Головна порталу Дт-Кт  
Головна ДКНовиниПублікації ДКПередплатаДовідникиБланки, формиКонсультаціїДокументи


Розширений пошук по форуму

Ссуда физ.лица юр. лицу.

Відправлено користувачем Olga_D 
Список форумів Список тем Нова темаПопередня тема Наступна тема
Добрый день!
Физ. лицо (связанное) по договору займа передало предприятию ден.средства. При возврате займа предполагается выплата процентов.
Я правильно понимаю, что из начисленных процентов - 15% ПДФЛ перечисляется в бюджет? Также физ. лицу необходимо предоставить справку из налоговой что оно уплатило на Украине налог с доходов.
Есть ли какие-нибудь нюансы при такой операции.
Поделитесь опытом.
Буду благодарна всем кто откликнется, а также всем у кого были подобные операции.
Перевернула всю литературу, в Лиге день просидела ничего путнего найти не могу. Так, все косвенно.
С уважением, Ольга.
На каком основании вы заключили договор процентного займа? Да, ГКУ не содержит запрета, но этот запрет содержится в Законе о финуслугах

_____________________________________________________

"И сказали люди, это пришел тот, которого мы ждали" ©Л.И.Брежнев.
Трубы могут быть бумажными, но документы должны быть железными.
На основании договора между предприятием и физ.лицом заимодавцем и регулировался данный договор ст. 1046 ГКУ.


Еще раз вам говорю, это процентный заем - финансовая услуга, со всеми вытекающими последствиями

_____________________________________________________

"И сказали люди, это пришел тот, которого мы ждали" ©Л.И.Брежнев.
Трубы могут быть бумажными, но документы должны быть железными.
Т.е., если бы в договоре не было указано что по ссуде выплачиваются %, в таком случае никакой ответственности по такому договору в рамках закона о финуслугах нет?
нету

_____________________________________________________

"И сказали люди, это пришел тот, которого мы ждали" ©Л.И.Брежнев.
Трубы могут быть бумажными, но документы должны быть железными.
Спасибо, буду дальше штуривать тему.
2 Olga D
завысьте сумму договорной ссуды (по отношению к реальной сумме), маржа и будет вознаграждением физлицу.
предприятию разницу довольно просто условно истратить
это так , из серии "вредных советов" ))))))) при грамотном подходе использовать можно
с ув.
Никакие это не финансовые услуги...что это вы все выдумали....
Лицензируется предоставление ссуд за счет заимствований физических лиц. Доказать это проосто, нет времени.
Процентный заем от физлица: ограничения, установленные специальным законодательством, возможные негативные последствия, особенности налогообложения





В 2005 г. физическим лицом был заключен договор займа с юридическим лицом, предусматривающий уплату должником процентов по этому договору.

Учитывая, что указанные действия могут формально подпадать под определение «финансовая услуга» (Закон Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг»), просим разъяснить следующие вопросы:

1. Вправе ли физическое лицо, не являясь финансовым учреждением, имеющим лицензию на предоставление финансовых услуг, предоставлять собственные денежные средства юридическому лицу в качестве процентного займа?

2. Какие возможны негативные последствия – санкции (реальные и мнимые, т.е. те, которые могут быть насчитаны проверяющими органами безосновательно) за нарушения (если таковые имеют место) действующего законодательства для физического лица и юридического лица, принявшего такой заем?

3. Возможна ли регистрация физического лица в качестве субъекта предпринимательской деятельности и получение ним необходимой лицензии для систематического предоставления займов, и есть ли такая необходимость?

4. Каким образом юридическое лицо должно отражать в налоговом учете получение процентного займа от физического лица, должно ли фактическое получение займа быть отражено как доход предприятия; возможно ли отражение в качестве расходов выплаты процентов за пользование денежными средствами?







1





Относительно правомочности оказания финансовых услуг физическим лицом в виде предоставления собственных денежных средств в заем юридическому лицу в качестве процентного займа без лицензии на право предоставления таких услуг:



Статьей 1 «Отношения, которые регулируются гражданским законодательством» Гражданского кодекса Украины (далее – ГКУ) предусмотрено, что:



«1. Гражданским законодательством регулируются личные неимущественные и имущественные отношения (гражданские отношения), основанные на юридическом равенстве, свободном волеизъявлении, имущественной самостоятельности их участников.

2. К имущественным отношениям, основанным на административном или другом властном подчинении одной стороны второй стороне, а также к налоговым, бюджетным отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не установлено законом».



В соответствии со ст. 2 ГКУ участниками гражданских отношений являются: физические лица, юридические лица (далее - лица), а также государство Украина, Автономная Республика Крым, территориальные общины, иностранные государства и другие субъекты публичного права.

Гражданские правоотношения регулируются актами гражданского законодательства Украины. Согласно ст. 4 ГКУ основу гражданского законодательства Украины составляет Конституция Украины. Основным актом гражданского законодательства Украины является Гражданский кодекс Украины. Актами гражданского законодательства являются также другие законы Украины, которые принимаются в соответствии с Конституцией Украины и данного кодекса (далее - Закон).

Правоотношения сторон по договору займа регулируются нормами ГКУ, а именно главой 71 «Заем. Кредит. Банковский вклад».

Статьей 1046 ГКУ установлено, что:



«1. По договору займа одна сторона (заимодатель) передает в собственность другой стороне (заемщику) денежные средства или иные вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодателю такую же сумму денежных средств (сумму займа) или такое же количество вещей того же рода и такого же качества.

Договор займа является заключенным с момента передачи денег или других вещей, определенных родовыми признаками».



Иными словами, участниками данной операции являются «стороны». А как приведено выше в цитате из ГКУ, участниками гражданских правоотношений могут выступать как юридические, так и физические лица.



В зависимости от размера предоставляемой физическим лицом суммы договор может быть письменным или устным.

Согласно ст. 1047 ГКУ договор займа заключается в письменной форме, если его сумма более чем в десять раз превышает установленный законом размер не облагаемого налогом минимума доходов граждан, а в случаях, когда заимодателем является юридическое лицо, - независимо от суммы.

В подтверждение заключения договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или другой документ, который удостоверяет передачу ему заимодателем определенной денежной суммы или определенного количества вещей.



Заимодатель имеет право на получение дохода в виде процентов.

Статьей 1048 ГКУ предусмотрено, что:



«1. Заимодатель имеет право на получение с заемщика процентов от суммы займа, если иное не установлено договором или законом. Размер и порядок получения процентов устанавливаются договором. Если договором не установлен размер процентов, их размер определяется на уровне учетной ставки Национального банка Украины.

В случае отсутствия иной договоренности сторон проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата займа.

2. Договор займа считается беспроцентным, если:

1) он заключен между физическими лицами на сумму, не превышающую пятидесятикратного размера не облагаемого налогом минимума доходов граждан, и не связан с осуществлением предпринимательской деятельности хотя бы одной из сторон;

2) заемщику переданы вещи, определенные родовыми признаками».



Итак, Гражданский кодекс Украины не налагает запрет на выдачу процентного займа физлицом юрлицу, но необходимо разобраться, какие ограничения установлены специальным законодательством.



Часть вторая ст. 2 Закона Украины от 01.06.2000 г. № 1775-ІІІ «О лицензировании определенных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) устанавливает, что деятельность по предоставлению финансовых услуг осуществляется в соответствии с законами, которые регулируют отношения в этой сфере. Иными словами, согласно этому указанию, нам следовало бы руководствоваться нормами Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг». Но следует обратить внимание на часть первую приведенной статьи - она гласит, что действие этого закона (т.е. Закона о лицензировании) распространяется на всех субъектов хозяйствования. Это означает, что Закон о лицензировании в данной ситуации не применим (т.е. он не ограничивает физлицо в праве выдачи займа), поскольку заимодавцем является физическое лицо. Таким образом, согласно ст. 2 Закона о лицензировании действие этого закона распространяется на всех субъектов хозяйствования. А субъектами хозяйствования, согласно ст. 1 данного закона, являются:

субъект ведения хозяйства - зарегистрированное в установленном законодательством порядке юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, которое осуществляет хозяйственную деятельность, кроме органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физическое лицо - субъект предпринимательской деятельности.

Очевидно, что данное физлицо в категорию субъектов хозяйствования не попадает.



Что касается Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг» (далее – Закон о финуслугах), то в свете его норм ситуация выглядит следующим образом:

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о финуслугах финансовые услуги предоставляются финансовыми учреждениями, а также, если это прямо предусмотрено законом, физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности.

Критерии финансовых услуг установлены п. 5 ст. 1 данного Закона:

финансовая услуга - операции с финансовыми активами, которые осуществляются в интересах третьих лиц за собственный счет или за счет этих лиц, а в случаях, предусмотренных законодательством, - и за счет привлеченных от других лиц финансовых активов, в целях получения прибыли или сохранения реальной стоимости финансовых активов.

С учетом изложенного приходим к выводу, что поскольку договором займа предусмотрено получение процентов (т.е. прибыли), то данная операция является финансовой операцией. В свою очередь, такая операция в силу нормы ст. 5 Закона о финуслугах может быть осуществлена только финансовым учреждением, к числу которых физическое лицо не относится.

Следовательно, осуществление физическим лицом операции по предоставлению займа под проценты является неправомерным.





2





Относительно негативных последствий при совершении указанной операции.

В соответствии со ст. 2 Закона о финуслугах этот Закон регулирует отношения, которые возникают между участниками рынков финансовых услуг во время осуществления операций по предоставлению финансовых услуг.

Участниками рынков финансовых услуг, согласно п. 7 ст. 1 Закона о финуслугах, являются юридические лица и физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, которые в соответствии с законом имеют право осуществлять деятельность по предоставлению финансовых услуг на территории Украины, и потребители таких услуг.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о финуслугах финансовой услугой является как предоставление средств в заем, в том числе и на условиях финансового кредита (п. 6 ч. 1 ст. 4), так и привлечение финансовых активов с обязательством относительно следующего их возврата (п. 4 ч. 1 ст. 4).

Таким образом, с точки зрения приведенных норм, в качестве финансовых услуг могут быть признаны действия как заимодателя (физического лица), так и заимополучателя (в рассматриваемом случае - юридического лица).



И если в отношении физического лица есть основания считать, что на него нормы Закона о финуслугах в части применения мер ответственности в виде штрафных санкций не распространяются (согласно ст. 2 и ст. 1, ст. 41, 42 Закона), то к контрагенту – юридическому лицу могут быть предъявлены претензии в части нарушения требований норм ст. 5 Закона о финуслугах относительно предоставления права на оказание финансовых услуг.



В соответствии с приведенными выше нормами законодательства Украины есть основания считать, что привлечение заемных средств юридическим лицом от физического лица может быть квалифицировано заинтересованным органом в качестве финансовой услуги, подпадающей под признаки п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона о финуслугах. Аргументом против такого подхода может служить лишь то, что не соблюден важнейший критерий, определенный в п. 5 ч. 1 ст. 1 данного Закона. А именно – заемщик не получает от заимодателя доход. Но норма эта может быть истолкована и иначе – доход от привлечения средств получает сам заемщик, используя полученные средства в хозяйственной деятельности.

Кроме вышеуказанных особенностей существует письмо Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 13.10.03 г. № 1224/11/1-2-11, выражающее позиции Госкомиссии относительно возможности осуществления юридическими лицами – субъектами предпринимательской деятельности привлечения средств физических лиц для инвестирования. В этом письме сделан следующий вывод:



«До принятия Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины соответствующих правовых нормативных актов, которые определяют порядок и возможность предоставления финансовых услуг, связанных с инвестиционной деятельностью, юридическими лицами, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, такая деятельность осуществляется в соответствии с требованиями указанных законов, которые предусматривают получение лицензий».



Со стороны Госкомиссии могут применяться штрафные санкции к нарушителям законов и нормативно-правовых актов, регулирующих порядок оказания финансовых услуг. Санкции, предусмотренные ст. 41 Закона о финуслугах (штраф в размере до 5 000 нмдг), применяются к СПД - юридическим лицам, а потому к физлицу – не СПД применены быть не могут. Административные штрафы, согласно ст. 43 этого Закона, также не применимы к физлицу – не СПД.

В КУоАП содержится соответствующая статья – ст. 164 «Нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности»:



«Осуществление хозяйственной деятельности без государственной регистрации как субъекта ведения хозяйства или без получения лицензии на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, который подлежит лицензированию в соответствии с законом, или без получения разрешения, другого документа разрешительного характера, если его получение предусмотрено законом, -

влечет за собой наложение штрафа от двадцати до сорока не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья либо без таковой».



Контроль за осуществлением хозяйственной деятельности с наличием необходимых лицензий согласно абзацу второму п. 1 ст. 8 Закона Украины «О государственной налоговой службе» возложен на органы этой службы. Таким образом, инициатором наложения штрафа в соответствии со ст. 164 КУоАП может выступать ГНИ.

О проведенной операции Госкомиссия может получить информацию от банковского учреждения, если расчет осуществлялся путем безналичного перечисления. Но, как было отмечено выше, к физлицу - не СПД Госкомиссия данные штрафы применить не может.

К юридическому лицу, получавшему займы, основания для применения штрафных санкций нами не усматриваются.





3





Что касается регистрации физического лица в качестве субъекта предпринимательской деятельности и получения ним необходимой лицензии для систематического предоставления займов, то такая возможность предусмотрена Законом Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг». Согласно части первой ст. 5 данного Закона:



«Финансовые услуги предоставляются финансовыми учреждениями, а также, если это прямо предусмотрено законом, физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности (далее - субъекты предпринимательской деятельности)».



Но согласно приведенной норме прямых указаний данного Закона о возможности предоставления финансовых услуг физическими лицами – СПД нами не установлено.

Исходя из вышеприведенного, мы можем сделать вывод о том, что возможность регистрации физического лица – СПД в качестве финансового учреждения Законом не предусмотрена, равно как и возможность предоставления таким лицом финансовых услуг.





4





Включение суммы процентов за предоставление займа в состав налогооблагаемых доходов физического лица считаем нормативно обоснованным и таковым, которое соответствует требованиям норм Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» (далее – Закон № 889). В частности, в соответствии с нормами пп. 4.2.12 п. 4.2 ст. 4 Закона № 889 общий месячный налогооблагаемый доход включает доход в виде процентов. В данном случае юридическое лицо, которое начисляет (выплачивает) в пользу физического лица доход в виде процентов, является налоговым агентом, который обязан удерживать и уплачивать в бюджет налог от суммы такого дохода за его счет.



Относительно отражения в налоговом учете юридического лица полученного займа сообщаем следующее.

Для целей налогообложения согласно Закону Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (далее – Закон о налогообложении прибыли) идентификация полученных средств вызывает некоторые затруднения, что может быть использовано для более фискальных подходов к отражению данной операции в налоговом учете.

Поясним: с одной стороны, полученный заем подпадает под общее определение кредита п. 1.11 ст. 1 Закона о налогообложении прибыли, но при этом не соответствует ни одному из видов кредитов, определенных пп. 1.11.1 - 1.11.4 (не является, соответственно, финансовым, товарным, кредитом под ЦБ или инвестиционным налоговым кредитом).

С другой стороны, это заимствование не подпадает и под определение возвратной или безвозвратной финансовой помощи, изложенное в пп. 1.22.1 и 1.22.2 Закона о налогообложении прибыли (предусматривает возврат, но при этом предусматривает и начисление процентов).

С учетом норм Закона о налогообложении прибыли мы приходим к выводу, что сумма займа под проценты не подлежит отражению в налоговом учете плательщика налога на прибыль.



Наша позиция по данному вопросу сводится к следующему.



Сумма займа по договору займа, которым предусмотрена уплата процентов, не может считаться возвратной финансовой помощью, поскольку она не подпадает под сам смысл определения возвратной финансовой помощи согласно Закону «о налогообложении прибыли».

В соответствии с п. 4.1 ст. 4 данного Закона валовой доход – это сумма дохода плательщика налогов от всех видов деятельности, полученного (начисленного) в течение отчетного периода в денежной, материальной или нематериальной формах как на территории Украины, так и за ее пределами.

Денежные средства, полученные в качестве возвратной финансовой помощи согласно договору займа, не могут считаться доходом, так как их получение предусматривает и возврат денежных средств в том же размере, хотя и без уплаты процентов, как это предусмотрено при кредите. Иными словами, активы предприятия увеличиваются на ту же сумму, что и обязательства. Собственный же капитал не увеличивается, нет дохода, а значит, нет и объекта налогообложения.

Возвратная финансовая помощь (заем) не является результатом хозяйственного использования имущества предприятия и не подпадает ни под один из видов валового дохода, определенного ст. 4 Закона о налогообложении прибыли. Один лишь факт получения средств еще не свидетельствует о получении дохода.

Также считаем, что заем не является доходом от внереализационных операций, поскольку в Законе о налогообложении прибыли отсутствует норма, которая бы определяла это понятие, а исходя из общих принципов данного Закона, доходами могут быть поступления в результате хозяйственной деятельности или вследствие прироста собственного капитала.



В то же время, следует обратить внимание на то, что налоговые органы в своих письмах придерживаются иного мнения относительно налогового учета данной операции, а именно - необходимость налогообложения договора займа по нормам абз. 3 пп. 4.1.6 п. 4.1 ст. 4 Закона о налогообложении прибыли. Иными словами, включение в состав валового дохода по итогам первого же налогового периода, на конец которого заем не будет еще возвращен. И с дальнейшим включением займа в состав валовых расходов при возврате средств. При этом возможно осложнение по пп. 5.5.1 – налоговики могут усомниться в правомерности отнесения на ВР процентов, начисленных и уплаченных по данному займу.

Кроме того, нельзя исключить возможность обращения налогового органа в суд с иском о признании вышеуказанной сделки недействительной (по нормам ст. 215 ГКУ) с проведением двухсторонней реституции – возврата сторонами друг другу всего полученного по сделке.



Сумма же процентов, уплаченных по указанному в запросе займу юридическому лицу, по нашему мнению, не может быть включена в состав валовых расходов предприятия, поскольку природа происхождения этих процентов не соответствует определению процентов в Законе о прибыли.



Людмила Гулида

адвокат



Александр Поединок

аудитор
Спасибо всем!!
А Каховке особенное!
Скажите, пожалуйста, это официально было где-то опубликовано, или ваше предприятие давало запрос и вам отвечали?
это в Адвокате бухгалтера
ВОЗВРАТНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ (ДОГОВОР ЗАЙМА)
По мере осуществления хозяйственной деятельности у предприятий иногда возникает необходимость заключения договора займа, причем на практике ситуации могут быть самые различные. Предприятие может быть как получающей стороной (заемщиком), когда, например, получает возвратную финансовую помощь, необходимую ему для пополнения оборотных средств, от юридического или физического лица, так и стороной, предоставляющей заем (заимодавцем) своему работнику или учредителю, или другому предприятию. Такая хозяйственная операция имеет свои особенности как с правовой точки зрения при заключении договора займа, так и в целях налогообложения.
Отметим, что до 1 января 2004 года, то есть до вступления в силу нового ГКУ, предоставление денежных средств взаймы работнику предприятия оформлялось путем подписания договора займа или путем выдачи ссуды согласно условиям коллективного договора - на основании заявления работника с произведенной распорядительной надписью руководителя предприятия, после чего следовало оформление обязательства работника о погашении ссуды. Причем уплата каких-либо процентов (платы за пользование денежными средствами) действовавшим законодательством не предусматривалась, поэтому такие обязательства определялись как беспроцентный заем (ссуда).
С 1 января 2004 года в связи со вступлением в силу ГКУ такие операции могут быть оформлены только в виде договора займа, поскольку согласно ст. 827 ГКУ ссудой является безвозмездная передача вещи для пользования в течение установленного срока, тогда как по договору займа денежные средства или вещи передаются в собственность. Ранее действовавший Гражданский кодекс УССР (далее - ГК УССР) понятия "договор ссуды" не предусматривал.
ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА ЗАЙМА
Займу как одному из видов договорных обязательств посвящен параграф 1 главы 71 (ст. 1046 - 1053) ГКУ. Согласно ст. 1046 ГКУ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) денежные средства или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или такое же количество вещей такого же рода и такого же качества. Из этого следует, что в договоре займа нельзя предусмотреть возврат вещей вместо денег и наоборот, поскольку в таком случае будет иметь место фактический договор купли-продажи вещи на условиях предоплаты или последующей оплаты.
Сторонами договора займа являются заемщик и заимодавец, при этом ими могут быть любые юридические и физические лица. Этот договор считается заключенным в момент передачи денежных средств или других вещей, определенных родовыми признаками.
Срок, на который может быть заключен договор займа, действующим законодательством не предусмотрен, поэтому он может быть любым - от одного дня (часа) до 100 лет и пр.
УПЛАТА ПРОЦЕНТОВ ПО ДОГОВОРУ ЗАЙМА
Согласно ст. 1048 ГКУ заимодавец имеет право на получение от заемщика процентов от суммы займа, если иное не установлено заключенным договором или действующим законодательством. На основании этой и других норм ГКУ Госкомпредпринимательства в своем письме от 31.08.2004 г. № 5916 пришел к выводу, что действующим законодательством Украины субъектам хозяйствования не запрещено заключать договоры беспроцентного займа.
Размер и порядок получения процентов устанавливается договором. Если договором размер процентов не установлен, их размер определяется на уровне учетной ставки НБУ. При отсутствии иной договоренности сторон проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата займа.
Из указанного следует, что если стороны по договору займа не хотят, чтобы он был возмездным, то есть таким, который подпадает под определение финансового кредита, то в договоре необходимо указать, что проценты от суммы займа заимодавец не получает (или не имеет права получать). При этом в двух ситуациях договор займа согласно п. 2 ст. 1048 ГКУ однозначно будет беспроцентным:
если договор займа заключен между физическими лицами на сумму, не превышающую 50 размеров не облагаемого налогом минимума доходов граждан, то есть 850 грн., и не связан с осуществлением предпринимательской деятельности хотя бы одной из сторон;
если предметом договора займа является заем вещей, определенных родовыми признаками, например, зерновой заем.
Договоры займа, предусматривающие получение процентов, имеют право заключать только банки и финансовые учреждения на основании полученной лицензии (см. письма Госфинуслуг от 26.07.2006 г. № 644/11-3 и от 14.06.2006 г. № 5543/11-5).
ФОРМА ДОГОВОРА ЗАЙМА
Согласно ст. 1047 ГКУ договор займа должен быть заключен в письменной форме, если его сумма не менее чем в 10 раз превышает установленный законом размер не облагаемого налогом минимума доходов граждан (170 грн.), а в случаях, когда заимодавцем является юридическое лицо – независимо от суммы.
Таким образом, если договор займа заключается между физическими лицами, то он должен быть заключен в письменной форме, если сумма займа превышает указанный размер, а если заем предоставляет юридическое лицо (физическому или юридическому лицу), то письменная форма такого договора обязательна независимо от суммы договора.
В соответствии с п. 2 ст. 1047 ГКУ в подтверждение заключения договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или другой документ, подтверждающий передачу ему заимодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей. Таким образом, закон устанавливает возможность специального упрощенного оформления займа путем предоставления расписки заемщика или другого документа, удостоверяющего передачу ему заимодавцем определенной денежной суммы.
Следует отметить, что по желанию сторон договор займа может быть удостоверен нотариально, что следует из ч. 4 ст. 209 ГКУ и Закона Украины от 02.09.93 г. № 3425-XII "О нотариате".
Участвующим в рассматриваемой операции сторонам необходимо обратить внимание на то, что согласно ст. 1051 ГКУ заемщик вправе оспаривать договор займа, доказывая, что деньги не были получены им от заимодавца или получены в меньшем количестве. Поэтому при получении денежных средств от юридического лица заемщик должен расписаться в расходном ордере о получении денежных средств из кассы предприятия, что является доказательством получения займа в определенном размере.
Образцы договоров
договор займа работнику предприятия;
договор займа (возвратной финансовой помощи).
ПОРЯДОК ВОЗВРАТА ЗАЙМА
Заемщик обязан возвратить заимодавцу заем в срок и в порядке, установленным договором. Если срок возврата займа договором не установлен или этот срок определен моментом предъявления требования о возврате займа, то согласно п. 1 ст. 1049 ГКУ заем должен быть возвращен заемщиком в течение 30 дней со дня предъявления заимодавцем требования об этом, если иное не установлено договором. Заем считается возвращенным в момент передачи заимодавцу вещей, определенных родовыми признаками, или зачисления заемной денежной суммы на его банковский счет.
Если заемщик в нарушение условий договора своевременно не возвратил сумму займа, то согласно ст. 625 и ст. 1050 ГКУ он обязан уплатить сумму задолженности с учетом индекса инфляции за все время просрочки, а также 3 % годовых от просроченной суммы, если иной размер процентов не установлен договором или действующим законодательством.
Если предметом договора займа являются вещи, определенные родовыми признаками, и заемщик своевременно их не возвратил, то он обязан уплатить заимодавцу неустойку в соответствии со ст. 549 - 552 и 1050 ГКУ в виде пени или штрафа, размер которых определяется договором займа.
Если заем подлежит возврату частями (с рассрочкой), то при просрочке возврата очередной части заимодавец имеет право потребовать досрочного возврата оставшейся части займа и уплаты процентов, если таковые предусмотрены условиями договора.
Порядок возврата суммы займа может быть различным:
путем перечисления в безналичном порядке на текущий счет заимодавца;
путем внесения наличными в кассу предприятия-заимодавца по приходному ордеру.
Если договор займа заключен с работником предприятия, то возврат полученного займа может производиться как в вышеуказанном порядке, так и путем удержания из заработной платы работника. В этом случае в соответствующем разделе договора займа должно быть предусмотрено, в каком порядке и с какой периодичностью удерживаются суммы полученного займа из заработной платы работника-заемщика. Например, условиями договора займа может быть предусмотрено, что погашение займа заемщиком производится ежемесячно путем удержания части его заработной платы в размере 20 %, начиная с заработка, начисленного за январь 2007 года, и до полного погашения суммы долга. При этом ни размер удержаний, ни их периодичность действующим законодательством не установлены, поэтому их размер может быть определен как в процентном отношении к сумме начисленной заработной платы, так и в твердой сумме в гривнях, например, путем удержания из заработной платы ежемесячно (ежеквартально, раз в год) 200 грн.
ОТНОШЕНИЕ ЗАЙМА К ФИНАНСОВОЙ УСЛУГЕ
При предоставлении займов следует обратить внимание на нормы Закона Украины от 12.07.2001 г. № 2664-III "О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг" (далее - Закон о финансовых услугах), согласно которому заем относится к финансовым услугам, а предоставлять финансовые услуги имеют право только финансовые учреждения, которыми являются далеко не все юридические лица.
Однако, согласно п. 4 ст. 5 Закона о финансовых услугах возможность и порядок предоставления отдельных финансовых услуг юридическими лицами, по своему статусу не являющимися финансовыми учреждениями, определяются законами и нормативно-правовыми актами государственных органов, которые осуществляют регулирование деятельности финансовых учреждений, изданными в пределах компетенции таких государственных органов.
Совместным постановлением КМУ и Правления НБУ от 28.08.2001 г. № 1124 "О Сорока рекомендациях Группы по разработке финансовых мероприятий по борьбе с отмыванием денег" определен перечень видов деятельности, которые осуществляются организациями, не являющимися финансовыми учреждениями. В этот перечень, в частности, включены займы, финансовые гарантии и обязательства.
Также необходимо отметить, что предоставление займа согласно ст. 34 Закона о финансовых услугах не относится к перечню финансовых услуг, подлежащих лицензированию, из чего следует, что заем может предоставляться субъектом хозяйствования или финансовым учреждением без оформления лицензии. Дополнительно в письме Минюста от 18.12.2001 г. № 20-41-1679 указано, что на основании п. 5 раздела VIII Закона о финансовых услугах до приведения законодательства в соответствие с требованиями этого закона другие законы Украины и нормативные акты применяются в части, ему не противоречащей. Из этого можно сделать вывод о том, что противоречий между нормами ГКУ и Закона о финансовых услугах по рассматриваемому вопросу нет.
В соответствии с вышеизложенными нормативно-правовыми документами в письме Госкомпредпринимательства от 22.11.2001 г. № 2-221/6934 приводится мнение о правомерности предоставления предприятиями, которые не имеют статуса финансового учреждения, другим субъектам предпринимательской деятельности займов (возвратной финансовой помощи), а также предоставление такими предприятиями гарантий и поручительств. Это также подтверждает Госфинуслуг распоряжением от 31.03.2006 г. № 5555 "О возможности предоставления юридическими лицами - субъектами хозяйствования, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, финансовых услуг по предоставлению средств взаймы и предоставлению поручительств".
На основании того, что в Законе о финансовых услугах не указаны ограничения по видам субъектов-потребителей таких услуг, то это справедливо и для физических лиц.
ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗАЙМА, ПРЕДОСТАВЛЕННОГО ФИЗИЧЕСКОМУ ЛИЦУ
Во многих коллективных договорах предприятий, учреждений и организаций предусмотрено предоставление работникам денежных средств в виде ссуд, финансовой помощи или других выплат, в том числе на условиях возврата. Для таких операций действующим законодательством предусмотрен нижеприведенный порядок налогообложения.
Удержание налога с доходов
В соответствии с п. 4.2.9 "д" п. 4.2 ст. 4 Закона о налоге с доходов в состав общего налогооблагаемого дохода физического лица, в частности, включается доход, полученный налогоплательщиком от его работодателя в виде суммы финансовой помощи. Согласно п. 1.17 ст. 1 этого документа работодателем является юридическое или физическое лицо - субъект предпринимательства, который заключает трудовые договора с наемными лицами и обязуется выплачивать им заработную плату.
Само определение понятия "финансовая помощь" в указанном законе не приведено. Однако в соответствии с п. 1.21 ст. 1 Закона о налоге с доходов термины, не приведенные в нем, используются в значениях, определенных законами по вопросам налогообложения или другими законами. Термин "финансовая помощь" определен Законом о прибыли. В соответствии с п. 1.22 ст. 1 этого документа финансовая помощь делится на:
возвратную финансовую помощь, которой является сумма денежных средств, переданная налогоплательщику в пользование на определенный срок в соответствии с договорами, не предусматривающими начисление процентов или предоставление других видов компенсаций в качестве платы за пользование такими денежными средствами;
безвозвратную финансовую помощь, к которой, в частности, относятся суммы денежных средств, переданных налогоплательщику согласно договорам дарения и другим договорам, не предусматривающим соответствующей компенсации или возврата таких средств, за исключением бюджетных дотаций и субсидий.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что к финансовой помощи, указанной в п. 4.2.9 "д" п. 4.2 ст. 4 Закона о налоге с доходов, относятся не только денежные средства, переданные работодателем безвозвратно и безвозмездно работнику и не являющиеся заработной платой, но также и заем, предоставленный работнику предприятием. То есть при буквальном понимании вышеизложенного следует, что при выдаче займа у источника выплаты удерживается налог с дохода физических лиц по ставке 15 %. При этом следует отметить, что в указанном законе отсутствует норма, регламентирующая процедуру возврата уплаченного налога или механизм корректировки дохода работника при возврате им ссуды работодателю.
Можно было бы предположить, что под финансовой помощью, определенной в п. 4.2.9 "д" п. 4.2 ст. 4 Закона о налоге с доходов, понимается только безвозвратная финансовая помощь, и тогда именно возвратная финансовая помощь (точнее - заем), полученная работником от работодателя, не должна облагаться налогом с доходов физических лиц.
Однако в п. 4.3 ст. 4 Закона о налоге с доходов, в котором перечислены доходы, не включаемые в состав общего месячного или годового налогооблагаемого дохода, такого вида дохода, как возвратная финансовая помощь или заем, нет.
В рассматриваемом случае может быть уместна аналогия с порядком налогообложения, предусмотренным для банковских операций, осуществляемых физическими лицами. Так, согласно п.п. 4.3.23 п. 4.3 ст. 4 Закона о налоге с доходов от налогообложения освобождается основная сумма депозита (вклада), внесенная налогоплательщиком в банк или небанковское финансовое учреждение и впоследствии возвращаемая ему, либо основная сумма кредита, получаемого налогоплательщиком. При этом следует отметить, что перечень, приведенный в п. 4.3 ст. 4, не является исчерпывающим.
Таким образом, варианты налогообложения займов, предоставляемых физическим лицам, могут быть следующие:
заем не облагается налогом с доходов. Учитывая, что получаемые во временное пользование денежные средства являются достаточно условным доходом получателя, то это наиболее логичный вариант, но нормативно недостаточно обоснованный;
заем облагается налогом с доходов. Этот вариант наиболее безопасный для лица, предоставляющего заем, но не выгодный для заемщика;
заем облагается налогом при выдаче денежных средств, но при их возврате заемщику производится и возврат удержанного налога. Это оптимальный вариант, однако механизм его применения должен быть предложен уполномоченным на то органом.
На сложившуюся ситуацию ГНАУ отреагировала своим письмом от 23.12.2003 г. № 10498/6/17-0516, в котором разъяснила следующее. Поскольку заем подлежит возврату, он не считается доходом заемщика и, соответственно, в течение срока действия договора не является объектом налогообложения. То есть суммы средств, переданных (предоставленных) налоговым агентом налогоплательщику по договору займа, которые заемщик должен вернуть заимодавцу в определенный договором срок, налогообложению не подлежат. В качестве аргумента к высказанному мнению в письме приведена ссылка на п.п. 4.3.23 п. 4.3 ст. 4 Закона о налоге с доходов, в котором, как было указано выше, речь идет о налогообложении банковских операций.
В письме также отмечено, что в случае если налоговый агент уплатит сумму займа или ее часть за счет своих средств, то эта сумма будет считаться доходом, полученным налогоплательщиком от его работодателя в качестве дополнительного блага. С момента погашения за счет средств работодателя заем будет считаться элементом фонда оплаты труда и на общих основаниях должен облагаться налогом (п. 4.2.9 "д" п. 4.2 ст. 4 Закона о налоге с доходов).
Дополнительно к вышеуказанному в письме от 03.03.2006 г. № 87/2/17-0110 ГНАУ рассмотрела порядок налогообложения невозвращенных сумм займа, которые предоставлялись лицу, не состоящему в трудовых правоотношениях с заимодавцем. В этом случае такие денежные средства для целей взимания налога с доходов приравниваются к подаркам.
Взимание пенсионных и социальных вносов при погашении займа
Поскольку сумма полученного займа доходом получателя не является, то она не будет и объектом для взимания пенсионных и социальных взносов. Если же заемные средства не возвращаются, то полученный доход согласно п. 2.3.4 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5, можно классифицировать как дополнительное благо, включаемый в фонд оплаты труда, с вытекающим из этого порядком налогообложения (дополнительно см. письма Госкомстата от 11.04.2005 г. № 9/2-2-9/116, ПФУ от 19.01.2005 г. № 494/04, Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и Государственного центра занятости Минтруда от 12.08.2005 г. № ДЦ-09-4303/0/6-05 и от 22.04.2005 г. № 34-07-5, Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 22.06.2006 г. № 161-07-2).
ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУММЫ ВОЗВРАТНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ, ПОЛУЧЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ
Операция по предоставлению возвратной финансовой помощи между предприятием - получателем денежных средств и предприятием (или физическим лицом), предоставляющим денежные средства, также оформляется договором займа, порядок и особенности заключения которого рассмотрены выше.
В соответствии с п.п. 1.22.2 п. 1.22 ст. 1 Закона о прибыли возвратная финансовая помощь - это сумма денежных средств, переданная налогоплательщику в пользование на определенный срок в соответствии с договорами, не предусматривающими начисление процентов или предоставление других видов компенсаций в качестве платы за пользование такими денежными средствами.
При принятии решения о получении возвратной финансовой помощи необходимо отметить два немаловажных обстоятельства:
период пользования такой возвратной финансовой помощью;
статус заимодавца - плательщик или неплательщик налога на прибыль, плательщик с особыми условиями налогообложения.
Период пользования возвратной финансовой помощью, как и статус заимодавца, необходим для ее налогообложения. Если помощь получена и возвращена в одном отчетном периоде, то в налоговом учете такие операции не отражаются. В отношении статуса заимодавца отметим, что ГНАУ в налоговом разъяснении, утвержденном приказом от 24.01.2003 г. № 26 (далее - Налоговое разъяснение № 26), рекомендовала отражать в договоре займа сведения о налоговом статусе лица, предоставляющего возвратную финансовую помощь.
В соответствии с п.п. 4.1.6 п. 4.1 ст. 4 Закона о прибыли доходом считается сумма возвратной финансовой помощи, полученной налогоплательщиком в отчетном периоде и невозвращенной на конец такого отчетного периода от лиц, которые:
не являются плательщиками такого налога (в том числе нерезидентов);
имеют льготы по налогу на прибыль;
уплачивают налог на прибыль по ставке ниже установленной п. 7.2. ст. 7 или ст. 10 Закона о прибыли.
При возврате финансовой помощи вышеперечисленным лицам сумма валовых расходов увеличивается в том периоде, в котором произошел возврат.
Таким образом, следует помнить, что в случае получения и возврата финансовой помощи от указанных выше лиц в разных отчетных периодах, соответственно, возникают валовые доходы и валовые расходы.
Если возвратная финансовая помощь была получена от плательщика налога на прибыль на общих основаниях и на конец отчетного периода она не была возвращена, то получатель на конец такого отчетного периода увеличивает валовые доходы на сумму условно начисленных процентов. Рассчитываются такие проценты согласно п.п. 1.22.1 п. 1.22 ст. 1 Закона о прибыли исходя из суммы возвратной финансовой помощи, оставшейся невозвращенной на конец отчетного периода, в размере учетной ставки НБУ за каждый день фактического использования такой помощи.
При прочтении данной нормы Закона о прибыли возникает ряд вопросов, например, какую учетную ставку НБУ следует применять в том случае, когда на момент получения возвратной финансовой помощи была одна учетная ставка, а на конец отчетного периода другая.
Одним из самых приемлемых вариантов решения данного вопроса является исчисление процентов по средневзвешенной ставке, то есть за каждый день пользования возвратной финансовой помощью применяется действующая на этот день учетная ставка НБУ.
Еще один непонятный момент - что законодатель имел в виду под фактическим использованием возвратной финансовой помощи? При прямом прочтении указанной нормы Закона о прибыли, например, может возникнуть вопрос о начислении процентов в случае фактического использования возвратной финансовой помощи в течение одного дня или с какими-либо перерывами? То есть надо ли считать проценты только по тем конкретным дням, в которых финансовая помощь использовалась, или же считать проценты по всему периоду, на который такая помощь была предоставлена? На наш взгляд, следует начислить условные проценты за весь период ее пребывания у налогоплательщика. Например, если помощь получена 10 марта, то на конец I квартала условные проценты исчисляются исходя из 21 дня пользования ею, на конец II квартала - 112 дней и т. д.
Однако повторим, что ситуация с условно начисленными процентами касается только налогоплательщиков, не включающих возвратную финансовую помощь в валовые доходы и валовые расходы. Так, п.п. 4.1.6 п. 4.1 ст. 4 Закона о прибыли предусмотрено, что налогоплательщик, включивший сумму возвратной финансовой помощи в валовой доход при ее получении и валовые расходы при ее возврате, не увеличивает сумму валового дохода на сумму условно начисленных процентов.
Операции по предоставлению возвратной финансовой помощи между филиалами, отделениями и другими обособленными подразделениями, не имеющими статуса юридического лица на территории Украины, также не приводят к изменениям валовых доходов или валовых расходов (п.п. 4.1.6 п. 4.1 ст. 4 Закона о прибыли).
Следует обратить внимание на ситуацию, сложившуюся с возвратной финансовой помощью, полученной до 1 января 2003 года и невозвращенной до 1 января 2004 года. ГНАУ в письмах от 24.03.2005 г. № 5407/7/15-1117, от 16.08.2004 г. № 6954/6/15-1116 и от 17.02.2004 г. № 1110/6/15-1316 упорно настаивает на том, что в этом случае налогоплательщик на конец отчетного периода должен либо увеличить свой валовой доход на сумму такой помощи (I квартал 2004 года), либо же начислять условные проценты до ее возврата. В обоснование своей позиции ГНАУ ссылается на п. 1 Переходных положений Закона № 349, в соответствии с которым возвратная финансовая помощь, предоставленная до момента вступления в силу этого закона, облагается налогом по правилам, действовавшим на момент ее предоставления. При этом если налогоплательщик включил суммы такой возвратной помощи в состав валовых доходов в соответствии с разъяснениями контролирующих органов, то такой налогоплательщик имеет право включить суммы такой возвратной финансовой помощи (ее части) в состав валовых расходов по результатам налогового периода, в котором происходит ее возврат. Это правило действует до 1 января 2004 года.
Как считает ГНАУ, слова "Это правило действует до 1 января 2004 года" применяются ко всему пункту. Однако, указанным пунктом определено не одно правило. То есть можно утверждать, что эти слова относятся только к последнему правилу - если налогоплательщик включил суммы возвратной помощи в валовые доходы, то только в течение 2003 года он имеет право при ее возврате на валовые расходы. Кроме того, п.п. 4.1.6 п. 4.1 ст. 4 Закона о прибыли предусмотрено, что в валовые доходы включаются доходы в виде суммы возвратной финансовой помощи, полученной налогоплательщиком в отчетном периоде, которая остается невозвращенной на конец такого отчетного периода. То есть нормы этого подпункта на возвратную финансовую помощь, полученную до 1 января 2003 года, не распространяются.
С условно начисленными процентами несколько сложнее. В соответствии с абзацем вторым п.п. 4.1.6 п. 4.1 ст. 4 Закона о прибыли в валовые доходы отчетного периода включаются суммы безвозвратной финансовой помощи, полученной налогоплательщиком в отчетном периоде. В соответствии с последним абзацем п.п. 1.22.1 п. 1.22 ст. 1 Закона о прибыли безвозвратной финансовой помощью считаются суммы процентов, условно начисленных на возвратную финансовую помощь, которая остается невозвращенной на конец отчетного периода. То есть указанные нормы не определяют, когда и от кого такая помощь была получена. Основанием для начисления процентов определено только одно условие - эта помощь должна быть не возвращена на конец отчетного периода. Таким образом, напрашивается вывод о том, что условно начисленные проценты по возвратной финансовой помощи, полученной до 1 января 2003 года и не возвращенной до 1 января 2004 года, следует отражать в валовом доходе. Однако смелые налогоплательщики на основании, изложенном в предыдущем абзаце, могут не начислять и не уплачивать условные проценты по такой помощи.
ДОГОВОР ЗАЙМА
(работнику предприятия)
г. _______________________ "____"_________________ 200_ г.
____________________________________________________________________________________________
__________________________ в лице директора _____________________________________________, действующего на основании Устава, именуемого в дальнейшем "Заимодавец", с одной стороны, и _________________________________________________________ (Ф.И.О.), именуемого в дальнейшем "Заемщик", с другой стороны, подписали настоящий Договор о нижеследующем:
1. Предмет Договора
1.1. Заимодавец передает в собственность Заемщику денежные средства в сумме __________ гривень (далее – "Заем"), а последний обязуется их возвратить в порядке, предусмотренном условиями настоящего Договора, однако в любом случае до окончания срока Займа, оговоренного в п. 3 Договора.
2. Порядок предоставления займа
2.1. Заимодавец обязуется предоставить Заем в течение ___ дней с момента подписания настоящего Договора.
2.2. Заем предоставляется путем выдачи наличными из кассы предприятия по расходному ордеру (зачисления на депозитный счет Заемщика в ___________ банке и др.).
2.3. Заем по настоящему Договору является беспроцентным.
(Стороны по настоящему договору в соответствии со ст. 1048 ГКУ могут предусмотреть получение Заимодавцем процентов от суммы займа, причем размер процентов и порядок получения оговаривается сторонами в договоре.)
3. Срок займа
3.1. Срок предоставления Займа Заемщику составляет ________ лет с момента подписания настоящего Договора.
3.2. Срок, указанный в п. 3.1. настоящего Договора, может быть продлен по соглашению Сторон путем подписания дополнительного соглашения к настоящему Договору.
3.3. При увольнении Заемщика до полного погашения суммы полученного займа он обязан погасить оставшуюся непогашенной сумму займа до момента своего увольнения.
4. Срок и порядок возврата займа
4.1. По окончании срока, указанного в п. 3.1. настоящего Договора, Заемщик обязуется в течение _________ дней возвратить сумму Займа в полном размере Заимодавцу, если она по каким-либо причинам не была погашена в порядке, предусмотренном п. 4.2. настоящего Договора.
4.2. Заем возвращается Заемщиком путем удержания из его заработной платы ежемесячно 50% начисленной суммы (или внесения наличными в кассу предприятия ежемесячно в размере ____ грн. и др.).
5. Срок действия договора
5.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания его Сторонами и действует до окончательного его исполнения.
6. Ответственность сторон
6.1. Если Заемщик в нарушение условий Договора своевременно не возвратил сумму Займа, то согласно ст. 625 и 1050 ГКУ он обязан уплатить сумму задолженности с учетом индекса инфляции за все время просрочки, а также 3 процента годовых от просроченной суммы.
6.2. В случае нарушения Заимодавцем п. 2.1 настоящего Договора он уплачивает Заемщику неустойку в размере ____% от суммы Займа за каждый день просрочки.
7. Прочие условия
7.1. Все споры, которые возникают в ходе исполнения условий настоящего Договора, Стороны обязуются решать путем переговоров. В случае недостижения согласия по спорным вопросам Стороны передают спор на рассмотрение суда.
7.2. Условия настоящего Договора имеют обязательную силу для Сторон и могут быть изменены по взаимному согласию с обязательным составлением письменного документа – дополнительного соглашения.
7.3. Договор составлен в двух оригинальных экземплярах, по одному для каждой из Сторон.
7.4. В случаях, не предусмотренных настоящим Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Украины.
Реквизиты Сторон:
Заимодавец Заемщик
___________________________ __________________________
___________________________ __________________________
___________________________ __________________________
Подписи:
Заимодавец Заемщик
___________________________ __________________________
___________________________ __________________________
___________________________ __________________________
ДОГОВОР ЗАЙМА №____
(возвратной финансовой помощи)
г. _______________________ "____"_________________ 200_ г.
________________________________, именуемый в дальнейшем "Заимодавец", с одной стороны, и __________________________________________________________ в лице директора __________________, действующего на основании Устава, именуемый в дальнейшем "Заемщик", с другой стороны, подписали настоящий договор о нижеследующем:
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Заимодавец передает Заемщику __________ грн. (далее – Заем (возвратная финансовая помощь), а последний обязуется их возвратить по окончании срока Займа.
1.2. Заимодавец не имеет права на получение процентов.
2. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗАЙМА
2.1. Заимодавец обязуется предоставить Заем (возвратную финансовую помощь) в течение _____ (в срок до _______________) с момента подписания настоящего договора.
2.2. Заем (возвратная финансовая помощь) предоставляется путем ____________________________________________________(путем перечисления на счет, или выдачи из кассы предприятия наличными и др.).
3. СРОК ЗАЙМА
3.1. Срок предоставления Займа (возвратной финансовой помощи) Заемщику составляет ________ с момента подписания настоящего договора.
3.2. Срок, указанный в п. 3.1. настоящего договора, может быть продлен по соглашению Сторон путем подписания дополнительного соглашения.
4. СРОК ВОЗВРАТА ЗАЙМА
4.1. По окончании срока, указанного в п. 3.1. настоящего договора, Заемщик обязуется в течение _____ дней возвратить сумму Займа Заимодателю.
4.2. Заем (возвратная финансовая помощь) возвращается путем _______________________________________________________
5. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
5.1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания его Сторонами и действует до _____________________.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
6.1. За несвоевременное предоставление Займа Заимодавец уплачивает Заемщику пеню в размере _________% за каждый день просрочки.
6.2. В случае нарушения сроков возврата полученного Займа Заемщик уплачивает Заимодавцу пеню в размере _________% за каждый день просрочки.
7. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ
7.1. Все споры, которые возникают в ходе исполнения условий настоящего договора, Стороны обязуются разрешать путем переговоров. В случае недостижения согласия Стороны передают спор на рассмотрение хозяйственного суда.
7.2. Условия настоящего договора имеют обязательную силу для Сторон и могут быть изменены по взаимному согласию с обязательным составлением дополнительного соглашения.
7.3. Договор составлен в двух оригинальных экземплярах, по одному для каждой из Сторон.
7.4. В случаях, не предусмотренных настоящим договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Украины.
РЕКВИЗИТЫ СТОРОН:
Заимодавец Заемщик
____________________ __________________
____________________ __________________
Подписи:
Заимодавец Заемщик
____________________ ___________________
____________________ ___________________
А подскажите пожалуйста, если я юридическое лицо выдаю займ своему работнику, то только беспроцентный, иначе попадаю под закон о фин услугах? И никак это обойти нельзя? Всем спасибо, предыдущие ответы прочитала, но уж очень хочется как-то по другому это сделать. Учредителям-иностранцам сложно объяснить почему мы не можем брать проценты.
да, если у вас оформлен договор займа с нерезидентном с учётом начисления %, то при выплате % обязаны выплатить в госбюджет налог на репатриацию ( ст 160 НКУ) и + с 01.04.14 выплачивается 0,05% в пенсионный фонд, но при этом необходимо учитывать с представителем какой страны является займодатель. При наличии справки от компетентных органов (налоговой службы, мин.фина и т.д.) с целью избежания двойного налогообложения процент с доходов выплачивается по ставки ниже, например от займодателя Российской федерации 10%, а Кипра 2%
я думаю они уже нашли ответ smiling smiley

*************************************************************
VK - "Пока деньги любят счет, пусть живет бухучет"
Список форумів Список тем Нова темаПопередня тема Наступна тема
Вибачте, тільки зареєстровані користувачі можуть писати в цьому форумі.

Авторизуватись



Повідомлення, розміщені на форумах ДК-порталу, відображають лише особисту позицію авторів повідомлень.
Адміністрація форумів не несе відповідальності за їх зміст.

© 2023 "Дебет-Кредит", український бухгалтерський портал, web_dk [ @ ] gc.com.ua





0.00041500000000005