Головна порталу Дт-Кт  
Головна ДКНовиниПублікації ДКПередплатаДовідникиБланки, формиКонсультаціїДокументи


Розширений пошук по форуму :: по порталу

признание расходов

Відправлено користувачем buhgalter 
Список форумів Список тем Нова темаПопередня тема Наступна тема
ситуация:
мы акт выполнених работ выставили в одном месяце, нам по этим работам в другом.
как с расходами? это ведь расходы, которые формируют с-с..
если в одном периоде, то может и ничего. а если в разных?
Quote
buhgalter
ситуация:
мы акт выполнених работ выставили в одном месяце, нам по этим работам в другом.
как с расходами? это ведь расходы, которые формируют с-с..
если в одном периоде, то может и ничего. а если в разных?
а что вас смущает? вы расходы признаёте в том периоде, в котором признали доходы!
А есть ли какое-то логическое объяснение, почему так вышло? Например, субподрядчик делал работы в январе и феврале, а подрядчик сдал строительство в марте. В таком случае возможно. И по моему, проводить акты с субподрядчиком до принятия объекта нельзя. Вот как быть с НДС - не помню, может, кто-то из "строительных" бухгалтеров лучше напишет.


так в том и дело, что у нас сначала доходы. доходы в феврале, а расходы в марте...
Трудновато будет объяснить, почему так вышло....Разве что попробовать спрятать эти доходы/расходы в общекорпоративных и прочих "обще" строках.
Если поможет, была вот такая статья:

Расходы попадают в себестоимость разными путями. Есть такие пути, которые применяются в бухгалтерском учете, но не признаются учетом налоговым. Как уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму затрат, привычные пути которых перекрыты шлагбаумами Налогового кодекса?


ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Рассмотрим банальную для многих строителей бизнес-ситуацию.

Построенный объект сдается в эксплуатацию зимой. Комиссия отражает в приемочных документах перечень работ, которые должны быть выполнены подрядчиком весной (озеленение, благоустройство территории). Спустя некоторое время подрядчик подписывает общий акт передачи готового объекта заказчику, получает полную оплату стоимости СМР. Через несколько месяцев, когда потеплело, подрядчик возвращается на объект и проводит работы по озеленению и благоустройству прилегающей к объекту территории.

Эта бизнес-ситуация обусловлена объективными обстоятельствами: озеленение и благоустройство могут проводиться лишь с наступлением тепла, а задерживать сдачу объекта в эксплуатацию из-за зимних холодов нерационально.

Как отражаются эти операции в бухучете?

Предположим, объект сдан в декабре.

Главбух подрядчика видит в документах комиссии перечень работ, которые должны быть проведены весной.

Он обращается к сметной документации и выясняет, что плановая стоимость таких работ составляет 25000 грн.

После этого в себестоимости создается резерв предстоящих расходов, который в современной бухгалтерской терминологии называется обеспечением:

Дт 23 — Кт 47 — 25000 грн.

В конце декабря заказчик и подрядчик подписывают акт о передаче готового объекта.

По этому акту подрядчик отражает реализацию: Дт 36 — Кт 70 и списывает всю себестоимость выполненных СМР.

Когда наступает апрель, подрядчик выполняет необходимые работы и соответствующая «первичка» ложится на стол главбуху.

Фактические расходы почти всегда отличаются от плановых, поэтому возникают стоимостные разницы.

Рассмотрим два варианта:

1. Фактические затраты на проведение озеленения и благоустройства составили 27000 грн.

2. Фактические затраты на проведение озеленения и благоустройства составили 21000 грн.

В первом случае главбух отразит следующие проводки:

Дт 47 — Кт 20, 65, 66... — 25000 грн.,

Дт 94 — Кт 20, 65, 66... — 2000 грн.

Во втором случае главбух отразит такую корреспонденцию счетов:

Дт 47 — Кт 20, 65, 66... — 21000 грн.,

Дт 47 — Кт 71 — 4000 грн.

Такой подход позволяет придерживаться принципа соответствия доходов и расходов.

В декабре вся себестоимость СМР была списана под доходы. При этом в составе себестоимости была отражена стоимость (пускай плановая) тех обязательств, которые подрядчику лишь предстояло выполнить.

В налоговом учете сейчас также действует принцип соответствия доходов и затрат. Он зафиксирован в п. 138.4 НКУ:

«Расходы, формирующие себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, признаются расходами того отчетного периода, в котором признаны доходы от реализации таких товаров, выполненных работ, предоставленных услуг».

Однако в отличие от бухучета, НКУ не позволяет отражать в составе затрат плановые показатели: метод резервирования грядущих издержек в себестоимости налоговым учетом игнорируется.

В налоговом учете возможны два варианта:

1. Если подрядчик ведет учет по «долгосрочным» правилам п. 137.3 НКУ, то в его учете доходы отражаются не по акту, а по степени завершенности. Она определяется соотношением фактически понесенных в отчетном периоде затрат и общей плановой суммы затрат.

В такой ситуации проблем быть не должно. Пока не будут выполнены все работы, предусмотренные договором, полная цена контракта в налоговом учете отражена не будет. То есть весной, когда будет полностью закончено выполнение всех контрактных работ, степень завершенности будет равна 100 % и в налоговом учете отразится последняя порция себестоимости и дохода.

Если, например, общая сумма договора составляет 1000000 грн., общая плановая сумма расходов составляет 850000 грн., а стоимость последних весенних работ по озеленению и благоустройству равна 25000 грн., то степень завершенности весной будет определена так: 25000 : 850000 = 2,94 %.

Соответственно доход, отраженный в декларации за первое полугодие, будет следующим: 1000000 грн. х 0,0294 = 29400 грн. Под эту сумму в декларации будет списана себестоимость весенних работ в сумме 25000 грн.

2. Если подрядчик не применяет специальные правила «долгосрочки», то он отражает доход по актам в общем порядке. Это правило приведено во втором абзаце п. 137.1 НКУ:

«Доход от предоставления услуг и выполнения работ признается по дате составления акта или другого документа, оформленного в соответствии с требованиями действующего законодательства, подтверждающего выполнение работ или предоставление услуг».

Поскольку акт был составлен в конце декабря, то вся его сумма будет отражена в годовой налоговой декларации.

Таким образом, весной, когда будут выполняться завершающие работы, по этому контракту доход отражен уже не будет.

Фактические затраты запаздывают. Поэтому правило п. 138.4 НКУ применить невозможно: в периоде, когда затраты фактически понесены, нет дохода, под который можно было бы списать затраты.

Ситуация усугубляется тем, что налоговики довольно часто вовсе отказываются признавать затраты, понесенные после сдачи объекта в эксплуатацию.

Имеет ли право подрядчик уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму весенних работ?

НКУ в п. 14.1.27 определяет понятие затрат в привязке к категории «хозяйственная деятельность»:

«расходы — сумма любых расходов плательщика налога в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых для ведения хозяйственной деятельности плательщика налога, в результате которых происходит уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов либо увеличения обязательств, вследствие чего происходит уменьшение собственного капитала (кроме изменений капитала за счет его изъятия или распределения собственником)».

В свою очередь категория «хозяйственная деятельность» получила свою дефиницию в п. 14.1.36 НКУ:

«хозяйственная деятельность — деятельность лица, связанная с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направленная на получение дохода и осуществляемая таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, действующее в интересах первого лица, в частности по договорам комиссии, поручения и агентским договорам».

Итак, ключевой вопрос в том, направлены ли весенние работы на получение дохода?

Несмотря на то что весной доход уже не отражается, нам кажется, что связь весенних работ с ранее отраженным контрактным доходом неоспорима.

Зададимся простым вопросом: почему подрядчик проводит работы по озеленению и благоустройству?

Ответ очевиден: он обязан это сделать, так как эти работы предусмотрены проектно-сметной документацией, по которой строился объект.

В проектной документации отражены те работы, которые подрядчик обязан выполнить для заказчика.

Другими словами, после декабрьской передачи объекта заказчику подрядчик продолжает нести контрактные обязательства. Эти обязательства, собственно, и отражены по кредиту счета 47.

Заключив договор с подрядчиком, заказчик покупает у него перечень всех работ, приведенный в проектной документации. В том числе он покупает и работы по озеленению и благоустройству. Пока эти работы не выполнены, контракт не считается закрытым.

Это значит, что весенние работы, как и любые другие работы, отраженные в проектной документации, прямо связаны с доходом по контракту. То есть эти работы тоже «направлены на получение дохода». Просто в силу сезонности строительного производства в данном случае признание дохода опередило признание затрат.

Поэтому, на наш взгляд, затраты на проведение сезонно-отсроченных работ имеют полное право на отражение в декларации по налогу на прибыль.

Правда, здесь возникает проблема технического характера: включить такие расходы в приложение СВ к декларации по налогу на прибыль вряд ли будет уместно. Ведь если в декларации не отражены контрактные доходы от реализации СМР, то отражать в ней себестоимость реализованных СМР было бы некорректно.

На наш взгляд, стоимость сезонно-отсроченных работ подрядчику следует включить в статью прочих операционных затрат. И главбуха не должно смущать, что п. 138.10.4 НКУ прямо не предусматривает включение в прочие операционные расходы отсроченных работ, относящихся к себестоимости. Здесь важно то, что п.п. «в» п. 138.10.4 НКУ специально оговаривает, что перечень таких затрат, приведенный в НКУ, не является исчерпывающим.

Главное, что несомненная связь весенне-озеленительных работ с хозяйственной деятельностью подрядчика позволяет отнести их стоимость в состав налоговых расходов.

Иван Чалый, консультант
Я продаю услуги, которые покупаю в конце отчётного квартала. Даже никогда вопросса не возникало, можно ли так делать???? Отчётный период ведь один, и в договоре с поставщиком услуг прописано, что документально оформление в таком-то периоде.
Список форумів Список тем Нова темаПопередня тема Наступна тема
Вибачте, тільки зареєстровані користувачі можуть писати в цьому форумі.

Авторизуватись



Повідомлення, розміщені на форумах ДК-порталу, відображають лише особисту позицію авторів повідомлень.
Адміністрація форумів не несе відповідальності за їх зміст.

© 2023 "Дебет-Кредит", український бухгалтерський портал, web_dk [ @ ] gc.com.ua





0.000253