вот что появилось на этот счет в ж-ле "Бухгалтерия"от 4.07.2011:
Консультируют Независимые эксперты
Опубликовано в Бухгалтерии N27 (962) от 4 ИЮЛЯ 2011 года УПЛАТА ЕВСС ПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ЕДИНОГО НАЛОГА — ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
Предприятие — плательщик единого налога по ставке 10% имеет 5 наемных работников. В связи со вступлением в силу Закона о ЕВСС1 и НКУ2 предприятие ежемесячно уплачивает в бюджет 43% начисленной суммы единого налога и отдельно на соответствующие счета сумму начислений единого взноса. Однако работники Пенсионного фонда требуют осуществлять доплату в виде разницы между суммой, составляющей 57% исчисленного единого налога, и суммой ЕВСС, начисленной на заработную плату, мотивируя это тем, что часть единого налога (57%) больше суммы фактических начислений на зарплату. Правомерны ли действия работников ПФУ?
До вступления в силу НКУ юридические лица — плательщики единого налога по ставке 10% перечисляли сумму единого налога на счет Госказначейства (п.3 Указа № 7273), которая затем распределялась между госбюджетом (20%), местным бюджетом (23%), ПФУ (42%) и на обязательное социальное страхование (15%). Впоследствии согласно Постановлению № 5074, изменения в которое были внесены 27.12.2010 г., распределение суммы единого налога должен был осуществлять сам субъект предпринимательства — плательщик единого налога путем перечисления 43% суммы единого налога на счета соответствующего бюджета и 57% — на счета ПФУ как части ЕВСС (п.6 Постановления № 507). Однако сложилась парадоксальная ситуация: счета для зачисления единого налога в местные бюджеты (с 01.01.2011 г. единый налог является местным налогом) были открыты только 07.02.2011 г. В связи с этим возникло множество вопросов о механизме уплаты единого налога. Единый налог в размере 43%, перечисляемый на счета Госказначейства, распределялся по-старому, вследствие чего потребовалась инвентаризация начисленных и уплаченных сумм единого налога в разрезе налогоплательщиков. В ходе разъяснительной работы было издано несколько писем ГНАУ и ПФУ, в том числе совместных (в частнос¬ти, письмо ГНАУ от 14.02.2011 г. № 4019/7/15-01175, письмо ГНАУ и ПФУ от 14.02.2011 г. № 2634/03-20, № 3986/7/19-0117/1656), проясняющих сложившуюся ситуацию. Более подробно эти вопросы были рассмотрены на страницах газеты «Бухгалтерия»7.
В соответствии с частью второй п.1 подраздела 8 раздела XX «Переходные положения» НКУ начисление, исчисление и уплата ЕВСС осуществляется субъектами малого предпринимательства, уплачивающими единый налог, в порядке, определенном Законом о ЕВСС.
Единый взнос не входит в систему налогообложения. Налоговое законодательство не регулирует порядок начисления, исчисления и уплаты единого взноса (п.2 ст.8 Закона о ЕВСС). Согласно п.5 ст.8 Закона о ЕВСС единый взнос устанавливается в процентах к сумме начисленной заработной платы по видам выплат, включающим основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются в соответствии с Законом об оплате труда8, и сумме вознаграждения физлицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам. Процент (от 36,76% до 49,7%) определяется в зависимости от класса профессионального риска производства, к которому отнесен налогоплательщик, с учетом вида его экономической деятельности (для вознаграждений по гражданско-правовым договорам установлен взнос 34,7%).
Данные правила предусмотрены для всех работодателей, которыми являются предприятия, учреждения, организации, прочие юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, которые используют труд физических лиц на условиях трудового договора (контракта) либо на иных условиях, предусмотренных законодательством, или по гражданско-правовым договорам (кроме гражданско-правовых договоров, заключенных с физическим лицом — предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности предпринимателя).
Таким образом, Закон о ЕВСС, регулирующий вопросы начисления и уплаты единого взноса, не содержит никаких особенностей для юридических лиц — плательщиков единого налога, в том числе не устанавливает обязанность для таких лиц проводить доплату взноса до части единого налога (57%)9.
Ирина ШИНГУР, редактор
--------------------------------------------------------------------------------
1Закон Украины от 08.07.2010 г. № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование». Извлечения из Закона опубликованы: Единый взнос на социальное страхование: уплата, отчетность, ответственность: Сборник систематизированного законодательства. — 2011. — Вып.5. — С.9—32 (прим. ред.).
2Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI. Опубликован: Бухгалтерия. — 2011. — № 50. — С.10—321 (прим. ред.).
3Указ Президента Украины от 03.07.98 г. № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (в редакции Указа Президента Украины от 28.06.99 г. № 746/99). Опубликован: Единый налог: что должны знать плательщики и их партнеры: Сборник систематизированного законодательства. — 2010. — Вып.8. — С.11—13 (прим. ред.).
4Постановление КМУ от 16.03.2000 г. № 507 «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727». Опубликовано: Бухгалтерия. — 2011. — № 1-2. — С.37 (прим. ред.).
5Опубликовано: Бухгалтерия. — 2011. — № 9. — С.46. Данное письмо было признано утратившим силу в соответствии с письмом ГНАУ от 31.05.2011 г. № 15194/7/15-0117. Последствия отмены письма в этом материале не рассматриваются (прим. ред.).
6Опубликовано: Бухгалтерия. — 2011. — № 9. — С.47 (прим. ред.).
7См.: Руденко В. Единый налог: кто кому должен… // Бухгалтерия. — 2011. — № 9. — С.62—63 (прим. ред.).
8Закон Украины от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда» (прим. ред.).
9Этот вывод отчасти подтверждается и разъяснением Пенсионного фонда, опубликованное на с.41 данного номера (прим. ред.).