ГНАУ разъясняет как вести учет отходов:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ УКРАИНЫ
ПИСЬМО
от 01.07.2011 г. N 17870/7/15-0817
О рассмотрении письма
Начиная с 1 января 2011 года с вступлением в силу Кодекса на замену общегосударственного сбора за загрязнение окружающей природной среды взимается экологический налог (раздел VIII "Экологический налог" Кодекса).
Для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством (пункт 44.1 статьи 44 Кодекса). Правовые основы регулирования, организации ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в Украине определяет Закон Украины от 16 июля 1999 года N 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" с изменениями и дополнениями.
В соответствии с пунктом 240.1 статьи 240 Кодекса плательщиками экологического налога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая тех, которые выполняют агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей, при осуществлении деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляется, в частности размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов как вторичного сырья (подпункт 240.1 пункта 240.1 статьи 240 Кодекса).
При этом, в условиях п. 240.5 статьи 240 Кодекса не являются плательщиками экологического налога за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах субъекты хозяйствования, имеющие лицензию на сбор и заготовку отходов как вторичного сырья, осуществляющие уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов, размещаемых на собственных территориях (объектах), и предоставляющих услуги в этой сфере.
В соответствии с подпунктом 242.1.3 пункта 242.1 статьи 242 Кодекса объектом и базой налогообложения налога являются, в частности, объемы и виды (классы) отходов, которые размещаются в специально отведенных для этого местах или на объектах в течение отчетного квартала, кроме объемов и видов (классов) отдельных отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования, имеющих лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья и осуществляющих уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов.
Статьей 246 Кодекса установлены ставки налога за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах.
По налоговым обязательствам по экологическому налогу, возникшим с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно ставки налога составляют 50 процентов от ставок, предусмотренных частности, статьей 246 Кодекса (пункт 2 подраздела 5 раздела XX "Переходные положения" Кодекса).
Пунктом 250.1 статьи 250 Кодекса установлено, что базовый налоговый (отчетный) период равен календарному кварталу.
В соответствии с пунктом 250.2 статьи 250 кодекса плательщики налога составляют налоговые декларации по установленной форме в порядке, предусмотренном статьей 46 Кодекса, которые в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, представляют в органы государственной налоговой службы, и уплачивают налог в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации, в частности за размещение в течение отчетного квартала отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах - по месту размещения специально отведенных для этого мест или объектов.
Плательщики налога перечисляют суммы налога, взимаемого за размещение отходов, одним платежным поручением на счета, открытые в территориальных органах Государственного казначейства, которые осуществляют распределение этих средств в соотношении, определенном законом (пункт 250.5 статьи 250 Кодекса), а именно Бюджетным кодексом Украины.
Заметим, что Законом Украины от 2 декабря 2010 года N 2756-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины, вступившим в силу с 1 января 2011 года, внесены изменения в законодательные акты по вопросам природоохранного законодательства и в сфере обращения с отходами в части упорядочения и урегулирования отношений в связи с введением экологического налога, в частности, в Закон Украины от 25 июня 1991 года N 1264-XII "Об охране окружающей природной среды" с изменениями и дополнениями и Закон Украины от 5 марта 1998 N 187/98-ВР "Об отходах" с изменениями и дополнениями.
Исследуя термины, имеющиеся в подпункте 240.1.3 пункта 240.1 статьи 240 Кодекса, отметим, что согласно статье 1 Закона Украины "Об отходах":
- отходы - это любые вещества, материалы и предметы, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), которые полностью или частично утратили свои потребительские свойства и не могут далее использоваться по месту их образования или выявления и от них владелец избавляется, намеревается или должен избавиться путем утилизации или уничтожения.
При практическом применении термина "размещение отходов" в условиях раздела VIII "Экологический налог" Кодекса следует учитывать понятие "размещение отходов" - это хранение (временное размещение до утилизации или уничтожения) и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и пр.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами" (подпункт 14.1 223 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса).
В связи с этим, обязанностью плательщика налога является исчисление, начисление и уплата в бюджет экологического налога, а также составление налоговой отчетности в случае наличия фактических объемов размещения отходов, ответственного хранения (временного размещения до утилизации или уничтожения) в течение отчетного квартала, кроме размещения объемов и видов (классов) отдельных отходов как вторичного сырья размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования, которые имеют лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторичного сырья и осуществляют уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов в условиях определенных подпунктом 242.1.3 пункта 242.1 статьи 242 Кодекса.
То есть, начиная с 1 января 2011 года "Проминвестбанк" является субъектом и базой ежеквартального налогообложения отходов (в том числе опасных отходов, бытовых отходов, других отходов, которые образовались в процессе деятельности и подлежат утилизации или уничтожению), которые временно размещаются (хранятся), в т.ч. на конец отчетного периода (квартала) на собственной территории предприятия до их передачи на утилизацию или размещение другому субъекту хозяйствования (коммунальному или специализированному предприятию и т.п.) в места уничтожения отходов в т.ч. в случае наличия заключенных договоров на уничтожение и утилизацию отходов с предприятием (коммунальным или специализированным предприятием и др.).
Согласно пункту 4 Порядка ведения государственного учета и паспортизации отходов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 1 ноября 1999 года N 2034 с изменениями и дополнениями (далее - Порядок N2034) первичный учет отходов осуществляется в соответствии с типовыми формами первичной учетной документации (карточки, журналы, анкеты) с использованием технологической, нормативно-технической, планово-экономической, бухгалтерской и другой документации.
Сведения для первичного учета отходов, которые заносятся в указанные документы, обусловливаются системой показателей, необходимых для заполнения форм государственной статистической отчетности и ведения паспорта отходов.
Паспортизация отходов предусматривает составление и ведение паспортов отходов, паспортов мест уничтожения отходов, регистрируемых карт объектов образования, обработки и утилизации отходов в соответствии с государственным классификатором ГК 005-96 "Классификатор отходов" (пункт 9 Порядка N 2034).
Начиная с 1 января 2009 года всем субъектам хозяйствования рекомендовано вести первичный учет отходов по форме N 1 ВТ "Учет отходов, упаковочных материалов и тары". Эта форма и Инструкция по ее заполнению утверждена приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 07.07 08 г. N 342 зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 09.09.08 г. за N 824/15515 (далее - Инструкция N 342). Внедрение на предприятии типовой формы N 1 - ВТ осуществляется приказом руководителя предприятия или руководителя соответствующей службы предприятия (образец такого приказа приведен в приложении к Инструкции N 342) (абзац второй п. 1.4 Инструкции N 342).
В эту форму не включаются данные о веществах (продуктах, соединениях), которые являются готовой продукцией, подлежащей дальнейшему использованию, полуфабрикатах, предназначенных по технологии производства для дальнейшей переработки с целью получения готовой продукции, а также отходах, поступающих в водные объекты со сточными водами и выбрасываемых в атмосферный воздух (пункт 1.2 Инструкции N 342).
Информация, приведенная в типовой форме N 1 - ВТ, может использоваться для ведения государственного учета и паспортизации отходов, составления административных данных, проведения контроля, экспертизы проектов и объектов, подготовки технической документации, регистрационных карточек для регистрации мест образования, переработки и уничтожения отходов, проведения инвентаризации, утверждения лимитов и получения разрешений на образование и размещение отходов, получения лицензий и разрешений на обращение с отходами и упаковкой, оперативного решения вопросов обращения с некачественной и опасной продукцией, идентификации и паспортизации потенциально трансграничных перевозок отходов и т.д. (абзац четвертый п. 1.4 . Инструкции N 342).
Заметим, что трактовка положений природоохранного законодательства и в сфере обращения с отходами не относится к компетенции органов ГНС, и за их разъяснением в соответствии с Законом Украины "Об охране окружающей природной среды" и Законом Украины "Об отходах" плательщикам экологического налога следует обращаться непосредственно в территориальные органы специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов, а также в центральный орган исполнительной власти - Министерство экологии и природных ресурсов Украины.
В тоже время, консультация по затронутым вопросам плательщиком налога, размещена в категории "300. Экологический налог" сервиса "Единая база налоговых знаний" на WEB-сайте ГНА Украины (www.sta.gov.ua).
Заместитель Председателя Комиссии по проведению
реорганизации ГНА Украины
заместитель Председателя ГНС Украины
С. И. Лекарь