]Минфин облегчит алкогольную отчетность
В “Частном предпринимателе” № 14 (с. 8) мы писали о том, что Государственная регуляторная служба Украины решением от 04.07.2016 г. № 8 предложила Минфину в двухмесячный срок внести изменения в приказ от 11.02.2016 г. № 49 (далее – Приказ № 49), которым были введены формы алкогольно-табачной отчетности. В противном случае его действие приостановится. Второго сентября Минфин на своем сайте обнародовал проект приказа о внесении изменений в Приказ № 49. Рассмотрим, какие изменения в отчетности предлагает Минфин с тем, чтобы она не нарушала принципов регуляторной политики и упростила ведение бизнеса.
Как свидетельствует подготовленный Минфином анализ регуляторного влияния к комментируемому проекту приказа, он пытался урегулировать три проблемы:
1) невозможность корректировки представленных форм отчетности;
2) необходимость упрощения отчетных форм;
3) чрезмерные финансовые санкции за допущенные ошибки при заполнении отчетности.
Первая проблема разрешена так: Приказ № 49 будет дополнен пунктом, согласно которому “до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, субъекты хозяйствования могут представлять уточняющие отчеты в органы ГФС по основному месту учета на замену уже представленному”.
Формы отчетности также будут упрощены. Уменьшится количество кодов для винодельческой продукции, по которым нужно детализировать информацию.
Также из отчетов № 1-РА (для розничных торговцев алкоголем) и № 1-РТ (для розничных торговцев табачными изделиями) исключат две графы. Из отчетности исчезнет графа 3, которая предназначена для информации об остатках алкогольной/табачной продукции на начало месяца. Информацию об этом налоговики могут получить из предыдущего отчета (из графы – остаток продукции на конец месяца).
Но более весомым для предпринимателей будет исключение из указанных отчетов графы 4 – об объемах продукции, поступившей за месяц. Такую информацию налоговики получат только из отчетов поставщиков. При этом отчетность оптовиков тоже упростят, в формах № 1-ОА и № 1-ОТ не будет такой детальной информации о контрагентах – исчезнут графы о дате приобретения и реализации продукции, о местонахождении контрагента и номере его телефона. То есть вести учет операций с контрагентами можно будет суммарно за месяц, а не по каждой дате осуществления операции.
Кроме того, объемы продукции в отчетах № 1-ОА и № 1-РА будут отражаться в литрах, а не в тысячах декалитров, а в отчете № 1-РТ – в штуках вместо миллионов штук.
Что касается проблемы чрезмерных штрафных санкций за допущенные ошибки в отчетности, отметим, что Министерство не может уменьшить действующий размер штрафа 17 000 грн. Такой штраф установлен законом, а вносить изменения в законы – это компетенция Верховной Рады. Частично эта проблема будет решена в результате упрощения отчетности и возможности вносить в нее уточнения.
Вместе с тем обратим внимание на то, что Минфин всеми силами старается оттянуть срок внесения изменений в Приказ № 49. Так, решением ГРС Украины на это было отведено 2 месяца, но только к окончанию данного срока обнародован соответствующий проект приказа Минфина (размещен на официальном сайте www.minfin.gov.ua в рубрике “Аспекты работы. Проекты регуляторных актов для обсуждения – 2016”). В течение месяца (т. е. до 1 октября) предприниматели могут направлять свои замечания и предложения к содержанию данного проекта в адрес Минфина Украины (ул. Грушевского, 12/2, г. Киев, 01008, e-mail:
pavlyuksg@minfin.gov.ua) или ГРС Украины (ул. Арсенальная, д. 9/11, г. Киев, 01011, e-mail:
inform@dkrp.gov.ua).
Затем документ должен быть утвержден, согласован с ГРС и зарегистрирован в Минюсте, а его вступление в силу предусмотрено только через 30 календарных дней после официального опубликования. С такими темпами можно рассчитывать на упрощение алкогольно-табачной отчетности только с нового года. А пока предприниматели должны мучаться с ее ежемесячным заполнением без права на ошибку.
Елена Зубченко, зам. главного редактора
По данным Минфина по состоянию на 1 августа 2016 года, в сфере оптовой и розничной торговли алкоголем и табаком работает 76 060 субъектов хозяйствования, которые получили 191 838 лицензий на розничную торговлю такой продукцией и 777 лицензий – на оптовую. При этом 75 000 (т. е. 98,6%) из них относятся к сфере микропредпринимательства, 1 000 (1,32%) – к сфере малого предпринимательства, 51 (0,068%) – к среднему бизнесу и только 9 (0,012) – к крупному.
Так, что, все таки не отменят, а упростят? Ужас.