Лига-Закон о списании ГСМСогласно Инструкции № 291 наличие и движение топлива, которое приобретается или заготавливается для технологических
потребностей производства, эксплуатации транспортных средств, а также для изготовления энергии и отопления зданий,
учитываются на субсчете 203 "Топливо" (нефтепродукты, твердое топливо, смазочные материалы).
Если некоторые виды топлива используют одновременно как материалы и топливо, то их можно учитывать на субсчете 201
"Материалы" и на субсчете 203 "Топливо" – по признаку преимущественности использования на этом предприятии.
Предприятие может рассчитываться при покупке ГСМ наличностью или заключать соглашения с АЗС и проводить заправку
автотранспортных средств на условиях безналичной оплаты полученных на этих АЗС ГСМ с помощью талонов, ведомостей и т. п.
Порядок реализации ГСМ за наличный или безналичный расчет изложен в Инструкции № 281.
По дебету субсчета 203 отражаются поступления горюче-смазочных материалов ( ГСМ) на предприятие, а по кредиту –
расходование на производство, отпуск и т. п.
При этом талоны на бензин учитываются на субсчете 331 " Денежные документы в национальной валюте", стоимость смарт-
карточки учитывается в порядке, определенном для малоценных и быстроизнашивающихся предметов ( письмо Минфина от
18.09.2014 г. № 31-11420-08-25/24064 ).
Для приобретения ГСМ за наличный расчет водителям выдаются соответствующие суммы под отчет. Водители при приобретении
ГСМ за наличный расчет обязаны получить в АЗС кассовый чек для дальнейшего подтверждения закупки ГСМ в авансовом
отчете. Размер аванса, который выдается под отчет на приобретение ГСМ, как правило, устанавливается исходя из стоимости
ГСМ, который в среднем тратится на протяжении недели.
Субсчет 203 в случае необходимости может быть разделен на несколько субсчетов второго порядка:
– 203/1 ("ГСМ по талонам");
– 203/2 ("ГСМ на складе");
– 203/3 ("ГСМ в автомобильных баках").
Списывается ГСМ согласно П(С)БУ 9 как другие запасы.
Так, для того чтобы списать ГСМ в производство продукции (работ, услуг), необходимо иметь первичные документы, по которым
на предприятии производится поступления и выдача ГСМ (приходные накладные, акты о приеме, ведомости о расходе топлива и
т. п.) и подтвердить производственный характер использования этих запасов.
Ранее производственный характер расходования топлива подтверждал путевой лист. На сегодняшний день утвержденная форма
дорожного листа отсутствует. Поэтому для учета работы транспортного средства предприятие может самостоятельно
разработать такую форму. Главное, чтобы она имела все обязательные реквизиты первичного документа, предусмотренные
Положением № 88. Относительно этого Мининфраструктуры разъясняло в письме от 23.04.2013 г. № 4492/25/10-13).
Также производственный характер использования ГСМ подтверждают лимитно-заборные карточки, расходные накладные, акты
выполненных работ.
Кроме подтверждения производственного характера расходования ГСМ, важным моментом при их списании является
расходование ГСМ в пределах разрешенных норм. Утверждены эти нормы Приказом № 43.
При этом для новых моделей (модификаций) автомобилей и автомобилей оригинальной конструкции, которые не вошли в Приказ
№ 43, устанавливаются нормы расходов топлива с уточнением, при необходимости, коэффициентов их корректировки, которые
разрабатываются главным институтом Министерства инфраструктуры Украины ГосавтотрансНИИпроектом по заявкам заводов-
производителей или предприятий – собственников автомобилей на договорных основаниях (пп. 2.1.5 Приказа № 43).
В случае выявления сверхнормативных расходов ГСМ составляется ведомость таких расходов и представляется руководителю
предприятия для принятия решения о возмещении стоимости перерасходованных ГСМ. Как правило, сверхнормативные расходы
топлива рассматриваются как недостача, которая подлежит возмещению за счет виновных лиц.
С точки зрения налогообложения с 01.01.2015 г. объект обложения налогом на прибыль определяется по данным бухгалтерского
учета и корректировок финансового результата до налогообложения на "сверхнормативные" разницы в НКУ не предусмотрено.
При этом остается необходимость при осуществлении хозяйственной деятельности соблюдать нормы использования ГСМ для
включения затрат на ГСМ в налоговый кредит по НДС.
Также отметим, что с 01.07.2015 г. редакция п. 198.3 НКУ уже не будет содержать требования связи с хозяйственной
деятельностью. Однако сохранятся действующие сейчас нормы п. 198.5 НКУ, согласно которым на дату использования товаров в
нехозяйственной деятельности необходимо начислить налоговые обязательства по НДС. То есть, по сути, для права на
налоговый кредит остается требование приобретения или изготовления товаров (услуг) с целью их дальнейшего использования в
налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности налогоплательщика.