Вот статью. В ней вроде еще старые сроки (без учета последних изменений), но суть вопроса от этого вроде не меняется.
Газета «Адвокат Бухгалтера»
Передплатні індекси – 01604 (01605) (укр.), 23311 (01603) (рос.)
Е-mail:
gazeta@ab.net.uaТел./факс: (056) 770-69-75, 770-65-31
[
www.ab.net.ua]
Сколько раз по пять дней?
(о продлении срока плановой проверки)
В настоящий момент органами ГНИ проводится плановая проверка хозяйственной деятельности субъекта малого предпринимательства – физического лица, работающего на общей системе налогообложения.
Сроки проверки: с 18.12.2007 г. по 29.12.2007 г. (10 рабочих дней).
Проверка продлена с 08.01.2008 г. по 12.01.2008 г. (5 рабочих дней).
12 января 2008 г. (в 17.20) предпринимателю было предложено ознакомиться под роспись с приказом ГНИ от 12.01.2008 г. о продлении проверки еще на 5 рабочих дней с 14.01.2008 г. по 18.01.2008 г. Подпись об ознакомлении с приказом предприниматель не поставил, а сказал, что для продления проверки нужно вручить направление на продление с приложенной копией приказа.
1. Правомерны ли действия ГНИ, могут ли проверяющие продлевать проверку несколько раз по 5 рабочих дней?
2. Имеются ли основания для допуска работников ГНИ к проверке с 14.01.2008 г.? Если да, то какие?
Вопрос проведения проверок и продления их сроков камнем преткновения был всегда. Очень уж любят налоговики после вручения направления исчезнуть и появиться к концу законного срока, но уже с бланком нового направления и приказом на продление. А потом пытаться «продлиться» еще раз. Но вот этот второй раз зачастую уже бывает лишним.
По поводу повторного продления мнения специалистов разделяются. Одни считают, что продление допускается однократно, другие – что можно и повторно, но в пределах общего срока, установленного для продления (об этих сроках см. ниже по тексту). Сами же налоговики считают, что «продлеваться» можно много раз, и каждый раз на срок, указанный в законе.
Кто же прав?
Иметь свое мнение хорошо, но надо также быть в нем уверенным. А еще лучше быть уверенным обоснованно. Поэтому мы обратимся непосредственно к соответствующим законодательным нормам.
Итак:
Нормы Закона Украины от 04.12.90 г. № 509-XII «О государственной налоговой службе в Украине» (далее – Закон о ГНС), а именно ч. 9, 11 ст. 111 позволяют налоговикам проводить проверки на протяжении 20 рабочих дней с возможностью продления проверки на срок не более чем на 10 рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства – проводить проверки на протяжении 10 рабочих дней с возможностью продление не более чем на 5 рабочих дней. Иными словами, право ГНИ на продление сроков проверки законодательно ограничено. Однако это еще не все. Мы хотим обратить внимание читателей на дословное прочтение вышеуказанных норм именно в части формулирования сроков продления. О чем идет речь? В ч. 11 ст. 111 Закона о ГНС (в нашем случае касательно малого СПД) установлено, что продление сроков проведения плановой выездной проверки возможно на срок не более 5 дней. Иными словами, законодатель указал на то, что сроки проведения плановой проверки могут быть разные – но в пределах 10 дней для малого СПД, при этом срок продления единый – 5 дней и не более! Вот здесь и нужно почувствовать разницу – и проверяющим в первую очередь. Что из этого следует? По нашему мнению, и с учетом вышесказанного, и на основании приведенных норм продление, в принципе, может быть и не одно, но общий срок таких вместе взятых продлений должен быть не более установленного – в данном случае это 5 дней. Например, можно продлить срок дважды – на 3 дня первый и 2 дня – второй (чисто условный пример). Но нельзя (запрещено законом!!!) продлевать проверку первый раз на три дня и второй – на три дня. Ибо законом установлено, что общий срок продления – не более 5 дней.
Итак, у нас есть все основания утверждать о том, что если приславшему нам письмо предпринимателю срок проверки продлевался на максимальный срок – 5 дней, то повторно продлевать его ГНИ не имеет права.
Более того, мы полностью солидарны и с теми специалистами, которые выражают мнение, что единственное число слова «срок» в ч. 11 ст. 111 Закона о ГНС указывает на тот факт, что продление может осуществляться только лишь единожды. Однако мы не будем столь категоричны и остановимся на уже высказанном нами мнении.
В сложившейся ситуации, даже при наличии истребуемых предпринимателем нового направления на проверку и копии приказа на продление срока проведения проверки, у ГНИ отсутствуют правовые основания продолжать проверку.
В то же время, необходимо иметь в наличии документальные доказательства незаконных действий ГНИ. Причем в данной ситуации не имеет особого значения, будет ли это новое направление на продление проверки с копией приказа или же только копия приказа ГНИ от 12.01.2008 г., с которым предпринимателю ранее предлагали ознакомиться.
В подобного рода ситуациях зачастую возникает вопрос: снимать ли копии с этих документов или же забрать оригиналы, ставить ли подпись в расписке о получении направления на продление проверки? И, вместе с тем, не будет ли это воспринято проверяющими как допуск к проведению проверки?
В соответствии с приложением 2 «Методические рекомендации относительно взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации документальных проверок юридических лиц» к приказу ГНАУ от 11.10.2005 г. № 441 «Об утверждении Методических рекомендаций относительно порядка составления плана-графика проверок субъектов хозяйствования и взаимодействия между структурными подразделениями при их проведении» предусмотрено, что:
«1.6 После принятия решения о продлении сроков проведения проверки выписывается новое направление на проверку (в 2-х экземплярах), первый экземпляр вместе с копией приказа на продление срока проведения проверки вручается налогоплательщику под расписку».
При этом следует заметить – эти документы необходимы для продления проверки на законных основаниях.
Что касается конкретной ситуации нашего читателя-предпринимателя, приславшего вопрос, то для него отметим следующее.
При попытке незаконного продления проверки необходимо иметь документальные доказательства такого незаконного продления, поэтому можно действовать, применяя один из двух предложенных вариантов:
– снять копии либо с истребуемых Вами документов (если они будут предоставлены), либо с приказа ГНИ от 12.01.2008 г.;
– оставить себе их оригиналы, но при этом в расписке указать: «с направлением ознакомлены, относительно повторного продления срока проверки возражаем на основании норм ч. 11 ст. 111 Закона Украины от 04.12.90 г. № 509-XII «О государственной налоговой службе в Украине» (при этом необходимо помнить: указанной нормой предусматривается возможность продления установленных сроков проведения плановой выездной проверки для субъектов малого предпринимательства не более чем на 5 рабочих дней).
В день получения вышеуказанных документальных доказательств необходимо направить жалобу на имя начальника ГНИ о незаконном продлении сроков проверки, в которой описать сложившуюся ситуацию, в частности, тот факт, что:
– сроки плановой проверки установлены с 18.12.2007 г. по 29.12.2007 г. (10 рабочих дней);
– проверка была продлена с 08.01.2008 г. по 12.01.2008 г. (5 рабочих дней);
– 12.01.2008 г. (в 17.20) последовало ознакомление под роспись с приказом ГНИ от 12.01.2008 г. о продлении проверки еще на 5 рабочих дней с 14.01.2008 г. по 18.01.2008 г., который Вы отказались подписать и возражаете против повторного продления срока проверки ввиду незаконности действий ГНИ.
В качестве оснований для отказа приводятся нормы:
– ч. 9, 11 ст. 111 Закона о ГНС, устанавливающих сроки продления проверок;
– п. 5 ст. 19 Хозяйственного кодекса Украины (далее – ХКУ), в соответствии с которым «незаконное вмешательство и препятствование хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования со стороны органов государственной власти, их должностных лиц при осуществлении ими госконтроля и надзора запрещаются»;
– ч. 2 ст. 19 Конституции Украины, согласно которой «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины».
Также следует указать, что при дальнейших попытках повторного продления срока проверки на основании ст. 112 Закона о ГНС и ст. 20 Хозяйственного кодекса Украины последует обращение в суд.
В ситуациях признания отсутствия у ГНИ права на проведение проверки точка зрения суда такова (например, в данном случае можем воспользоваться следующей информацией из постановления ВСУ от 24.01.2006 г.):
«...
Государственная налоговая инспекция является органом государственной власти и, соответственно, ее деятельность должна подчиняться требованиям приведенной нормы Конституции Украины и аналогичным требованиям ст. 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине». Право налоговой инспекции на проведение проверки подлежит законодательным ограничениям и реализуется с соблюдением порядка, установленного законом.
Суд может защитить право плательщика налога в случае проведения проверки при отсутствии для этого надлежащих юридических оснований и с нарушением правил, процедуры, установленных законом. Наличие негативных последствий такой проверки для возможности судебной защиты законом не требуется. Право на судебную защиту связано с самой противоправностью действий. Кроме того, истцом не оспаривалось право государственной налоговой инспекции на проведение проверок вообще, он доводил противоправность проверки, начатой относительно него.
...
Избранный истцом способ защиты нарушенного права – признание отсутствия права на проверку – является ничем иным, как требованием о признании неправомерной внеплановой комплексной проверки, т. е. действий органа государственной налоговой службы. Право лица по такому требованию, такому способу защиты нарушенного права основывается на положениях действующего законодательства, в частности, ст. 20 ХК Украины, которая устанавливает и такой способ защиты, как прекращение действий, которые нарушают право или создают угрозу его нарушения.
...
Кроме того, учитывая то, что установление законом перед органами государственной налоговой службы задач (ст. 2, 8 – 10 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине») и закрепление полномочий (компетенции) для их решения (ст. 11 Закона) при отсутствии установленного на то время законом порядка реализации полномочий не могло быть препятствием для выполнения возложенных задач, суд должен проверить, использовались ли полномочия государственной налоговой инспекцией с той целью, с которой они предоставлены; обоснованно, т. е. с учетом всех обстоятельств, которые имеют значение для принятия решения (совершения действия); беспристрастно; добросовестно; разумно; с соблюдением принципа равенства перед законом, предотвращая несправедливую дискриминацию; пропорционально, в частности с соблюдением необходимого баланса между любыми неблагоприятными последствиями для прав, свобод и интересов лица и целями, на достижение которых направленное это решение (действие)».
Анна Королева
Консультант
«Адвокат Бухгалтера», январь 2008 г., № 3 (177), с. 28 (www.ab.net.ua)