Матеріал підготовлено спеціально для ЛІГА:ЗАКОН
Аудиторська фірма «Профі-Аудит»
Е-mail:
profi@profi-audit.kherson.uaТел.: (0552) 42-33-31
[
www.profiaudit.com.ua]
? Можно ли исправлять ошибки в декларации по НДС после аннулирования регистрации плательщиком НДС?
Прежде всего, рекомендуем обратить внимание на мнение ГНАУ по данному вопросу, рассмотренному в письмах от 18.07.2007 г. № 8838/5/15-0316 и от 07.11.2007 г. № 22703/7/16-1117. Главный налоговый орган, основываясь на том, что плательщик НДС при переходе на упрощенную систему налогообложения с уплатой единого налога по ставке 10 % исключается из Реестра плательщиков НДС, считает, что у такого субъекта хозяйствования отсутствуют основания для предоставления уточняющего расчета по выявленным ошибкам за период, в котором он был плательщиком НДС.
Сказанное, в принципе, может быть распространено на плательщиков, аннулирование регистрации которых произошло по другим причинам, предусмотренным п. 9.8 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР (далее – Закон об НДС). Таким образом, без конкретной аргументации ГНАУ исключает возможность представления налоговой отчетности по НДС субъектом хозяйствования после его исключения из Реестра плательщиков НДС. Однако Законом об НДС предусмотрен такой случай.
Так, пунктом 9.8 Закона об НДС определено, что при аннулировании регистрации последним налоговым периодом считается период, который начинается со дня, следующего за последним днем предыдущего налогового периода, и заканчивается днем такого аннулирования. Согласно пп. 7.8.1 Закона об НДС налоговым периодом является один календарный месяц, а в случаях, отдельно определенных этим Законом, календарный квартал, с учетом того, что если налоговая регистрация лица аннулируется не в последний день календарного месяца, то последним налоговым периодом является период, который начинается с первого дня такого месяца и заканчивается днем такого аннулирования.
Предельные сроки представления налоговой отчетности установлены пп. 4.1.4 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III (далее – Закон № 2181). В частности, согласно указанному подпункту при месячном отчетном периоде налоговые декларации по НДС представляются в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца; при квартальном отчетном периоде – в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала.
Таким образом, возможность, а в данном случае обязанность представления декларации по НДС лицом, исключенным из Реестра плательщиков НДС, определена законодательно.
В письме ГНАУ от 28.07.2008 г. № 349/4/15-0214 определено, что в налоговой декларации за последний отчетный (налоговый) период лицом указывается индивидуальный налоговый номер плательщика налога на добавленную стоимость, который использовался им в таком налоговом периоде.
Также следует отметить, что п. 9.8 Закона об НДС лишает «аннулированного» плательщика налога права на начисление налогового кредита и получение бюджетного возмещения, но в сроки, определенные законом, обязывает погасить сумму налоговых обязательств или налогового долга по НДС, возникших до такого аннулирования (при их наличии), независимо от того, будет ли такое лицо оставаться зарегистрированным в качестве плательщика этого налога на дату уплаты такой суммы налога или нет. Данная норма Закона об НДС не определяет временные критерии возникновения налоговых обязательств или налогового долга.
Предположим, предприятие, снятое с регистрации в качестве плательщика НДС, самостоятельно установило занижение налоговых обязательств по НДС в результате ошибки, допущенной в периоде, когда оно еще было плательщиком НДС. Как добросовестный налогоплательщик, предприятие должно самостоятельно уплатить в бюджет НДС (пп. 9.8 Закона об НДС) и представить в налоговый орган уточняющий расчет, воспользовавшись своими законными правами (п. 5.1 Закона № 2181), и исполнить свои обязанности (п. 17.2 Закона № 2181). Но, исходя из логики ГНАУ, предприятию ничего не остается, как ждать проверки налогового органа, а затем (если не повезет) уплатить в бюджет НДС и соответствующие штрафы.
В то же время, если налоговый орган не дает возможности бывшему плательщику НДС самостоятельно исправить ошибку до проверки налогового органа, то актуален вопрос о правомерности доначисления налоговых обязательств по НДС и применения к плательщику штрафных санкций, начисленных по результатам налоговой проверки.
Таким образом, предприятию, которое решит представить в налоговый орган уточняющий расчет после аннулирования регистрации в качестве плательщика НДС и которому в этом будет отказано с последующим начислением штрафных санкций, предстоит отстаивать свои интересы в суде.
В заключение напомним о существовании пп. 4.4.1 Закона № 2181, которым предусмотрено, что если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, вследствие чего существует возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика.
Владимир Шапраненко ООО АФ «Профи-Аудит»