О составе валовых затрат субъектов предпринимательской деятельности — физических лиц
ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
от 06.02.2007 г. № 851
Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства рассмотрел письмо <...> относительно включения в валовые затраты субъектом предпринимательской деятельности — физическим лицом амортизационных отчислений на помещение и в пределах компетенции сообщает.
При применении общей системы налогообложения состав расходов предпринимателя регламентируется нормами раздела IV Декрета Кабинета Министров Украины от 26.12.92 № 13-92 «О подоходном налоге с граждан» (с изменениями и дополнениями) (далее — Декрет № 13-92). В статье 13 указано, что к составу расходов, непосредственно связанных с получением доходов, относятся расходы, включаемые в состав валовых затрат производства (обращения) или подлежащие амортизации в соответствии с Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий».
Для определения состава валовых затрат, которые субъекты предпринимательской деятельности на общей системе налогообложения имеют право учитывать при расчете чистого дохода, а также для определения суммы амортизации следует руководствоваться Законом Украины от 28.12.94 № 334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» (с изменениями и дополнениями) (далее — Закон № 334).
В соответствии со статьей 5 Закона № 334 валовые затраты производства и обращения — это сумма любых расходов плательщика налога в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых в качестве компенсации стоимости товаров (работ, услуг), которые приобретаются (изготовляются) таким плательщиком налога для их дальнейшего использования в собственной хозяйственной деятельности.
Состав валовых затрат приведен в пункте 5.2 статьи 5 Закона № 334. Согласно данному пункту в состав валовых затрат включаются суммы любых расходов, уплаченные (начисленные) в течение отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, реализацией продукции (работ, услуг) и охраной труда, с учетом определенных ограничений, установленных пунктами 5.3 — 5.7 данной статьи.
Также при определении состава доходов и расходов следует руководствоваться положениями Инструкции о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденной приказом Государственной налоговой администрации Украины от 21.04.93 г. № 12, с изменениями и дополнениями (далее — Инструкция № 12).
Приложением № 7 Инструкции № 12 «О составе валовых затрат производства и обращения, исключаемых из валового дохода субъектов предпринимательской деятельности — физических лиц» определено, что в соответствии со статьей 8 Закона № 334 («Амортизация») возможно дополнительно уменьшить валовой доход исключительно на суммы расходов, подлежащих амортизации и не превышающих размера амортизационных отчислений, начисленных путем применения норм амортизации к балансовой стоимости групп основных фондов, только в случае ведения бухгалтерского учета балансовой стоимости групп основных фондов в соответствии с Порядком, устанавливаемым Министерством финансов Украины.
Государственная налоговая администрация Украины в письме от 03.03.2006 г. № 1205/0/17-0415 «Относительно начисления амортизации физическими лицами» утверждает, что физические лица не имеют законодательных оснований начислять амортизацию, поскольку ведение бухгалтерского учета состава валовых затрат производства (обращения) и основных фондов или нематериальных активов, подлежащих амортизации, для физических лиц — плательщиков налога законодательством не предусмотрено. Поэтому физическое лицо только формирует расходы согласно перечню статьи 5 «Валовые затраты» Закона о налоге на прибыль.
Но, учитывая, что Инструкция № 12 разработана в соответствии с нормами Декрета № 13-92, который имеет большую юридическую силу, нежели Инструкция № 12, и не содержит нормы относительно обязательного ведения частным предпринимателем бухгалтерского учета балансовой стоимости основных фондов, Госкомпредпринимательства Украины считает, что предприниматель имеет право на амортизацию основных фондов, руководствуясь нормами Декрета № 13-92.
Также следует отметить, что порядок учета основных фондов отличается от учета остальных расходов предпринимателя. Отличие состоит в том, что, например, в ситуации, когда предприниматель приобретает товар, все расходы на его приобретение он имеет право отнести в состав своих затрат на момент получения дохода от продажи этого товара. То есть после получения выручки от реализации товара все расходы на его приобретение (при условии их документального подтверждения) могут быть отражены в составе затрат предпринимателя.
В случае, если предприниматель приобретает основные фонды (с целью их использования в своей предпринимательской деятельности), расходы на приобретение основных фондов предприниматель амортизирует, то есть в течение всего периода их эксплуатации постепенно относит на затраты путем начисления амортизации. Кроме того, все расходы на улучшение (ремонт), самостоятельное изготовление основных фондов также относятся на затраты предпринимателя не сразу, а путем амортизации — в пределах норм амортизационных отчислений.
Использование предпринимателем в своей деятельности основных фондов предполагает ведение отдельного учетного регистра, в котором бы отражались данные о начисленной амортизации основных фондов. Вести данный регистр необходимо для того, чтобы подтвердить обоснованность и правильность начисления амортизации.
Заместитель Председателя О. Сахненко
и вот тут еще ссылка
[
buhforum.com]
[
www.chp.com.ua]