Головна порталу Дт-Кт  
Головна ДКНовиниПублікації ДКПередплатаДовідникиБланки, формиКонсультаціїДокументи


Розширений пошук по форуму :: по порталу

Неначислялась з/пл директорру вновь созданного филиала 4 месяца, что делать?

Відправлено користувачем violet 
Список форумів Список тем Нова темаПопередня тема Наступна тема
Помогите, пожалуйста. Филиал предприятия (безбалансовый) открыт с 05.11. Был принят директор (есть протокол, доверенность) с 05.11. Но з/пл ему не начислялась. Если начать начислять з/пл с 09.11. Какие могут быть проблемы с налоговой и ПФ и как можно их избежать?
Может кто-то оказался в подобной ситуации, вот нашла консультацию:

"Если директор остался один.
Разбираемся в проблематичной ситуации

  
На практике нередки ситуации, когда на предприятии частной формы собственности числится один директор. Сегодня «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» расскажет, нужно ли ему начислять заработную плату себе и, соответственно, уплачивать взносы в фонды социального страхования. 

Руководствуемся законодательством

В соответствии с ч. 2 ст. 97 КЗоТ формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия внедрения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат устанавливаются предприятиями самостоятельно в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральной и отраслевыми (региональными) соглашениями.

Если же коллективный договор на предприятии не заключен, собственник или уполномоченный им орган обязан согласовать эти вопросы с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), представляющим интересы большинства работников, а в случае его отсутствия – с другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом.

Руководствуясь этой законодательной нормой, именно собственник или уполномоченный им орган устанавливает конкретные размеры тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок рабочим, должностных окладов служащим, а также надбавок, доплат, премий и вознаграждений.

При этом не следует забывать о государственной социальной гарантии, обязательной на всей территории Украины для предприятий (учреждений, организаций) всех форм собственности и хозяйствования и физических лиц, использующих труд наемных работников.

Правильно! Речь идет о минимальной зарплате (ст. 95 КЗоТ и ст. 3 Закона № 108), т. е. о законодательно установленном размере зарплаты за простой неквалифицированный труд, ниже которого не может осуществляться оплата за выполненную работником месячную, а также почасовую норму труда (объем работ). В минимальную зарплату не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты.

Обращаем внимание, что размер зарплаты все же может быть ниже установленного трудовым договором и минимального ее размера. Например, в соответствии со ст. 21 Закона № 108 в таких случаях, как:

– невыполнение норм выработки;

– изготовление продукции, оказавшейся браком.

Кроме того, оплата ниже минимальной зарплаты может производиться и по другим, установленным законодательством причинам, которые имели место по вине работника (например, во время простоя предприятия по вине работника).

Если работнику установлено неполное рабочее время, впоследствии чего им не выполняется месячная или же почасовая норма труда (объем работ), то зарплата также может быть ниже уровня минимальной.

Итак, из вышеуказанного можно сделать вывод, что если наемный работник выполнил месячную (почасовую) норму труда (объем работ), то размер начисленной ему зарплаты не может быть меньше законодательно установленного размера минимальной зарплаты.

В целом вывод соответствует действительности. Такую же позицию высказало и Минтруда в письме от 02.12.2005 г. № 9942/0/14-05/018-17.

Но, во-первых, в нем идет речь о множественном числе работников, а не об одном директоре.

А во-вторых, совершенно не учтен факт отсутствия хозяйственной деятельности на предприятии, хотя такая ситуация уже была заложена в обращении к Минтруду. Как мы увидим далее, эти два замечания являются ключевыми при ответе на вопрос по поводу оплаты труда директора, работающего в полном одиночестве.

При отсутствии хоздеятельности

В соответствии со ст. 1 Закона № 108 заработная плата – это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу. Ее размер зависит от сложности и условий выполняемой работы, профессионально-деловых качеств работника, результатов его труда и хозяйственной деятельности предприятия.

Под «хозяйственной деятельностью» следует понимать деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленную на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность (ч. 1 ст. 3 ХКУ).

Согласно же пп. 1.32 Закона о прибыли, хозяйственная деятельность – это какая-либо деятельность лица, направленная на получение дохода в денежной, материальной или невещественной формах, если непосредственное участие указанного лица в организации такой деятельности является регулярным, постоянным и существенным. Причем под непосредственным участием нужно понимать отмеченную деятельность лица через свои постоянные представительства, филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, а также через доверенное лицо, агента или какое-нибудь другое лицо, которое действует от имени и в интересах первого лица.

Таким образом, можно сделать вывод, что если хозяйственная деятельность предприятием осуществляется, то и оплата труда директора, работающего на предприятии в одиночестве, должна производиться.

Но если учесть, что предприятие не осуществляет изготовление и/или реализацию продукции, не выполняет работ и не предоставляет услуги, не получает доходы в денежной или других формах (т. е. хоздеятельность отсутствует), то считаем, что при соответствующем документальном оформлении зарплата директору может и не начисляться.

В подтверждение этой позиции можно сказать, что источником денежных средств на оплату труда работников хозрасчетных предприятий является часть дохода и другие средства, полученные вследствие их хозяйственной деятельности (ст. 4 Закона № 108).

Проще говоря, нет хозяйственной деятельности (в частности, отсутствуют действующие гражданско-правовые договоры, оплата от контрагентов не поступает, на счетах в банках и в кассе – нули, вследствие чего собственник принял решение зарплату не начислять) – нет и источника для выплаты директору зарплаты.

И самое главное при этом, что если без штата работников можно обойтись, то без директора – это проблематично (его обязательное наличие на предприятии законодательно обусловлено, ведь информация о директоре приводится в форме № 4-ОПП).

Взносы в фонды: разъяснения

Понятно, что если нет базы обложения, т. е. директору зарплата не начислена, то отсутствуют и взносы в фонды. В принципе, соответствующие фонды общеобязательного социального страхования сегодня лояльно относятся к возникновению рассматриваемой ситуации, что подтверждается на практике методом принятия соответствующих отчетных форм с прочерками и указанием наличия одного работника. Но существующие разъяснения указанных фондов по этому поводу все-таки неточны, и если хотите, не до конца «откровенны».

Например, в письме от 12.08.2009 г. № 14714/03-30 сделан вывод, что если юрлица состоят на учете в органах ПФУ, но не имеют наемных работников и соответственно не имеют статуса страхователя, то они не являются плательщиками страховых взносов и не обязаны представлять ежемесячную отчетность в органы этого фонда.

Когда нет работников вообще, представить трудно (например, у физлиц-предпринимателей это может быть, но речь сегодня идет не об этом), а вот если на предприятии остается один директор, это понятно.

На практике, для того чтобы не подавать отчетность в ПФУ из-за отсутствия хоздеятельности (при наличии одного директора), требуют предоставить соответствующее письмо на имя начальника органа ПФУ с указанием такой просьбы.

ФССТВП также допускает возможность предоставления отчетности, в которой начисление зарплаты не указано (см. письмо от 28.05.2008 г. № 03-27-1127).

В свою очередь ФССНВ указывает в письме от 04.06.2008 г. № 64-07-5, что предприятия могут прекратить хозяйственную деятельность, но отмечает об обязательности предоставления в фонд отчетности.

А вот, например, Государственный центр занятости, рассматривая ситуацию относительно уплаты взносов в фонд безработицы предприятием, на котором не осуществляется хозяйственная деятельность, высказался более точно. Так, в письме от 04.08.2009 г. № ДЦ-03-6773/0/6-09 сделан такой вывод: если предприятие не осуществляет хозяйственную деятельность, не имеет наемных работников и не начисляет зарплату, то на таком предприятии отсутствует база для начисления страховых взносов. В целом позитивное разъяснение.

Но что имелось в виду под «отсутствием наемных работников» в данном контексте, опять же непонятно.

Впрочем, из-за законодательного неурегулирования рассматриваемого вопроса ожидать от фондов большего и не стоило. И за это спасибо.

Что рекомендуем

Осторожным налогоплательщикам можем порекомендовать перевести директора на неполное рабочее время (т. е. согласно ст. 56 КЗоТ на неполный рабочий день или на неполную рабочую неделю). Пусть за несколько отработанных часов в месяц зарплата директору начисляется, и соответственно вносится и какая-то небольшая сумма взносов в фонды. Если все правильно оформить (соглашение между собственником и директором относительно установления неполного рабочего времени должно быть обязательно), предприятие избавится от нежелательного внимания со стороны фондов (а также ГНИ). Тем более, если есть вероятность возобновления предприятием хоздеятельности в будущем.

Правда, найти деньги на уплату взносов (а возможно и НДФЛ, если налоговая социальная льгота по каким-либо причинам не применяется или начисленная зарплата окажется уж слишком большой), при действительном отсутствии хоздеятельности будет трудно. Источников ведь не так и много. Например, можем посоветовать оформить заем от контрагента для этих целей (впрочем, чтобы не было негативных налоговых последствий у предприятия – плательщика налога на прибыль, это нужно делать поквартально и до конца квартала деньги возвращать, перезаняв у следующего контрагента-партнера).

Тем же предприятиям, которые зарплату не начисляют и, соответственно, не платят взносы (ну нет денег из-за отсутствия хоздеятельности!), рекомендуем спокойно подавать «пустышки». Естественно, параллельно позаботившись о получении от фондов «правильных» разъяснений на сей счет именно для своего предприятия.

Потом, при проведении на предприятии проверки соответствующим фондом, вместе с выписками банка, подтверждающими отсутствие движения по текущему счету (в т. ч. с целью выплаты зарплаты), и «пустой» кассой, эти разъяснения пригодятся.

В конце отметим, что согласно п. 2.2 Порядка № 451, если налоговый агент на протяжении отчетного квартала не выплачивает доходы или выплачивает не всем плательщикам НДФЛ, налоговый расчет по форме № 1-ДФ не предоставляется в ГНИ или предоставляется по тем налогоплательщикам, которым начислены (уплачены) доходы. Иными словами, если зарплата директору не начислена в связи с отсутствием хоздеятельности, то и подавать форму № 1-ДФ не нужно. Хотя, как и в случае с фондами, позаботиться о получении соответствующего разъяснения будет не лишним."


Консультация ,конечно, хорошая но кажется уже устаревшая на 8 месяцев.ГНИ , когда принимает 1Дф , уже не интересуют ни объяснительные, что предприятие ни работает , что директору начисляектся ЗП из расчета 2 дня работы в неделю согласно ст 56 КЗоТ Украины.Не меньше минимальной и точка.... С пенсионным , конечно, пока эта проблема решена .
У меня такая же ситуация и тоже дир 4 месяца без зарплаты. С августа начала начислять ему минималку из финпомощи то учередителя (он же дир). А как быть с зп за предыдущие месяца ума не приложу.

Спасибо за статью, но как то все слишком просто.
Список форумів Список тем Нова темаПопередня тема Наступна тема
Вибачте, тільки зареєстровані користувачі можуть писати в цьому форумі.

Авторизуватись



Повідомлення, розміщені на форумах ДК-порталу, відображають лише особисту позицію авторів повідомлень.
Адміністрація форумів не несе відповідальності за їх зміст.

© 2023 "Дебет-Кредит", український бухгалтерський портал, web_dk [ @ ] gc.com.ua





0.00026899999999996