Порядок предоставления денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника по переводу на другое предприятие
Трудовым законодательством предусмотрен особый порядок предоставления денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника по переводу на другое предприятие.
Согласно ч. 3 ст. 9 Закона об отпусках в случае если работник, переведенный на работу на другое предприятие (на основании п. 5 ст. 36 КЗоТ), полностью или частично не использовал ежегодные основной и дополнительный отпуска и не получил за них денежную компенсацию, то в стаж работы, дающий право на ежегодные основной и дополнительный отпуска, засчитывается время, за которое он не использовал эти отпуска по предыдущему месту работы.
В случае перевода работника на работу на другое предприятие денежная компенсация за неиспользованные им дни ежегодного отпуска по его желанию (заявлению) может быть перечислена на текущий счет предприятия, на которое он переведен (о чем также указано в письме Минтруда от 15.08.2005 г. № 09-293).
В соответствии с п. 8 ч. 7 ст. 10 Закона об отпусках ежегодный отпуск полной продолжительности до наступления шестимесячного срока непрерывной работы в первый год работы на данном предприятии должен быть предоставлен по желанию работника, если по предыдущему месту работы основной и дополнительный отпуска не были им использованы полностью или частично и при увольнении им и не была получена денежная компенсация.
Сумма такой денежной компенсации выплачивается при начислении заработной платы для оплаты отпуска по новому месту работы. Таким образом, общая сумма указанных начислений будет состоять из двух частей:
- суммы перечисленной компенсации за определенное количество дней неиспользованного отпуска по предыдущему месту работы;
- суммы начисленных отпускных, рассчитанной исходя из заработной платы за фактически отработанное время на новом месте работы.
В такой ситуации расчет отпускных производится в соответствии с п. 7 Порядка № 100, согласно которому выплаты за период ежегодного отпуска, продолжительность которого рассчитывается в календарных днях, производятся путем деления суммарного заработка за последние перед предоставлением отпуска 12 месяцев или за меньший фактически отработанный период на соответствующее количество календарных дней года или меньшего отработанного периода, за исключением праздничных и нерабочих дней, установленных ст. 73 КЗоТ, которые при исчислении продолжительности отпуска в него не включаются и не оплачиваются. Полученный результат умножается на число календарных дней отпуска.
Например, если до момента увольнения работник не использовал ежегодный отпуск за два года, то есть он имеет право на отпуск продолжительностью 48 календарных дней, и не получил за него денежной компенсации при увольнении (но она перечислена с предыдущего места работы на новое), то по новому месту работы, если он идет в отпуск через три месяца после приема на работу по переводу, ему должны предоставить отпуск продолжительностью 72 календарных дня (48 + 24).
В случае если работник использовал свое право на отпуск на предыдущем месте работы или при увольнении ему была выплачена денежная компенсация, то стаж работы для предоставления отпуска на новом месте исчисляется со дня заключения трудового договора (см. письмо Минтруда от 15.08.2005 г. № 09-293).
Налогообложение денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника по переводу на другое предприятие
Помимо правовых особенностей начисления и выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при переводе, эта хозяйственная операция имеет также и существенные особенности налогообложения. Прежде всего, возникает вопрос относительно того, какой из работодателей ("старый" или "новый") и в каком порядке обязан перечислить по назначению все необходимые налоговые и социальные платежи.
Если учесть что выплачиваемая компенсация включается в фонд оплаты труда предприятия, которое ее начислило, то логично предположить, что все обязательные начисления и удержания должен произвести "старый" работодатель, который после этого перечислит сумму причитающуюся "на руки" на новое место работы увольняющегося работника. Такое мнение практически разделяет и следующий ряд органов:
- ПФУ в письме от 21.06.2006 г. № 7902/03-20 дал однозначный ответ о взимании пенсионных взносов "старым" работодателем;
- Минтруда в письме от 26.06.2006 г. № 414/020/99-06 также высказал аналогичное мнение, но сделал это не так определенно, указав, что компенсация на новое место работы перечисляется без начисления на ее сумму страховых взносов. Вероятно, имелось в виду, что взимание взносов осуществляет "старый" работодатель и уже без них перечисляет сумму компенсации на новое место работы гражданина, желающего пойти в отпуск;
- Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности в письме от 15.06.2006 г. № 04-29-1287, не аргументируя свою позицию, посчитал, что рассматриваемая выплата должна перечисляться после уплаты той части взносов, которые должны на нее начисляться. А вот удержание взносов должно быть осуществлено "новым" работодателем;
- Фонд социального страхования от несчастных случаев в письме от 20.06.2006 г. № 157-07-2 указал, что взносы начисляет "старый" работодатель.
Вышеуказанный подход применим и к порядку уплаты налога с доходов. Его должен удержать и уплатить налоговый агент, который начислил облагаемый доход, то есть "старый" работодатель.
Учитывая, что перечисление суммы компенсации на новое место работы можно условно приравнять к ее выдаче "на руки" (если и не сразу, то спустя определенный период времени), то уплату всех причитающихся с нее платежей необходимо осуществить одновременно с таким перечислением.
Что касается включения компенсации в валовые расходы, то это осуществляет "старый" работодатель. У "нового" же работодателя сумма компенсации не относится ни к валовому доходу (поскольку является транзитной), ни к валовым расходам (поскольку в рассматриваемом случае не является затратами на оплату труда).
По нашему мнению, для того чтобы зафиксировать перечисленные действия, работодатели должны обменяться документами, разъясняющими статус перечисляемых и, соответственно, получаемых денежных средств. При этом перечисляющая сторона должна предоставить копии документов, подтверждающих порядок расчета суммы компенсации и факт уплаты всех предусмотренных в данном случае обязательных платежей.