Головна порталу Дт-Кт  
Головна ДКНовиниПублікації ДКПередплатаДовідникиБланки, формиКонсультаціїДокументи


Розширений пошук по форуму :: по порталу

"Правовые аспекты и налогообложение посреднических операций" (4 июля 2011)

Відправлено користувачем натКа 
Список тем Нова темаПопередня тема Наступна тема

Интернет-конференция:

"Правовые аспекты и налогообложение операций
по посредническим договорам (агентским, поручения, комиссии)"

(4 июля 2011 года)


Уважаемые участники форума!


С принятием Налогового кодекса изменились подходы к учету и налогообложению операций по договорам комиссии и поручения. Изменения коснулись как внутренних, так и внешнеэкономических сделок.

ДК-портал предлагает Вам стать участниками интернет-конференции, на которой Вы сможете получить ответы на свои вопросы по заданной теме.

В ходе конференции эксперты ответят на вопросы, касающиеся учета и налогообложения, а также заключения и исполнения договоров комиссии, агентских договоров и договоров поручения при осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в сфере ВЭД.

Партнером в проведении этой конференции стал Киевский центр поддержки и развития бизнеса


На Ваши вопросы ответят:




Александра Федак – налоговый консультант, руководитель департамента аудита и бухгалтерского обслуживания Киевского центра поддержки и развития бизнеса.




Дмитрий Гарный – юрист, руководитель Киевского центра поддержки и развития бизнеса.

Вопросы можно задать в этой теме кликнув на кнопке "Ответить" в правом нижнем углу этого сообщения.

Внимание! вопросы принимаются до обеда 1 июля включительно!
Результаты конференции смотри на портале 4 июля!




Редаговано разів: 12. Востаннє 13/01/2012 13:27 користувачем DK-admin.
Интересуют ньюансы работы по договорам поручения в туризме. В частности, если турфирма - на едином налоге 10%, лицензия тороператора. Схема работы следющая: Турист покупает тур за границу. Турфирма берет деньги у туриста, оплачивает услуги зарубежному туроператору, оплачивает авиабилеты, медицинскую страховку.
Вопрос: Какие должны быть ньюансы составления договоров, чтобы облагалась только маржа (разница между тем что оплатил турист и оплатой всех услуг)?
Имеется в виду:
1. Договор с туристом
2. Договор с зарубежным туроператором
3. Договор с авиакомпанией.

И вообще, хотелось бы получить образцы подобных договоров, правильно составленных в свете нового НК.


Отвечает Дмитрий Гарный


Приветствую первого участника интернет-конференции!

Сразу сделаю несколько оговорок.

Во-первых, если речь идет о посредническом договоре между туроператором (другим поставщиком туристических услуг) и субъектом, который по поручению, за счет и от имени такого туроператора заключает договоры с третьими лицами (туристами, юридическими лицами), и если такой договор регулируется материальным правом Украины, то его правильнее называть агентским договором, а не договором поручения, так как он заключен и исполняется в сфере хозяйственной деятельности (см. главу 31 Хозяйственного кодекса Украины, далее – ХК Украины).

Во-вторых, анализируя посреднические договоры украинских туроператоров с нерезидентами, мы считаем такую схему работы законной. Но существует иная позиция, которую необходимо учитывать. Так, в соответствии с мнением, высказанным Государственной службой туризма и курортов в письме №3-Д от 10.10.2007 года, ст.37 Закона Украины «О туризме» «устанавливает запрет на продажу иностранного турпродукта юридическим лицом-посредником, который находится на территории Украины».

В-третьих, реализация туристических услуг возможна с применением двух схем работы: посреднической схемы и схемы «прямого» договора, который многие называют «куплей-продажей». Туристическая компания является посредником туроператора или другого поставщика туристических услуг (гостиницы, авиакомпании и т.д.) в том случае, если стороны заключили посреднический (как правило, агентский) договор и во исполнение этого договора туристическая компания-посредник за определенное вознаграждение оказывает своему принципалу услуги по продвижению его туруслуг, заключая по его поручению, за его счет и, как правило, от его имени договоры с заказчиками туристических услуг или субагентами. И наоборот, туристическая компания не является посредником (в понимании законодательства Украины) туроператора в том случае, если стороны заключили договор, в соответствии с которым туристическая компания заказывает у туроператора (другого поставщика) туристические услуги в пользу третьих лиц (туристов), берет на себя обязательство по их оплате независимо от получения средств от туристов или своих агентов, не претендует на вознаграждение, но зарабатывает за счет маржи - разницы между суммой средств, которые она получила от туристов и «покупной» стоимостью туристических услуг, уплаченной поставщику таких услуг. Такая туристическая компания как бы перепродает туристические услуги – заключает с туристом договор на туристическое обслуживание от своего имени, берет на себя обязательство по оказанию туруслуг, и в порядке ч.2 ст.902 Гражданского кодекса Украины (далее – ГК Украины) возлагает исполнение договора на туристическое обслуживание на туроператора, при этом отвечает перед туристом за нарушение договора.

Что касается образцов туристических договоров, то их очень много в интернете. На предмет «правильности» не проверял smiling smiley .

Вопрос налогообложения осветит Александра Федак.


Отвечает Александра Федак


По нашему мнению, базой для единого налога для туроператора при реализации сформированного таким оператором турпродукта будет вся сумма средств, полученных туроператором от туриста или турагента. Считаем, что любые попытки прикрыться посредническим статусом в данном случае чреваты доначислением налоговых обязательств и применением штрафных санкций. Совсем другое дело, если бы туроператор был агентом нерезидента или поставщика отдельной туристической услуги – резидента, и занимался реализацией только этой туристической услуги.

На сегодняшний день письма ГНАУ (например, письмо от 19.02.2010г. №1653/6/31-4018), разъясняющие порядок налогообложения юридическими лицами «единоналожниками» суммы вознаграждения без учета транзитных средств, а также подсчета предельного объема выручки в сумме 1 000 000 грн., отозваны полностью или частично. Скорее всего, ГНСУ снова изменила свое мнение по этому вопросу, и существует риск, что в процессе налоговых проверок предприятие, не учитывающее транзитные средства в общем объеме выручки, будет считаться превысившим предельный объем выручки, установленный Указом Президента от 03.07.98г. № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности».

Тем не менее, Вы можете попробовать отстоять свою позицию и не уплачивать единый налог со всей суммы средств, полученных от туриста, при условии, что украинский туроператор действует в отношениях с туристом от имени и по поручению поставщиков туристических услуг. Соответственно, с поставщиками туруслуг (нерезидентом, авиакомпанией, страховой компанией) у туроператора должен быть посреднический (агентский) договор. В таком случае можете настаивать, что средства, полученные от туриста, принадлежат поставщику туристических услуг и для украинского туроператора являются транзитными. А базой налогообложения туроператора, который является посредником, будет считаться его посредническое (агентское вознаграждение). Что касается маржи (разницы между выручкой и затратами на формирование турпродукта), то это понятие не идентично понятию «вознаграждение». Также, осуществляя деятельность в качестве агента нерезидента, нужно учесть нюансы, связанные с уплатой налога с доходов нерезидента в Украине (ст.160 Налогового кодекса).



Редаговано разів: 1. Востаннє 04/07/2011 08:10 користувачем DK-admin.
Еще хочется отдельно задать вопрос по сумме комисионных (вознаграждения). Лично я читала много материалов по этому вопросу, но так никто и не дает четкого ответа. А хотелось бы его услышать...
Теоретически, если работа идет по договору комиссии или поручения, то сумма комиссии - фиксированный процент от суммы сделки. И в идеале, комиссия должна оплачиваться комитентом комиссионеру после совершения сделки (комиссионер платить всю сумму комитенту, а комитент после этого перечисляет вознаграждение). Но на практике часто получается по-другому. Мало того, что оплата сразу идет комитенту за вычетом комиссии, так еще и сумма комиссии не всегда получается в размере фиксированного процента.
Например, если конечный покупатель готов заплатить больше, чем хочет комитент, почему бы комиссионеру не заработать на этом?. Да и комитент не против - говорит "все что получаете сверху, будет тоже ваше вознаграждение".
Как правильно отразить эту ситуацию в договоре, чтобы и договор комиссии не потерял свой статус и вознаграждение получить в полном размере?


Отвечает Дмитрий Гарный


Стороны, руководствуясь принципом свободы договора, вправе любым понятным для них способом определить размер вознаграждения за посреднические услуги. Поэтому вознаграждение комиссионера, так же, как и вознаграждение поверенного или коммерческого агента, может устанавливаться в процентном отношении к сумме договора с третьим лицом, в процентном отношении к заявленной комитентом (доверителем, принципалом) изначальной сумме продажи или покупки, в твердой денежной сумме, в твердой денежной сумме плюс в процентом отношении к какой-то сумме, в процентном отношении от суммы возможной дополнительной выгоды и т.д. ГК Украины и ХК Украины вообще не указывают на способы определения платы (вознаграждения) комиссионеру, поверенному, коммерческому агенту.
Вознаграждение посреднику выплачивается в порядке и сроки, установленные договором. Здесь также действует принцип свободы договора.
В договорах комиссии на продажу, а также в других посреднических договорах, направленных на реализацию товаров, работ, услуг, как правило, предусматривают выплату вознаграждения после получения средств от третьего лица. Так, в соответствии с ч.2 ст.301 ХК Украины агентское вознаграждение выплачивается коммерческому агенту после оплаты третьим лицом по сделке, заключенной с его посредничеством, если иное не предусмотрено договором сторон. Тем не менее, комиссионер, поверенный, коммерческий агент могут получить плату за свои услуги и задолго до получения средств от третьего лица, если это предусмотрено договором. Также, не противоречат законодательству условия посреднических договоров, предусматривающие удержание посредником своего вознаграждения из средств, которые подлежат перечислению их собственнику. Неприятные нюансы, связанные с удержанием вознаграждения, могут возникать у юридических лиц на едином налоге, а также при расчетах в сфере ВЭД.

Что касается возможности комиссионера зарабатывать за счет реализации товара по более высокой цене, то здесь не все так просто. Такой «заработок» называется дополнительной выгодой. В ч.2 ст.1014 ГК Украины говорится о том, что в случае, если комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительно полученная выгода принадлежит комитенту. Кстати, Гражданский кодекс, которым мы руководствовались до 2004 года (ГК УССР 1963 года), также содержал такое правило в отношении дополнительной выгоды, но была оговорка: «если в договоре комиссии не предусмотрено иное».
Мо моему мнению, норма ч.2 ст.1014 ГК – диспозитивная, позволяющая отступать от зафиксированного в ней правила и оставлять дополнительную выгоду комиссионеру. Но существует судебная практика ВХСУ (правда, датированная 2005 годом), которая говорит об императивности правовой нормы. А объем дохода комитента, включающий и дополнительную выгоду, о которой он может и не знать, легко подсчитать в ходе встречной проверки или запроса налоговой информации у комиссионера. Думаю, нет необходимости объяснять, какие налоговые риски могут ждать тех, кто «играется» с дополнительной выгодой.

Какой здесь может быть выход? Необходимо правильно формулировать условия договора комиссии. Нежелательно указывать в договоре право комиссионера на дополнительную выгоду. Вместо этого можно предусмотреть особую структуру комиссионного вознаграждения, часть которого может составлять определенный, даже очень большой, процент от возможной дополнительной выгоды (кстати, ГК УССР 1963 года прямо запрещал такой способ определения вознаграждения). Я бы сказал, что даже до 100% дополнительной выгоды при условии, что все средства, полученные комиссионером от третьего лица, декларируются в отчете комиссионера, и в этом же отчете или в акте указывается размер комиссионного вознаграждения, в котором учтено вознаграждение за полученную дополнительную выгоду. В таком случае у комитента не будет вопросов о размере его дохода от реализации товара, и не будет проблем с расходами на сумму выплаченного вознаграждения. Конечно, такая схема работы не всем подойдет.



Редаговано разів: 1. Востаннє 04/07/2011 08:13 користувачем DK-admin.


Компания выступает комиссионером по договору и закупает оборудование для своего заказчика – комитента. 1) Является ли обязательным указание продавца оборудования в отчете комиссионера? 2) Заменяет ли отчет комиссионера акт оказанных услуг?

Отвечает Дмитрий Гарный


Гражданский кодекс Украины (ст.1022) не содержит требований к отчету комиссионера. Если это необходимо, стороны договора комиссии могут самостоятельно установить требования к отчету комиссионера или утвердить его форму. Сведения о третьем лице, в данном случае – поставщике оборудования, не обязательно отражать в отчете. Указание в отчете комиссионера данных о третьем лице – это скорее исключение, чем правило, комиссионер очень часто бывает не заинтересован в раскрытии такой информации.

Считаю, что при определенных условиях отчет комиссионера может заменять акт оказанных по договору комиссии услуг, то есть одновременно выполнять роль первичного документа бухгалтерского учета. Для этого необходимо, чтобы отчет комиссионера соответствовал всем требованиям относительно первичных документов, в том числе – содержал подписи уполномоченных лиц обеих сторон договора. Требования к оформлению первичных документов бухгалтерского учета и обязательных реквизитах «первички» определены в Законе «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», а также в Положении о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете.



Редаговано разів: 1. Востаннє 04/07/2011 08:14 користувачем DK-admin.
Наша компанія експортер, офіційний дистриб’ютор однієї з груп товарів. Ми уклали договір комісії на експорт товарів, за яким ми передаємо товар на комісію, комісіонер здійснює митне оформлення та експортує товар. До прийняття Податкового кодексу України вартість товару, переданого комітентом комісіонеру, не оподатковувалася ПДВ. З 01.01.2011р. із введенням у дію спеціальної у Податковому кодексі статті 189 виникли зміни щодо оподаткування ПДВ операцій з комісійної торгівлі. Чи потрібно нам як комітенту нараховувати ПДВ за ставкою 20 % при передачі товарів комісіонеру у випадку, якщо цей товар призначений для експорту за кордон? Адже при експорті товарів діє ставка ПДВ 0%? Як правильно працювати?

Дякую.


Отвечает Александра Федак


Дійсно, з прийняттям Податкового кодексу України, з 01.01.2011р. запроваджено новий порядок оподаткування податком на додану вартість операцій, що здійснюються за договорами комісії.

Відповідно до п. 189.4. Податкового кодексу, базою оподаткування для товарів, робіт, послуг, що передаються/отримуються в межах договорів комісії (консигнації), поруки, довірчого управління є вартість постачання цих товарів, визначена у порядку, встановленому у ст. 188 ПКУ. Датою збільшення податкових зобов’язань та податкового кредиту платників податку, що здійснюють постачання/отримання товарів/послуг в межах договорів комісії (консигнації), поруки, доручення, довірчого управління, інших цивільно-правових договорів та без права власності на такі товари/послуги, визначається за правилами, встановленими статтями 187 та 198 Податкового кодексу. Тобто, вказана норма Кодексу робить акцент на тому, що господарські операції за договором комісії оподатковуються за загальними нормами оподаткування ПДВ: база оподаткування – договірна вартість товарів, дата виникнення податкових зобов’язань та кредиту визначається за першою подією.
Проте норми цього пункту не поширюються на операції з експортування товарів за межі митної території України або з ввезення на митну територію України товарів у межах зазначених договорів (п.189.6 ПКУ).

Операції з експорту товарів оподатковуються за ставкою 0% (п.195.1.1 ПКУ). Постачанням товарів з метою оподаткування згідно з визначенням, наведеним у п. 14.1.191 ПКУ, є будь-яка передача права розпоряджання товарами як власник, у тому числі продаж, обмін чи дарування такого товару. Постачанням товарів також вважається передача товарів згідно з договором, за яким сплачується комісія (винагорода) за продаж чи купівлю (підпункт е) п.14.1.191).

При цьому постачальником товарів на експорт є комітент, він також зазначається у вантажно-митній декларації на експорт товарів. Отже, оскільки Ви виступаєте комітентом і є експортером товару та суб’єктом, що має право на застосування ставки 0%, враховуючи, що п.189.4. ПКУ не поширюється на операції з експортування товарів за межі митної території України, вважаємо, що передача Вашим підприємством товарів комісіонеру за договором комісії на експорт не викликає податкових наслідків з ПДВ, у тому числі нарахування ПДВ за ставкою 20%.



Редаговано разів: 1. Востаннє 04/07/2011 08:16 користувачем DK-admin.
Добрый день! У меня два вопроса по транспортным договорам экспедирования.

Мы занимаемся оказанием экспедиционных услуг по организации перевозки грузов как посредник. Работаем по стандартной схеме – заключаем с клиентами договор-поручение на оказание транспортно-экспедиционных услуг по организации перевозки груза. Своих автомобилей у нас нет, поэтому мы нанимаем перевозчика, оплачиваем перевозку, разницу в цене оставляем себе как вознаграждение за услуги. Юридический отдел нашего постоянного клиента требует чтобы мы оформляли с ними прямой договор перевозки, а не договор экспедирования, чтобы мы несли полную ответственность за перевозку и проблемы с грузом. Насколько такое требование соответствует законодательству, если учесть, что у нас нет своих машин. Наши предложения включить в наш договор пункт о полной ответственности не принимается.


Отвечает Дмитрий Гарный

Юридические лица и физические лица-предприниматели, которые работают в сфере организации перевозок, имеют право заключать с клиентами договоры перевозки груза, даже если у них отсутствуют собственные или арендованные автомобили. Тем более что услуги по перевозке грузов сейчас не лицензируются, кроме перевозки опасных грузов.

Пусть вас не смущает то, что фактически перевозку будет осуществлять другой субъект – перевозчик, которого вы привлекли для этого. Договор перевозки груза относится к категории договоров об оказании услуг, и такого рода отношения регулируются ч.2 ст.902 ГК Украины: «В случаях, установленных договором, исполнитель вправе возложить исполнение договора об оказании услуг на другое лицо, оставаясь ответственным в полном объеме перед заказчиком за нарушение договора». Таким образом, важно, чтобы договор перевозки предусматривал ваше право привлечь соисполнителя и возложить на него обязанности по перевозке.

Вопрос ответственности экспедитора перед заказчиком за нарушение обязательств перевозчиком, а также за утерю или повреждение груза, является спорным. По этому вопросу нет однозначной судебной практики. Вероятно, поэтому юристы вашего клиента не хотят заключать договор транспортного экспедирования.

Также обратите внимание на то, что налогообложение операций по договору транспортного экспедирования может отличаться от налогообложения по договору перевозки, которым предусмотрено привлечение соисполнителя.



Редаговано разів: 1. Востаннє 04/07/2011 08:18 користувачем DK-admin.
Следующий вопрос от нашего бухгалтера.

Наша компания находится на общей системе налогообложения, плательщик НДС. Заключая с клиентом договор-поручение на оказание услуг ТЭО (автомобильный транспорт), мы часто привлекаем в качестве исполнителя наших партнеров-нерезидентов. Нерезидентам мы платим за услуги перевозки в иностранной валюте, остальная сумма является платой за наши услуги экспедирования. Какие у нас будут налоговые последствия по НДС и по налогу на прибыль? Спасибо.


Отвечает Александра Федак


Транспортно-экспедиционная деятельность в большинстве случаев предполагает оказание экспедитором посреднических услуг клиенту, а именно услуг по организации перевозки, что предполагает привлечение перевозчика и заключение с ним договора перевозки от имени клиента или от своего имени, но всегда за счет клиента. Экспедитор оказывает услуги за определенную плату – вознаграждение.
Относительно налоговых последствий по НДС, нужно сказать следующее.

Специальной нормой, подпунктом 195.1.3. Налогового кодекса предусмотрено, что международные перевозки пассажиров, багажа и грузов железнодорожным, автомобильным, речным и авиационным транспортом облагаются НДС по ставке 0%. Для целей этого подпункта перевозка считается международной, если она оформлена единым международным перевозным документом. Поскольку, как Вы указали, у Вас преимущественно автомобильные перевозки, таким документом будет считаться международная накладная на автоперевозку CMR. Для подтверждения применения ставки НДС 0% к маршруту, указанному в CMR, рекомендуем хранить копию этого документа. Экспедиционные услуги, оказываемые Вашим предприятием заказчикам-резидентам, будут облагаться НДС по ставке 20% (пп. ж) п. 186.1.3. НК), поскольку местом поставки транспортно-экспедиторских услуг является место регистрации получателя таких услуг.

Для определения гривневого эквивалента стоимости услуг нерезидента, выраженных в иностранной валюте, обратимся к пункту 153.1 статьи 153 Налогового кодекса, в которой описаны особенности налогообложения операций по расчетам в иностранной валюте. В пп.153.1.2 НК сказано, что расходы, понесенные (начисленные) в отчетном периоде в иностранной валюте, в установленном порядке включаются в состав расходов путем пересчета в национальную валюту той части их стоимости, которая не была ранее оплачена, по официальному курсу национальной валюты к иностранной валюте, который действовал на дату признания таких расходов, а в части ранее проведенной оплаты – по курсу, действующему на дату оплаты.

Если Вы с нерезидентом рассчитываетесь по факту оказания услуг, тогда следует применить официальный курс гривны к иностранной валюте, действующий на дату подписания акта с заказчиком (согласно п.138.4 НК себестоимость оказанных услуг признается расходами того периода, в котором признаются доходы от их реализации). Если Вы осуществили предоплату нерезиденту за транспортные услуги, для пересчета в гривны используете курс НБУ иностранной валюты на дату оплаты валютных средств. Оставшаяся сумма, как Вы указываете, составляет плату за услуги экспедитора. Эта сумма облагается НДС.

Что касается отражения указанной операции в налоговом учете по прибыли, поскольку Ваше предприятие по договору транспортного экспедирования является посредником, следует учесть такие пункты Налогового кодекса. В соответствии с пп.136.1.19. Налогового кодекса, не включаются в состав доходов средства или стоимость имущества, полученная комиссионером (поверенным, агентом и т.п.) в рамках договоров комиссии, поручения, консигнации и прочих аналогичных гражданско-правовых договоров. Также, согласно пп.139.1.2. Налогового кодекса, платежи налогоплательщика в сумме стоимости товара в пользу комитента, принципала по договорам комиссии, агентскими договорами и прочими аналогичными договорами, перечисленные налогоплательщиком во исполнение этих договоров, не включаются в состав расходов. Поэтому для налогообложения налогом на прибыль в составе доходов следует учесть только сумму услуг за транспортно-экспедиционное обслуживание за минусом НДС.



Редаговано разів: 1. Востаннє 04/07/2011 08:21 користувачем DK-admin.
Подскажите, пожалуйста, что можно предпринять в такой ситуации: мы являемся туроператором по выездному туризму и в соответствии с законом «О туризме» заключаем агентские соглашения с нашими агентствами в Украине. Юристы, которые защищали нас в суде (не связано с этим договором) сказали, что по таким агентским договорам наши турагенты не имеют права брать деньги с туристов, и что туристы обязаны оплачивать турпакет на расчетный счет нашей фирмы – туроператора. Это связано с тем, что по агентскому договору агент выступает представителем туроператора и он действует не от своего имени, а значить у него нет права требования к туристу. Нам посоветовали заключать договора комиссии, по которым турагенты смогут принимать деньги за туруслуги от своего имени и перечислять нам. Насколько это правда, ведь практика работы по агентскому договору в туризме сложилась давно, турагенты всегда принимают оплату.

Отвечает Дмитрий Гарный

Не могу согласиться с мнением юристов, которые вас консультировали.

Действительно, коммерческий агент (турагентство) заключает договор на туристическое обслуживание от имени туроператора. Следовательно, обязанность по оказанию туристических услуг и право на получение оплаты имеет туроператор. Тем не менее, ситуация, при которой турист оплачивает услуги непосредственно оператору, встречается относительно редко. Оплата, как всем известно, проводится на счет турагента или в его кассу.

Коммерческий агент принимает оплату от третьего лица потому, что он уполномочен принципалом (оператором) на получение средств. Это одно из юридических действий, на совершение которых может быть уполномочен коммерческий агент – так же, как и поверенный в договоре поручения.

Но если в договоре на туристическое обслуживание указан туроператор (а в идеале он должен быть указан), и предусмотрена оплата тура напрямую туроператору, ничего экстраординарного в этом нет. Турист может оплачивать туристические услуги напрямую туроператору, хотя договор оформлялся в турагентстве. Такие схемы работы в последнее время внедряют некоторые крупные туроператоры.
Таким образом, все зависит от воли туроператора и условий агентского договора, а также договора на туристическое обслуживание.



Редаговано разів: 1. Востаннє 04/07/2011 08:23 користувачем DK-admin.
Подскажите, пожалуйста. Наше предприятие – комитент - отгрузило по договору комиссии предприятию резиденту товар. В этом случае налогового обязательства по налогу на прибыль не возникает. Возникает ли налоговое обязательство по НДС? Клиент просит налоговую накладную.

Отвечает Александра Федак

Ваш клиент прав. В соответствии с определением (пп.14.1.191. Налогового кодекса) поставка товаров подразумевает любую передачу права распоряжения товарами как собственник, в том числе продажу, обмен, дарение такого товара. Поставкой товара в целях налогообложения также считается передача товаров согласно с договором, по которому уплачивается комиссия (вознаграждение) за продажу или покупку, то есть по договору комиссии.

Относительно передачи товара на комиссию раздел 5 Налогового кодекса Украины содержит специальную норму. Согласно п.189.4. НК, базой налогообложения для товаров/услуг, которые передаются/получаются в рамках договоров комиссии (консигнации), поручительства, доверительного управления, является стоимость поставки этих товаров, определенная в соответствии со ст. 188 НК. Датой увеличения налоговых обязательств и налогового кредита налогоплательщиков, которые осуществляют поставку/получение товаров/услуг в рамках договоров комиссии (консигнации), поручительства, поручения, доверительного управления, прочих гражданско-правовых договоров и без права собственности на такие товары/услуги, определяется по правилам, установленным статьями 187 и 198 Налогового кодекса.

Статья 188 НК определяет, что база налогообложения НДС операций по поставке товаров определяется исходя из договорной стоимости, но не ниже уровня обычных цен на такие товары. Датой возникновения налоговых обязательств при поставке товаров/работ/услуг считается дата, которая припадает на налоговый период, в течение которого происходит любое из событий, произошедшее ранее: дата зачисления средств от покупателя или дата отгрузки товаров (п. 187.1. НК).

Поэтому Ваше предприятие действительно должно выписать налоговую накладную на стоимость таких товаров комиссионеру по дате события, произошедшего ранее. В Вашем случае - это передача товаров комиссионеру.



Редаговано разів: 1. Востаннє 04/07/2011 08:25 користувачем DK-admin.
Комиссионер часто предоставляет отчёт комиссионера с большим опозданием. Как правильно отразить в составе доходов продажу товаров, если отчет комиссионера получен на месяц или два позже отчетного периода?

Cпасибо!


Отвечает Александра Федак


В соответствии с п.137.5. Налогового кодекса Украины, при продаже товаров по договору комиссии (агентскому договору) налогоплательщиком - комитентом датой получения доходов от такой продажи считается дата продажи товаров, принадлежащих комитенту, которая указана в отчете комиссионера (агента).

В случае если комиссионер по какой-либо причине предоставляет отчет с опозданием, и вследствие этого Вы не отразили в составе доходов отчетного периода стоимость реализованных им товаров, следует откорректировать сумму доходов отчетного периода путем подачи уточняющего расчета по налогу на прибыль.



Редаговано разів: 1. Востаннє 04/07/2011 08:26 користувачем DK-admin.
Добрый день!
У нас заключены два договора поставки. Поставщик товара находится в Беларуси, покупатель этого товара - в Польше. Товар поставляется напрямую от нашего поставщика покупателю (без ввоза на территорию Украины), затем мы получаем валютную выручку из Польши и отправляем поставщику из этих средств стоимость приобретенного товара. Однако, поскольку это договора поставки, в составе доходов и расходов мы учитываем всю выручку. Рассматривается вариант заключения договора комиссии. Какие подводные камни комиссионной схемы в нашем случае?

Благодарю за ответ.


Отвечает Александра Федак



Безусловно, Вы можете заключить с одним из контрагентов-нерезидентов договор комиссии вместо договора поставки. Это может быть как договор комиссии на покупку товара с покупателем, так и договор комиссии на продажу – с поставщиком товара. В сумме налога на прибыль к уплате Вы не выиграете, поскольку Ваш заработок все равно составляет разница между выручкой от продажи товара и суммой закупки этого товара. Однако, заключив договор комиссии, в декларации по прибыли Вы будете отражать только комиссионное вознаграждение. В соответствии с пп.136.1.19 и 139.1.2. Налогового кодекса, в составе доходов и расходов налогоплательщика не учитываются средства, полученные (или оплаченные) по договору комиссии, поручения, прочим посредническим договорам.

Однако для договора комиссии характерен ряд особенностей, которые следует соблюсти. Если Ваша компания будет выступать в роли комиссионера, Вам следует обозначить условия, на которых Вы приобретаете или продаете товар, а также сумму комиссионного вознаграждения, которую выплатит комитент за выполнение условий договора комиссии. Кроме того, Вы должны будете представить отчет комиссионера и указать, по какой стоимости и на каких условиях Вы приобрели (реализовали) товар. Если Вы готовы выполнить указанные требования, можете заключить договор комиссии с одним из партнеров вместо договора поставки.



Редаговано разів: 1. Востаннє 04/07/2011 08:27 користувачем DK-admin.
Здравствуйте!
Интересует мнение специалистов по спорному вопросу. Пункт 189.4. Налогового кодекса аналогичный п.4.7. Закона <О налоге на добавленную стоимость>. С точки зрения налогового законодательства нет и не должно быть разницы в налогообложении договоров поручения и комиссии, так как их различия только в юридическом статусе комиссионера и поверенного - комиссионер действует за счет, по поручению комитента и от своего имени, а поверенный выступает за счет, по поручению и от имени доверителя. Какое Ваше мнение по поводу распространения пункта 189.4. Налогового кодекса на операции по договору поручения? В перечне договоров, которым определяется база НДС, договора поручения нет, а перечне относительно даты возникновения налоговых обязательств договор поручения присутствует. Всё-таки это просто техническая ошибка? В таком случае можно воспользоваться аналогией закона и распространить правила пункта 189.4. на договора поручения.

Спасибо!


Отвечает Дмитрий Гарный

Считаем, что при определении базы налогообложения НДС по договорам поручения пункт 189.4. Налогового кодекса применяться не должен, так как в абз.1 указанного пункта отсутствует упоминание о договоре поручения. Аналогичным образом обстоит дело и с агентским договором. Является ли это технической ошибкой – остается только гадать. Мне кажется, что это не ошибка законодателя.

Я не согласен, что разницы в налогообложении этих договоров быть не должно. Действительно, основное отличие указанных договоров заключается в том, что поверенный, если речь идет о выполнении поручения на заключение договоров, заключает договор с третьим лицом от имени доверителя, а комиссионер вступает в отношения с третьим лицом от своего имени. Это коренным образом меняет всю схему работы по договору комиссии.

Договор поручения и договор комиссии – это договоры посредничества, предусматривающие оказание услуг посредником тому субъекту, по поручению которого он действует (доверителю, комитенту, принципалу). То есть все они - договоры об оказании услуг. И если агентская схема работы, а также схема по договору поручения ограничивается оказанием посреднических услуг принципалу и доверителю, без поставки посредником товаров, работ, услуг третьим лицам, то комиссионная схема предполагает приобретение комиссионером статуса поставщика в отношении третьих лиц. Суть хозяйственной операции, которую осуществляет поверенный или коммерческий агент – оказание посреднических услуг. Суть операций, осуществляемых комиссионером – это, с одной стороны, оказание услуг комитенту, а с другой – поставка товара третьему лицу. Разве это не должно сказываться на налогообложении?

Аналогия закона, о которой вы пишите, в данном случае не применима. Аналогия закона и аналогия права – это способы устранения пробелов в законодательстве. А отсутствие специальной правовой нормы в отношении базы НДС по договорам поручения – это не пробел. Если нет специальных норм – пользуемся общими. В данном случае – пунктом 188.1. Налогового кодекса. При этом важно помнить, что предметом деятельности поверенного (агента) является оказание посреднических услуг, а стоимость таких услуг – это размер вознаграждения поверенного (агента).



Редаговано разів: 1. Востаннє 04/07/2011 08:29 користувачем DK-admin.
Схема работы нашего предприятия предполагает привлечение широкого круга посредников в реализации товаров. При этом мы передаем им товар по договору комиссии, а они перечисляют всю сумму за реализованный товар на расчетный счет нашего предприятия. Комиссионное вознаграждение выплачиваем им отдельно, после подписания отчетов. К какой статье расходов для налогообложения налогом на прибыль мы можем отнести суммы выплаченного комиссионного вознаграждения?

Большое спасибо


Отвечает Александра Федак


Расходы предприятия на выплату вознаграждений комиссионерам, агентам – это расходы на сбыт. Как указано в пп. 138.10.3. Налогового кодекса, расходы на сбыт - это расходы, связанные с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, они включают оплату труда и комиссионные вознаграждения продавцам, торговым агентам, работникам подразделений, обеспечивающих сбыт, а также прочие расходы, связанные со сбытом товаров.



Редаговано разів: 1. Востаннє 04/07/2011 08:29 користувачем DK-admin.
Добрый день!
Вопрос: Заключается трехсторонний договор поручения между товарной биржей, брокером и физическим лицом, которое продает имущество. Оплату за это имущество покупатель перечисляет на текущий счет биржи. Биржа удерживает с этой суммы плату за свои услуги, остальную сумму выплачивает продавцу имущества. Является ли товарная биржа налоговым агентом при удостоверении договора купли-продажи этого имущества?
Должна ли товарная биржа отчитываться об уплаченном самостоятельно продавцом НДФЛ (по аналогии с нотариусами)?
Спасибо!


Отвечает Александра Федак

К сожалению, Вы не указали, какое именно имущество реализуется через товарную биржу. Будем считать, что речь идет о любом движимом имуществе.

В соответствии с пп.164.2.4. Налогового кодекса в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход физического лица включается часть доходов от операций с имуществом, размер которой определяется в соответствии с положениями статей 172, 173 НК. Статьей 173 Кодекса урегулирован порядок налогообложения операций по продаже или обмену объектов движимого имущества.

Как указано в п.173.3. Налогового кодекса, в случае если стороной договора купли-продажи объекта движимого имущества выступает юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель, такое лицо считается налоговым агентом налогоплательщика и обязано выполнить все функции налогового агента.

В случае если объект движимого имущества продается (обменивается) с посредничеством юридического лица (его филиала, отделения, другого обособленного подразделения) или представительства нерезидента либо физического лица-предпринимателя, такой посредник выполняет функции налогового агента относительно подачи в орган государственной налоговой службы информации о сумме дохода и сумме уплаченного в бюджет налога в порядке и сроки, установленные для налогового расчета, а налогоплательщик при заключении договора обязан самостоятельно уплатить в бюджет налог с дохода от операций по продаже (обмену) объектов движимого имущества.

Таким образом, товарная биржа, действующая в качестве посредника при оформлении договора купли-продажи объекта движимого имущества, должна отчитываться в органы ГНС о факте выплаты дохода физическому лицу. Но на нее не возлагается обязанность по удержанию и уплате налога в бюджет.



Редаговано разів: 1. Востаннє 04/07/2011 08:32 користувачем DK-admin.
Список тем Нова темаПопередня тема Наступна тема
Нажаль ви не зможете відповісти на цю тему. Вона була закрита.


Повідомлення, розміщені на форумах ДК-порталу, відображають лише особисту позицію авторів повідомлень.
Адміністрація форумів не несе відповідальності за їх зміст.

© 2023 "Дебет-Кредит", український бухгалтерський портал, web_dk [ @ ] gc.com.ua





0.00034499999999998