Головна порталу Дт-Кт  
Головна ДКНовиниПублікації ДКПередплатаДовідникиБланки, формиКонсультаціїДокументи


Розширений пошук по форуму

Налоговая проверка Единоналожника

Відправлено користувачем aleks73 
Список форумів Список тем Нова темаПопередня тема Наступна тема
Всем доброго времени суток!
Недавно налоговики проверили магазин моего отца (подакцизный товар не продаёт, продукты питания + пиво) и по результатам проверки выписали штраф на 3600грн.Согласно акта были нарушены статья закона 1776 (ст.3 п 1,2,5,13).
Проверка проходила следующим образом:
1.Сделали контрольную закупку (пиво, хлеб продукты), продавец не выписала чек.
2.Проверка внеплановая (предьявили направление на проверку)
3.Попросили книгу ф.10 и чековую книжку, а так же кассу.
4.Обыскали магазин нашли деньги отложенные для расчета с поставщиком.

Вопрос: все ли по закону делали налоговые инспектора? Имли ли они право делать контрольную закупку и обыскивать магазин? Если проверка внеплановая, должны ли они сообщать о ней предпренимателя?

Буду признателен за квалифицированные ответы. Алексей.
[forum.liga.net] можно найти полезную информацию по поводу проверок РРО.
О праве на проведение контрольной закупки ГНС
Нет такого права!

Вечерело. Было где-то 19.50. Продавец парфюмерного отдела в парикмахерской закрыла кассу и собиралась идти домой. Адвокат Житников сидел рядом с кассой, ожидая завершения стрижки товарища. В этот момент зашли двое парней с внимательными глазами и попросили продать им шампунь. «Не отпускайте товар, – вы же закрыли кассу, – это контрольная закупка» – сказал Житников продавцу. Но девушка мило улыбнулась, посчитав это тонкой шуткой, взяла деньги и протянула шампунь поздним покупателям. Тут от одного из них и прозвучало сакраментальное: «Контрольная закупка!»…

Вместо эпиграфа (случай из жизни)

 

В п. 2 ст. 11 Закона Украины от 04.12.90 г. № 509 «О государственной налоговой службе в Украине» (далее – Закон о ГНС) определено право органов государственной налоговой службы осуществлять контроль за соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги) в установленном законом порядке. А одной из функций, возложенных на ГНАУ статьей 8 Закона о ГНС, является проведение работы по борьбе с незаконным оборотом алкогольных напитков и табачных изделий в пределах полномочий. Аналогичного рода предписание относительно проведения налоговыми органами проверок наличных расчетов в пределах полномочий, установленных законодательством, предусматривается в ч. 7 ст. 111 Закона о ГНС: «Внеплановыми проверками считаются также проверки в пределах полномочий налоговых органов, определенных Законами Украины “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг” и “О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий”» (далее – Закон о РРО, Закон о госрегулировании соответственно). 

Но ни Закон о ГНС, определяющий права, обязанности и полномочия сотрудников налоговой службы, ни Закон о РРО и Закон о госрегулировании, к которым отсылает ч. 7 ст. 111 Закона о ГНС в части полномочий налоговой службы в проведении проверок, не предусматривают право налоговой службы (в том числе и сотрудников налоговой милиции) на проведение контрольных закупок. Нет такого права и у налоговой милиции согласно Закону Украины «О милиции».

В свое время процесс проведения контрольной закупки в рамках оперативной проверки органами налоговой службы предусматривался распоряжением ГНАУ от 25.09.98 г. № 272-р «О введении в действие порядка проведения оперативных проверок и рассмотрения материалов по ним». Однако в настоящее время распоряжение № 272-р не действует, поскольку 06.03.2001 г. по делу № 7/6 по иску МП <...> к Государственной налоговой администрации Украины о признании недействительным распоряжения ГНАУ от 25.09.98 г. № 272-р «О введении в действие порядка проведения оперативных проверок и рассмотрения материалов по ним» Высший арбитражный суд Украины своим определением установил, что оспариваемое распоряжение является недействительным, поскольку не зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины.

Однако это не является гарантией того, что действия сотрудников налоговой службы ведутся в рамках закона. ГНАУ, к примеру, в письме от 25.01.2006 г. № 676/5/23-8015 уже утверждает, что «контрольная закупка производится в рамках проверок субъектов хозяйствования, осуществляющих наличные расчеты за товары (услуги)».

На практике это происходит следующим образом (из рассказа предпринимателя):

«…К СПД в кафе приходят налоговые инспекторы-ревизоры с проверкой соблюдения законов Украины от 06.07.95 г. № 265 “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг” и от 19.12.95 г. № 481 “О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий”. На требование руководителя предприятия предъявить ему направление на проверку и копию приказа руководителя налогового органа на проведение внеплановой проверки от должностных лиц ГНС следует отказ с мотивацией того, что требования ст. 112 Закона о ГНС не распространяются на ч. 7 и 8 ст. 111 этого Закона, и они, налоговые инспекторы, не обязаны исполнять как Закон (в этой части), так и требования СПД по исполнению положений ст. 112 Закона о ГНС. При этом налоговые инспекторы-ревизоры категорически заявляют, что “внеплановая” проверка соблюдения Законов № 265 и № 481 не является “выездной внеплановой проверкой”, а проводится лишь на основании “плана-графика” ГНИ и направления на проверку, и эти документы для них не “закон” и никакой копии приказа начальника ГНИ для проведения внеплановой проверки не нужно. Вот как “разъясняют”, так потом и “действуют”. А “действуют” они так: первоначально заходят в кафе и под видом неизвестных покупателей проводят контрольную закупку товара, который иногда возвращают, а зачастую – нет, но свои деньги, использованные на закупку, забирают у СПД без проведения возврата через РРО…».

Жалобы СПД на незаконные действия инспекторов-ревизоров налоговыми органами всех уровней не удовлетворяются. Ответ – “есть запись в акте о факте нарушения”, и на этом все. А кто может подтвердить это “нарушение” – свидетели или конкретный покупатель? “Так форма акта проверки этого не предусматривает”, – отвечают налоговики.

Хозяйственные суды, рассматривающие иски СПД к ГНС о недействительности решений по применению штрафных санкций по нормам КАС Украины, как правило, законность проверки не рассматривают, считая, что незаконность проверки, а отсюда и получение доказательств незаконным путем (ч. 3 ст. 70 КАС Украины) не могут служить основанием для отмены или признания решений ГНС недействительными…» 

Что касается судебной практики, то в каждом случае судами принимаются во внимание конкретные юридические обстоятельства дела.

Со своей стороны мы отметим, что для наложения штрафов за нарушение Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» ГНИ еще должна иметь соответствующие на то полномочия:

из определения ВАСУ от 26.01.2006 г. «О признании недействительным налогового уведомления-решения и решения о применении штрафных санкций»

«…Поскольку ответчик (ГНИ) не является уполномоченным выдавать субъектам предпринимательской деятельности лицензии на торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями, коллегия судей приходит к заключению, что законодательными актами ему не предоставлено полномочий относительно принятия решений о применении финансовых санкций, установленных ст. 17 Закона Украины № 481/95-ВР, так как указанные полномочия отнесены к компетенции Департамента по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и оборотом подакцизных товаров Государственной налоговой администрации Украины.

Поскольку ГНИ в г. Ялте не является подразделением Департамента, суд считает, что ГНИ в г. Ялте, приняв спорное решение № ххххх от 26.08.2004 г., вышла за пределы своих полномочий и нарушила порядок применения финансовых санкций, установленных ст. 17 специального Закона Украины “О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий”.

Суд также принимает во внимание, что согласно ч. 3 ст. 2 КАС Украины в делах относительно обжалования решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий административные суды проверяют, приняты (осуществлены) они:

1) на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины;

2) с использованием полномочий с целью, с которой это полномочие предоставлено;

3) обоснованно, т.е. учтены ли все обстоятельства, имеющие значение для принятия решения (осуществление действий);

4) пропорционально, в частности с соблюдением необходимого баланса между какими-либо неблагоприятными последствиями для прав, свобод и интересов лица и целями, на достижение которых направлено это решение (действие);

5) с учетом права лица на участие в процессе принятия решения.

В соответствии с ч. 1 ст. 71 КАС Украины каждая сторона должна довести те обстоятельства, на которых основываются ее требования и возражения, кроме случаев, установленных ст. 72 этого Кодекса.



Частью 2 ст. 71 КАС Украины в делах о противоправности решений субъектов властных полномочий обязанность доказывания правомерности таких решений возлагается на ответчика, если он возражает против административного иска…». 

Также имеется судебная практика признания отсутствия правовых оснований у ГНИ на проведение оперативных проверок:

из постановления ВХСУ от 19.04.2004 г. по делу № А27/6 «О признании недействительным решения ГНИ» (отказано в производстве по пересмотру определением Судебной палаты в хозяйственных делах ВСУ от 30.12.2004 г.):

«…В целях уменьшения вмешательства государственных органов в предпринимательскую деятельность и в соответствии с п. 4 раздела XV “Переходные положения” Конституции Украины Президентом Украины был принят Указ “О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности”, п. 1 которого установлено, что органы исполнительной власти, уполномоченные от имени государства осуществлять проверку финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности (далее – контролирующие органы), проводят плановые и внеплановые выездные проверки. Согласно ст. 15 Закона Украины “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг” контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности порядка проведения расчетов за товары (услуги), других требований этого Закона осуществляют органы государственной налоговой службы Украины путем проведения плановых или внеплановых проверок в соответствии с законодательством Украины. Однако, как уже было указано, ответчик хх.хх.2001 г. в нарушение вышеуказанных правовых норм осуществил оперативную проверку истца (СПД), чем нарушил ст. 11 Закона Украины “О государственной налоговой службе”, п. 1 Указа Президента Украины “О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности”, ст. 15 Закона Украины “О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг” и ст. 19 Конституции Украины, обязывающую ответчика (ГНИ) действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины. Поскольку ответчик (ГНИ) осуществил проверку истца (СПД) в нарушение законов и Конституции Украины, то считать, что ответчиком (ГНИ) была осуществлена проверка и установлены соответствующие факты, правовые основания отсутствуют, а следовательно, отсутствуют и правовые основания для применения к истцу (СПД) соответствующих штрафных санкций…». 

Говоря о праве налоговых органов проводить контрольные закупки, следует знать, что право на их проведение предусмотрено только в Законе Украине от 18.02.92 г. № 2135 «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД) только для оперативных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. К таковым, в частности, относятся УБОП, ГСБЭП, оперативные подразделения налоговой милиции, СБУ. Здесь необходимо сделать оговорку, поскольку право осуществлять контрольную закупку предоставлено еще и органам по делам защиты прав потребителей в соответствии с Порядком проведения контрольной проверки правильности расчета с потребителями за предоставленные услуги и реализованные товары, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 02.04.94 г. № 215, но мы не ставим своей задачей в рамках данной консультации рассказывать о проверках исполнения требований законодательства о защите прав потребителей уполномоченными на то органами.

Соответствующая норма п. 2 ст. 8 Закона об ОРД звучит следующим образом:

«Оперативным подразделениям для выполнения заданий оперативно-розыскной деятельности при наличии предусмотренных ст. 6 этого Закона оснований предоставляется право:

2) проводить контрольную и оперативную закупку и поставку товаров, предметов и вещей, в том числе запрещенных в обороте, у физических и юридических лиц независимо от формы собственности в целях выявления и документирования фактов противоправных действий. Порядок проведения оперативной закупки и контролируемой поставки определяется нормативными актами Министерства внутренних дел Украины, налоговой милиции, Службы безопасности Украины, согласованными с Генеральной прокуратурой Украины и зарегистрированными в Министерстве юстиции Украины». 

В Законе об ОРД, а также подзаконных актах не дано ни терминологическое толкование терминов «контрольная» и «оперативная» закупки, равно как и не указано, в чем их разница. Но, надо полагать, разница есть. Так, постановлением КМУ от 05.07.93 г. № 510 «О создании Государственной службы по борьбе с экономической преступностью» предусмотрено право органов БЭП проводить именно контрольные, а не оперативные закупки.

На сегодняшний день Порядок проведения оперативной закупки не определен нормативными актами. Иными словами, право предоставлено, но непосредственного конкретного порядка его реализации нет. Однако ГНАУ и в этом случае попыталась выйти из положения. В Методических рекомендациях относительно действий оперативных работников налоговой милиции при проведении проверок субъектов предпринимательской деятельности (письмо ГНАУ от 19.11.2002 г. № 17932/7/26-4017) сказано: «…проведение контрольной проверки правильности расчета с потребителями за предоставленные услуги и реализованные товары регламентировано … Порядком проведения контрольной проверки правильности расчета с потребителями за предоставленные услуги и реализованные товары, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 02.04.94 г. № 215 «О реализации отдельных положений Закона Украины «О защите прав потребителей». В своей практической деятельности оперативным работникам налоговой милиции целесообразно, используя предоставленные Законами Украины «О милиции» и «О государственной налоговой службе в Украине» права, руководствоваться указанными порядками при самостоятельном составлении соответствующих актов и использовать возможности должностных лиц Государственного комитета по делам защиты прав потребителей». Вряд ли стоит комментировать обоснованность такого утверждения, когда на законодательном уровне разграничены полномочия госорганов и сфера их деятельности.

Как определено ст. 8 Закона об ОРД, являясь мерой оперативного характера, «контрольная (оперативная) закупка» применяется при наличии нижеследующих оснований:

«Основаниями для проведения оперативно-розыскной деятельности являются:

1. Наличие достаточной информации, полученной в установленном законом порядке, требующей проверки с помощью оперативно-розыскных мер и средств, о преступлениях, готовящихся либо совершенных неустановленными лицами; лицах, которые готовят либо совершили преступление; лицах, скрывающихся от органов расследования, суда либо уклоняющихся от уголовного наказания…

Указанные основания могут содержаться в заявлениях, сообщениях граждан, должностных лиц, общественных организаций, средств массовой информации, в письменных поручениях и постановлениях следователя, указаниях прокурора, определениях суда по уголовным делам, находящимся в его производстве, материалах органов дознания, иных правоохранительных органов, в запросах оперативных подразделений международных правоохранительных органов и организаций иных государств, а также запросах уполномоченных государственных органов, учреждений и организаций, определенных Кабинетом Министров Украины…

Запрещается принимать решение о проведении оперативно-розыскных мероприятий при отсутствии оснований, предусмотренных в данной статье». 

При этом, согласно ч. 1 ст. 9 Закона об ОРД, до начала оперативно-розыскных мероприятий должно быть заведено оперативно-розыскное дело. В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона об ОРД: «о заведении оперативно-розыскного дела выносится постановление, которое утверждается начальником или уполномоченным заместителем начальника органа внутренних дел, службы безопасности, … оперативного подразделения налоговой милиции… В постановлении указывается место и время его составления, должность лица, которое выносит постановление, его фамилия, основание и цель заведения оперативно-розыскного дела».

Без заведения такого дела, в соответствии с ч. 3 ст. 9 данного Закона, применение сотрудниками правоохранительных органов оперативно-розыскных мероприятий, в число которых входит и контрольная закупка, запрещается.

Также важно указать следующее: уже в первой статье Закона об ОРД определено, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется при поиске фактических данных о противоправных деяниях, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Украины. Иными словами, применять указанные в Законе оперативно-розыскные меры, к которым относится и контрольная закупка, в делах о правонарушениях, влекущих административную ответственность, нельзя.

Сотрудники ГНС, проводящие контрольные закупки, либо сами не знают, что данное действие является мерой оперативного характера и может применяться только при наличии определенных законодательством полномочий и заведенного оперативно-розыскного дела, либо, зная это, надеются на неосведомленность субъекта предпринимательской деятельности. Но не допустить к контрольной (оперативной) закупке невозможно, поскольку сначала проводится непосредственно закупка, а уже потом объявляется ее статус.

Если исходить из реальной ситуации, к которую попал частный предприниматель, то с нашей стороны при подобного рода «закупках» сотрудниками ГНИ порекомендуем нижеследующие действия, иначе продолжать «закупаться» будут все, кому не лень, безо всяких на то оснований и ограничений:

1. Узнав от «закупающих», что произведена контрольная закупка, потребуйте предъявить служебные удостоверения. В случае отказа вызывайте милицию (запрет пользоваться телефоном и выходить из помещения незаконен, за исключением следственных действий по возбужденному уголовному делу), аргументируя это тем, что вы не уверены в том, что пришедшие являются теми, за кого себя выдают. Кроме того, желательно вызвать своего адвоката.

2. Перепишите данные «закупающих», указанные в служебных удостоверениях.

3. Предложите заполнить Журнал регистрации проверок.

4. Попросите назвать номер и дату оперативно-розыскного дела, объяснив, что факт контрольной закупки свидетельствует о ведении оперативно-розыскной деятельности в отношении сотрудников предприятия, и осуществление контрольной закупки в соответствии с законодательством производится только в рамках уже заведенного оперативно-розыскного дела имеющими на то полномочия органами, определенными ст. 5 Закона об ОРД (перечислены выше), в числе которых нет налоговой службы. Предупредите, что, имея данные служебных удостоверений, вы напишите заявления: в отдел по борьбе с коррупцией их ведомства (относительно проверки правомерности применения оперативно-розыскных мероприятий, т.к. истинный повод визита неизвестен, с просьбой информирования вас о результатах такой проверки для дальнейшего принятия решения о компенсации ущерба) и прокуратуру (относительно проведения объективного разбирательства в отношении действий должностных лиц, в действиях которых присутствуют признаки преступлений, предусмотренных ст. 364 УК Украины «Злоупотребление властью или должностным положением» и 365 УК Украины «Превышение власти или служебных полномочий»).

5. Деньги за закупку не возвращайте, т. к. под вопросом сам факт ведения оперативно-розыскной деятельности.

6. После ухода проверяющих напишите, прибегая к услугам адвоката, заявления в прокуратуру и отдел ГНАУ по борьбе с коррупцией. Хотя можно этими двумя адресатами не ограничиваться и проинформировать о произошедшем факте еще, к примеру, уполномоченных лиц по делам предпринимательства. Кстати, позиция Госкомпредпринимательства Украины касательно отсутствия права органов государственной налоговой службы проводить контрольные закупки изложена в письме от 14.05.2003 г. № 2911.

7. Обсудить с адвокатом возможность компенсации нанесенного ущерба. Как предусмотрено ст. 111 Закона о ГНС: «в случае причинения вреда вследствие нарушения работниками органов государственной налоговой службы … требований относительно проведения проверок налогоплательщик может обратиться в суд с заявлением о возмещении материального и морального вреда».

 


Спасибо за информацию! Если возможно прокоментируйте ситуацию с обыском помещения, имеют ли они на это право?
Список форумів Список тем Нова темаПопередня тема Наступна тема
Вибачте, тільки зареєстровані користувачі можуть писати в цьому форумі.

Авторизуватись



Повідомлення, розміщені на форумах ДК-порталу, відображають лише особисту позицію авторів повідомлень.
Адміністрація форумів не несе відповідальності за їх зміст.

© 2023 "Дебет-Кредит", український бухгалтерський портал, web_dk [ @ ] gc.com.ua





0.00029600000000007