Головна порталу Дт-Кт  
Головна ДКНовиниПублікації ДКПередплатаДовідникиБланки, формиКонсультаціїДокументи


Розширений пошук по форуму :: по порталу

Как сохранить право на налоговый кредит

Відправлено користувачем OlgaK 
Список форумів Список тем Нова темаПопередня тема Наступна тема
27 мая 2009г. по инициативе ГНИ у предприятия было аннулировано свидетельство плательщика НДС . В декларации за апрель 2009 первый раз была заполнена стр.26, которая тянется и в май 2009г.
19 июня 2009г. предприятие регистрируется как плательщик НДС.
Как сохранить значение стр.26? Оно образовалось от предоплаты за оборудование, которое получено в январе 2010г.
Спасибо.
никак, новое свидетельство,новый лицевой счет.... вроде все, поезд ушел....
Можно попробовать уточниться за тот старый период и снять этот НК под видом отсутствия НН, а в последующих декларациях восстановить его как "невовремя полученную НН"

_______________
Корисна інформація для бухгалтера


Аннулирование плательщика НДС: проблемы выхода

Нормативная база
• Закон об НДС – Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.
• Закон о прибыли – Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР.
• Закон № 2181 – Закон Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.
• Закон о налоговой службе – Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.
• П(С)БУ 9 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина Украины от 20.10.99 г. № 246.
• Положение № 79 – Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. № 79.
• Порядок № 166 – Порядок заполнения и представления декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166.
• Порядок № 165 – Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165.
• Постановление № 1118 – Постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 16 марта 2000 г. № 507» от 20.12.2008 г. № 1118.
• Постановление № 507 – Постановление КМУ «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727» от 16.03.2000 г. № 507.
• Постановление № 45 – Постановление КМУ «Об отмене постановления Кабинета Министров Украины от 20 декабря 2008 г. № 1118» от 28.01.2009 г. № 45.
Когда регистрация плательщиком НДС может быть аннулирована
Аннулирование регистрации плательщика НДС осуществляется путем аннулирования Свидетельства о регистрации плательщика НДС (далее – Свидетельство) и исключения его из Реестра плательщиков НДС (далее – Реестр). Порядок аннулирования регистрации регулируется Законом об НДС и Положением № 79 – основным подзаконным актом, описывающим процедуру исключения из Реестра и устанавливающим формы необходимых для этого документов.
Пунктом 9.8 Закона об НДС и п. 25 Положения № 79 предусмотрено несколько случаев аннулирования регистрации плательщика НДС (см. табл.). Причем инициировать данную процедуру может как налоговый орган, так и сам плательщик налога.
Таблица
Основание Случаи аннулирования регистрации плательщика НДС Действия налогового органа относительно проведения аннулирования
Инициатор – плательщик НДС Инициатор – налоговый орган
Пп. «а» п. 9.8 Закона об НДС, пп. «а» п. 25 Положения № 79 Налогоплательщик, который до месяца подачи заявления об аннулировании зарегистрирован согласно пп. 2.3.1 Закона об НДС более 24-х календарных месяцев, включая месяц регистрации, и имеет в течение последних 12-ти текущих календарных месяцев объемы налогооблагаемых операции менее 300 тыс. грн. (без НДС) - Налоговый орган не может отказать в аннулировании регистрации
Пп. «б» п. 9.8 Закона об НДС, пп. «б» п. 25 Положения № 79 • Ликвидационная комиссия налогоплательщика, объявленного банкротом, завершает работу.
• Налогоплательщик ликвидируется по собственному желанию.
• Налогоплательщик ликвидируется по решению суда (физическое лицо лишаться статуса субъекта хозяйствования) Налоговый орган не может отказать в аннулировании регистрации
Пп. «в» п. 9.8 Закона об НДС, пп. «в» п. 25 Положения № 79 Лицо, зарегистрированное плательщиком НДС:
• регистрируется плательщиком единого налога;
• становится субъектом другой упрощенной системы налогообложения, предполагающей особый порядок начисления или уплаты НДС, отличный от установленного Законом об НДС, или освобождающей такое лицо от уплаты НДС по решению суда либо по другим причинам Налоговый орган обязан принять самостоятельное решение об аннулировании регистрации
Пп. «г» п. 9.8 Закона об НДС, пп. «г» п. 25 Положения № 79 Лицо, зарегистрированное плательщиком НДС, выбирает в соответствии с Законом об НДС специальный режим налогообложения по ставкам, отличным от установленных ст. 6 и ст. 81 этого Закона Налоговый орган обязан принять самостоятельное решение об аннулировании регистрации
Пп. «ґ» п. 9.8 Закона об НДС, пп. «ґ» п. 25 Положения № 79 Лицо, зарегистрированное плательщиком НДС:
• не представляет налоговому органу декларации по НДС в течение 12-ти последовательных налоговых месяцев;
• представляет декларацию по НДС, свидетельствующую об отсутствии налогооблагаемых поставок в течение 12-ти последовательных налоговых месяцев;
Также в случаях, определенных законодательством относительно порядка регистрации субъектов хозяйствования Налоговый орган имеет право (но не обязанность) на аннулирование регистрации


Как видим, аннулирование регистрации исключительно по добровольному решению плательщика предусмотрено только пп. «а» п. 9.8 Закона об НДС и пп. «а» п. 25 Положения № 79. В остальных случаях аннулирование может проводиться по инициативе как самого плательщика, так и налогового органа. А в случаях, предусмотренных пп. «в» – «г» п. 9.8 Закона об НДС, плательщик налога, не решившийся на добровольное аннулирование регистрации, подвергнется этой процедуре принудительно. Так стоит ли дожидаться? На наш взгляд, в данном случае проще аннулироваться самостоятельно.
Заметим также, что налогоплательщики часто проводят добровольное аннулирование НДС-регистрации именно на основании пп. «а» п. 9.8 Закона об НДС. Однако этот подпункт сформулирован довольно неоднозначно, что порождает конфликты с налоговыми органами. Напомним, пп. 2.3.1 Закона об НДС предусмотрено, что если за последние 12 календарных месяцев совокупно сумма налогооблагаемых операций субъекта предпринимательской деятельности достигает 300 тыс. грн. (без НДС), он должен зарегистрироваться плательщиком НДС. Впоследствии такой субъект может отменить регистрацию, но при условии, что он проработал в статусе плательщика НДС 24 месяца, в последние 12 из которых сумма его налогооблагаемых операций не превышала 300 тыс. грн.
Какие операции включаются в расчет 300-тысячного рубежа?
По мнению ГНАУ, изложенному в письме от 03.04.2008 г. № 3011/6/16-1515-26, в расчет общего объема налогооблагаемых операций включаются операции, облагаемые НДС по ставке 20 %, 0 %, а также освобожденные от обложения этим налогом. Очевидно, в данном письме речь идет об операциях по поставке товаров (услуг), ведь под наличием налогооблагаемых поставок налоговая служба понимает только наличие налоговых обязательств за установленный 12-месячный период, которым отведено место в разделе I декларации по НДС, утвержденной приказом ГНАУ № 166. ГНАУ отнесла операции, освобожденные от обложения НДС, к числу налогооблагаемых, хотя по сути они таковыми не являются.
По нашему мнению, при расчете предельного объема налогооблагаемых операций приведенные в ст. 5 Закона об НДС операции учитываться не должны. Ведь согласно п. 1.1 Закона об НДС налогооблагаемыми считаются операции, подлежащие обложению НДС. Поэтому при расчете 300-тысячного предела операции, освобожденные от обложения НДС (ст. 5 Закона об НДС), а также не являющиеся объектом обложения НДС (ст. 3 Закона об НДС), учитываться не должны. То есть к числу налогооблагаемых должны относиться только операции, подлежащие обложению НДС независимо от размера ставки (20 % или 0 %).
Однако зачастую плательщики НДС в течение всех 12 месяцев не осуществляют поставку товаров и услуг, но несут расходы, связанные с хозяйственной деятельностью, а, следовательно, начисляют налоговый кредит и отражают его во II разделе декларации по НДС. В такой ситуации они подпадают под действие пп. «ґ» п. 9.8 Закона об НДС и могут быть лишены статуса плательщиков НДС по решению налогового органа. Информацию о налогооблагаемых операциях по приобретению товаров (услуг) за этот период, которая отражается в разделе II декларации по НДС, налоговые органы во внимание не принимают.
Плательщики НДС, которые были принудительно сняты с регистрации по этой причине, могут обжаловать такое решение в суде согласно п. 25.4 Положения № 79. Тем более что прецедент такой уже был. Так, Хозяйственный суд АР Крым в постановлении от 25.01.2008 г. № 2-11/16471-2007А признал неправомерность действий органа налоговой службы, лишившего НДС-регистрации предприятие, представлявшее в течение 12 последовательных налоговых месяцев декларации по НДС без отражения в них налогооблагаемых поставок, но с указанием налогового кредита. Основанием для принятия такого решения послужил пп. «а» п. 2.1 Закона об НДС. Согласно данной норме плательщиком НДС является любое лицо, которое осуществляет или планирует осуществлять хозяйственную деятельность и регистрируется добровольно плательщиком этого налога. Хотя особо полагаться на решение суда не стоит, поскольку формулировка абз. 7 п. 9.8 Закона об НДС и абз. 14 пп. 25.2.1 Положения № 79 серьезно уменьшает шансы на победу. Во избежание судебных разбирательств плательщику налога намного проще отразить в декларации налогооблагаемую поставку хотя бы один раз в 12 месяцев.
Что делать «добровольцам»
Можно ли добровольно зарегистрированным в соответствии с п. 9.4 Закона об НДС плательщиками НДС лицам, объем налогооблагаемых операций которых не превышал 300 тыс. грн., отказаться от регистрации? О них законодатели почему-то незаслуженно забыли. Ни п. 9.8 Закона об НДС, ни п. 25 Положения № 79 не содержат нормы относительно возможности добровольного аннулирования регистрации таких плательщиков.
О том, что они могут аннулировать регистрацию на основании пп. «а» п. 9.8. Закона об НДС, сообщила только ГНАУ в письме от 28.02.2008 г. № 3975/7/16-1515-20. Причем, по мнению главного налогового ведомства, чтобы аннулировать свое Свидетельство, добровольно зарегистрированные плательщики НДС, как и при обязательной регистрации, должны отработать минимум 24 месяца, не превысив за последние 12 месяцев 300-тысячный рубеж налогооблагаемых поставок.
Исчисление сроков
Итак, пп. «а» п. 9.8 Закона об НДС предусмотрено, что добровольно лишиться статуса плательщика НДС можно, если с момента регистрации прошло более 24 календарных месяцев. Месяц регистрации включается в этот период. Например, если юридическое или физическое лицо зарегистрировалось плательщиком НДС 12 февраля 2007 года, то февраль для него будет первым месяцем для отсчета 24-месячного периода. Последний месяц этого периода – январь 2009 года.
Не забудьте и о 12-месячном периоде, в течение которого налогооблагаемые поставки не должны превышать 300 тыс. грн. В нашем примере 300-тысячный предел налогоплательщик не должен превышать на протяжении февраля 2008 года – января 2009 года.
Согласно п. 25 Положения № 79 приступить к процедуре аннулирования (подать заявление в налоговый орган) он сможет только со следующего дня после дня, который соответствует числу и месяцу регистрации лица плательщиком НДС. То есть в нашем случае подать заявление об аннулировании можно не ранее 13 февраля 2009 года.
Существует ли альтернатива?
Конечно, существует. Как видно из вышеприведенной таблицы, законно лишиться статуса плательщика НДС, не дожидаясь окончания 24 месяцев, можно в том случае, если:
• зарегистрироваться плательщиком единого налога или стать субъектом другой упрощенной системы налогообложения. Однако при этом надо помнить о годовом ограничении выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) для регистрации плательщиком единого налога: 500 тыс. – для физлиц-предпринимателей и 1 млн – для юрлиц), а также о других известных ограничениях для плательщиков единого налога;
• в течение 12 последовательных налоговых месяцев вообще не осуществлять налогооблагаемых операций, представлять соответствующие декларации по НДС и уповать на налоговый орган, у которого появится право вас аннулировать.
Для аннулирования Свидетельства фактически можно применить еще один неординарный способ, использовав норму пп. «ґ» п. 9.8 Закона об НДС о непредставлении налоговому органу декларации по НДС в течение 12 последовательных налоговых месяцев. Но это требует много времени и слишком хлопотно, поскольку наряду с появлением у налоговой инспекции права на аннулирование у налогоплательщика возникает риск налоговой проверки (п. 2 ч. 6 ст. 111 Закона о налоговой службе) и применения к нему финансовых санкций: >>>
1) штрафа в размере 10 НМДГ (170 грн.) за каждое непредставление декларации по НДС, что при ежемесячном сроке предоставлении декларации составляет за год ни много ни мало 2040 грн. (пп. 17.1.1 Закона № 2181);
2) штрафа в размере 10 % от суммы налогового обязательства (при его наличии) за каждый полный или неполный месяц задержки налоговой декларации, но не более 50 % от суммы начисленного налогового обязательства и не менее 10 НМДГ (пп. 17.1.2 Закона № 2181).
Процедура аннулирования
Если налогоплательщик сам является инициатором аннулирования, то для начала процедуры он должен:
• подать в налоговый орган, в котором он состоит на учете, заявление об аннулировании регистрации плательщика НДС по форме № 3-НДС (приложение 3 к Положению № 79) с указанием причины аннулирования (предусмотрены п. 9.8 Закона об НДС);
• возвратить в налоговый орган Свидетельство плательщика НДС и все его заверенные копии.
При наличии оснований для аннулирования регистрации налоговый орган в течение 10 дней своим решением аннулирует регистрацию плательщика НДС и исключает его из Реестра. Если оснований для такого аннулирования нет или СПД соответствует критериям для обязательной регистрации плательщиком НДС (п. 2.3 Закона об НДС), налоговый орган может отказать ему в аннулировании регистрации. В такой ситуации налогоплательщику предоставляется письменное пояснение (отказ в аннулировании регистрации), а Свидетельство вместе с заверенными копиями возвращается ему (его представителю) под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении за его счет.
Если же аннулирование проводится по инициативе налогового органа, то оформляется акт об аннулировании регистрации плательщика НДС по форме № 6-НДС (приложение 5 к Положению № 79). При этом дата утверждения такого акта руководителем (заместителем руководителя) налогового органа считается днем принятия решения об аннулировании регистрации. В акте об аннулировании регистрации плательщика НДС обязательно указывается основание для аннулирования со ссылкой на соответствующую норму Закона об НДС.
Акт по форме № 6-НДС составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в учетном деле (регистрационной части) налогоплательщика, а второй – не позднее следующего дня после внесения записи об аннулировании в Реестр высылается по адресу налогоплательщика письмом с уведомлением о вручении или передается ему лично (его представителю) под расписку. В этой ситуации Свидетельство и все его заверенные копии с указанием их количества подлежат возврату налоговому органу вместе с сопроводительным письмом в течение 20 календарных дней со дня принятия налоговым органом решения об аннулировании (т. е. со дня утверждения акта об аннулировании регистрации).
При этом следует помнить, что задержка возврата Свидетельства приравнивается к задержке представления налоговой отчетности по НДС, что согласно пп. 17.1.1 Закона № 2181 влечет за собой наложение штрафа в размере 10 НМДГ (170 грн.).
Если аннулирование регистрации происходит по инициативе налогового органа, то ведомости из Реестра о таком аннулировании обнародуются на web-сайте ГНАУ (www.sta.gov.ua). Причем согласно п. 35 Положения № 79 информирование налогоплательщиков проводится не позднее 2, 12 и 22 числа каждого месяца. В этом случае считается, что право доступа к этим сведениям обеспечено и информация об аннулировании доведена до сведения заинтересованных лиц.
Последний налоговый период и сроки представления последней декларации
Как отмечалось выше, плательщик НДС утрачивает свои полномочия с даты аннулирования регистрации. В соответствии с пп. 25.3 Положения № 79 при наличии оснований налоговый орган осуществляет аннулирование:
• на дату подачи заявления или утверждения акта об аннулировании регистрации, если не определен предельный срок действия Свидетельства или дата утраты лицом статуса плательщика налога на добавленную стоимость либо когда имеются основания для аннулирования до окончания срока действия Свидетельства;
• на дату окончания срока действия Свидетельства, за день до утраты лицом статуса плательщика налога на добавленную стоимость, на дату принятия решения или в других случаях.
При аннулировании регистрации последним налоговым периодом считается период, который начинается со дня, следующего за последним днем предыдущего налогового периода, и заканчивается днем такого аннулирования. Например, СПД принимает решение об аннулировании и подает заявлением по форме № 3-НДС в налоговый орган по месту учета 16 марта 2009 года. Следовательно, днем аннулирования Свидетельства является день подачи заявления – 16.03.2009 г. Поэтому последним налоговым периодом для такого плательщика будет:
• при квартальном периоде представления налоговой отчетности по НДС – период с 1 января по 16 марта 2009 года;
• при месячном периоде представления налоговой отчетности по НДС – период с 1 по 16 марта 2009 года.
Обращаем внимание, что хотя лицо и утрачивает право на отражение налогового кредита по НДС и выписку налоговых накладных, в сроки, определенные Законом, оно обязано погасить сумму налоговых обязательств или налогового долга (при его наличии).
ГНАУ изложила свой подход к определению предельных сроков представления декларации по НДС в случае аннулирования регистрации плательщиком данного налога в письме от 28.07.2008 г. № 349/4/15-0214. Главное налоговое ведомство считает, что в данном случае следует руководствоваться пп. 4.1.4 Закона № 2181, согласно которому декларации по НДС представляются:
• в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца, если базовый налоговый (отчетный) период составляет календарный месяц;
• в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, если базовый налоговый (отчетный) период составляет календарный квартал.
Налоговые последствия аннулирования Свидетельства
Условная продажа
В соответствии с абз. 16 п. 9.8 Закона об НДС плательщик налога, в учете которого на день аннулирования регистрации числятся товарные остатки или основные фонды, обязан признать условную продажу таких товаров по обычным ценам. Эта операция предусматривает начисление налоговых обязательств на объекты условной продажи (не сторнирование налогового кредита), по которым был начислен налоговый кредит в прошлых или текущих налоговых периодах.
Как разъясняет ГНАУ в письме от 28.02.2008 г. № 3975/7/16-1515-20, если товары или основные фонды плательщик НДС приобрел без начисления налогового кредита (когда он не являлся плательщиком НДС, для использования не в хозяйственной деятельности, в целях использования в операциях, освобожденных от НДС или не являющихся объектом налогообложения), то признавать условную продажу по ним не нужно.
На первый взгляд, при условной продаже начисленные налоговые обязательства просто должны перекрыть налоговый кредит, начисленный в предыдущих налоговых периодах. Однако, как отмечалось выше, условная продажа должна быть проведена по обычным ценам. Напомним, что согласно п. 1.18 Закона об НДС термин «обычная цена» понимается и используется по правилам, установленным п. 1.20 Закона о прибыли. Согласно общему порядку определения уровня обычных цен, изложенному в пп. 1.20.2 Закона о прибыли, для определения обычной цены товара используется информация о заключенных на момент его продажи договорах с идентичными (однородными) товарами в сопоставимых условиях.
Отметим также, что в подавляющем большинстве случаев обычная цена значительно превышает сумму, уплаченную при приобретении товара. А значит, и налоговые обязательства при условной продаже будут превышать налоговый кредит, ранее начисленный на такие объекты.
Но букву закона надо соблюдать, поэтому единственной возможностью оптимизации расходов является обоснование обычных цен на уровне цены их приобретения. Как именно это сделать – посредством утвержденного прайс-листа, с помощью фиксирования цены в договорах купли-продажи, публичного объявления о продаже с указанием цены и т.д. – решайте сами.
Следует также остановиться на самих объектах налогообложения при условной продаже, поскольку в п. 9.8 Закона об НДС не уточняется, что именно понимается под товарными остатками и основными фондами. С основными фондами обычно вопросов не возникает, поскольку их идентификация проводится в соответствии с п. 8.2 Закона о прибыли. А вот с определением товарных остатков дело обстоит сложнее. Напомним, согласно п. 1.17 Закона об НДС определение товаров понимается в значении, приведенном в п.1.6 Закона о прибыли, а именно: товары – это материальные и нематериальные активы, а также ценные бумаги и деривативы, которые используются в любых операциях, кроме операций по их выпуску (эмиссии) и погашению.
К сожалению, данное определение не упрощает идентификацию товарных остатков, поскольку согласно ему практически все активы предприятия могут быть признаны товарами. В то же время Закон о прибыли никоим образом не обобщает все активы предприятия термином «товары». Так, в абз. 16 п. 9.8 Закона об НДС основные фонды упоминаются отдельно от товарных остатков, а в п. 5.9 Закона о прибыли товары упоминаются в их прямом понимании как составляющая запасов, что и соответствует их экономическому смыслу, а также П(С)БУ 9. Напомним, согласно П(С)БУ 9 товары – это материальные ценности, приобретенные (полученные) и содержащиеся предприятием в целях продажи.
В связи с этим заметим, что согласно п. 1.43 Закона о прибыли в вопросах налогообложения можно применять термины в значениях, определенных национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, если они не противоречат Закону о прибыли. В рассмотренном случае термин, приведенный в П(С)БУ 9, не противоречит определению, приведенному в Законе о прибыли, а лишь уточняет его. Кроме того, в рамках п. 5.9 Закона о прибыли перерасчет товарных остатков происходит именно в таком контексте. Таким образом, при определении товарных остатков, по нашему мнению, следует руководствоваться определением, приведенным в П(С)БУ 9.
Однако, возможно, налогоплательщику, который применит условную продажу к товарным остаткам в такой их интерпретации, придется нелегко отстаивать свою точку зрения.
Дебиторская задолженность при аннулировании
Вызывает интерес ситуация, когда налогоплательщик на момент аннулирования Свидетельства товар оплатил, но не получил. Следует ли отражать условную продажу по таким товарам и начислять налоговые обязательства? Естественно, напрашивается отрицательный ответ, так как в п. 9.8 Закона об НДС речь идет об обязанности начисления налоговых обязательств только по тем товарным остаткам и основным фондам, которые находятся в учете у налогоплательщика. Как известно, неполученные товары в учете покупателя не числятся, а находятся на учете у продавца вплоть до даты отгрузки. Кстати, и для налогового учета это утверждение является верным, поскольку п. 5.9 Закона о прибыли предусмотрено, что стоимость оплаченных, но не полученных (не оприходованных) налогоплательщиком запасов, в прирост запасов не включается.
В то же время логично будет откорректировать налоговый кредит, отраженный на дату внесения предоплаты за такие товары. Ведь согласно пп. 7.4.1 Закона об НДС налоговый кредит начисляется только на те товары, которые в дальнейшем плательщик будет использовать в рамках хозяйственной деятельности в операциях, облагаемых НДС.
Вопреки логике ГНАУ в письме от 14.06.2008 г. № 5977/6/16-1515-20 причисляет дебиторскую задолженность за оплаченные, но не полученные товары и основные фонды к «находящимся в учете» и обязывает провести их условную продажу. Конечно, если налогоплательщик решит руководствоваться данными указаниями ГНАУ, то корректировать налоговый кредит не следует.
Однако результат и в первом, и во втором случае будет один и тот же, так как обычная цена будет совпадать с ценой покупки.
Лучшим вариантом для плательщиков налога, стоящих на пороге аннулирования, является отсутствие в учете товарных остатков и основных фондов. Поэтому наиболее оптимальным решением для таких плательщиков НДС будет распродажа товарных остатков и основных фондов, в которых нет необходимости. В этом случае обеспечивается получение дохода, а не «голых» налоговых обязательств, да и отпадает необходимость применения обычных цен для начисления налоговых обязательств (если только договорная стоимость при продаже не будет меньше обычной цены более чем на 20 %).
Налоговая накладная по условной продаже и ее отражение в отчетности
В соответствии с абз. 1 п. 8 и пп. 8.3 Порядка № 165 налогоплательщик в случае признания условной продажи товарных остатков или основных фондов, находящихся в его учете на день аннулирования НДС-регистрации, относительно которых был начислен налоговый кредит, должен выписать налоговую накладную в двух экземплярах, оба из которых остаются у него.
В строках «Индивидуальный налоговый номер продавца», «Индивидуальный налоговый номер покупателя», Номер свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость (продавца)» и «Номер свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость (покупателя)» налоговой накладной указываются одинаковые номера, соответствующие реквизитам лица, аннулирующего регистрацию. В оригинале налоговой накладной делается соответствующая пометка «Признание условной продажи при аннулировании плательщика НДС». Никаких исключений в отношении заполнения такой накладной в Порядке № 165 не предусмотрено, т. е. в графе 3 «Номенклатура поставки товаров (услуг) продавца» должна быть отражена вся номенклатура условно продаваемых товаров и основных фондов.
Заполнение Реестра полученных и выданных налоговых накладных проводится с учетом особенностей заполнения налоговой накладной. Так, в графе 5 раздела II Реестра указывается собственный налоговый номер, а не номер покупателя.
В последней декларации по НДС налоговые обязательства по условным продажам отражаются в строке 1 Раздела I. В приложении 5 к такой декларации условные продажи отражаются в Разделе I по строке «Інші».
Бюджетное возмещение
Лицо, подлежащее аннулированию как плательщик НДС, не лишается права на получение бюджетного возмещения. Так, абз. 9 п. 9.8 Закона об НДС предусмотрено, что если по результатам последнего налогового периода лицо имеет право на получение бюджетного возмещения, то такое возмещение предоставляется ему в течение сроков, определенных Законом об НДС, независимо от того, будет ли такое лицо оставаться зарегистрированным в качестве плательщика НДС на дату получения такого бюджетного возмещения или нет. То есть, чтобы получить бюджетное возмещение субъект предпринимательства должен задекларировать свое право на него в последнем налоговом периоде, указав эту сумму в строке 25.1 декларации по НДС.
Исключение составляют плательщики, аннулированные в соответствии с пп. «в» п. 9.8 Закона об НДС. Они не имеют право на получение бюджетного возмещения. Эта норма касается как юридических, так и физических лиц, разрегистрация которых осуществляется в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения. Следовательно, Расчет суммы бюджетного возмещения (приложение 3 к декларации по НДС) и Заявление о возврате суммы бюджетного возмещения (приложение 4 к декларации по НДС) вместе с последней декларацией по НДС такие лица могут не представлять. Кроме того, строки 25, 25.1 и 25.2 декларации не заполняются, а данные строки 24 переносятся в строку 26.
Право на ошибку
После даты аннулирования исправить допущенные ошибки в начислении НДС невозможно, и вот почему. Пунктом 5.1 Закона № 2181 и п. 4.4 Порядка № 166 предусмотрено, что исправить ошибку можно либо путем представления уточняющего расчета, либо путем отражения уточненных показателей в составе налоговой декларации за любой последующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно выявлены. Эти документы имеет право представлять только плательщик НДС с указанием в них обязательных реквизитов: индивидуального налогового номера и номера свидетельства о регистрации плательщика НДС. Следовательно, лишившись НДС-статуса, субъект предпринимательства утрачивает право на исправление ошибки. Аналогичное мнение высказала и ГНАУ в своих письмах от 18.07.2007 г. № 8838/5/15-0316 и от 07.11.2007 г. № 22703/7/16-1117.
По следам недавних событий (отмена аннулирования Свидетельства)
Как видим, подготовка к аннулированию – достаточно кропотливая работа. Особенно неприятная ситуация сложилась для тех плательщиков единого налога, которые под напором сотрудников налоговых органов в январе 2009 года сдали свое Свидетельство без какой-либо подготовки.
Напомним, что 30.12.2008 г. Постановлением № 1118 были внесены изменения в Постановление № 507, согласно которым было упразднено упоминание о том, что предприниматели – плательщики единого налога имеют право быть плательщиками НДС. ГНАУ отреагировала на эти изменения письмом от 12.01.2009 г. № 288/7/17-0417, дав указание государственным налоговым администрациям срочно обеспечить аннулирование регистрации плательщиками НДС физлиц-предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения.
Однако в связи с широким резонансом, вызванным Постановлением № 1118 и действиями налоговых органов, указанное постановление вскоре было отменено Постановлением № 45. В результате ГНАУ в письме от 07.02.2009 г. № 1373/5/17-0416 поручила налоговым органам на местах провести отмену аннулирования регистрации плательщиков НДС.
Если предприниматель просто сдал Свидетельство, не выполнив условие об условной продаже, то, как ни странно, он оказался в более выгодном положении, чем те, кто добросовестно выполнил все предписания п. 9.8 Закона об НДС. Ведь «недобросовестный» налогоплательщик при восстановлении Свидетельства сохранил свой налоговый кредит. А вот перед «добросовестным» возник вопрос, что делать с налоговыми обязательствами, начисленными по условной продаже. «Подарить» их государству или отстоять?
Конечно, налоговые органы будут отстаивать именно первый вариант, апеллируя к отсутствию механизма возврата таких сумм. Но, думаем, суд в этом случае будет защищать интересы плательщика налога, ведь факт отмены Постановления № 1118 общеизвестен.
Таким образом, для корректировки налоговых обязательств по НДС, по нашему мнению, следует воспользоваться правилами, применяемыми при возврате товара. В частности, правилом возврата условно проданного товара. Для этого необходимо выписать расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной на условную продажу. Особенность выписки такого расчета заключается в том, что, как и в случае с налоговой накладной, реквизиты покупателя и продавца будут идентичными. Затем эта корректировка будет отражена в Расчете корректировки сумм НДС к декларации по НДС (приложение 1 к декларации по НДС) и перенесена в стр. 8 Раздела I декларации по НДС. Корректировку следует отразить либо в уточняющем расчете, либо в текущей декларации по НДС.
Большое спасибо за столь подробный ответ, но хотелось бы о главном:
1. Т.е., сегодня с новым номером свидетельства НДС я не могу откорректировать "старые" декларации?
2. Если полученные налоговые накладные со старым номером остались не использованными, то все? можно их выбросить?
1. я не вижу препятствий для корректировки. Можно попытаться. Надо заполнить уточненки со старым номером.
2. тоже не вижу препятствий, ведь "срок годности" НН - три года, а про номера в законе ничего не сказано smiling smiley

В любом случае, попытка - не пытка.

_______________
Корисна інформація для бухгалтера
с новым номером свидетельства вам выдают новый номер ИНН, как вы с новым номером ИНН собираетесь корректировать другой ИНН ????
ИНН останется прежний. Меняется № свидетельства
GANS Автор рядків:
-------------------------------------------------------
> ИНН останется прежний. Меняется № свидетельства

Кажется Ганс прав smiling smiley))
ИНН кодируется как код ЕДРПОУ + код налоговой, поэтому действительно он должен оставаться прежним.

_______________
Корисна інформація для бухгалтера
З НК можно попрощатися. Обов"язкове нарахування умовного продажу. Так сама процедура, що й при переході на єдиний податок 10%.
Знаток Монна Нонна [ Відповісти приватно ]

ИНН кодируется как код ЕДРПОУ + код налоговой,
=====================================================

Нет.Первые 7 цифр ЕДРПОУ,затем защитный ключ и код налоговой ( 4 цифры )
Список форумів Список тем Нова темаПопередня тема Наступна тема
Вибачте, тільки зареєстровані користувачі можуть писати в цьому форумі.

Авторизуватись



Повідомлення, розміщені на форумах ДК-порталу, відображають лише особисту позицію авторів повідомлень.
Адміністрація форумів не несе відповідальності за їх зміст.

© 2023 "Дебет-Кредит", український бухгалтерський портал, web_dk [ @ ] gc.com.ua





0.00036199999999997