Я нашла вот такую статью, может чем-то поможет:
Умер единственный учредитель-директор юрлица: кто подписывает отчетность?
25 ИЮЛЯ 2017
(комментарий к письму ГУ ГФС в г. Киеве от 26.06.2017 г. № 824/ІПК/8/26-15-08-01-19)
Суть вопроса. Подпись руководителя предприятия и главного бухгалтера — обязательные реквизиты налоговой отчетности. Ведь такое требование прямо следует из п. 48.5 НКУ. Налоговая отчетность, составленная с нарушением упомянутой нормы, не считается налоговой декларацией (п. 48.7 НКУ).
Вместе с тем в соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV предприятие самостоятельно выбирает формы организации бухгалтерского учета. В частности, среди возможных способов — самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия.
А как же быть, если руководитель предприятия (который одновременно является единственным собственником) умер? Кто в данном случае подпишет отчетность?
Позиция ГФС. В случае смерти учредителя юрлица, который одновременно был ответственным лицом (директор/бухгалтер) за предоставление налоговой отчетности, а также ответственным за своевременность предоставления отчетности такого юрлица, будет наследник, заявивший свое право на предприятие.
Позиция редакции. Высказанную контролерами позицию относительно предоставления отчетности наследником проанализируем позже.
А сейчас предлагаем подойти к ситуации с противоположной стороны, и вспомнить норму ст. 37 НКУ «Возникновение, изменение и прекращение налоговой обязанности». В частности, в пп. 37.3.2 НКУ указано, что смерть физического лица, признание его недееспособным или без вести отсутствующим является основанием для прекращения налоговой обязанности. В то же время налоговой обязанностью п. 36.1 НКУ называет обязанность налогоплательщика исчислить, задекларировать и/или уплатить сумму налога и сбора в порядке и сроки, установленные НКУ, законами по вопросам таможенного дела.
В данном случае можно жонглировать понятиями «налогоплательщик», «физическое лицо». Не исключаем тот факт, что контролеры могут читать норму таким образом, что вышеприведенное освобождение применяется только к налоговому обязательству ФЛП и не касается смерти учредителя-директора. Однако, на наш взгляд, высказанная в письме позиция касательно предоставления отчетности лицом, не принявшим наследство, также недостаточно обоснована законодательно. Поэтому тем предприятиям, которые столкнулись с такой неприятной ситуацией, как смерть учредителя-директора, советуем обращаться за индивидуальной налоговой консультацией касательно отсрочки «налоговой обязанности» до момента принятия наследства наследником.
Если же глубже анализировать заключение ГФС, озвученное в комментируемом письме, вот на что стоит обратить внимание: специалисты ГФС фактически согласились с тем, что отчетность может быть подписана не просто наследником, а наследником, заявившим (!) свое право на наследство. Это очень важно. Объясним почему...
Дело в том, что для принятия наследства, наследник лично подает нотариусу или уполномоченному должностному лицу органа местного самоуправления (в населенных пунктах, где нет нотариуса) заявление о принятии наследства (ст. 1269 ГКУ).
И для принятия наследства устанавливается срок в 6 месяцев, который начинается со времени открытия наследства (в частности, подачи заявления) (ст. 1270 ГКУ). Наследник, принявший наследство, может получить свидетельство о праве на наследство. Свидетельство о праве на наследство выдается наследникам по истечении 6-ти месяцев с момента открытия наследства.
Но для такого явления, как предоставление налоговой отчетности, срок в 6 месяцев неприемлем. Ведь ежемесячно нужно подписывать и предоставлять отчет по ЕСВ, ежеквартально — форму № 1ДФ и т.п. Поэтому очень важно, что налоговики в комментируемом письме фактически дали зеленый свет на подпись налоговой отчетности лицом, находящимся только на первом этапе принятия наследства — на этапе предоставления заявления о принятии наследства.
При этом поскольку для проведения государственной регистрации изменений в сведения о юрлице (в частности, для смены руководителя или сведений о руководителе) п. 2 ч. 4 ст. 17 Закона № 755 требует документ — экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) решения уполномоченного органа управления юридического лица. Очевидно, что данного решения быть не может, поскольку орган управления (единственный учредитель) умер.
Поэтому внести изменения в сведения о юрлице в ЕГРПОУ не получится. А значит, подписывая налоговую отчетность другим лицом (наследником до момента принятия наследства), целесообразно воспользоваться нормой п. 46.4 НКУ, в которой указано: в случае необходимости налогоплательщик может подать вместе с такой налоговой декларацией дополнения к данной декларации, составленные в произвольной форме, что будет считаться неотъемлемой частью налоговой декларации. Такие дополнения подаются с объяснением мотивов их предоставления.
В дополнении следует пояснить, почему отчетность подписана другим лицом, сведения о котором не внесены в ЕГРПОУ. К примеру: «в связи со смертью руководителя предприятия, который одновременно является его учредителем, и невозможностью внести изменения в сведения о юридическом лице, руководствуясь письмом ГУ ГФС в г. Киеве от 26.06.2017 г. № 824/ІПК/8/26-15-08-01-19, сообщаем, что предоставленная отчетность подписана наследником, заявившим свое право на предприятие (подтверждающие документы о наследовании прилагаются)». К отчетности целесообразно приобщить копию заявления на наследство и другие документы, подтверждающие начатую процедуру наследования лицом, подписавшим отчетность.
Также в комментируемом письме специалисты ГФС отметили: если заключен договор на управление наследством, то ответственным за предоставление отчетности в контролирующий орган будет лицо, управляющее наследством, до предоставления заявления о принятии наследства наследниками или до принятия судом решения о признании наследства выморочным.
Возможность заключения договора на управление наследством предусмотрена ст. 1285 ГКУ. Данный договор имеет место, если:
1) в составе наследства есть имущество, требующее содержания, ухода, совершения других фактических или юридических действий для поддержания его в надлежащем состоянии;
2) отсутствуют наследники или исполнители завещания.
При таких обстоятельствах лицо, которое в соответствии с договором управляет наследством, ответственное за подписание и предоставление отчетности. Кстати, данное лицо имеет право на плату за исполнение своих полномочий.
В случае же если никто в установленные законодательством сроки не заявил о своем праве на предприятие как наследник и договор на управление наследством не заключался, отчетность в контролирующий орган не предоставляется вообще.
С момента вступления в силу решения суда о признании наследства выморочным все права и обязанности данного предприятия (в т.ч. предоставление отчетности) перейдут к территориальной общине.
Напомним
Выморочность наследства — это явление в наследовании, когда наследники по завещанию и по закону отсутствуют, они отстранены от права на наследование или наследство ими не принято либо отказано. В таком случае орган местного самоуправления по месту открытия наследства обязан предоставить в суд заявление о признании наследства выморочным. Заявление о признании наследства выморочным подается по истечении одного года со времени открытия наследства.
(ст. 1277 ГКУ)