Головна порталу Дт-Кт  
Головна ДКНовиниПублікації ДКПередплатаДовідникиБланки, формиКонсультаціїДокументи


Розширений пошук по форуму :: по порталу

О проверке деклараций по НДС

Відправлено користувачем Лимуррка 
Список форумів Список тем Нова темаПопередня тема Наступна тема
О проверке деклараций по НДС

Приказ Государственной налоговой администрации Украины от 18.04.2008 г. № 266
Об организации взаимодействия органов государственной налоговой службы при обработке расшифровок налоговых обязательств и налогового кредита по налогу на добавленную стоимость в разрезе контрагентов

За два дня до предельного срока представления обновленной отчетности по НДС ГНАУ комментируемым документом утвержден Примерный порядок взаимодействия органов государственной налоговой службы при проработке расшифровок налоговых обязательств и налогового кредита по НДС в разрезе контрагентов (далее - Порядок).

Этот документ принят с целью усовершенствования администрирования НДС, разрушения схем минимизации налоговых обязательств, ликвидации виртуального налогового кредита по НДС, полноты декларирования налоговых обязательств и обеспечения своевременности возмещения НДС.

С самого начала настораживает перечень "нормативно-правовых документов", которыми необходимо руководствоваться налоговым органам при применении Порядка. По непонятный причине к таким документам отнесен приказ ГНАУ от 11.12.2006 г. № 766 "Об утверждении Методических рекомендаций по взаимодействию между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при администрировании налога на прибыль". Однако этот приказ не зарегистрирован в Минюсте и, соответственно, не является нормативно-правовым актом. Кроме того, по мнению ГНАУ, к нормативно-правовым документам также относятся другие нормативно-правовые акты, регулирующие осуществление хозяйственных операций, которые влияют на размер налоговых обязательств и налогового кредита по НДС, обобщающие налоговые разъяснения и налоговые разъяснения ГНАУ.

На первом этапе осуществляется визуальная проверка отчетности по НДС, то есть проверяется наличие всех приложений, заполнение обязательных реквизитов, наличие печати и подписей должностных лиц. Если при такой проверке выявлены несоответствия, то отчетность не считается представленной. Работник налогового органа в этом случае предлагает пересдать отчетность.

На втором этапе осуществляется автоматизированный контроль представленной отчетности, по результатам которого налогоплательщики распределяются по следующим категориям:

- нулевая категория - не выявлено несоответствий при сверке показателей налоговой отчетности контрагентов (расшифровок налоговых обязательств и налогового кредита контрагентов, расчетов корректировки сумм НДС контрагентов). Задекларированный налоговый кредит отражен в налоговых обязательствах контрагентов (с учетом допустимого уровня несоответствий, установленного ГНАУ);

- первая категория - выявлены несоответствия при сверке показателей налоговой отчетности контрагентов, в результате которых задекларировано налогового кредита меньше, чем налоговых обязательств контрагентом;

- вторая категория - выявлены несоответствия при сверке показателей налоговой отчетности контрагентов, в результате которых задекларировано налоговых обязательств меньше, чем налогового кредита контрагентами, в том числе плательщиком НДС включены суммы НДС в налоговый кредит на основании документов:

- выписанных субъектом хозяйствования, не зарегистрированным плательщиком НДС;

- выписанных плательщиком НДС, не представляющим налоговую отчетность по НДС.

Полученные результаты автоматизированного сопоставления на центральном уровне налоговой отчетности с НДС подлежат проверке органами государственной налоговой службы на местах в следующей последовательности:

- второй категории;

- нулевой и первой категории с отрицательным значением НДС;

- нулевой и первой категории.

Следующим этапом является непосредственно проверка налогоплательщиков. Соответствующие разделы комментируемого документа посвящены порядку проведения камеральной, документальной невыездной и внеплановой выездной проверок. При этом камеральной проверке также посвящено отдельное приложение.

Не вдаваясь глубоко в анализ правомерности проведения проверок, отметим следующее. Камеральная проверка предусмотрена Законом № 2181 (п.п. 4.2.2 "в") и проводится контролирующим органом исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях, без проведения любых других видов проверок налогоплательщика. То есть требовать от налогоплательщика представления любых документов налоговые органы в этом случае не имеют права. Однако главный налоговый орган считает, видимо, иначе, поскольку в п. 4 приложения 3 при проверке соответствия между заполнением отдельных строк декларации и представлением определенных документов, налоговые органы анализируют справки в произвольной форме, представленные налогоплательщиками. В этом приложении подробно описан механизм сверки показателей ряда строк документов, расшифровывающих (подтверждающих) такие показатели.

Документальная невыездная проверка. По мнению ГНАУ, право на проведение такой проверки налоговыми органами предоставлено п. 1 ст. 11 Закона Украины от 04.12.90 г. № 509-XII "О государственной налоговой службе в Украине" (далее - Закон № 509). Такая проверка проводится в течение 30 дней, следующих за предельным днем представления отчетной налоговой декларации или фактического представления уточняющего расчета. Перечень документов, подлежащих проверке, приведен в п. 4.2 Порядка и характеризуется кратко - все первичные документы.

Отметим, что практически как всегда специалисты ГНАУ смешали нормы разных законодательных актов и немного добавили от себя.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 509 налоговые органы имеют право осуществлять документальные невыездные проверки, но на основании представленных налоговых деклараций, отчетов и других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей) независимо от способа их представления. Все бы ничего, но право истребования у налогоплательщиков каких бы то ни было документов (копий) у налоговых органов отсутствует. Единственное, что предусмотрено Законом № 509 (п. 5 ст. 11), это право получать бесплатно от налогоплательщиков справки и/или копии документов о наличии банковских счетов. Иные документы (их копии) налоговые органы могут только изъять, что без соответствующего решения суда практически нереально. При этом запрещается изъятие у субъектов хозяйствования документов, которые не подтверждают факты нарушения законов Украины о налогообложении.

ГНАУ убеждена в обратном. В случае неполучения налоговым органом в течение 15 дней с момента направления запроса налогоплательщику запрашиваемых документов, информация об их непредоставлении передается в подразделение налоговой милиции, которое проводит проверку на основании ст. 97 УПК (п. 6.2 Порядка). Однако и здесь не все так просто. Проведение проверки на основании этой нормы осуществляется в случае, когда необходимо проверить заявление или сообщение о преступлении до возбуждения дела. Такая проверка осуществляется прокурором, следователем или органом дознания в срок не более 10 дней путем отбора объяснений от отдельных граждан или должностных лиц или истребования необходимых документов. На первый взгляд, кажется логичным проведение проверок сотрудниками налогового органа, если бы не следующее. Налоговая милиция относится к органам дознания, но только по делам об уклонении от уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, а также по делам о сокрытии валютной выручки (ст. 101 УПК). То есть проверка может проводиться только по таким делам.

Что касается 30 - дневного срока на проведение проверки. Законом № 509 такой срок не определен, но упоминается в п.п. 7.7.5 п. 7.5 ст. 7 Закона об НДС. При этом нельзя не отметить, как ГНАУ дополнила, что проверка проводится в течение 30 дней, следующих за предельным днем представления отчетной налоговой декларации или фактического представления уточняющего расчета. Однако то, что уточняющий расчет является налоговой декларацией в понимании Закона № 2181, можно оспорить. Согласно п. 1.11 ст. 1 этого закона налоговая декларация (расчет) - это документ, представляемый налогоплательщиком в контролирующий орган в сроки, установленные законодательством, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа). При самостоятельном исправлении ошибки сумма заниженного налогового обязательства, указанная в уточняющем расчете, уплачивается до его представления. Причем классическое начисление налога в данном случае не осуществляется, а исправляется уже начисленная сумма. С увеличением отрицательного значения объекта налогообложения ситуация такая же, поскольку налоговое обязательство - это обязательства налогоплательщика уплатить в бюджеты или государственные целевые фонды соответствующую сумму средств в порядке и в сроки, определенные настоящим законом или другими законами Украины (п. 1.2 ст. 1).

В отношении проведения внеплановой выездной проверки ГНАУ лаконична. Внеплановая выездная проверка проводится в порядке и сроки, определенные Законом № 509, приказами ГНАУ от 11.10.2005 г. № 441, от 21.06.2001 г. № 253 и от 10.08.2005 г. № 327. С учетом того, что первый из приказов не зарегистрирован в Минюсте, то есть не является нормативно-правовым актом, а остальные два не касаются проведения проверок - это объяснимо.

Перечень обстоятельств, на основании которых может быть проведена внеплановая проверка, определен ст. 111 Закона № 509. Наиболее вероятными обстоятельствами для проведения такой проверки являются обстоятельства, указанные в п. 1, п. 3, п. 5 и п. 9 ч. 6 этой статьи. На основании первых трех обстоятельств проверка возможна в том случае, если налогоплательщик не ответит в десятидневный срок на письменный запрос налогового органа. То есть если налогоплательщик в указанный срок направит ответ, независимо от его содержания, то у налоговых органов не будет права на проведение проверки. Проведение проверки на основании последнего из указанных обстоятельств осуществляется в том случае, если плательщиком представлена декларация с отрицательным значением по НДС, которое составляет более 100 000 грн.

Подытожив все вышеуказанное, отметим, что знание действующего законодательства и детальная аргументация в подавляющем большинстве случаев позволят избежать незаконных проверок налоговых органов.
И кто тут хвастался, что не докладывает додатки?
Я додатки докладаю, але наскільки я в курсі, то цей Наказ не зареєстрований в мінюсті, тому має силу внутрішнього наказу податкової


А когда их это останавливало. . . Вспомните про отчетность в эл.виде.
Список форумів Список тем Нова темаПопередня тема Наступна тема
Вибачте, тільки зареєстровані користувачі можуть писати в цьому форумі.

Авторизуватись



Повідомлення, розміщені на форумах ДК-порталу, відображають лише особисту позицію авторів повідомлень.
Адміністрація форумів не несе відповідальності за їх зміст.

© 2023 "Дебет-Кредит", український бухгалтерський портал, web_dk [ @ ] gc.com.ua





0.00048999999999999