вот еще статья про сдачу в аренду недвижимости, тут вообще про все подробно
НЕРЕЗИДЕНТ, НЕДВИЖИМОСТЬ И НАЛОГИ
“Экспресс-анализ законодательных и нормативных актов”
N 43, от 22 октября 2007 г.
Любовь Залуцкая
Нерезидент — физическое лицо, которое владеет недвижимым имуществом на территории Украины. Для сдачи в аренду принадлежащего ему имущества нерезиденту необходимо заключить с юридическим лицом — резидентом договор на представление полномочий по заключению с арендатором договора аренды, удержанию налога с доходов физлиц и т.д.
Вопросы:
1. Какие налоговые обязательства возникают, если вся сумма аренды поступает на счет лица-резидента, т.е. сумма, поступившая на счет, — договорная за аренду имущества + НДФЛ (который налоговый агент перечисляет за нерезидента) + НДС? + социальные выплаты + вознаграждение лица-резидента?
2. Каковы нюансы и ограничения согласно законодательству?
Вопрос 1. Согласно пп. 9.1.3 ст. 9 Закона Украины от 22.05.2003 г. N 889-IV «О налоге с доходов физических лиц» (далее — Закон об НДФЛ), предоставление в аренду недвижимости, принадлежащей физическому лицу — нерезиденту, осуществляется исключительно через:
— учрежденное им постоянное представительство на территории Украины;
— или юридическое лицо — резидента (уполномоченное лицо), которое выполняет представительские функции в отношении такого нерезидента на основании письменного договора,—
которые выступают также налоговым агентом такого нерезидента в отношении таких доходов.
Нерезидент, нарушающий нормы настоящего пункта, считается уклоняющимся от налогообложения.
Закон об НДФЛ не дает понятия, какие именно функции понимаются под представительскими функциями. В соответствии с п. 1.21 Закона об НДФЛ термины, не определенные в этом законе, используются в значениях, определенных законами по вопросам налогообложения. Как следует из п. 1.17 Закона Украины от 28.12.1994 г. N 334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.1997 г. N 283/97-ВР (далее — Закон о налогообложении прибыли), к постоянным представительствам приравниваются резиденты, уполномоченные действовать от имени резидента, что влечет за собой возникновение у нерезидента гражданских прав и обязанностей (заключать договоры (контракты) от имени нерезидента...).
Таким образом, можно сделать вывод, что договором, на основании которого юридическое лицо — резидент может выполнять представительские функции в отношении нерезидента, может быть такой договор, по условиям которого такое юридическое лицо, представляя интересы нерезидента, действует от имени такого нерезидента.
К таким договорам, в соответствии с действующим законодательством Украины, относятся договор поручения (ст. ст. 1000-1010 Гражданского кодекса (ГК) Украины) и агентский договор (ст. ст. 297-305 Хозяйственного кодекса (ХК) Украины). В соответствии с названными договорами, все сделки, совершенные юридическим лицом — поверенным (агентом), будут создавать, изменять, прекращать гражданские права и обязанности физического лица — доверителя. Юридическое лицо — поверенный (агент) имеет право на плату за выполнение своих обязанностей по такому договору.
В связи с указанным, получаемые юридическим лицом суммы по договорам аренды недвижимости, заключенным от имени физического лица — нерезидента, будут являться доходом этого нерезидента.
Налог с доходов физических лиц
Пункт 2.1 ст. 2 Закона об НДФЛ устанавливает, что плательщиками НДФЛ являются физические лица — нерезиденты в случаях, когда они получают доходы с источником их происхождения на территории Украины.
В соответствии с п. 1.3 ст. 1 Закона об НДФЛ, предоставление в аренду недвижимости, расположенной на территории Украины, и получение физлицом — нерезидентом или начисление в его пользу дохода от такой операции определяется именно как получение дохода с источником происхождения из Украины, и поэтому приводит к возникновению объекта обложения НДФЛ.
При этом обращаем внимание, если по условиям договора на представительство интересов, заключенного между нерезидентом и юридическим лицом, предусмотрено удержание вознаграждения из сумм арендной платы юридическим лицом самостоятельно, объектом обложения НДФЛ выступает вся сумма арендной платы, без уменьшения ее на размер вознаграждения.
Доходы с источником их происхождения из Украины, начисляемые (выплачиваемые, предоставляемые) в пользу нерезидентов, подлежат налогообложению по правилам, установленным для резидентов, с учетом особенностей, определенных отдельными нормами Закона (пп. 9.11.1 ст. 9 Закона об НДФЛ).
При налогообложении доходов нерезидентов от аренды недвижимости необходимо учесть следующее:
— не разрешается внесение в заключенные гражданско-правовые договоры (контракты) налоговых оговорок, согласно которым лица, выплачивающие доходы, берут на себя обязательства по уплате налогов (п. 21.2 ст. 21 Закона об НДФЛ);
— юридическое лицо — резидент (уполномоченное лицо, поверенный, агент), заключающий от имени нерезидента договоры аренды недвижимости, выступает налоговым агентом этого нерезидента относительно доходов от такой аренды (пп. 9.1.3 ст. 9 Закона об НДФЛ), то есть лицом, ответственным за начисление, удержание и уплату (перечисление) НДФЛ в бюджет;
— НДФЛ, удержанный из дохода нерезидента, подлежит зачислению в бюджет территориальной общины по месту удержания такого налога (п. 16.3 ст. 16 Закона об НДФЛ), то есть по месту регистрации резидента (налогового агента), который осуществляет выплату;
— при заключении договора с нерезидентом, условия которого предусматривают получение таким нерезидентом дохода с источником происхождения из Украины, резидент обязан указать в таком договоре ставку налога, которая будет применена к таким доходам (пп. 9.11.3 ст. 9 Закона об НДФЛ).
Что касается ставки (размера) НДФЛ, которая применяется к доходу нерезидента в рассматриваемом случае, в Законе об НДФЛ и в Налоговом разъяснении N 50 (приказ ГНАУ от 29.01.2004 г. N 50 «Об утверждении Налогового разъяснения относительно применения отдельных норм Закона Украины «О налоге из доходов физических лиц» в части налогообложения иностранцев и нерезидентов») прямо не указано, какую именно ставку налога следует применять к арендным доходам физического лица — нерезидента.
Пунктом 7.3 ст. 7 Закона об НДФЛ предусмотрено, что при выплате любых доходов физическим лицам — нерезидентам применяется двойной размер основной ставки (с 01.01.2007 г. — 15 %), за исключением доходов, определенных в пп. 9.11.3 ст. 9 Закона.
То есть если доход в пп. 9.11.3 ст. 9 Закона об НДФЛ не определен, ставка НДФЛ, применяемая к такому доходу, будет составлять 30 %.
Приведем дословно положения пп. 9.11.3:
«9.11.3. Если указанные в подпункте 9.11.1 этого пункта доходы выплачиваются нерезиденту резидентом — физическим или юридическим лицом, то такой резидент считается налоговым агентом такого нерезидента относительно таких доходов. При заключении договора с нерезидентом, условия которого предусматривают получение таким нерезидентом дохода с источником его происхождения из Украины, резидент обязан указать в таком договоре ставку налога, которая будет применена к таким доходам...»
Из приведенного следует, что положения пп. 9.11.3 касаются доходов, указанных в пп. 9.11.1, который, в свою очередь, определяет правила налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины, полученных нерезидентами. Перечень таких доходов приведен в п.1.3 ст.1 Закона об НДФЛ. И как уже отмечалось ранее, в этот перечень включается также и доход от предоставления в аренду недвижимости, расположенной на территории Украины. Вышеуказанные положения Закона об НДФЛ позволяют сделать вывод, что доходы нерезидента от предоставления в аренду недвижимости, находящейся на территории Украины, подлежат налогообложению по основной ставке, определенной п. 7.1 (а не двойной), то есть 15 %.
Вместе с тем обращаем внимание, что налоговые органы придерживаются точки зрения, что доход нерезидента от предоставления в аренду недвижимости, расположенной на территории Украины, облагается НДФЛ по двойной ставке, то есть в размере 30 %.
В соответствии с правилами пп. 9.1.5 ст. 9 Закона об НДФЛ, доходы от предоставления недвижимости в аренду окончательно облагаются налогом при их выплате за их счет. Из этого следует, что сроком уплаты НДФЛ в бюджет из выплачиваемых нерезиденту сумм арендной платы является день ее выплаты. При этом в данном случае общий срок уплаты НДФЛ, установленный в пп. 8.1.2 ст. 8 Закона об НДФЛ, не применяется, так как положения пп. 9.1.5 ст. 9 Закона об НДФЛ выступают более специальной нормой.
Отчисления в общегосударственные страховые фонды
1. Доход, полученный от предоставления недвижимости в аренду, не является объектом для начисления и удержания взносов в Пенсионный фонд Украины.
Согласно ст. 11 Закона Украины от 09.07.2003 г. N 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», иностранцы являются лицами, подлежащими общеобязательному государственному пенсионному страхованию в случае, если они:
— работают на условиях трудового договора (контракта);
— работают на иных условиях, предусмотренных законодательством;
— выполняют работы по договорам гражданско-правового характера.
Так как предоставление недвижимости в аренду не является работой на условиях трудового, гражданско-правового договора или на каких-либо иных условиях, нерезидент в части получения доходов от аренды не является застрахованным лицом, а сумма от аренды — объектом для начисления и удержания страховых взносов в Пенсионный фонд (как 33,2 %, так и 1-2 %).
Такого же мнения придерживается и сам Пенсионный фонд Украины (письмо от 27.02.2004 г. N 1852/04).
2. Доход, полученный от аренды недвижимости, не является объектом для начисления и удержания взносов в Фонд безработицы.
В соответствии со ст. 2 Закона Украины от 02.03.2000 г. N 1533-III «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы», обязательному страхованию (что подразумевает обязательность начисления и удержания соответствующих взносов в Фонд) на случай безработицы подлежат только работающие на условиях трудового договора (контракта) и на иных условиях, предусмотренных законодательством о труде.
Так как предоставление недвижимости в аренду не является трудовой деятельностью физического лица — нерезидента, такой нерезидент в части получения доходов от аренды не является застрахованным лицом, а сумма от аренды — объектом для начисления и удержания страховых взносов в Фонд безработицы.
3. Доход, полученный от аренды недвижимости, не является объектом для начисления и удержания взносов в Фонд временной нетрудоспособности.
Согласно положениям ст. ст. 5, 6 Закона Украины от 18.01.2001 г. N 2240-III «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи со временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» обязательному страхованию в вышеназванном Фонде подлежат лица, работающие на условиях трудового договора (контракта), а также члены коллективных предприятий, сельскохозяйственных и иных производственных кооперативов.
Так как предоставление недвижимости в аренду не является трудовой деятельностью физического лица — нерезидента, такой нерезидент в части получения доходов от аренды не является застрахованным лицом, а сумма от аренды — объектом для начисления и удержания страховых взносов в Фонд временной нетрудоспособности.
4. Доход, полученный от аренды недвижимости, также не является объектом для начисления и удержания взносов в Фонд страхования от несчастного случая.
Статьей 5 Закона Украины от 23.09.1999 г. N 1105-XIV «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности» устанавливается обязательность страхования от несчастного случая только тех лиц, которые работают на условиях трудового договора (контракта), а также на иных условиях, предусмотренных законодательством о труде. Как уже было указано выше, предоставление недвижимости в аренду не является трудовой деятельностью, и значит, доход, полученный от такой деятельности, не может выступать объектом для начисления страховых взносов в Фонд страхования от несчастного случая.
Налог на репатриацию
Статья 13 Закона о налогообложении прибыли закрепляет, что резидент или постоянное представительство нерезидента, осуществляющие в пользу нерезидента или уполномоченного им лица любую выплату из дохода с источником его происхождения из Украины, полученного нерезидентом от осуществления хозяйственной деятельности (в том числе на счета нерезидента, которые ведутся в гривнах), а также резиденты, которые предоставляют агентские, доверительные, комиссионные и другие подобные услуги по продаже товаров (работ, услуг) за счет и в пользу нерезидента (включая заключение договоров с другими резидентами от имени и в пользу нерезидента), обязаны удерживать и перечислять в бюджет налог с доходов, полученных таким нерезидентом из источников в Украине, к числу которых относится и лизинговая (арендная) плата, уплачиваемая (начисляемая) в пользу нерезидента-лизингодателя (арендодателя), по ставке в размере 15 % от суммы и за счет таких доходов.
Термин «нерезидент» для целей Закона о налогообложении прибыли согласно п. 1.16 ст. 1 этого Закона употребляется в значении «юридические лица и субъекты хозяйственной деятельности, не имеющие статуса юридического лица (филиалы, представительства и т.п.) с местонахождением за пределами Украины, которые созданы и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством другого государства».
Что касается иностранных граждан (физических лиц), они статуса нерезидента согласно с положениями Закона о налогообложении прибыли не имеют. В связи с чем специальное правило налогообложения арендной платы, выплачиваемой нерезиденту, установленное ст. 13
Закона о налогообложении прибыли (в отношении удержания из дохода в виде арендной платы налога на репатриацию в размере 15 %), на иностранных граждан (физических лиц) не распространяется.
Налог на добавленную стоимость
В соответствии с положениями Закона о НДС, объектами обложения НДС выступают операции, осуществляемые налогоплательщиками.
Налогоплательщиком, согласно п. 1.3 ст. 1 Закона Украины от 03.04.1997 г. N 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость» (далее — Закон о НДС), является «лицо, которое согласно настоящему Закону обязано осуществлять удержание и внесение в бюджет налога, который уплачивается покупателем, или лицо, импортирующее товары на таможенную территорию Украины».
К «лицам» для целей обложения НДС, согласно п. 1.2 ст.1 Закона о НДС относятся:
— субъекты предпринимательской деятельности, в том числе предприятия с иностранными инвестициями, независимо от формы и времени внесения этих инвестиций;
— другие юридические лица, которые не являются субъектами предпринимательской деятельности;
— физические лица (гражданин, иностранный гражданин и лицо без гражданства), которые осуществляют деятельность, отнесенную к предпринимательской согласно с законодательством, или импортирует товары на таможенную территорию Украины;
— представительства нерезидента, не имеющие статус юридического лица.
Субъектами предпринимательской деятельности (предпринимателями), согласно ст. 42 ХК Украины, являются субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли. Субъектами хозяйствования, согласно п.2 ст.55 ХК Украины, являются:
1) хозяйственные организации — юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с этим Кодексом, а также другие юридические лица, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированы в установленном законом порядке;
2) граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированы в соответствии с законом как предприниматели.
Физическое лицо признается субъектом хозяйствования (субъектом предпринимательской деятельности) только после соответствующей государственной регистрации в качестве предпринимателя.
Как следует из приведенного, физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (предприниматель), включено в состав «лиц» дважды — первым абзацем, так как оно (физическое лицо) является субъектом предпринимательской деятельности наравне с юридическими лицами (предприятиями, хозяйственными обществами), и третьим абзацем, в котором это лицо упомянуто прямо.
А вот физическое лицо, которое не является субъектом предпринимательской деятельности, является «лицом» для целей обложения НДС и, следовательно, плательщиком НДС (налогоплательщиком для целей НДС) только в случае, если оно ввозит (пересылает) товары на таможенную территорию Украины.
Так как в рассматриваемой ситуации иностранное физическое лицо не зарегистрировано субъектом предпринимательской деятельности, оно не является плательщиком НДС, и для него операции по предоставлению в аренду недвижимого имущества не являются объектом обложения НДС.
В случае регистрации такого иностранного физического лица в качестве предпринимателя, это лицо в зависимости от объемов налогооблагаемых операций и выбранной системы налогообложения может или обязано будет зарегистрироваться плательщиком НДС, в связи с чем совершаемые им операции по предоставлению в аренду недвижимого имущества будут выступать объектом налогообложения.
В отношении абз. «а» п. 6.5 Закона о НДС, закрепляющего правило, по которому местом поставки услуг в случае, если услуга предоставляется нерезидентом, считается место расположения резидента, выполняющего агентские (представительские) действия от имени такого нерезидента, и такой резидент выступает налоговым агентом такого нерезидента, то есть лицом, ответственным за начисление, удержание и уплату (перечисление) НДС в бюджет, отметим следующее.
Согласно п.1.17 ст. 1 Закона о НДС, употребляемый в Законе о НДС термин «нерезидент» понимается в значении, определенном Законом о налогообложении прибыли.
При этом, как уже отмечалось ранее, Закон о налогообложении прибыли содержит такое понятие: нерезиденты — юридические лица и субъекты хозяйственной деятельности, не имеющие статуса юридического лица (филиалы, представительства и т.п.) с местонахождением за пределами Украины, которые созданы и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством другого государства. Исходя из приведенного понятия, иностранные физические лица не охватываются статусом нерезидента ни для целей налогообложения прибыли, ни для целей обложения НДС.
В связи с вышеизложенным следуют выводы:
— абз. «а» п. 6.5 Закона о НДС не регулирует отношений по предоставлению услуг физическими лицами-иностранцами;
— резидент, выполняющий представительские действия от имени физического лица-иностранца, в такой ситуации не является налоговым агентом для целей взимания НДС.
По вышеуказанной причине (физическое лицо-иностранец для целей НДС не рассматривается как нерезидент) не будут выступать налоговыми агентами для физического лица-иностранца и лица, получающие услуги (абз. «г» п.10.1 ст. 10 Закона о НДС).
Заключая договоры о предоставлении имущества в аренду, а также получая арендную плату по таким договорам, юридическое лицо — плательщик НДС осуществляет поставку услуг, действуя от имени и по поручению другого лица. В такой ситуации плательщик НДС должен руководствоваться частью второй п. 4.7 ст. 4 Закона о НДС. В соответствии с этой нормой права по первому событию: или оплата услуг покупателем (арендатором), или передача результатов услуг покупателю (арендатору) — у юридического лица — плательщика НДС возникает налоговое обязательство по НДС по ставке 20 % от продажной стоимости услуг.
По общему правилу п. 4.7 ст. 4 указанного Закона, дата перечисления средств в пользу лица, от имени и по поручению которого действует юридическое лицо — плательщик НДС, является датой увеличения суммы налогового кредита по НДС этого юридического лица. Но в рассматриваемой ситуации у юридического лица — плательщика НДС на дату перечисления физическому лицу — иностранцу поступлений от аренды права на налоговый кредит по НДС не возникнет, так как такое право не будет подтверждаться налоговой накладной, право на выписку которых имеют только лица, зарегистрированные в качестве плательщиков НДС.
Заключая договоры о предоставлении имущества в аренду, а также получая арендную плату по таким договорам, юридическое лицо — плательщик НДС оказывает физическому лицу-иностранцу агентские услуги, место поставки которых в соответствии с п. 6.5 Закона о НДС находится на таможенной территории Украины. Операции по поставке этих агентских услуг являются объектом обложения НДС по ставке 20 %, дата возникновения налогового обязательства по НДС определяется по первому событию:
— или дата зачисления средств от покупателя (заказчика) на счет или в кассу налогоплательщика как оплата за полученную услугу;
— или дата оформления документа, удостоверяющего факт выполнения услуг налогоплательщиком.
Если по условиям договора поручения (агентского договора) юридическое лицо — плательщик НДС самостоятельно удерживает вознаграждение за оказанные им услуги из суммы поступивших арендных платежей, налоговое обязательство по НДС за предоставленные агентские услуги возникает на дату получения арендных платежей от арендаторов.
Налог на прибыль
Согласно пп. 7.9.1 ст. 7 Закона о налогообложении прибыли, не включаются в валовой доход и не подлежат налогообложению денежные средства или имущество, привлеченные плательщиком налога на основании договора концессии, комиссии, консигнации, доверительного управления, хранения (ответственного хранения), а также согласно другим гражданско-правовым договорам, не предусматривающим передачи права собственности на такое имущество. В связи с приведенным, суммы арендной платы, полученные юридическим лицом в пользу физического лица-иностранца, не включаются в валовой доход юридического лица с целью определения объекта налогообложения.
Согласно пп. 7.9.2. ст. 7 Закона о налогообложении прибыли, не включаются в валовые расходы денежные средства или имущество, предоставленные плательщиком налога на основании договоров концессии, комиссии, консигнации, доверительного управления, хранения (ответственного хранения) или согласно другим гражданско-правовым договорам, не предусматривающим передачи права собственности на такое имущество другому лицу. На основании приведенной нормы можно сделать вывод, что перечисленные юрлицом в пользу физического лица-иностранца суммы арендной платы, полученные от арендаторов, не будет отражаться в составе валовых расходов юридического лица.
Таким образом, денежные средства в виде сумм арендной платы за использование объектов недвижимости, которые получает от арендаторов и перечисляет физическому лицу — иностранцу юридическое лицо, в налоговом учете этого юридического лица с целью определения налога на прибыль отражаться не будут.
Действуя от имени и по поручению физического лица, юридическое лицо оказывает первому агентские услуги, доход от которых согласно пп. 4.1.1 ст. 4 Закона о налогообложении прибыли, включается в валовой доход.
Аналогичную позицию по вопросу обложения налогом на прибыль поступлений по посредническим договорам, к числу которых относится рассматриваемая ситуация, также занимает и ГНАУ (позиция этого ведомства изложена в письме от 03.03.2004 г. N 1596/6/15-1116).
Вопрос 2. При осуществлении деятельности, связанной с предоставлением в аренду недвижимости на территории Украины, следует учитывать такие нюансы, предусмотренные действующим законодательством Украины:
1) согласно положениям ст. 793 ГК Украины, договоры найма строения или иного капитального сооружения (их отдельной части), заключенные на срок 3 (три) года и более, подлежат нотариальному удостоверению, согласно ст. 794 — государственной регистрации.
2) согласно части второй пп. 9.1.2 ст. 9 Закона об НДФЛ, при предоставлении в аренду недвижимого имущества объект обложения НДФЛ определяется исходя из размера арендной платы, указанной в договоре аренды, но не ниже минимальной суммы арендного платежа за полный или неполный месяц аренды. Минимальная сумма арендного платежа определяется по Методике определения минимальной суммы арендного платежа за недвижимое имущество физических лиц, утвержденной Постановлением КМУ от 20.11.2003 г. N 1787, исходя из минимальной стоимости месячной аренды одного квадратного метра общей площади недвижимости, с учетом места ее расположения, других функциональных и качественных показателей. При этом минимальная стоимость месячной аренды должна быть установлена и обнародована органом местного самоуправления села, поселка, города, на территории которых расположена такая недвижимость.
Таким образом, если на территориях, где расположена недвижимость, минимальные цены аренды утверждены, объект обложения НДФЛ не может быть меньше этих минимальных цен.
В том случае, если такая минимальная цена аренды не установлена или не обнародована до начала отчетного налогового года, объект обложения НДФЛ определяется исключительно на основании размера арендной платы, определенного в договоре аренды.
_____________________________________________________
Любую сложную вещь можно описать простыми словами.
Интуиция - поразительное чутье, подсказывающее женщине, что она права, независимо от того, права она или нет.