Политика бухгалтерского учета предприятия:
как составить приказ
Стандартами бухучета политика бухгалтерского учета предприятия определяется как совокупность принципов, методов и процедур, которые используются предприятием для учета и оценки показателей статей финансовой отчетности. Вопрос установления учетной политики относится к компетенции собственника предприятия.
Положения учетной политики формулируются предприятием в виде отдельного внутрипроизводственного нормативного документа и находят свое отражение в письменных примечаниях к финансовой отчетности.
Исходя из состояния действующего законодательства, учетной практики и учетных традиций в приказе о политике бухгалтерского учета предприятия должны быть, в первую очередь, определены следующие позиции:
- методы амортизации необоротных активов;
- стоимостные признаки предметов, входящих в состав малоценных необоротных материальных активов (МНМА);
- методы оценки убытия запасов;
- периодичность проверки и корректирования стоимости запасов;
- порядок учета транспортно-заготовительных расходов (ТЗР);
- перечень создаваемых обеспечений будущих расходов и платежей;
- порядок оценки степени завершенности операций по предоставлению услуг;
- статьи и правила калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг);
- порядок определения степени завершенности работ по строительным контрактам;
- пороги существенности для отдельных объектов учета;
- предоставление филиалам, представительствам и другим обособленным подразделениям предприятия права вести отдельный баланс.
Заметим, что свобода в выборе тех или иных методов учетной политики более-менее ограничена для крупных предприятий, которые ведут учет по полной форме, а особенно - для предприятий государственного и коммунального сектора.
Субъектам малого предпринимательства куда легче - ведь им предоставлено право использовать упрощенную систему учета и свободно выбирать счета и регистры (см., в частности, приказы Минфина от 19.04.2001 г. № 186 “Об утверждении упрощенного Плана счетов бухгалтерского учета” и от 25.06.2003 г № 422 “Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета малыми предприятиями”). Так что они могут фактически по каждому учетному разделу устанавливать эксклюзивные алгоритмы и обходить строгие учетные директивы (за исключением, может быть, банковско-кассовых операций и ВЭД).
1. Организационные и технико-методологические вопросы
бухгалтерского учета и учетной политики предприятия
Как правило, ведение бухгалтерского учета на предприятии осуществляется или бухгалтерской службой во главе с главным бухгалтером, или бухгалтером (главным бухгалтером) единолично.
Обязанности главного бухгалтера определяются положениями ст. 8 Закона Украины “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине”. Желательно и для остальных бухгалтеров разработать и утвердить должностные инструкции, которыми будут установлены конкретные права, обязанности и ответственность каждого работника бухгалтерской службы.
При наличии на предприятии достаточно разветвленных учетных структур, а особенно при использовании для ведения управленческого и бухгалтерского учета внутрихозяйственных компьютерных сетей весьма желательно четко расписать алгоритмы, по которым фиксируются первичные документы и бухгалтерские регистры. Правила (график) такого документооборота могут включать перечень ручных и машинных операций по созданию, проверке и обработке документов различными подразделениями с определением ответственных лиц, сроков и других условий.
Способствует качественному ведению бухгалтерского учета заблаговременное определение перечней должностных лиц предприятия, которые:
- отвечают за составление первичных документов, фиксирующих факты осуществления хозяйственных операций;
- имеют право выдавать разрешения на осуществление хозяйственных операций и несут ответственность за их соответствие действующему законодательству, уставу предприятия и т. п.;
- имеют право подписывать первичные документы;
- отвечают за хранение первичных документов и учетных регистров, прошедших обработку, а также бухгалтерских отчетов и балансов, за передачу их в архив или на уничтожение по окончании сроков хранения;
- заключили договор о полной материальной ответственности за сохранность ТМЦ.
Инвентаризация
Приказом по предприятию должен быть утвержден состав постоянно действующих инвентаризационных комиссий и определены их полномочия.
Общие правила инвентаризации, а также перечень случаев, когда она проводится, установлены Инструкцией по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденной приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69.
При формировании учетной политики предприятия необходимо определить порядок проведения инвентаризации как в обязательных случаях, перечисленных в законодательстве, так и в нештатных ситуациях. Для последних случаев желательно установить ограничения по продолжительности, методы проверки сохранности и работоспособности тех или иных материальных ценностей и т. п. При этом в каждой конкретной ситуации сроки и места проведения инвентаризации, ее особенности, состав рабочих комиссий (если из-за большого объема работ инвентаризация не может быть проведена постоянно действующей комиссией) определяются распорядительным документом руководителя предприятия (подразделения).
Существенность стоимостных показателей
Существенность - это характеристика учетной информации, определяющая ее способность влиять на решение пользователей финансовой отчетности.
Согласно рекомендациям по определению существенности стоимостных показателей финансовой отчетности, изложенным в письме Минфина от 29.07.2003 г. № 04230-108, могут быть установлены различные пороги существенности как для деятельности предприятия в целом, так и для отдельных хозяйственных операций, объектов учета и статей финансовой отчетности.
Право определения существенности отдельных хозяйственных операций и объектов учета предоставляется руководству предприятия, если иное не предусмотрено в стандартах бухгалтерского учета.
Для определения существенности отдельных активов, обязательств и собственного капитала предприятия Минфин рекомендует в качестве порога принять величину в 5% от итога соответственно всех активов, всех обязательств и собственного капитала. По отдельным видам доходов и расходов рекомендуется выбрать величину, равную 2% чистой прибыли предприятия.
Когда речь идет о переоценке или уменьшении полезности объектов учета, порогом существенности, по мнению Минфина, может быть 1% чистой прибыли предприятия или 10%-ное отклонение остаточной стоимости объектов учета от их справедливой стоимости.
Впрочем, приведенные величины являются ориентировочными, и никто не мешает предприятию установить собственные пороги существенности.
2. Выбор вариантов учета основных средств и других необоротных активов
Бухгалтерский метод амортизации ОС выбирают из перечня, приведенного в п. 26 П(С)БУ 7 “Основные средства”:
1) прямолинейный, по которому годовая сумма амортизации определяется делением амортизируемой стоимости на срок полезного использования объекта ОС;
2) уменьшения остаточной стоимости, по которому годовая сумма амортизации определяется как произведение остаточной стоимости объекта на начало отчетного года или первоначальной стоимости на дату начала начисления амортизации и годовой нормы амортизации;
3) ускоренного уменьшения остаточной стоимости, по которому начисляется удвоенная сумма амортизации, рассчитанная по правилам предыдущего пункта;
4) кумулятивного, по которому годовая сумма амортизации определяется как произведение амортизируемой стоимости и кумулятивного коэффициента. Кумулятивный коэффициент рассчитывается делением количества лет, оставшихся до конца срока полезного использования объекта ОС, на число лет его полезного использования;
5) производственного, по которому месячная сумма амортизации определяется как произведение фактического месячного объема продукции (работ, услуг) и производственной ставки амортизации. Производственная ставка амортизации исчисляется делением амортизируемой стоимости на общий объем продукции (работ, услуг), который предприятие предполагает изготовить (выполнить) с использованием объекта ОС.
6) налогового, по которому в бухгалтерском учете применяются нормы и методы начисления амортизации основных средств, предусмотренные налоговым законодательством.
Метод амортизации выбирается предприятием самостоятельно с учетом ожидаемого способа получения экономических выгод от использования объекта основных средств.
Если ожидаемый способ получения экономических выгод от его использования меняется, то метод амортизации может быть пересмотрен. Начисление амортизации по новому методу начинается с месяца, следующего за месяцем принятия решения об изменении метода амортизации.
В принципе, к МНМА могут быть применены те же методы начисления амортизации, что и к ОС. Однако на практике чаще всего применяют один из двух методов, специфических для данной группы активов: либо начисление 100%-ной амортизации в момент передачи актива в производство (эксплуатацию), либо начисление 50% амортизации в момент передачи МНМА в эксплуатацию и еще 50% - в момент списания МНМА в виду дальнейшей непригодности его для использования.
С налоговой точки зрения предпочтительнее, конечно, первый метод, так как он позволяет сразу уменьшить базу налогообложения (впрочем, для убыточных и “нулевых” этот момент большей роли не играет). Если же для собственника предприятия важнее строгий контроль за сохранностью и состоянием МНМА на предприятии, то лучше применять линейную схему амортизации, назначив нормы исходя из предполагаемого срока службы каждого объекта.
3. Выбор вариантов учета запасов
Согласно П(С)БУ) 9 “Запасы” в состав запасов включают:
- сырье, основные и вспомогательные материалы, комплектующие изделия и прочие материальные ценности, предназначенные для производства продукции, выполнения работ, предоставления услуг, обслуживания производства и административных нужд;
- незавершенное производство в виде не законченных обработкой и сборкой деталей, узлов, изделий и незавершенных технологических процессов.
- готовую продукцию, изготовленную на предприятии, предназначенную для продажи и соответствующую техническим и качественным характеристикам, предусмотренным договором или нормативно-правовым актом;
- товары в виде материальных ценностей, приобретенных (полученных) и содержащихся предприятием с целью дальнейшей продажи;
- малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП).
Приобретенные (полученные) или изготовленные запасы зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости.
В части определения первоначальной стоимости в политике бухгалтерского учета предприятия может быть установлено, включаются ли в нее ТЗР или они учитываются на отдельном счете.
При отпуске запасов в производство, продаже и другом выбытии их оценка осуществляется по одному из следующих методов:
- идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;
- средневзвешенной себестоимости;
- себестоимости первых по времени поступлений запасов (ФИФО);
- нормативных расходов;
- цены продажи.
В политике бухгалтерского учета можно определить как единый метод оценки выбытия для всех запасов, так и разные методы для различных групп запасов. Следует лишь иметь в виду, что для учета запасов, имеющих одинаковое назначение и одинаковые условия использования, может применяться только один из приведенных методов.
Готовая продукция
Группа запасов “готовая продукция” имеет свои учетные особенности. Точную сумму фактической производственной себестоимости можно рассчитать только в конце производственного цикла или отчетного периода. Стандарты бухгалтерского учета не устанавливают конкретных методов оценки стоимости приходуемой готовой продукции, таковые устанавливаются лишь для их выбытия.
В целях соблюдения единства и простоты учета готовой продукции целесообразно в политике бухгалтерского учета предприятия установить правила оценки не только выбывающей, но и приходуемой готовой продукции. Наиболее удобными в этом отношении оказываются методы идентифицированной себестоимости, средневзвешенной себестоимости и нормативных затрат. Последний метод особенно значим для предприятий, которые строят свой учет на точных показателях фактической производственной себестоимости, применяют для отражения ежедневного движения готовой продукции (выпуск, оприходование, перемещение, отгрузка) различные виды условных цен: нормативные, договорные, розничные, цены плановой себестоимости и т. п.
Незавершенное производство
К группе запасов “незавершенное производство” могут применяться те же методы оценки, но с учетом одного немаловажного фактора: эти запасы не выбывают, они скопились в производственном цехе в виде различных комбинаций исходных материальных ценностей.
Идеальным методом оценки незавершенного производства является тотальная инвентаризация в производственных подразделениях. Она может обеспечить стопроцентную точность на любой стадии производства и в любой момент времени. Хотя данный способ отличается трудоемкостью и дороговизной, при выверенных алгоритмах первичного и бухгалтерского учета, тщательно прописанных в политике бухгалтерского учета предприятия, он может принести куда больший эффект, чем все прочие методы.
МБП
Особый учетный статус может быть установлен для малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Хотя они и считаются согласно П(С)БУ запасами, но в общеэкономическом смысле имеют признаки средств производства, аналогичных МНМА и ОС.
Пункт 23 П(С)БУ 9 “Запасы” рассматривает в качестве основного способа отражения передачи МБП в эксплуатацию одномоментное исключение предметов из состава активов (списание с баланса) с дальнейшей организацией оперативного количественного учета таких предметов по местам эксплуатации и в разрезе ответственных лиц в течение срока их фактического использования.
В политике бухгалтерского учета могут устанавливаться другие правила учета МБП. Например, может быть применен метод линейной амортизации, когда материальный актив списывается постепенно равными долями в течение установленного срока службы, или схема, предполагающая списание 50% - стоимости актива при передаче его в эксплуатацию и еще 50% при выбытии актива в виду утраты функциональных свойств - как для МНМА.
4. Создание обеспечений, резервов, фондов
П(С)БУ 11 “Обязательства” рекомендует создавать обеспечения для операционных расходов на:
- оплату отпусков работникам;
- дополнительное пенсионное обеспечение;
- выполнение гарантийных обязательств;
- реструктуризацию;
- выполнение обязательств по обременяющим контрактам.
Если предприятие считает необходимым создание таких резервов, оно должно поместить информацию об этом в приказ о политике бухгалтерского учета, а также указать учетные особенности создаваемых резервов и нормы отчислений в них.
Резерв на оплату отпусков работникам считается обязательным. Постепенное в течение календарного года резервирование позволяет равномерно распределить по месяцам затраты предприятия на оплату основных и дополнительных отпусков, большинство из которых приходится на лето. Это позволяет избежать завышения себестоимости продукции в отдельные отчетные периоды.
Методы расчета отчислений в резерв определяются политикой бухгалтерского учета предприятия. За базовый показатель расчета обычно принимаются суммы затрат на оплату труда и отпусков работников в предыдущие годы (включая взносы на обязательное социальное страхование, исчисляемые с ФОТ) или прогнозные показатели финансово-экономического развития предприятия на текущий год.
При использовании первого метода расчета величина резерва определяется в процентном отношении от фактически начисленной заработной платы; размер процента вычисляется как отношение годовой суммы отпускных выплат в прошлом году к годовой сумме ФОТ прошлого года. При использовании второго метода величина резерва определяется аналогично, но процент исчисляется с использованием плановых показателей (прогнозных сумм годовых отпускных выплат и заработной платы).
Отчисления в резерв на оплату отпусков производятся ежемесячно.
Резерв на обеспечение гарантийных обязательств создается в целях выполнения производителем гарантийных обязательств в течение срока гарантии на товар. Подробно условия проведения гарантийных ремонтов и гарантийных замен изложены в Постановлении КМУ от 11.04.2002 г. № 506. Величина резерва устанавливается предприятием исходя из суммарной годовой стоимости затрат на гарантийные ремонты. Нормы ежемесячных отчислений в резерв гарантийных ремонтов обычно не превышают 10% стоимости реализованной продукции.
Политика бухгалтерского учета может предусматривать также создание различных целевых фондов: производственного развития, материального поощрения, различных социальных целевых фондов, а также производственно-инновационных фондов, фондов для осуществления ремонтов ОС и т. п.
5. Отдельные вопросы определения (калькулирования) себестоимости
производственной и хозяйственной деятельности
Перечень и состав статей производственного калькулирования себестоимости готовой продукции может определяться техническими условиями, утвержденными государственным органом, внутрипроизводственными методическим рекомендациями, другими внешними и внутренними нормативными документами и даже отдельным разделом самой политики бухгалтерского учета предприятия.
Рекомендуемая бухгалтерская классификация затрат приводится в П(С)БУ 16 “Расходы”.
Целесообразно наряду с производственной частью затрат определить в политике бухгалтерского учета перечни основных категорий общехозяйственных расходов (главным образом это административные расходы и расходы на сбыт), так как нередко одни и те же статьи расходов могут относиться и к производственным, и к общепроизводственным, и к общехозяйственным.
Важность выделения административных расходов и расходов на сбыт определяется не только их местом в хозяйственном процессе, но и тем, что указанные группы имеют своеобразную налоговую ценность. В частности, при отнесении затраченных в течение отчетного периода материальных ценностей на статьи расходов, не имеющих прямого отношения к производству, то есть на административные расходы и расходы сбыта, определение прироста (убыли) запасов по пункту 5.9 Закона о прибыли не производится. Это обычно дает прямые экономические выгоды в части налогообложения для субъекта предпринимательской деятельности.
Перечень административных расходов приводится в п. 18 П(С)БУ 16 “Расходы” и в Инструкции № 291. К административным расходам могут быть отнесены следующие затраты, направленные на обслуживание и управление предприятием:
- общие корпоративные затраты (организационные расходы, расходы на проведение годового собрания акционеров, представительские расходы и т. п.);
- затраты на служебные командировки и содержание аппарата управления предприятием и другого общехозяйственного персонала;
- затраты на содержание основных средств, других необоротных активов общехозяйственного использования (аренда, страхование имущества, амортизация, ремонт, отопление, освещение, водоснабжение, водоотведение, охрана);
- вознаграждения за профессиональные услуги (юридические, аудиторские, по оценке имущества и т. п.);
- затраты на связь (почта, телеграф, телефон, телекс, факс и т. п.);
- амортизация нематериальных активов общехозяйственного использования;
- затраты на урегулирование споров в судебных органах;
- налоги, сборы и другие предусмотренные законодательством обязательные платежи (кроме налогов, сборов и обязательных платежей, которые включаются в производственную себестоимость продукции, работ, услуг);
- плата за расчетно-кассовое обслуживание и прочие услуги банков.
Перечень расходов на сбыт приводится в п. 19 П(С)БУ) 16 “Расходы” и в Инструкции по применению плана счетов. В расходы на сбыт могут быть включены:
- расходы на упаковочные материалы для затаривания готовой продукции на складах готовой продукции и на ремонт тары;
- оплата труда и компенсационные вознаграждения продавцам, торговым агентам и работникам подразделений, обеспечивающих сбыт;
- расходы на рекламу;
- расходы на предпродажную подготовку товаров;
- расходы на командировки работников, занятых сбытом;
- расходы на командировки работников, занятых исследованием рынка;
- расходы на командировки экспедиторов;
- расходы на содержание основных средств, других необоротных активов, связанных со сбытом продукции, товаров, работ, услуг (аренда, страхование, амортизация, ремонт, отопление, освещение, охрана);
- расходы на транспортировку, перевалку и страхование готовой продукции (товаров), транспортно-экспедиционные и другие услуги, связанные с транспортировкой продукции (товаров) в соответствии с условиями договора поставки;
- расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
- прочие расходы, связанные со сбытом продукции, товаров, работ, услуг.
Конкретный перечень административных расходов и расходов на сбыт должен быть приведен в политике бухгалтерского учета предприятия.
6. Список “нетитульных” счетов и субсчетов и
нетипичных дополнительных регистров
В целях обеспечения полной синхронизации документооборота центральной бухгалтерии и бухгалтерских служб структурных подразделений целесообразно составить единый список дополнительных счетов, отсутствующих в официальном Плане счетов, а также индивидуальных субсчетов 1, 2 и 3-го порядков и сводной таблицы проводок и указаний по их применению.
Малые предприятия могут использовать упрощенный План счетов бухгалтерского учета, внеся в него изменения в соответствии с текущими требованиями предприятия.
Формы регистров бухгалтерского учета
В общем случае для учета хозяйственных операций применяются типовые регистры бухгалтерского учета.
Нормативные рекомендации по этому вопросу (Методические рекомендации по применению регистров учета, утвержденные приказом Минфина от 29.12.2000 г. № 356, предназначенные для предприятий, ведущих бухгалтерский учет по полной форме, и уже упоминаемые ранее Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета малыми предприятиями, предназначенные для предприятий, использующих простую или упрощенную форму бухгалтерского учета) допускают различные способы ведения учетных регистров:
- в специальных книгах (журналах);
- на отдельных листах и карточках;
- в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники;
- на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.
В настоящее время большинство предприятий используют компьютерные бухгалтерские программы. Сертифицированные программные продукты имеют адаптированные под текущее законодательство регистры бухгалтерского и налогового учета. Выбранная программа должна быть указана в приказе об учетной политике предприятия.
Формы первичных документов
Формы первичных документов, изготовленные на компьютере или вручную, должны соответствовать требованиям ст. 9 Закона о бухучете в части наличия обязательных реквизитов:
- наименования документа;
- даты составления;
- наименования предприятия, от имени которого составлен документ;
- содержания хозяйственной операции;
- измерителей хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименований должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личных подписей указанных лиц.
7. Особенности финансовой отчетности
В соответствии с требованиями ст. 12 Закона о бухучете субъект предпринимательской деятельности, имеющий дочерние предприятия, должен установить в своей учетной политике условия составления общей и консолидированной финансовой отчетности.
Объединение предприятий помимо собственной отчетности должно представлять сводную финансовую отчетность всем предприятиям, входящим в его состав, если это предусмотрено уставными документами объединения.
Особый вопрос финансовой отчетности - порядок исправления ошибок.
Согласно П(С)БУ 6 “Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах” исправление ошибок прошлых лет отражается в балансе (ф. № 1) и других формах финансовой отчетности за отчетный год:
а) если такие ошибки влияют на величину нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) - путем корректировки на начало отчетного года нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), а также статей активов, обязательств, собственного капитала, изменившихся вследствие исправления ошибок. Кроме того, исправления отражаются по строке 030 отчета о собственном капитале (ф. № 4).
б) если такие ошибки не влияют на величину нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) - путем корректировки в текущих учетных регистрах. В отчетность эти исправления включаются в общем порядке и отдельно не оговариваются.
8. Распорядительный документ (приказ) о политике
бухгалтерского учета предприятия
Полномочия собственника (собственников) предприятия устанавливать учетную политику реализуются посредством распорядительного документа о политике бухгалтерского учета предприятия. Такой документ может составляться и утверждаться ежегодно, а может быть принят как базовый на все время деятельности предприятия. Во втором случае в него при необходимости вносятся изменения и дополнения.
Приказ о политике бухгалтерского учета предприятия может быть представлен документом любой степени сложности и подробности от простейшего, исполненного на одной стандартной печатной странице, с перечислением нескольких важных для предприятия положений, до многотомного, состоящего из нескольких разделов, дополненного инструкциями, правилами, порядками, с многочисленными приложениями в виде таблиц, графиков и т. п.
Приведем образец такого приказа:
ОАО “Ламинол”
Утверждено
Собранием участников от 27.12.2006 г.
протокол № 23
Приказ о политике бухгалтерского учета ОАО “Ламинол”
г. Харьков 03.01.2007 г.
Считать нижеследующие нормы бухгалтерского учета и финансовой отчетности обязательными для центральной бухгалтерии предприятия и бухгалтерий структурных подразделений, в т. ч. выделенных на отдельных баланс.
I. Учет ОС и МНМА
1. ОС и МНМА зачислять на баланс после предварительного накопления всех фактических затрат (первоначальная стоимость средства) на единицу ОС или МНМА на счете 15 “Капитальные инвестиции”: на их приобретение, монтаж, наладку, регистрацию, доставку, страхование рисков доставки, уплату таможенных сборов и налогов, не возмещаемых предприятию. Корреспонденция счетов при вводе средств в эксплуатацию: Дт 10 “Основные средства” или Дт 112 “Малоценные необоротные материальные активы” - Кт 15 “Капитальные инвестиции”.
Начисление амортизации ОС вести в соответствии с групповой классификацией и правилами налогового учета.
Амортизацию МНМА начислять в размере 10 % в месяц от их первоначальной стоимости.
2. Бесплатно полученные предприятием ОС и МНМА зачислять на баланс проводкой Дт 10 “Основные средства” - Кт 424 “Бесплатно полученные необоротные активы”. Одновременно с начислением амортизации отражать доход на сумму начисленной амортизации по Кт 745 “Доход от бесплатно полученных необоротных активов” и Дт 424 “Бесплатно полученные необоротные активы”.
3. Оприходование необоротных активов, выявленных в ходе инвентаризации, отражать проводкой по дебету счета учета необоротных активов с одновременным признанием дохода по кредиту счета 746 “Прочие доходы от обычной деятельности”.
4. Осуществлять переоценку ОС, если его остаточная стоимость существенно отличается от справедливой стоимости.
5. Доход в сумме стоимости оприходованных материальных ценностей от списания ОС отражать на счете 746 “Прочие доходы от обычной деятельности” по стоимости возможного использования, определенной комиссией.
6. Списание остаточной стоимости необоротных активов при недостачах и потерях от порчи отражать на счете 976 “Списание необоротных активов”, при условии направления юридической службой предприятия заявления о краже, недостаче и т. п. в правоохранительные органы и получения решения относительно результатов ее рассмотрения, и при наличии надлежащего внутрихозяйственного распорядительного документа.
7. Затраты на капитальные ремонты списывать на увеличение балансовой стоимости отдельных объектов и групп ОС; расходы на текущие ремонты распределять на валовые затраты и увеличение балансовой стоимости в соответствии с правилами налогового учета.
8. При вводе основных средств в эксплуатацию и выводе их из эксплуатации (ликвидации) наряду с типовыми формами первичного учета ОС составлять внутрипроизводственные формы ООС-35 и ООС-39 (здесь и далее – названия форм условные).
II. Запасы
1. Приобретенные или изготовленные запасы зачислять на баланс по фактической себестоимости (первоначальной стоимости).
2. За единицу бухгалтерского учета запасов принимать их наименование или однородную группу.
3. При отпуске запасов (кроме МБП) в производство осуществлять их оценку по методу идентифицированной себестоимости.
Выпуск готовой продукции и ее отпуск со склада оценивать по нормативному методу.
Установить периодичность коррекции стоимости готовой продукции на складе: ежемесячно на последний день отчетного месяца.
4. При отпуске в производство МБП учетной подгруппы “инструменты” списывать 50% их фактической (идентифицированной) себестоимости; оставшиеся 50% списывать не ранее чем через три месяца при наличии заключения специальной комиссии об их полной непригодности и утилизации. По всем остальным МБП производить списание 100% их фактической (идентифицированной) себестоимости в момент передачи в эксплуатацию с осуществлением количественного учета по местам эксплуатации и материально ответственным лицам в течение срока фактического использования до момента списания в связи с полной непригодностью.
5. Включать в состав транспортно-заготовительных расходов (ТЗР):
- расходы на оплату услуг транспортных организаций;
- расходы на погрузку запасов в транспортные средства вне территории предприятия;
- расходы на командировки по непосредственной заготовке запасов;
- расходы на горюче-смазочные материалы и запчасти для собственных автотранспортных и погрузочно-разгрузочных средств, используемых в заготовке запасов;
- расходы на зарплату водителей, грузчиков и работников, непосредственно обслуживающих указанные транспортные и погрузочно-разгрузочные средства (с учетом начислений с ФОТ).
ТЗР учитывать на отдельном счете.
Использовать метод учета списания транспортно-заготовительных расходов по средневзвешенной себестоимости. Один раз в отчетном периоде сумма ТЗР подлежит распределению между суммой остатка запасов на конец отчетного периода и суммой запасов, выбывших (использованных, реализованных, бесплатно переданных и т. п.) за отчетный период. Средний процент транспортно-заготовительных расходов определяется делением суммы остатков ТЗР на начало отчетного периода и ТЗР, понесенных за отчетный период, на сумму остатка запасов на начало отчетного периода и запасов, поступивших за отчетный период.
III. Существенность
1. За порог существенности в оценке активов предприятия, обязательств и собственного капитала предприятия принять величину в 5% от итога соответственно всех активов, всех обязательств и собственного капитала предприятия по состоянию на конец прошлого года.
2. За порог существенности в оценке доходов и расходов принять величину, равную 3% чистой прибыли предприятия за прошлый год.
3. Для определения существенности отклонений между отпускной стоимостью готовой продукции по нормативной стоимости и фактической себестоимостью установить порог в 10% от фактической себестоимости.
4. За порог существенности уменьшения полезности объектов необоротных активов принять величину, равную 10% - ному отклонению остаточной стоимости объекта учета от его справедливой стоимости.
5. Вопрос о переоценке необоротных и оборотных активов ставить перед соответствующей комиссией при отклонении действительной стоимости единицы учета от справедливой стоимости более чем на 15%.
IV. Отдельные аспекты определения себестоимости
1. Производственную себестоимость готовой продукции формировать:
- согласно внутрипроизводственным положениям о калькулировании операций и этапов - в структурных подразделениях предприятия;
- согласно внутрипроизводственным положениям о калькулировании готовых изделий - в центральной бухгалтерии предприятия.
2. Общехозяйственные затраты, направленные на обслуживание и управление предприятием, относить в состав административных расходов и учитывать на счете 92 “Административные расходы”. К их числу относить затраты на содержание внутрипроизводственной компьютерной сети, центра связи, радиоузла.
Общехозяйственные затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции (товаров, работ, услуг) учитывать на счете 93 “Расходы на сбыт”. К их числу относить затраты на рекламу, предпродажную подготовку продукции предприятия, расходы на командировки работников, занятых сбытом.
Административные расходы и расходы на сбыт в себестоимость готовой продукции не включать, ежемесячно списывать на финансовый результат проводками Дт 79 “Финансовые результаты” - Кт 92 “Административные расходы” и Кт 93 “Расходы на сбыт”.
V. Применение дополнительных счетов и субсчетов
1. Для отражения транспортно-заготовительных расходов использовать следующие счета и субсчета: 29 “Транспортно-заготовительные расходы по запасам”, 201/9 “Транспортно-заготовительные расходы по сырью и материалам”, 22/9 “Транспортно-заготовительные расходы по МБП”, 28/9 “Транспортно-заготовительные расходы по товарам”.
2. При учете готовой продукции (с использованием метода оценки находящейся
на складе готовой продукции по нормативной себестоимости) применять дополнительные субсчета: 261 “Готовая продукция в учетных ценах”, 269 “Отклонение от учетных цен”
3. Бухгалтерский учет фондов производственного и социального развития вести на отдельных субсчетах второго порядка субсчета 474 “Обеспечение прочих расходов и платежей”.
4. При учете МБП использовать субсчета 221 “МБП на складе”, 222 “МБП, переданные в эксплуатацию”.
5. При выполнении сервисных работ для других хозяйствующих субъектов использовать систему счетов и проводок, характерную для выпуска и реализации готовых изделий, с использованием субсчетов 23/5 “Производство. Подрядные заказы”, 23/6 “Незавершенное производство. Работы, услуги, поставки, осуществленные субподрядчиками”
VI. Приложения
1. Положение о центральной бухгалтерии и бухгалтериях цехов и отделов - на 14 стр.
2. Инструкция о бухгалтерском учете отдельных видов материальных и нематериальных активов - на 11 стр.
3. Положение о поощрениях и взысканиях - на 34 стр.
4. Положение о фондах производственного и социального развития - на 29 стр.
5. Положение о калькулировании себестоимости базовых готовых изделий - на 18 стр.
03.01.2007 г.
Генеральный директор:/подпись/
9. Изменения в учетной политике
На основе принципа последовательности учетная политика предприятия должна предусматривать постоянное (из года в год) применение принятой стабильной учетной политики. Согласно п. 9 П(С)БУ 6 “Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах” учетная политика может изменяться, только если на предприятии изменяются уставные требования, если меняются требования органа, осуществляющего функции государственного регулирования методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности, или если изменение учетной политики обеспечит более достоверное отражение событий (хозяйственных операций) в бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Иначе говоря, обстоятельствами, требующими изменения учетной политики, являются:
- законодательное утверждение новых норм по отдельным вопросам бухгалтерского учета;
- утверждение обязательных для