Головна порталу Дт-Кт  
Головна ДКНовиниПублікації ДКПередплатаДовідникиБланки, формиКонсультаціїДокументи


Розширений пошук по форуму

Благочинна допомога

Відправлено користувачем kseniya 
Список форумів Список тем Нова темаПопередня тема Наступна тема
Підскажіть, будь-ласка, проводки при сплаті благочинної допомоги фонду сліпих.На витрати можна поставити 2-5% прибутку попереднього року? Чи я помиляюся? Які документи потрібно крім листа посьби?
Дякую.
Протокол учредителе согласие на благотворительную помощь, где написано сумма и название фонда.
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ
Благотворительная деятельность - деятельность, связанная с предоставлением помощи и поддержки тем, кто в ней нуждается, исходя из общечеловеческих принципов гуманности и взаимопомощи, которая осуществляется исключительно бескорыстно (без цели получения прибыли или другой выгоды).

Среди получателей благотворительной помощи могут быть как юридические лица, так и физические – обычные граждане. По видам предоставления такой помощи ее можно разделить на три группы:

· гуманитарная;

· целевая благотворительная помощь;

· нецелевая благотворительная помощь.

Порядок налогообложения благотворительной помощи налогом на прибыль предприятий установлен Законом Украины от 28.12.94 №334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» с изменениями и дополнениями.

Так, согласно подпункту 5.2.2 пункта 5.2 статьи 5 Закона в состав валовых расходов плательщика налога на прибыль включаются суммы денежных средств|стоимостей| или стоимость товаров (работ, услуг), добровольно перечисленные (переданные) на протяжении отчетного года до Государственный бюджет Украины или бюджеты местного самоуправления, |до| неприбыльным организациям, определенным в пункте 7.11 статьи 7 этого Закона, суммы средств, перечисленные юридическим лицам, в том числе неприбыльным организациям - основателям|учредителям| постоянно действующего третейского суда в размере, превышающем два процента, но не более пяти процентов налогооблагаемой прибыли предыдущего|предварительного| отчетного года, за исключением взносов|вкладов|, предусмотренных подпунктом 5.6.2 пункта 5.6 этой статьи, и взносов|вкладов|, предусмотренных подпунктом 5.2.17 этого пункта.

Кроме того, подпунктом 5.2.13 пункту 5.2 статьи 5 Закона разрешено включать в состав валовых расходов суммы денежных средств или стоимость имущества, добровольно перечисленные (переданные) для целевого использования с целью охраны культурного наследия учреждениям науки, образования, культуры, заповедникам, музеям-заповедникам в размере, превышающем два процента, но не более десяти процентов налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного периода.

Алгоритм расчета суммы благотворительной помощи, которую разрешено включать в состав валовых расходов, приведен в приложении Р2 к декларации по налогу на прибыль предприятия, утвержденной приказом ГНА Украины от 29.03.03 №143, с изменениями и дополнениями. Общая сумма расходов плательщика на добровольное перечисление средств, передачу товаров (выполнение работ, предоставление услуг), которая включается в валовые расходы, определенная формулам, приведенным в приложении Р2, переносится в строку 04.8 декларации по налогу на прибыль.

В течение 2007 года расходы плательщиков налога на прибыль, связанные с добровольным перечислением средств и бесплатной передачей товаров (работ, услуг), включенные в состав валовых расходов, составили более 53 млн. грн.

При этом с целью недопущения потерь бюджета при проверке строки 04.8 декларации налоговые органы обращают внимание на наличие документов о перечислении средств или актов выполненных|исполненных,проделанных| работ и тому подобное, согласно которым|какими| суммы благотворительной помощи отнесены в состав |д валовых. В случае если средства перечисляются в неприбыльные организации или таким организациям предоставляются товары, работы, услуги, то основанием для отнесения таких расходов в состав валовых расходов будет являться справка о включении таких неприбыльных организаций в |до| реестр неприбыльных организаций и учреждений Украины.

Что касается получателей благотворительной помощи, то подпунктом 4.1.6 пункта 4.1 статьи 4 Закона о прибыли предусмотрено включение в состав валового дохода сумм безвозвратной финансовой помощи, полученной плательщиком налога в отчетном периоде, стоимости товаров (работ, услуг), безвозмездно предоставленных плательщику налога в отчетном периоде, кроме их предоставления их предоставления неприбыльным организациям в соответствии с пунктом 7.11 статьи 7 этого Закона и в пределах таких операций между плательщиком налога и его обособленными подразделениями, не имеющими статуса юридического лица, кроме случаев, определенных в части четвертой статьи 3 Закона Украины «О списании стоимости неоплаченных объемов естественного газа».

Перечень учреждений и организаций, отнесенных к неприбыльным, и имеющим льготы по налогообложению, приведен в пункте 7.11 статьи 7 Закона о прибыли.

При этом благотворительная помощь относится к освобожденным от налогообложения доходам не всех неприбыльных организаций, включенных в Реестр и имеющих льготы по уплате налога на прибыль, а только тех, которые поименованы в абзацах «а», «б», «е» и «ж» подпункта 7.11.1 пункта 7.11 статьи 7 Закона. Это органы государственной власти Украины, органы местного самоуправления и созданные ими учреждения и организации, которые содержаться за счет средств соответствующих бюджетов; благотворительные фонды и благотворительные организации, созданные в порядке, определенном законом для проведения благотворительной деятельности, в том числе общественные организации, созданные с целью осуществления экологической|экологичной|, оздоровительной, любительской спортивной, культурной, образовательной и научной деятельности, а также творческие союзы и политические|политичными| партии, общественные организации инвалидов и их местные ячейки, созданные в соответствии с Законом Украины «Об объединениях граждан», научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения III - IV уровней аккредитации, внесенные в|до| Государственный реестр научных учреждений, которым|каким| оказывается поддержка государства, заповедники|заказниками|, музеи-заповедники|заказниками|; религиозные организации, зарегистрированные в порядке, предусмотренном законом; профессиональные союзы, их объединения и организации профсоюзов, образованные в порядке, определенном законом. В течение 2007 года неприбыльные организации получили около 67 млн.грн. благотворительной помощи.

Налогообложение благотворительной помощи в случае предоставления ее физическим лицам.

Основным законом, регламентирующим порядок налогообложения доходов физических лиц, является Закон Украины от 22.05.03 г. № 889 «О налоге с доходов физических лиц» (далее – Закон № 889).

Согласно подпункту 9.7.1 пункта 9.7 статьи 9 Закона № 889 не подлежит налогообложению и включению в состав общего месячного или годового налогооблагаемого дохода налогоплательщика благотворительная, в том числе гуманитарная помощь, которая поступает в его пользу в виде денежных средств или имущества (безвозмездно выполненной работы, предоставленной услуги) и соответствует требованиям, определенным этим пунктом.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с Законом Украины от 22.10.99 № 1192-XIV «О гуманитарной помощи» гуманитарная помощь – это целевая адресная безоплатная помощь в денежной либо натуральной форме, в виде безвозвратной финансовой помощи или добровольных пожертвований, либо помощь в виде выполненных работ, услуг, предоставленных иностранными и отечественными донорами с гуманных соображений получателям гуманитарной помощи в Украине или за рубежом, которые нуждаются в ней в связи с социальной незащищенностью, материальной необеспеченностью, тяжелым финансовым положением, возникновением чрезвычайного состояния, в частности в результате стихийной беды, аварий, эпидемий и эпизоотий, экологических, техногенных и других катастроф, которые создают угрозу для жизни и здоровья населения, или тяжелой болезнью конкретных физических лиц. Гуманитарная помощь является разновидностью благотворительности и должна направляться в соответствии с обстоятельствами, объективными потребностями, согласием ее получателей и при условии соблюдения требований статьи 4 Закона Украины "О благотворительности и благотворительных организациях".

Для целей налогообложения благотворительная помощь делится на целевую и нецелевую благотворительную помощь.

Целевой является благотворительная помощь, предоставляемая под определенные условия и направления ее расходования, а нецелевой считается помощь, предоставленная без установления таких условий или направлений.

Целевая благотворительная помощь.

Целевая благотворительная помощь предоставляется физическими и юридическими лицами - резидентами в сумме, не подлежащей налогообложению налогом с доходов физических лиц, при соблюдении следующих условий:

· денежные средства перечисляются непосредственно заведению и учреждению, которые определены подпунктом 9.7.4 статьи 9 Закона № 889;

· денежные средства потрачены на приобретение медицинских препаратов, которые включены в Перечень, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 29.03.06 г. № 400 «Об утверждении Национального перечня основных лекарственных средств и изделий медицинского предназначения»;

· учитываются исключения, перечисленные в абз. «а» пп. 9.7.4 Закона № 889, в ситуациях перечисления денег на лечение.

Нецелевая благотворительная помощь. В составе нецелевой благотворительной помощи Закон № 889 выделяет материальную помощь. Так, согласно пп. 9.7.3 Закона № 889, в облагаемый налогом доход не включаются суммы нецелевой благотворительной помощи, в т.ч. материальной, которая предоставляется резидентами - юридическими или физическими лицами в пользу налогоплательщика в течение отчетного налогового года совокупно в размере, не превышающем размера суммы предельного размера дохода, определенного пп. 6.5.1 Закона № 889, при условии, что на такого налогоплательщика распространяется право на получение налоговой социальной льготы.

Иными словами, для того, чтобы в 2008 году материальная помощь не налогооблагалась необходимо выполнение следующих условий:

1) предприятие, выплачивающее материальную помощь, является резидентом;

2) физическое лицо имеет право на налоговую социальную льготу, т. е. его заработная плата в месяце получения такой материальной помощи не превышает 890,00 грн.;

3) совокупный размер материальной помощи не должен превышать 890,00 грн. за год.

В случае, если заработная плата получателя материальной помощи в месяце ее выплаты не превышает 890,00 грн., а сумма помощи превышает 890,00 грн., то налог с доходов физических лиц удерживается с превышения общей суммы материальной помощи над 890,00 грн. (то есть с разницы).

Необходимо также отметить, что вышеуказанные требования в части предоставления материальной помощи без налога распространяются и на те случаи, когда получателями такой нецелевой благотворительной помощи выступают лица - не работники предприятия. Например, если предприятие или иная организация решила использовать средства для выплаты материальной помощи пенсионерам или другим неработающим гражданам, и/или лицам, принадлежащим к льготной категории, то такая помощь в размере 890,00 грн. совокупно за 2008 год не подлежит налогообложению налогом с доходов физических лиц, ввиду того, что указанные лица заработную плату не получают и поэтому являются потенциальными льготниками.

Материал подготовлен отделом массово – разъяснительной работы

управления массово – разъяснительной работы и обращений граждан ГНА в Донецкой области


Благотворительная помощь

Понятие благотворительности определено Законом Украины от 16.09.97 г. №531. Благотворительность — это добровольное пожертвование физических и юридических лиц в предоставлении приобретателям материальной, финансовой, организационной и иной благотворительной помощи.

В соответствии с пп. 5.1.21 Закона о НДС, освобождается от налогообложения безвозмездная передача денежных средств и товаров (работ и услуг) для их непосредственного использования в благотворительных целях при двух условиях:

1) получатели, согласно абзацам «а», «б», «е» пп. 7.11.1 Закона о прибыли, входят в следующий список:

1.1) органы государственной власти и органы местного самоуправления;

1.2) благотворительные фонды и благотворительные организации, творческие союзы и политические партии, общественные организации инвалидов, научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения, заповедники, музеи-заповедники;

1.3) религиозные организации;

2) передаваемые ТМЦ, согласно пп. 5.1.21 Закона о НДС, не могут быть:

2.1) товарами (работами, услугами), которые облагаются акцизным сбором;

2.2) ценными бумагами;

2.3) нематериальными активами и товарами, предназначенными для использования в хозяйственной деятельности;

2.4) импортируемыми товарами, кроме подпадающих под действие международных договоров Верховной Рады Украины.

При оформлении операции, если налоговый кредит был предварительно отражен, а теперь товар участвует в не облагаемой налогом операции, нужно признать условную продажу и начислить обязательства с обычной цены, но не ниже цены приобретения. Если же товар сразу приобретался для благотворительных целей, то сумма НДС уже не включена в налоговый кредит согласно пп. 7.4.2.

А вот с налогом на прибыль сложнее. Возможность включения благотворительной помощи в состав валовых расходов регулируется пп. 5.2.2 и 5.2.17 Закона о прибыли. Первый пункт нормирует включение помощи в валовые расходы (от 2 до 5% налого­облагаемой прибыли прошлого года), однако напрямую касается, в основном, помощи денежными средствами.

Благотворительная помощь в виде товаров (работ, услуг) будет относиться к безвозмездной передаче на основании пп. 1.3.31 Закона о прибыли. Согласно п. 4.1, она включается в валовые доходы по цене продажи (поскольку ее получатели практически не бывают плательщиками налога на прибыль на общих основаниях, то — по обычным ценам по пп. 7.4.3). Относительно получателей помощи — плательщиков налога на прибыль существует мнение экспертов, что уверенные в себе благотворители могут отразить доход в сумме 0 грн. Валовые расходы не возникают, поскольку отсутствует связь с хозяйственной деятельностью. Если валовые расходы по товарам отражены предварительно, то корректируется приложение К1/1, стр. 4 «использованные не в хозяйственной деятельности». Переданные работы, услуги либо не включаются в валовые расходы, либо соответствующие валовые расходы корректируются.

Мировая практика в отношении благотворительной помощи различна. Но в целом вы покупаете что-то с налогами как конечный потребитель и дарите безвозмездно, как говорил Винни-Пух. Несете при этом расходы, которые вам могут разрешить частично включить (допустим, не более 5%) в расходы и уменьшить налоги. Существует также практика нижнего ограничения, но не как у нас, а обычно это корректировка по результатам года (чтобы получить льготу в конце года, благотворители срочно перечисляют суммы, которых им недостает до порога, например, 2%). Но увидеть и отразить доход можно только при совершенно иезуитском подходе.

А вот пп. 5.2.17 Закона о прибыли, касающийся благотворительной помощи в целях охраны культурного наследия (получателями ее могут быть только учреждения науки, образования, культуры, музеи, музеи-заповедники), предполагает передачу не только денежных средств, но и имущества (однако не работ или услуг). В этом случае не только денежные средства, но и затраты на передаваемые товары можно включить в валовые расходы (с ограничениями, установленными пп. 5.2.2 Закона о прибыли, — от 2 до 5% налогооблагаемой прибыли прошлого года).

Пример 2. Предприятие «Доб­ро» передает соковыжи­малку бесплатно общественной организации инвалидов для использования в благотвори­тельных целях.

В данном случае документ «Изменение налогового назначения запасов» оформляется аналогично (рис. 2), изменяется налоговое назначение (Нехозяйственная деятельность, не облагаемая НДС), и автоматически при этом подставляется счет НДС для условных продаж 6435 и ст. 10.2 для декларации по НДС.

На рисунках 3а и 3б приведены проводки документа «Изменение налогового назначения запасов». После корректировки налогового назначения запасов документом «Списание товаров» списывается стоимость товара на счет 949. С помощью этих документов полностью отражается операция благотворительной помощи.

При безвозмездной передаче запасов предприятию-благотворителю необходимо будет выписать налоговую накладную. Права на налоговый кредит у получателя не будет, поскольку нет расходов на уплату налога поставщику. Поэтому при безвозмездной передаче оба экземпляра налоговой накладной остаются у поставщика. В графе 3 после отражения номенклатуры поставки пишется: «Поставка осуществлена на безвозмездной основе, база налогообложения определяется исходя из обычных цен» — или фраза из пункта 1.22 Порядка заполнения налоговой накладной.

Безвозмездная передача товаров

Если у нас нет оснований считать передачу товаров благотворительной помощью с точки зрения налогообложения, не можете выполнить требования пп. 5.1.21, то налицо безвозмездная передача товаров.

На основании п. 1.31 безвозмездная передача попадает под определение поставки. По ней начисляются налоговые обязательства по НДС (с обычной цены). Но, поскольку пп. 7.4.1 Закона о НДС связывает право на налоговый кредит в дальнейшем с участием товаров в налогооблагаемых операциях, то налоговый кредит у предприятия сохраняется.

Документально такая операция оформляется аналогично предыдущей. При оформлении изменений налогового назначения учтите, что это налогооблагаемая операция. Валовые расходы корректируются через приложение К1/1. Приведенная таблица 3 позволит заполнить изменение налогового назначения в перечисленных случаях.
Для документального оформления благотворительной помощи Вам понядобятся следующие документы:
1. Письмо от организации-получателя благотворительных взносов с просьбой о помощи.
2. Копия документа, подтверждающего неприбыльность организации (либо копия справки по ф. № 4-ОПП с указанием кода неприбыльности, либо копия Решения про включение в Реестр неприбыльных организация). Это необходимо для отнесения суммы помощи на ВР.
Список форумів Список тем Нова темаПопередня тема Наступна тема
Вибачте, тільки зареєстровані користувачі можуть писати в цьому форумі.

Авторизуватись



Повідомлення, розміщені на форумах ДК-порталу, відображають лише особисту позицію авторів повідомлень.
Адміністрація форумів не несе відповідальності за їх зміст.

© 2023 "Дебет-Кредит", український бухгалтерський портал, web_dk [ @ ] gc.com.ua





0.00034100000000004