В международной практике трудоемкость учетного процесса является одной из причин отказа от такого процесса. Но не в Украине…У нас чем сложнее, тем лучше! Разработав форму приложения 5, ГНАУ не позаботилась о руководстве по его заполнению. Возможно, в будущем и появятся соответствующие разъяснения или методические рекомендации, а до тех пор придется его заполнять, руководствуясь собственным пониманием.
Накопление и отражение показателей в этой форме необходимо осуществлять ежедневно вместе с ведением реестров, поскольку при наступлении отчетной даты физически невозможно будет одновременно обработать большой объем информации о контрагентах. Безусловно, такое накопление и отражение следует проводить с помощью специального программного обеспечения. И если с 1 апреля 2008 года большинство, возможно, уже начнет это делать в автоматическом режиме, то за март 2008 года бухгалтерам нужно с помощью отдельной программы задним числом обработать данные всех поставщиков и покупателей в целях заполнения приложения 5.
Расшифровка контрагентов представляется в ГНИ по собственному усмотрению (а не по желанию инспектора):
– или на бумажных носителях;
– или в электронном виде при наличии сертифицированной электронной подписи. Простой электронный ключ, которым обеспечивают налоговики плательщиков, не пройдет.
Заполняется эта форма, как и декларация по НДС и другие приложения к ней, в гривнях. В графе 2 и раздела І «Налоговые обязательства», и раздела ІІ «Налоговый кредит» наименования налогоплательщиков соответственно покупателя и поставщика не указываются. Проставляется исключительно их индивидуальный налоговый номер согласно действующему Свидетельству плательщика НДС.
Далее о заполнении приложения 5 по разделам:
– раздел І «Налоговые обязательства»;
– раздел ІІ «Налоговый кредит».
Раздел І «Налоговые обязательства»
Расшифровка делается исключительно к строке 1 декларации «Операции на таможенной территории Украины, облагаемые налогом по ставке 20 процентов, кроме импорта товаров». Другие строки раздела I декларации в приложении 5 не расшифровываются. Относительно строки 8 , для расшифровки ее показателя существует приложение 1.
В строках 1, 2, 3 и т.д. приложения 5 указываются налоговые обязательства исключительно с покупателями — зарегистрированными плательщиками НДС. При этом если один и тот же покупатель несколько раз за отчетный период (месяц или квартал) покупал (получал) налогооблагаемые товары (услуги) одной или различной номенклатуры, то поставщик в расшифровке должен относительно этого покупателя заполнить только одну строку, в графе 2 которой следует поставить индивидуальный налоговый номер покупателя, в графе 3 показать общую сумму всех поставок товаров (услуг) без НДС этому покупателю и в графе 4 — общую сумму НДС, начисленную на общую сумму таких поставок.
Если поставщик отгружал одному и тому же покупателю как облагаемые, так и не облагаемые налогом товары (услуги) или получал за них предоплату, то в приложение 5 будут включаться только налогооблагаемые операции с этим контрагентом.
В термин «поставка» в целях заполнения приложения 5 ГНАУ включает все облагаемые налогом по правилу первого события операции (то есть как отгрузку, так и полученную предоплату). Хотя прямо об этом в приложении 5 не сказано.
По поставкам товаров (услуг) по посредническим договорам или с оплатой за счет бюджетных средств поставщики будут заполнять приложение 5 за отчетный период, в котором получена оплата или другие виды компенсации, то есть по тому же принципу, по которому они определяют дату возникновения налоговых обязательств по НДС согласно Закону об НДС. Так же следует действовать в других специально предусмотренных Законом об НДС случаях, когда дата возникновения налоговых обязательств определяется не по правилу первого события, а по специальным правилам.
При этом посредники (комиссионеры, поверенные) как по предоставленным посредническим услугам (вознаграждению) другому зарегистрированному плательщику НДС, так и по стоимости отгруженных товаров (услуг) должны заполнять именно первую часть раздела І «Налоговые обязательства» приложения 5. Кроме того, в части стоимости товаров следует отражать показатели одной суммой далее в соответствующей строке справочно.
Поставщики, которые продают товары (услуги) лицам, не зарегистрированным в качестве плательщиков НДС, а именно «упрощенцам», предпринимателям, физическим лицам (розничная сеть), бюджетным учреждениям, органам власти, отдельным страховым компаниям или банковским учреждениям и т.п., расшифровку по каждому покупателю не делают, а общей суммой всех поставок без НДС одной цифрой включают в строку «Другие» графы 3, а сумму НДС — в графу 4.
Так же должны поступать поставщики транспортных услуг (билетов), гостиничных услуг, товаров (услуг) с расчетами наличностью на сумму не более 10000 грн. (в том числе НДС) и плательщики налогов по другим операциям, по которым разрешено не выдавать налоговую накладную (с указанием своего налогового номера в расчетных документах в соответствии с пп.7.2.6 ст.7 Закона об НДС) независимо от того, какие физические (предприниматели, обычные граждане, командированные) или юридические лица выступают у них покупателями, в случае если последние не сообщают продавцу свой налоговый номер. Аналогично в этой же строке «Другие» отражаются операции на сумму до 200 грн. включительно (без НДС, с НДС — 240 грн. в соответствии с пп.7.2.6 ст.7 Закона об НДС).
Раздел ІІ «Налоговый кредит»
Расшифровка налогового кредита состоит из двух подразделов: расшифровки отдельно операций, предоставляющих право на налоговый кредит, и операций без права на налоговый кредит. Поэтому, в отличие от расшифровки налоговых обязательств, данный раздел заполнять сложнее, а учитывая тот факт, что раздел касается собственного налогового кредита, это следует делать ответственно.
В приложение 5 не включаются операции: по ввозу товаров в Украину; по получению услуг от нерезидента; по приобретению льготных товаров (услуг) или облагаемых налогом по ставке 0% либо не являющихся объектом обложения НДС; по получению товаров (услуг) у неплательщиков этого налога; по корректировке налогового кредита, поскольку они отражаются в приложении 1 к декларации.
Первый подраздел «Операции по приобретению с НДС, предоставляющие право формирования налогового кредита» составляется для раскрытия показателя строки 10.1 декларации. Другие строки декларации таким образом не расшифровываются.
При заполнении указанного подраздела плательщику налога следует вносить данные в одну строку суммарно в соответствии со всеми налоговыми накладными, представленными одним поставщиком в случаях, когда им они были выписаны в одном отчетном периоде (осуществлены несколько операций) и получены покупателем тоже в одном периоде (в том же или в одном из последующих). Если несколько налоговых накладных были выписаны в разных периодах, а получены все в одном периоде, их следует отражать в нескольких строчках. Однако если речь идет о других документах, на основании которых разрешено формировать право на налоговый кредит (пп.7.2.6 ст.7 Закона об НДС), то такая детализация не нужна вовсе. Достаточно указать, например, транспортное предприятие — поставщика и полученную от него общую сумму транспортных билетов. Продемонстрируем это на примере железных дорог или авиакомпаний:
– в графе 2 необходимо указать налоговый номер одной из шести железных дорог или существующих авиакомпаний;
– в графе 3 — или месяц, в котором осуществлялась покупка билетов (если это возможно определить?), или месяц, в котором предоставлялись авансовые отчеты;
– в графе 4 — общую стоимость билетов без НДС;
– в графе 5 — общую сумму НДС, уплаченную в совокупной стоимости указанных билетов.
Так же можно внести данные о приобретенных гостиничных услугах, товарах (услугах) за наличность на сумму не более 10000 грн. (в том числе с НДС) и других операциях, по которым разрешено отражать налоговый кредит на основании «заменителей» налоговых накладных.
Особое внимание привлекает к себе графа 3 «Период выписки налоговых накладных, других документов, предоставляющих право на налоговый кредит» данного раздела. Подчеркнем: право покупателей на налоговый кредит по правилу первого события никоим образом этой формой не изменено или не ограничено. Как и раньше, право на налоговый кредит возникает и отражается в реестре полученных налоговых накладных налогоплательщиком на основании и на дату получения покупателем налоговой накладной независимо от даты ее выписки (но не более чем за 3 года до этого по правилу «1095» дней, о чем четко свидетельствует примечание ГНАУ к этой графе). Бухгалтерам покупателей прибавляется работа по указанию в графе 3 даты выписки налоговой накладной продавцом. Поскольку этот показатель можно взять только непосредственно из налоговой накладной, а не из реестра, то налогоплательщикам, как отмечалось ранее, эту форму следует заполнять ежедневно. В противном случае за отчетный период после заполнения реестра это необходимо будет делать повторно еще и для приложения 5.
Заполнение второго подраздела «Операции по приобретению с НДС, не предоставляющие права формирования налогового кредита» осуществляется в целях расшифровки строк 10.2 и 14 декларации. Другие строки не расшифровываются.
Формально порядок заполнения строк и колонок этого подраздела аналогичен описанному ранее. При этом те, кто не заполняет строки 10.2 и 14 декларации, также могут вообще не заполнять строки и колонки данного подраздела.
Основным фондам и посредническим операциям — особое внимание
Строки 1.1 и 1.2 проекта декларации, предложенные ГНАУ и «забракованные» Комитетом ВРУ для отражения налоговых обязательств отдельно по операциям поставки основных фондов и посреднических операций, налоговое ведомство все же сохранило в разделах І и ІІ приложения 5. Цель ГНАУ понятна: не выходя из инспекции, сравнивать показатели и находить отличия между декларацией по НДС и декларацией по налогу на прибыль. Однако авторы этой идеи, вероятно, не знают, что существует еще более десяти законодательно определенных операций, которые не дают возможности без выездной документальной проверки правильно выяснить причины отличий между показателями этих двух деклараций. Показатели всех поставок в этих строках показываются суммарно и справочно, так как они уже должны быть включены ранее в основные строки 1, 2, 3 и т.д.
Намерения ГНАУ прибавляют хлопот бухгалтерам поставщиков. Но, как говорится, «на каждого мудреца довольно простоты». Если бухгалтеры проигнорируют эти строки, то они ничем не рискуют, поскольку:
– какая-либо ответственность за такие действия не предусмотрена;
– продажа основных фондов является операцией, которая также подпадает под поставку товаров (основные фонды в целях применения налогового законодательства рассматриваются и как товары);
– суммарные показатели налоговых обязательств по НДС в приложении 5 или в декларации не будут искажены.
Отсутствуют явные последствия в том случае, если будут проигнорированы и соответствующие строки раздела ІІ «Налоговый кредит».
Те полностью будут следовать указаниям ГНАУ, должны обратить внимание на строку «передача товаров (услуг) комиссионером/поверенным на условиях, предусмотренных п.4.7 ст.4 Закона (без суммы комиссионного вознаграждения)» раздела І. Эту строку заполняют именно посредники (комиссионеры, поверенные), отражая налоговые обязательства, возникающие у них при выполнении поручения в соответствии с посредническими договорами. При этом налоговые обязательства по суммам вознаграждения (посреднические услуги) в этой строке не отражаются.
Строку «проведение расчетов комиссионером/поверенным за товары (услуги) на условиях, предусмотренных п.4.7 ст.4 Закона» в разделе ІІ также заполняют посредники.
Приложение 5 поставщика и приложение 5 покупателя: зеркальное отражение
Раздел I и раздел ІІ приложения 5 в определенной степени являются зеркальным отражением друг друга. Идеальный вариант таков: если поставщик отразил расшифровку налоговых обязательств с конкретным контрагентом в текущем периоде, то соответственно покупатель должен показать такую же расшифровку налогового кредита с тем же контрагентом в этом же текущем периоде. Но существует множество ситуаций, когда достичь «паритета» между налоговыми обязательствами поставщиков и налоговым кредитом у покупателей невозможно. К ситуации, когда покупатель отражает налоговый кредит позднее, чем продавец — налоговые обязательства, довольно спокойно относятся даже налоговики.
Однако по-другому они могут отнестись к ситуации, когда поставщик, отгрузив товары (услуги), выписал налоговую накладную контрагенту, но не отразил налоговые обязательства по НДС в декларации и приложении 5 такого отчетного периода. А сделал это в одном из следующих отчетных периодов путем включения в текущую декларацию после самостоятельного выявления ошибки (с начислением штрафа 5%). В свою очередь, покупатель, получив своевременно налоговую накладную, отразил ее в налоговом кредите декларации и приложении 5 правильно. Спустя некоторое время бесконтактная проверка двух налоговых инспекций между собой (сверка) расшифровок поставщика и покупателя выявляет факт наличия налогового кредита у покупателя без декларирования налоговых обязательств продавцом. Но это не является нарушением покупателя в соответствии с Законом об НДС.
В данной ситуации налоговые инспекции направят в адрес либо одного из контрагентов, либо в адрес обоих запрос с предложением в десятидневный срок предоставить обоснованные объяснения, а в случае отсутствия таковых — с предложением добровольно привести свои показатели в соответствие с нормами Закона об НДС. И только в случае если плательщиком налога не будет предоставлен обоснованный ответ (например, о том, что действительно налоговые обязательства в соответствующем периоде не были отражены, однако это осуществлено налогоплательщиком самостоятельно в следующем периоде с начислением штрафа 5%) или не будет представлен уточняющий расчет либо исправлены показатели в последней декларации, налоговиками будет проводиться внеплановая проверка по этому вопросу с соответствующими последствиями.
Данный механизм готовится ГНАУ к внедрению в налоговой службе, на что, безусловно, уйдет не один месяц. Поэтому ожидать резких изменений в порядке, количестве, механизме проведения проверочной работы, особенно в отношении проверки заявленного к возмещению НДС, пока что налогоплательщикам не стоит. Переходный период буде длиться как минимум полгода, а возможно и до конца 2008 года.
Приложение 5: исправление ошибок
ГНАУ предусмотрела возможное допущение налогоплательщиками ошибок (прежде всего механических). Поэтому она установила, что в случае представления Уточняющего расчета налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок (речь идет о действующей отдельной форме) автоматически возникает необходимость исправления указанных в ранее представленном приложении 5. Исправление ошибок осуществляется по такой же форме приложения 5, но только на сумму уточнения, то есть на сумму разницы между тем, что было задекларировано при первичном представлении приложения, и тем, что есть на самом деле.
При этом ГНАУ не написала, что делать, если в приложении 5 ошибочно был указан не тот контрагент. Показатели декларации от этого не изменяются и, как следствие, нет необходимости представлять Уточняющий расчет. Учитывая существующую практику, можно порекомендовать предоставить в местную ГНИ письмо произвольного содержания (в котором указать причину и период, за который представляется измененное приложение) с исправленным приложением 5, или с указанием исправленных строк.
_________________
URL=http://ru.smiley4you.com/anime/22/]
[/URL]Всем удачи