Торговые автоматы – пункт продажи товаров
Все большую популярность приобретают пункты продажи, в которых торговля осуществляется посредством специального оборудования, приборов, называемых торговыми автоматами1.
(1 Автомат – аппарат (машина, прибор, устройство), после включения самостоятельно выполняющий ряд заданных операций/ Сост. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка», 4-е издание, дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – С. 17.)
В торговом автомате могут продаваться различные напитки (безалкогольные, слабоалкогольные, пиво), штучные товары (как продовольственные, так и непродовольственные).
А поскольку есть спрос на покупку товаров из торговых автоматов, естественно, рождается и предложение торговать таким образом. Для того чтобы включиться в такую сферу бизнеса, предпринимателю необходимо знать, какие требования предъявляют в этом случае контролирующие органы и органы надзора.
Если предприниматель решил использовать в своей деятельности торговые автоматы, у него возникает естественный вопрос: какие разрешительные документы для этого необходимо получать.* Чтобы ответить на этот вопрос, следует определить место торгового автомата в торговой сфере и роль в торговом процессе.
Торговый автомат и разрешительные документы
Торговый автомат устроен таким образом, что работает полностью самостоятельно по заданной человеком программе. Но это еще не означает, что предприниматель после его приобретения может сразу же установить его и использовать по назначению. Это вызвано тем, что:
– во-первых, торговый автомат является пунктом продажи товаров (только без продавца) населению, поэтому к нему предъявляются определенные требования со стороны контролирующих органов, призванных защищать права потребителей, которые необходимо соблюдать;
– во-вторых, он является элементом торговой деятельности, в которой осуществляются операции по продаже товаров, являющиеся объектом налогообложения, который контролируется органами налоговой службы. Это значит, что предприниматель должен осуществить регистрацию торгового автомата в соответствующих органах и получить предусмотренные законодательством разрешительные документы;
– в-третьих, поскольку продажа через торговые автоматы осуществляется конечным потребителям, при этом средствами платежа является наличность или жетоны, то она имеет признаки, присущие розничной торговле. Розничная торговля различными группами товаров посредством различных форм продажи осуществляется по определенным правилам, которые необходимо знать субъектам предпринимательства для организации и осуществления такой торговли.
Следует иметь в виду, что специальные правила торговли через торговые автоматы в украинской нормативной базе отсутствуют, поэтому применяются общие правила, но с учетом особенностей формы торговли – через торговые автоматы, а также особенностей торговли различными группами товаров.
В соответствии с Правилами работы мелкорозничной торговой сети, утвержденными приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 08.07.96 г. № 369 (далее – Правила № 369) торговые автоматы относятся к пунктам некапитальной застройки мелкорозничной торговой сети, т. е. розничной торговли, которая является одной из форм продажи товаров, при которой нет торгового зала для покупателей. Действующим законодательством предусмотрено, что для осуществления торговли в пунктах продажи необходимо специальное разрешение. Таким специальным разрешением является разрешение на размещение объекта торговли («зеленая карта»). За получение разрешения производится плата в виде сбора за размещение объекта торговли. Порядок уплаты сбора определен Декретом Кабинета Министров Украины от 20.05.93 г. № 56-93 «О местных налогах и сборах».
В соответствии с разъяснением, данным в письме Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 10.06.2002 г. № 56-38/243, торговые автоматы также являются объектами торговли, поэтому предприниматели обязаны получить такое разрешение в органах местного самоуправления для осуществления торговли через торговые автоматы.
Следует отметить, что субъекты малого предпринимательства, осуществляющие уплату единого налога в соответствии с Указом Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции Указа Президента Украины от 28.06.99 г. № 746/99 (далее – Указ № 746), не являются плательщиками сбора за размещение объекта торговли. Однако получение такого разрешения для них обязательно так же, как и для субъектов, уплачивающих налоги при общей системе налогообложения.
Количество разрешений на размещение объекта торговли – торгового автомата зависит от того, где он установлен. Если предприниматель имеет магазин розничной торговли, в торговом зале которого и устанавливает ему принадлежащий торговый автомат, то в данном случае достаточно иметь одну «зеленую карту» на магазин, а торговый автомат считается уже как отдел, прилавок. Хотя не исключено, что документами местных органов самоуправления (а сбор за размещение объекта торговли находится в их компетенции) может быть указано, что «зеленая карта» должна быть получена отдельно на продажу продовольственных, отдельно – непродовольственных товаров. Такая ситуация может возникнуть в случае, если, например, торговый автомат по продаже чая и кофе на разлив установлен в помещении магазина по продаже одежды. При этом и магазин, и торговый автомат принадлежит одному предпринимателю, но оформлять придется два разрешения.
Если же субъект предпринимательства устанавливает торговый автомат:
– в другом своем помещении,
– в арендованном помещении,
– на улице,
то на каждый такой автомат нужна отдельная «зеленая карта».
Следует также отметить, что Типовыми правилами размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденными приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 13.10.2000 г. № 227 (далее – Правила № 227), установлено также, что торговые автоматы относятся к передвижным малым архитектурным формам (небольшим сооружениям, которые устанавливаются временно без устройства фундамента). А место размещения малой архитектурной формы – это земельный участок несельскохозяйственного назначения, право на который приобретается субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с земельным законодательством. Поэтому установка торгового автомата на земельном участке требует получения разрешения на размещение передвижных малых архитектурных форм**. Это разрешение отличается от «зеленой карты» и его необходимо получать в соответствующем (районном, сельском, поселковом, городском (районном в городе)) органе исполнительной власти. Для этого необходимо представить документы по перечню, установленному Правилами № 227. Затем соответствующий орган градостроения и архитектуры осуществляет подготовку схемы привязки установки торгового автомата и в недельный срок после подачи документов предпринимателем выдает Разрешение на размещение малой архитектурной формы (торгового автомата) (согласно приложению 2 к Правилам № 227).
Если торговый автомат планируется установить на территории рынка, его место определяется на основании утвержденной проектной документации рынка. А если торговый автомат предполагается расположить на платформах инженерных сооружений или внутри помещений, размещение его на части их площади осуществляется на основании договоров аренды с собственником помещения или уполномоченным им лицом по согласованию с соответствующими органами государственного надзора.
Есть еще один разрешительный документ, без которого нельзя эксплуатировать торговый автомат. Это – торговый патент. В соответствии с нормами Закона Украины от 23.03.96 г. № 98/96 «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» (далее – Закон № 98) предприниматель, осуществляющий торговую деятельность за наличные денежные средства, другие наличные платежные средства и с использованием кредитных карточек в пунктах продажи товаров, обязан приобрести торговый патент. Торговые автоматы, которые выше определены как малые архитектурные формы, указаны в Законе № 98 как пункты продажи товаров.
И вновь следует выяснить, в каком количестве необходимо приобретать торговые патенты в зависимости от количества вводимых в действие торговых автоматов и места их расположения. Порядок приобретения торговых патентов регулируется Положением об изготовлении, хранении и реализации торговых патентов, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 13.07.98 г. № 1077. В соответствии с п. 20 этого положения в случае осуществления в одном пункте продажи двух или трех видов торговой деятельности (розничная, оптовая торговля, общественное питание) приобретается один торговый патент по максимальной стоимости. А если в одном помещении осуществляется два вида деятельности (или больше), то торговый патент должен приобретаться для осуществления каждого из них. Например, если предприниматель устанавливает торговый автомат в собственном магазине или на складе, где тоже осуществляется торговая деятельность за наличность и имеется уже торговый патент, приобретенный по максимальной стоимости, то торговый патент для торгового автомата приобретать не нужно. Другая ситуация. Торговый автомат (например, по продаже чая и кофе на разлив) устанавливается предпринимателем в зале игровых автоматов с денежным или имущественным выигрышем (зал также принадлежит этому же предпринимателю). В этом случае необходимо приобретать два торговых патента: на осуществление торговой деятельности (для торгового автомата) и предоставление услуг в сфере игорного бизнеса.
Законом № 98 определен перечень товаров, при торговле которыми предприниматель может приобретать льготный торговый патент или вообще работать без такового. Поскольку через торговый автомат могут продаваться различные товары (за исключением тех, которые запрещено продавать через мелкорозничную торговую сеть), то и для целей приобретения торгового патента необходимо учитывать фактор принадлежности товара к той или иной группе. Так, п. 6 ст. 3 Закона № 98 определен перечень товаров отечественного производства, торговля которыми может осуществляться без торгового патента. Из этого перечня товаров через торговые автоматы могут продаваться, например, хлебобулочные изделия, безалкогольные напитки, мороженое.
Обращаем внимание на то, что такие напитки, как чай и кофе на разлив, не попадают в группу безалкогольных напитков согласно Правилам розничной торговли продовольственными товарами, утвержденным приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.2003 г. № 185; поэтому при их продаже через торговый автомат торговый патент приобретается в общем порядке.
Перечень товаров, при торговле которыми приобретается льготный торговый патент, содержится в п. 6 ст. 3 Закона № 98. Для продажи через торговые автоматы из этого перечня можно использовать следующие товары: почтовые и поздравительные открытки; конверты непогашенные, периодические издания печатных средств массовой информации, имеющих регистрационные свидетельства, выданные уполномоченными органами Украины; косметические салфетки; мыло и др. При торговле вышеперечисленными товарами приобретается льготный торговый патент стоимостью 25 грн., с одноразовой уплатой на весь срок действия торгового патента при его получении.
В соответствии с п. 6 Указа № 746 субъекты малого предпринимательства – плательщики единого налога освобождаются от уплаты стоимости торговых патентов. Поэтому такие субъекты предпринимательства при торговле через торговые автоматы не приобретают торговый патент.
Получив все разрешительные документы, казалось бы, можно «запускать в работу» торговый автомат. Но, оказывается, еще существует одна процедура, которую необходимо пройти предпринимателю. Связана она с тем, что такое торговое оборудование, как торговый автомат, во-первых, «принимает» от покупателей оплату наличностью, во-вторых, «отпускает» товар дозированно (или поштучно). А это значит, что он является одновременно и регистратором расчетных операций (далее – РРО), и средством измерительной техники (далее – СИТ) в случае продажи дозированных товаров, да еще и работает без участия человека. Поэтому необходимо знать и выполнять все требования, предъявляемые к средствам расчетов и измерения, а также к «продавцу» и «его рабочему месту».
Продавец, СИТ и РРО
Торговый автомат определен Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР в редакции Закона Украины от 01.06.2000 г. № 1776-III (далее – Закон № 1776) как РРО, который в автоматическом режиме осуществляет выдачу за наличность или с применением платежных карточек, жетонов и т. д. товаров и обеспечивает соответствующий учет их количества и стоимости. В нем реализованы фискальные функции РРО, и он предназначен для регистрации расчетных операций при продаже товаров. Торговый автомат включен согласно Закону № 1776 в состав электронных контрольно-кассовых автоматов, которые работают без выдачи покупателю чека или другого отчетного документа, без участия физического лица, которое контролирует оплату продаваемых через автомат товаров.
Законом № 1776 установлено, что субъекты применения РРО должны использовать только те регистраторы, которые включены в Государственный реестр регистраторов расчетных операций (далее – Госреестр), и соблюдать установленный порядок их применения. Поэтому прежде чем приобретать торговый автомат для участия в торговой деятельности, предприниматель должен проверить:
– внесен ли такой автомат или его фискальная память (запоминающее устройство) или фискальный блок в Госреестр;
– по какому принципу действия он работает (механический или электронный);
– соответствует ли он требованиям по реализации фискальных функций, согласно приложению 3 к протокольному решению Государственной комиссии по вопросам внедрения электронных систем и средств контроля и управления товарным и денежным обращением от 27.06.2002 г. № 13 (далее – Требования № 13).
В плане функциональности и возможности иметь максимальную информацию о выполненных функциях торгового автомата безусловное преимущество над механическим автоматом имеет электронный автомат. Так, механический автомат должен и имеет возможность только принимать наличность за товар, накапливать и отражать данные о количестве отпущенных товаров каждого наименования и суммы полученных денежных средств (количества монет каждого номинала). Тогда как электронный торговый автомат способен выполнять те же функции, что и механический, а также: при приеме наличности – в случае необходимости выдавать сдачу, принимать платежи через платежные карточки, формировать и выводить на устройство отражения фискальной информации2 суточных и периодических отчетов. Такой автомат автоматически, при изменении текущей даты, заносит в фискальную память каждые сутки суммарные данные о продаже.
(2 Фискальная информация – информация об объеме расчетных операций, проведенных через регистратор в фискальном режиме работы, заносимая в фискальную память данного регистратора по итогам дня или какого-либо другого периода.)
Учитывая определение торгового автомата и его предназначение, он подлежит регистрации в налоговом органе (а также и книга учета расчетных операций на него) и опломбированию в центре сервисного обслуживания.
Что касается порядка применения (использования) такого торгового автомата, как РРО, то к нему применяются все общие требования, предусмотренные Порядком регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги) и Порядком регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек, утвержденными приказом ГНА Украины от 01.12.2000 г. № 614, с изменениями и дополнениями (далее – Приказ № 614).
Однако следует отметить, что п. 9 ст. 3 Закона № 1776 предусматривает обязательное требование о ежедневном печатании на РРО фискальных отчетных чеков и хранении их в книгах учета расчетных операций. Торговый автомат выделен как исключение из общих правил. Следует ли из этой нормы, что не нужно вообще распечатывать такие отчеты? Или наоборот – нужно обязательно, потому как Приказом № 614 не предусмотрены исключения? Никаких разъяснений по этому вопросу нет. По мнению же автора настоящей публикации, при прочтении рассматриваемой нормы необходимо акцентировать внимание на слове «ежедневно». Каким образом? Поскольку ежедневное распечатывание фискальных отчетов торговым автоматом не обязательно, значит, нужно это делать в силу производственной необходимости. Например, в целях контроля за выручкой, при инкассации, при инвентаризации товара в автомате и др. И в обязательном порядке подклеивать эти отчеты в книгу учета расчетных операций с осуществлением соответствующей записи в ней.
В соответствии с Требованиями № 13 автоматы по продаже дозированных товаров или их дозирующие устройства должны быть включены в Государственный реестр средств измерительной техники, допущенных к применению в Украине, и иметь соответствующий сертификат утверждения типа средств измерительной техники.
Поскольку торговые автоматы для отпуска дозированных товаров отнесены к средствам измерительной техники, то для них являются обязательными Правила пользования средствами измерительной техники в сфере торговли, общественного питания и предоставления услуг (ПМУ 21 – 2001), утвержденные приказом Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины от 24.12.2001 г. № 633. Согласно этим правилам торговые автоматы отнесены к стационарным СИТ. Измерение объема пищевых жидкостей с применением торговых автоматов осуществляется согласно требованиям эксплуатационной документации предприятия – производителя автоматов.
Торговый автомат и ценник
Информация о продаваемых товарах, в том числе и через торговые автоматы, входит в состав необходимой и достоверной информации, которую продавец обязан предоставить покупателю. Таковы требования Закона Украины от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей». За отсутствие такой информации к предпринимателю применяются соответствующие финансовые санкции. А источником такой информации является ценник (ярлык цен).
Требования Инструкции о порядке обозначения розничных цен на товары народного потребления в предприятиях розничной торговли и общественного питания, утвержденной приказом Министерства внешних экономических связей и торговли Украины от 04.01.97 г. № 2, распространяются на всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, которые осуществляют торговую деятельность в сфере розничной торговли и общественного питания на территории Украины. Поскольку настоящая Инструкция не содержит специальных требований для обозначения цен на товары, продаваемые через торговые автоматы, необходимо применять общие правила.
Так, если в автомате осуществляется продажа продовольственных товаров, ценник должен содержать обязательную информацию для потребителя:
– для штучных товаров и напитков в бутылках – название товара (напитка), вес или емкость, сорт, цену за единицу;
– для товаров, напитков на разлив – название товара (напитка), сорт, цену за единицу емкости или единицу веса.
При продаже через торговые автоматы непродовольственных товаров ценники на продажу мелкого штучного товара обязательно должны содержать: название товара, вес или емкость, цену за штуку или единицу упаковки.
Галина Коваленко
© «Частный предприниматель», июль 2005 г., № 13 (129), с. 19 (www.chp.com.ua)
Дата подготовки 14.07.2005
Газета «Частный предприниматель»
(Статті від 2005.07.14, "Торгові автомати – пункт продажу товарів")