Итак, что делать предпринимателю, когда он принес декларацию, скажем, в налоговый орган, и в канцелярии у него отказались эту декларацию принимать? Ведь согласно пп. 4.1.2 Закона № 2181 принятие налоговой декларации является обязанностью контролирующего органа. Причем налоговая декларация должна быть принята без предварительной проверки показателей, указанных в ней. Если у ФЛП отказываются принимать налоговую декларацию по какой-либо причине, то для такой ситуации существуют следующие варианты.
1 вариант. Самый простой рецепт, который не требует практически никаких усилий — если Вам будут отказывать в приеме налоговой декларации, включите диктофон или видеозапись (на многих мобильных телефонах есть такие функции). В таком случае налоговик вряд ли захочет рисковать, совершая противоправные действия, а именно: безосновательно отказывать в приеме отчета. Скорее всего, он побоится скандала и попросту примет Вашу декларацию.
2 вариант. ФЛП в произвольной форме пишет на имя руководителя контролирующего органа заявление, в котором он должен сообщить об отказе принять налоговую декларацию и указать Ф. И. О. работника контролирующего органа, не принявшего декларацию, и/или дату отказа в принятии. Для доказательности заявления о неприеме декларации рекомендуем поставить в нем еще и подписи свидетелей, хотя это не обязательно и не предусмотрено Законом № 2181. Однако при наличии свидетельских показаний Вы можете быть уверены в том, что Вас не оштрафуют за несвоевременную сдачу налоговой декларации.
Это заявление вместе с экземплярами налоговой декларации ФЛП должен направить в контролирующий орган почтой с уведомлением о вручении и описью вложения. При условии, что декларация была направлена в рамках установленных Законом № 2181 предельных сроков для подачи налоговой декларации, такая декларация считается принятой с момента ее сдачи на почту.
В рамках реализации данного алгоритма доказательствами своевременной подачи налоговой декларации будут являться копия заявления на имя руководителя контролирующего органа; документы, подтверждающие почтовую отправку с уведомлением о вручении и описью вложения; экземпляр описи вложения со штампом почты. Имея их на руках, предприниматель сможет доказывать неправомерность возможного применения к нему штрафа, предусмотренного пп. 17.1.1 Закона № 2181 за неподачу либо несвоевременную подачу налоговой декларации.
3 вариант. Налогоплательщик имеет законное право не позднее чем за 10 дней до окончания предельного срока подачи налоговой декларации отправить ее в налоговый орган по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также с описью вложения (пп. 4.1.7 Закона № 2181).
Поскольку законодательство не дает права контролирующим органам возвращать правильно заполненные декларации* и иные отчеты, поданные по почте, то можно сделать следующее. Если ФЛП направит налоговую декларацию по НДС по почте, то доказательством своевременной их подачи будут документы, подтверждающие почтовую отправку. Для упреждения возможных отказов (хотя законодательно отказ принятия декларации по почте не предусмотрен, вот и бывают ситуации, когда отказ происходит из-за того, что якобы в ГНИ пришла от налогоплательщика декларация неправильно заполненная** — с помарками и т. д.) рекомендуем продублировать подачу по почте с разных почтовых отделений. Так надежнее (забраковать две декларации будет сложней).
И еще несколько слов о комментируемом Письме № 14927. Кроме вышеперечисленного, отметим следующие вопросы, которые были также освещены в нем.
1. При формировании НК без получения налоговой накладной (на основании товарных чеков, других платежных или расчетных документов) учитываются лишь те из них, которые содержат налоговый номер плательщика НДС и сумму НДС.
2. Приведены критерии для определения суммы НК. Хотя это чистой воды самодеятельность, ведь есть четкий механизм определения НК регулируется Законом о НДС.
3. Указаны новые основания для аннулирования регистрации плательщиков НДС. В частности, если налоговые органы установит факты выписки налоговых накладных, по которым не задекларированы НО на более 300 000 грн., то регистрация аннулируется. Хотя ГНАУ ошибочно ссылается на пп. 2.3.1 Закона о НДС, в котором речь идет об объеме налогооблагаемых поставок, а не НО.