ПРОВЕРКИ ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ (ГНС)
ЧЕМ ГРОЗИТ
1. ЕСЛИ ОТКАЗАТЬ ПРОВЕРЯЮЩИМ (РАБОТНИКАМ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ЛИБО НАЛОГОВОЙ МИЛИЦИИ) В ДОПУСКЕ НА ТЕРРИТОРИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ:
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАЛОГОВОЙ МИЛИЦИИ
- отказ от проведения документальной проверки при наличии законных оснований для ее проведения либо недопуск должностных лиц налогового органа к обследованию помещений, используемых для получения доходов, либо связанных с получением иных объектов налогообложения, электронно-кассовых аппаратов, компьютерных систем, используемых для расчетов за наличные или с использованием карточек платежных систем, весокассовых комплексов, систем и средств штрихового кодирования влечет наложение административного ареста на активы налогоплательщика (пп. "г" пп. 9.1.2 п. 9.1 ст. 9 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами").
Примечание. Административный арест не может быть наложен, если плательщик налогов отказывается допустить работника контролирующего органа к документальной либо материальной проверке в связи с отсутствием у такого работника контролирующего органа оснований для ее проведения, определенных законодательством, а также к обследованию помещений, используемых для получения доходов либо связанных с получением иных объектов налогообложения, электронно-кассовых аппаратов, компьютерных систем, используемых для расчетов за наличные или с использованием карточек платежных систем, весокассовых комплексов, систем и средств штрихового кодирования (пп. 9.3.8 п. 9.3 ст. 9 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами");
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАЛОГОВОЙ МИЛИЦИИ
- невыполнение законных требований должностных лиц органов ГНС относительно прекращения действий, препятствующих осуществлению их полномочий, повлечет наложение на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций административного штрафа в размере от 5 до 10 нмдг. Если данные действия совершены лицом, на которое на протяжении года было наложено административное взыскание за то же нарушение, на него может быть наложен административный штраф в размере от 10 до 15 нмдг. (ст. 1633 КоАП, при невыполнении требований, предусмотренных п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине");
Административное взыскание за данное правонарушение накладывается судом.
- систематический отказ в допуске контролирующего органа к законной проверке или явно необоснованный отказ в таком допуске может быть расценен как, соответственно, систематическое или грубое нарушение законодательства, дающее основание суду в соответствии с пп. "в" ч. 4 ст. 19 Закона Украины "О хозяйственных обществах" от 19.09.91 г. N 1576-XII по представлению контролирующего органа ликвидировать предприятие.
- невыполнение законных требований должностных лиц органов ГНС относительно прекращения действий, препятствующих осуществлению их полномочий, повлечет наложение на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций административного штрафа в размере от 5 до 10 нмдг. Если данные действия совершены лицом, на которое на протяжении года было наложено административное взыскание за то же нарушение, на него может быть наложен административный штраф в размере от 10 до 15 нмдг. (ст. 1633 КоАП, при невыполнении требований, предусмотренных п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине");
Административное взыскание за данное правонарушение накладывается судом.
- систематический отказ в допуске контролирующего органа к законной проверке или явно необоснованный отказ в таком допуске может быть расценен как, соответственно, систематическое или грубое нарушение законодательства, дающее основание суду в соответствии с пп. "в" ч. 4 ст. 19 Закона Украины "О хозяйственных обществах" от 19.09.91 г. N 1576-XII по представлению контролирующего органа ликвидировать предприятие.
2. ЕСЛИ ПРИ ПРОВЕРКЕ БУДУТ ОБНАРУЖЕНЫ НАРУШЕНИЯ:
А) МОГУТ БЫТЬ ПРИМЕНЕНЫ ПРИНУДИТЕЛЬНО-ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ*:
___________
* Не следует забывать, что, помимо перечисленных мер принудительного и ограничительного характера, органы ГНС обладают определенными полномочиями в рамках уголовного процесса по возбужденному уголовному делу или непосредственно перед его возбуждением. Так, при проведении таких следственных действий, как обыск (ст. 177 УПК) и выемка (ст. 178 УПК) может проводиться изъятие предметов и документов, имеющих значение для дела (ст. 186 УПК), а также ценностей и имущества обвиняемого или подозреваемого с целью обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества (статьи 29, 186 УПК). Изъятие предметов и документов также может иметь место при проведении осмотра места происшествия (в неотлагательных случаях может проводиться и до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 190, ч. 5 ст. 191 УПК). УПК (статьи 106 и 115), абз. 2 п. 5 ч. 1 ст. 11 Закона Украины "О милиции" (с учетом положений ст. 22 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине") в определенных случаях предусматривают также задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений.
В этих случаях активными участниками будут следователи налоговой милиции, налоговая милиция как орган дознания (самостоятельно или по поручению/указанию следователя, прокурора).
НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ
НАЛОГОВОЙ МИЛИЦИЕЙ
- принятие решения о наложении административного ареста на активы налогоплательщика (ст. 9 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами");
- передача имущества в налоговый залог (ст. 8 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами");
- изъятие копий финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов, которые свидетельствуют о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов и сборов (обязательных платежей), * (п. 9 ч. 1 ст. 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине");
- изъятие оригиналов первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов на основании решения суда при проведении ареста активов* (п. 9 ч. 1 ст. 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине");
___________
* Запрещается изъятие у субъектов хозяйственной деятельности документов, которые не подтверждают факты нарушения законов Украины о налогообложении;
- требование от руководителей предприятий, учреждений и организаций, которые проверяются в ходе плановых и внеплановых выездных проверок, проведения инвентаризаций основных фондов, товарно-материальных ценностей и средств, в случае отказа в проведении таких инвентаризаций или при проведении административного ареста активов - обратиться в суд с иском о принуждении к проведению таких инвентаризаций, а до принятия соответствующего решения судом - в присутствии понятых и представителей предприятий, учреждений и организаций, в отношении которых проводится проверка, опечатывать кассы, кассовые помещения, склады и архивы на срок не более 24 часов с момента такого опечатывания, отмеченного в протоколе. Порядок опечатывания касс, кассовых помещений, складов и архивов устанавливается Кабинетом Министров Украины (п. 15 ст. 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине");
- подача в суд иска о признании сделки недействительной с применением последствий, установленных законом (п. 11 ст. 10 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине");
- обращение в предусмотренных законом случаях в суд с заявлением (иском) об отмене государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности (п. 17 ч. 1 ст. 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине");
- конфискация алкогольных напитков и табачных изделий, реализуемых торговыми предприятиями без наличия марок акцизного сбора (п. 4 ст. 9 Закона Украины "Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия")
___________
Кроме упомянутых выше принудительно-ограничительных мер, п. 4.3 ст. 4 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами" предусматривает право налогового органа в случаях, установленных Законом, определить сумму налогового обязательства с помощью косвенных методов. Однако действующая редакция подпункта 4.3.3 пункта 4.3 этого Закона, закрепляет то, что методика определения суммы налоговых обязательств по косвенным методам утверждается законом. В данное время упомянутая методика не утверждена, поэтому органы ГНИ не имеют законных оснований для применения косвенных методов.
• меры общего характера:
- по решению суда истребование и изъятие документов, свидетельствующих о правонарушениях, образцов сырья и продукции, а до вынесения соответствующего решения опечатывание касс, складов и архивов на срок не более 24 часов с момента такого опечатывания (абз. 3 п. 24 ч. 1 ст. 11 Закона Украины "О милиции" с учетом ст. 22 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине", а относительно изъятия документов - с учетом пп. 9.4.1 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами");
- изъятие у граждан и служебных лиц предметов и вещей, запрещенных или ограниченных в обращении, а также документов с признаками подделки (п. 23 ч. 1 ст. 11 Закона "О милиции" с учетом ст. 22 Закона "О государственной налоговой службе в Украине");
- временное задержание товаров до принятия решения о применении административного ареста активов (пп. 9.3.2 п. 9.3 ст. 9 Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами");
- внесение предприятиям, учреждениям, организациям, служебным лицам обязательных для рассмотрения представлений об устранении причин и условий, благоприятствующих совершению правонарушений (п. 19 ч. 1 ст. 11 Закона Украины "О милиции" с учетом ст. 22 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине", ч. 1 ст. 231 УПК);
- постановка вопроса о привлечении к дисциплинарной или материальной ответственности (ч. 2 ст. 231 УПК);
• меры, осуществляемые гласно и негласно в порядке оперативно-розыскной деятельности после заведения оперативно-розыскного дела:
- снятие информации с каналов связи (по решению суда), контроль телеграфно-почтовой корреспонденции (по решению суда), осуществление внешнего наблюдения (п. п. 9 - 11 ст. 8 Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности", п. 10 ч. 1 ст. 11 Закона Украины "О милиции" с учетом ст. 22 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине");
• меры, предусмотренные для административного производства*
____________
* Согласно абз. 6 п. 5 ч. 1 ст. 11 Закона Украины "О милиции" и ст. 22 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине" работники налоговой милиции вправе задерживать лиц, выявивших неповиновение законному требованию работника налоговой милиции, до рассмотрения дела в суде. Однако в силу того, что украинское законодательство не содержит конкретной нормы, которая бы прямо предусматривала ответственность за указанные выше действия и определяла бы подведомственность такого дела суду (в порядке административного производства), упомянутые выше нормативные положения следует признать не имеющими реальной юридической силы и не применяемыми на практике. Очень часто в качестве негативных последствий неповиновения законному требованию работника налоговой милиции называют административные взыскания, предусмотренные ст. 185 КоАП (вплоть до административного ареста). Однако это не соответствует действительности. Статья 185 КоАП предусматривает административную ответственность за неповиновение законному требованию именно работника милиции, а не налоговой милиции. Протоколы о таких правонарушениях могут составлять "уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел" (абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 255 КоАП), к коим налоговая милиция не относится. К сожалению, приходится констатировать, что в прошлом редко, но имела место порочная практика, когда суды в своих решениях не придерживались буквы закона и применяли ст. 185 КоАП за неповиновение законному требованию работников налоговой милиции.
Б) МОГУТ НАКАЗАТЬ "РУБЛЕМ":
НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
НАЛОГОВАЯ МИЛИЦИЯ
Органы ГНС уполномочены применять в отношении плательщиков налогов финансовые (штрафные) санкции, взыскивать в бюджеты и государственные целевые фонды суммы недоимки, пени в случаях, порядке и размерах, установленных законами Украины (п. 11 ч. 1 ст. 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине"). Размер налагаемых санкций разнится в зависимости от вида нарушений и определяется Законами Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами", "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг", "О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий", Указом Президента Украины "О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности" от 12.06.95 г. N 436 и т. д.
Право применять финансовые санкции (п. 11 ч. 1 ст. 11 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине") за налоговыми милиционерами не закреплено
В) МОГУТ ПРИВЛЕЧЬ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:
Уполномоченные лица органов ГНС имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 512, 1551, 1631 - 1634, 164, 1645, 1772 КоАП, и налагать взыскания за правонарушения, связанные с уклонением от подачи декларации о доходах (ст. 1641 КоАП) или нарушением порядка подачи финансовой отчетности и ведения бухгалтерского учета при ликвидации юридического лица (ст. 1666 КоАП).
Г) МОГУТ ПРИВЛЕЧЬ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:
Налоговая милиция является органом дознания по делам об уклонении от уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), а также об укрывательстве валютной выручки. Следователям органов налоговой милиции подследственен ряд уголовных дел о преступлениях, определенных ч. 4 ст. 112 УПК.
Если расследование выявленных органами ГНС преступлений не отнесено к их компетенции, то соответствующие материалы передаются согласно подследственности, а материалы по фактам, свидетельствующим об организованной преступной деятельности, направляются специальным органам по борьбе с организованной преступностью (п. п. 9 и 10 ст. 8 Закона Украины "О государственной налоговой службе в Украине").
3. ЕСЛИ НЕ ВЫПОЛНИТЬ ТРЕБОВАНИЙ, ВЫНЕСЕННЫХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ:
- невыполнение требований должностных лиц органов ГНС относительно устранения выявленных нарушений налогового законодательства может повлечь наложение на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций административного штрафа в размере от 5 до 10 нмдг (ч. 1 ст. 1633 КоАП). Действия, предусмотренные частью первой данной статьи, совершенные лицом, на которое на протяжении года было наложено административное взыскание за то же нарушение могут повлечь наложение административного штрафа в размере от 10 до 15 нмдг (ч. 2 ст. 1633 КоАП);
- неустранение нарушений, выявленных в ходе проведения проверки, также может обернуться применением иных принудительно-ограничительных мер, указанных выше.