика налога; заключенный договор (контракт); другие документы, устанавливающие или удостоверяющие желание установить гражданско-правовые отношения. Как видим, командировочное удостоверение среди них не фигурирует.
Исходя из пп. «в» п. 1.5 и п. 1.15 разд. II Инструкции № 59 документом, заменяющим командировочное удостоверение в качестве документа, подтверждающего право на получение работником суточных при загранкомандировках в страны с полным пограничным таможенным контролем, является соответствующим образом заверенная ксерокопия страниц загранпаспорта с необходимыми пограничными отметками. Эта же ксерокопия позволит предприятию получить валовые затраты по таким суточным расходам (разумеется, при наличии других подтверждающих документов, перечисленных в пп. 5.4.8 Закона О Прибыли).
Однако мы бы рекомендовали отметки в командировочном удостоверении все же делать (разумеется, если такая возможность существует), и вот почему.
По нашему мнению, наличие отметок принимающей стороны в командировочном удостоверении свидетельствует о том, что работник действительно исполнял на чужбине служебное поручение в указанном месте (на предприятии, в организации и т. п.). При созерцании лишь отметки о пересечении границы, например Турции (Египта), у проверяющих могут возникнуть подозрения, подкрепляемые плохо скрытой завистью, что работник культурно отдохнул на пляжах Средиземного (Красного) моря, а до партнера так и не добрался. При наличии командировочного удостоверения с отметками принимающей стороны доказать факт командировки будет значительно проще.
Кроме того, о необходимости в командировочном удостоверении отметок о выбытии-прибытии относительно «погранично строгого» зарубежья (например, Германии, Франции, Великобритании) сообщается в консультации, подготовленной при содействии первого заместителя начальника Главного управления налогового аудита и валютного контроля ГНАУ Л. Подгородецкой:
«при условии наличия отметок в заграничном паспорте о пересечении таможенной границы соответствующей страны, проездных документов и документов, подтверждающих проживание за пределами Украины, и соответствующих отметок о прибытии и выбытии в командировочном удостоверении данные расходы могут быть возмещены бухгалтерией работнику предприятия, находившемуся в командировке, и отнесены в состав валовых затрат. Следовательно, в бухгалтерию следует представлять все вышеперечисленные документы» 1.
(1 См. «Вестник налоговой службы Украины» № 8/2003, с. 35-36.)
Как мы понимаем, все документы - это в том числе командировочное удостоверение. В обоснование Л. Подгородецкая ссылается на Методрекомендации по проведению проверки расходов на командировки, утвержденные приказом ГлавКРУ от 21.03.2000 г. № 24.
Конечно, насчет обязательного наличия командировочного удостоверения работник ГНАУ явно погорячилась. Как указывалось выше, у налоговиков в подобных случаях нет законных оснований требовать командировочное удостоверение. Тем более что даже из Методрекомендаций обязательность наличия удостоверения при загранкомандировках в страны с полным пограничным контролем прямо не следует. Однако проще удостоверение все-таки иметь .
В банк клієнт надає наступний пакет документів :
•Заява на видачу готівки, що містить наступну інформацію:
-Прізвище, ім‘я та по-батькові осіб, що виїжджають за кордон;
-Розрахунок витрат (може включати добові, проживання, проїзд, харчування, представницькі витрати і т.п.).
Ця заявка підписується уповноваженими особами підприємства та завіряється печаткою підприємства ( залишається в банку).
Витрати на відрядження розраховуються відповідно до Постанови КМУ № 663 від 23/04/1999 р.
! Для видачі працівнику авансу використовується офіційний курс НБУ до іноземних валют на день видачі коштів з каси уповноваженого банку. Сума до видачі не повинна перевищувати встановлених граничних норм добових витрат .