Туризм, транспортные билеты и РРО
Опубликовано в Бухгалтерии N39 (662) от 26 СЕНТЯБРЯ 2005 года
Государственная Налоговая Администрация Украины
Письмо от 12.04.2005 г. № 6955/7/23-2117
Туризм, транспортные билеты и РРО
В связи с запросами СПД и органов ГНС о порядке проведения расчетных операций при предоставлении туристических услуг ГНАУ сообщает следующее.
В соответствии с Законом Украины от 15.09.95 г. № 324 «О туризме» субъектами, которые осуществляют и/или обеспечивают туристическую деятельность, являются:
туристические операторы — юридические лица, созданные согласно законодательству Украины, для которых исключительной деятельностью является организация и обеспечение создания туристического продукта, реализация и предоставление туристических услуг, а также посредническая деятельность по предоставлению характерных и сопутствующих услуг и которые в установленном порядке получили лицензию на туроператорскую деятельность;
туристические агенты — юридические лица, созданные согласно законодательству Украины, а также физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие посредническую деятельность по реализации туристического продукта туроператоров и туристических услуг других субъектов предпринимательской деятельности, а также посредническую деятельность по реализации характерных и сопутствующих услуг и которые в установленном порядке получили лицензию на турагентскую деятельность.
Пунктом 1 статьи 9 Закона Украины от 01.06.2000 г. № 1776 «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее — Закон) предусмотрено, что регистраторы расчетных операций и расчетные книжки не применяются при осуществлении торговли продукцией собственного производства и предоставлении услуг предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, при проведении расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке.
Способ проведения расчетов за туристические услуги зависит от того, организует предприятие самостоятельно предоставление этих услуг или реализует туристический продукт, созданный другим туроператором, то есть выступает в роли посредника1. Продажа собственных туристических услуг может осуществляться согласно порядку, определенному п.1 ст.9 Закона, в соответствии с требованиями Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2005 г. № 637 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 13.01.2005 г. № 40/10320.
При продаже туристическими фирмами (турагентами) туристического продукта, принадлежащего другим туристическим предприятиям, расчетные операции должны проводиться с применением РРО в установленном порядке.
В случае если туристическая фирма, осуществляющая деятельность на основании лицензии на туроператорскую деятельность, в то же время продает туристический продукт других субъектов предпринимательской деятельности (туроператоров), то при продаже таких турпакетов расчетные операции должны проводиться с применением РРО2.
Теперь что касается порядка проведения расчетных операций туристическими фирмами при продаже железнодорожных и авиационных билетов.
Согласно п.4 ст.9 Закона Украины от 01.06.2000 г. № 1776 «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее — Закон) регистраторы расчетных операций и расчетные книжки не применяются при продаже проездных и перевозных документов с применением бланков строгого учета на железнодорожном (кроме пригородного) и авиационном транспорте с оформлением расчетных и отчетных документов.
Опять же способ проведения расчетов при продаже железнодорожных и авиационных билетов зависит от того, кто именно осуществляет их продажу.
В соответствии с п.4 ст.9 Закона РРО и расчетные книжки имеют право не применять предприятия железнодорожного транспорта и авиационной службы, которые соблюдают требования порядка оформления расчетных и отчетных документов.
Поскольку туристические предприятия не относятся к предприятиям авиационной службы или железнодорожного транспорта, а выступают в роли посредников при продаже билетов, то действие п.4 ст.9 Закона на них не распространяется.
Следовательно, продажа туристическими предприятиями авиационных и железнодорожных билетов, полученных от предприятий авиационной службы или предприятий железнодорожного транспорта, проводится с применением РРО в соответствии с требованиями ст.3 Закона3.
Заместитель Председателя Б.ГОРБАНСКИЙ
1ГНАУ правильно отметила — «... в роли посредника», то есть турагента (прим. ред.).
2Не согласны. См. комментарий на с.35 (прим. ред.).
3ГНАУ ошибается (прим. ред.).
Комментарий
Опубликованное письмо ГНАУ достаточно противоречиво. В нем ГНАУ правильно ссылается на нормы Закона о туризме, делает логические выводы, однако в действительности с юридической точки зрения они неправильные. Первое, что приходит на ум, – это письмо писали налоговики-«кассовики» без получения заключения либо совета специалистов по вопросам НДС или налога на прибыль, и поэтому они сделали принципиально неправильные выводы в части необходимости применения РРО туроператорами по «не своим» путевкам и проездным билетам.
Изложим свое видение затронутой проблемы.
В соответствии со ст.1 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» (далее – Закон об РРО) регистраторы расчетных операций (далее – РРО) применяются предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности, а также физическими лицами (резидентами и нерезидентами) – субъектами предпринимательской деятельности (далее – субъекты предпринимательской деятельности), которые осуществляют операции по расчетам в наличной и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т.п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также уполномоченными банками и субъектами предпринимательской деятельности, выполняющими операции купли-продажи иностранной валюты.
В то же время согласно п.1 и 4 ст.9 Закона об РРО не применяются РРО:
при осуществлении торговли продукцией собственного производства предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли, общественного питания и услуг, при проведении расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке;
при продаже проездных и перевозных документов с применением бланков строгого учета на железнодорожном (кроме пригородного) и авиационном транспорте с оформлением расчетных и отчетных документов в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины по представлению Министерства транспорта Украины и Государственной налоговой администрации Украины. В данном случае ГНАУ в соответствии с комментируемым письмом не только неправильно понимает нормы Закона об РРО, но и неправильно их читает. Слова «...на железнодорожном (кроме пригородного) и авиационном транспорте...» относятся не к словам «...при продаже...», а к словам
«...с применением бланков строгого учета...». То есть Закон об РРО позволяет не использовать РРО туристическим компаниям, если они используют бланки проездных билетов железнодорожного (кроме пригородного) и авиационного транспорта, что при условии соблюдения других вышеупомянутых требований является понятным и правильным.
В соответствии со ст.1 Закона Украины «О туризме» в редакции Закона Украины от 18.11.2003 г. № 1282-IV туристический продукт – предварительно разработанный комплекс туристических услуг, объединяющий не менее двух таких услуг, который реализуется или предлагается для реализации по определенной цене, в состав которого входят услуги перевозки, услуги размещения и другие туристические услуги, не связанные с перевозкой и размещением (услуги по организации посещений объектов культуры, отдыха и развлечений, реализации сувенирной продукции и т.п.); сопутствующие туристические услуги и товары – услуги и товары, предназначенные для удовлетворения нужд потребителей, предоставление и производство которых несущественно сократится без их реализации туристам.
Согласно ст.5 Закона о туризме субъектами, которые осуществляют и/или обеспечивают туристическую деятельность (далее – субъекты туристической деятельности), являются:
– туристические операторы (далее – туроператоры) – юридические лица, созданные согласно законодательству Украины, для которых исключительной деятельностью является организация и обеспечение создания туристического продукта, реализация и предоставление туристических услуг, а также посредническая деятельность по предоставлению характерных и сопутствующих услуг и которые в установленном порядке получили лицензию на туроператорскую деятельность;
– туристические агенты (далее – турагенты) – юридические лица, созданные согласно законодательству Украины, а также физические лица – субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют посредническую деятельность по реализации туристического продукта туроператоров и туристических услуг других субъектов туристической деятельности, а также посредническую деятельность по реализации характерных и сопутствующих услуг и которые в установленном порядке получили лицензию на турагентскую деятельность;
– другие субъекты предпринимательской деятельности, предоставляющие услуги по временному размещению (проживанию), питанию, экскурсионные, развлекательные и другие туристические услуги;
– гиды-переводчики, экскурсоводы, спортивные инструкторы, проводники и другие специалисты туристического сопровождения – физические лица, которые проводят деятельность, связанную с туристическим сопровождением, и в установленном порядке получили разрешение на право осуществления туристического сопровождения, кроме лиц, работающих на соответствующих должностях предприятий, учреждений, организаций, которым принадлежат или которые обслуживают объекты посещения.
В соответствии со ст.17 Закона о туризме осуществляется лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. Туроператор может осуществлять также и турагентскую деятельность без получения лицензии на турагентскую деятельность.
То есть исключительной деятельностью туроператора может быть как организация и обеспечение создания туристического продукта, так и реализация и предоставление туристических услуг, включая турагентскую деятельность. При этом в целях создания туристического продукта Закон о туризме не требует от оператора обязательного непосредственного самостоятельного предоставления услуг по размещению (проживанию) и питанию туристов. Эти услуги могут предоставлять другие субъекты предпринимательской деятельности. Достаточным условием отнесения туроператором турпродукта к собственному является наличие действующей лицензии на туроператорскую деятельность и комплекс туристических услуг, объединяющий не менее двух таких услуг, который реализуется или предлагается для реализации по определенной цене, в состав которого входят услуги перевозки, услуги размещения и другие туристические услуги, не связанные с перевозкой и размещением (услуги по организации посещений объектов культуры, отдыха и развлечений, реализации сувенирной продукции и т.п.), страхования.
На основании изложенного туристические компании при продаже туристам:
– турпродукта (при наличии лицензии на осуществление туроператорской деятельности), объединяющего не менее двух услуг (перевозку, размещение, бронирование мест или билетов, страхование, консультирование по вопросам преимуществ того или иного места размещения и отдыха, туристических маршрутов, организацию посещений объектов культуры, отдыха и развлечений, реализации сувенирной продукции, проката инвентаря и т.п.) в соответствии с договором на предоставление туристических услуг и/или турпутевки, с оформлением приходных (расходных) кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке;
– проездных и перевозных документов с применением бланков строгого учета с оформлением расчетных и отчетных документов
имеют право согласно п.1 и 4 ст.9 Закона об РРО не применять РРО.
Александр КЛУНЬКО, эксперт-консультант