МТС доказала,что мне не подходит факсимиле на налоговой (именно из-за неоднозначности рассмотрения этого вопроса)-согласились,но "руку сбивать" из-за одного настырного не стали
Много букв-но кому интересно-прочтет.
Факсимиле на первичных и налоговых документах:
возможность применения и налоговые последствия
Опубликовано в Бухгалтерии N7 (838) от 16 ФЕВРАЛЯ 2009 года
Елена САМАРЧЕНКО, редактор
Постоянные читатели «Бухгалтерии» хорошо знают, что темы многих публикаций, которые появляются на страницах газеты, подсказаны самой жизнью. К теме использования факсимиле(1) мы также обратились неслучайно: она интересует многих наших читателей, о чем свидетельствуют поступающие в редакцию вопросы. Вот один из них:
«Предприятие использует факсимильные подписи при оформлении актов выполненных работ и налоговых накладных. Некоторые контрагенты просят заменить документы, потому что в ГНИ не признают валовые расходы и налоговый кредит по НДС по таким документам. Действительно ли нельзя использовать факсимиле на актах и на налоговых накладных, а также на договорах?»
Прежде всего рассмотрим возможность использования факсимиле при подписании хозяйственных договоров. Согласно части третьей ст.207 ГКУ(2) использование факсимиле при совершении сделки допускается, в частности, «в случаях, установленных законом, иными актами гражданского законодательства, или по письменному согласию сторон, в котором должны содержаться образцы соответствующего аналога их собственноручных подписей». Таким письменным согласием может быть, например, протокол о намерениях, предварительный договор. В противном случае использование факсимиле не допускается.
Что касается первичных документов (накладных, актов выполненных работ и прочих документов), то порядок их оформления регламентирован Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Минфина Украины от 24.05.95 г. № 88(3)(далее — Положение № 88). Согласно п.2.5 этого Положения первичный документ может быть подписан лично, с использованием факсимиле (штампа) или иным механическим либо электронным способом. Возможность подписания первичных документов с помощью факсимиле неоднократно подтверждали в своих письмах разные ведомства: Минюст Украины (письмо от 10.01.2005 г. № 19-45-1590(4)) Госкомпредпринимательства (письмо от 12.01.2005 г. № 145(5)), Минфин (письмо от 19.01.2005 г. № 31-04200-30-29/819). Вместе с тем использование факсимиле не допускается при составлении кассовых и расчетных документов (письмо НБУ от 30.10.2006 г. № 25-113/2453-11507).
Порядок подписания документов с помощью факсимиле должен быть оговорен:
- в договоре (соглашении) или приложении к нему, если речь идет о проставлении оттиска факсимиле на документах, оформляемых с каким-либо контрагентом (поставщиком, покупателем, заказчиком);
- в приказе (распоряжении, приложении к приказу об учетной политике), если с помощью факсимиле подписываются внутренние первичные документы предприятия (например, накладные на внутреннее перемещение товарно-материальных ценностей или акты на списание товарно-материальных ценностей на хозяйственные нужды предприятия).
Таким образом, если первичные документы оформлены с соблюдением всех вышеперечисленных требований, то никаких претензий со стороны налоговиков к таким документам быть не должно. И уже тем более подпись документа с помощью факсимиле не может быть причиной для непризнания валовых расходов.
Анализируя возможность проставления оттиска факсимиле на налоговых накладных, необходимо исходить из того, что налоговая накладная не является первичным документом. Согласно пп.7.2.3 ст.7 Закона об НДС она является отчетным налоговым и одновременно расчетным документом. Поэтому к заполнению налоговой накладной должно применяться не Положение № 88, а специальный порядок. Такой порядок был утвержден приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165(6) В соответствии с п.18 Порядка заполнения налоговой накладной все экземпляры налоговой накладной «подписываются лицом, уполномоченным плательщиком налога осуществлять поставку товаров (услуг)». И об использовании факсимиле ничего не сказано. Поэтому, по мнению автора, подписывать налоговые накладные нужно собственноручно, а не с помощью факсимиле. На это в свое время указывал и Госкомпредпринимательства в письме от 19.03.2004 г. № 1699 (см. далее «Для справки»).
Однако справедливости ради отметим, что по данному вопросу существует и противоположная точка зрения, подтвержденная судебной практикой (см. постановление ВХСУ от 01.07.2004 г. № 5/1961-3/213, опубликованное далее «Для справки»). Поэтому смелые налогоплательщики могут воспользоваться аргументами, изложенными в указанном постановлении суда, в случае если работники органов ГНС не признают факсимиле на налоговых накладных, оформленных поставщиками(7).
ДЛЯ СПРАВКИ
Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства
Письмо от 19.03.2004 г. № 1699
Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел <...> письмо <...> относительно использования факсимильной подписи и сообщает.
<…>
Что касается налоговых накладных, то согласно пункту 18 Порядка заполнения налоговой накладной… все составленные экземпляры налоговой накладной подписываются лицом, уполномоченным плательщиком налога осуществлять продажу товаров (работ, услуг), и скрепляются печатью такого плательщика налога – продавца.
Исходя из вышеизложенного и поскольку налоговая накладная является отчетным документом, удостоверяющим факт приобретения, продажи товаров (работ, услуг), выполненных работ, предоставленных, полученных услуг, считаем, что все составленные экземпляры налоговой накладной должны быть подписаны собственноручно уполномоченным плательщиком налога осуществлять продажу товаров (работ, услуг) лицом без использования аналогов воспроизведения собственной подписи (факсимильной подписи).
Заместитель Председателя О.САХНЕНКО
Высший хозяйственный суд Украины
Постановление
от 01.07.2004 г. № 5/1961-3/213
Высший хозяйственный суд Украины <…> установил:
<…>
2.4. В п.2.5 акта проверки указано, что в нарушение пп.7.2.1 п.7.2 ст.7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» в состав налогового кредита истцом отнесен налог на добавленную стоимость <…> по налоговым накладным, которые составлены с нарушением, а именно налоговые накладные <…> не подписанные собственноручно уполномоченным лицом, а оформленные факсимильной подписью.
В соответствии с п.7.5 ст.7 Закона «О налоге на добавленную стоимость» датой возникновения права плательщика налога на налоговый кредит считается дата осуществления первого из событий:
– или дата списания денежных средств с банковского счета плательщика налога в оплату товаров (работ, услуг), дата выписки соответствующего счета (товарного чека) – в случае расчетов с использованием кредитных дебетовых карточек либо коммерческих чеков;
– или дата получения налоговой накладной, удостоверяющей факт приобретения плательщиком налога товаров (работ, услуг).
Как указано в акте проверки, на момент проверки истца все включенные им в налоговый кредит суммы подтверждены налоговыми накладными, однако вышеуказанные накладные были подписаны со стороны продавца факсимильной подписью.
В соответствии с п.5 Порядка заполнения налоговой накладной… налоговая накладная считается недействительной в случае ее заполнения другим лицом, нежели указано в п.2 этого Порядка, в котором указано, что налоговую накладную составляет лицо, которое зареги стрировано в качестве плательщика налога в налоговом органе и которому присвоен индивидуальный налоговый номер плательщика налога на добавленную стоимость.
<…>
Коллегия судей согласна с тем, что других оснований для признания налоговой накладной фиктивной или недействительной действующие нормативные акты, регулирующие порядок начисления, уплаты налога на добавленную стоимость и составление налоговой накладной, не предусматривают. Таким образом, суды правильно указали, что у ответчика отсутствуют правовые основания для исключения из налогового кредита сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных истцом при приобретении товаров (работ, услуг), на основании вышеуказанных налоговых накладных.
<…>
Кроме того, в соответствии с п.2.5 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. № 88, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 05.06.95 г. под № 168/704, документ может быть подписан лично, с применением факсимиле, штампа, символа или другим механическим либо электронным способом удостоверения.
При приведенных обстоятельствах суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований у ответчика исключать из состава налогового кредита сумму…