Статья старая, но все же...
З думкою про вас
Как скидки, бонусы и подарки, предоставляемые операторами мобильной связи, влияют на налоговый учет предприятий-абонентов
В последнее время у операторов мобильной связи и их дилеров стало популярным поощрение постоянных клиентов путем предоставления всевозможных скидок, распространяющихся на приобретение мобильных телефонов или оплату услуг мобильной связи. Теперь право на такого рода льготу имеет и наше предприятие. Как скажется на налоговом учете предприятия предоставление ему подобных скидок (если мы все-таки решим ими воспользоваться)?
Действительно, абоненты сетей мобильной связи сегодня имеют возможность воспользоваться теми или иными льготами, предоставляемыми соответствующим оператором. В русле заданного вопроса рассмотрим два наиболее распространенных варианта поощрения преданных абонентов.
Первый вариант состоит в том, что контрактным абонентам начисляется определенное число «призовых очков» (бонусов), исчисляемое пропорционально уплаченным за пользование мобильной связью средствам: больше разговариваете – больше плаґтите – больше сумма предоставляемых вам скидок. Указанные скидки распространяются на приобретение новых телефонных аппаратов или на оплату разговоров (например, предоставлением определенного количества бесплатных минут в месяц).
Другой оператор использует вариант, при котором скидки предоставляются постоянным абонентам, чей стаж превысил год. Чем больше количество полных лет, в течение которых лицо является контрактным абонентом этого оператора, тем на боґльшие скидки оно может претендовать (как и в предыдущем варианте, скидки распространяются на приобретение нового мобильного телефона или на оплату услуг мобильной связи).
Мы не будем останавливаться на возможных нюансах и подробностях рассмотренных поощрительных программ (оставим это заинтересованным пользователям или маркетологам конкурирующих сторон), а отметим, что объединяет их принцип общедоступности предоставляемых льгот при выполнении любым претендентом определенных условий (то есть, например, любой, кто пробыл больше года контрактным абонентом, получает право на скидку, больше двух лет – на боґльшую скидку и т. д.). А это, в свою очередь, закладывает основы для признания цен с таким образом установленными скидками обычными ценами.
Дополнительную помощь в отстаивании обычности цены на мобильный телефон или услуги мобильной связи, доставшиеся в рамках «программ лояльности» (как их любят называть операторы), может оказать пп. 1.20.2 Закона О Прибыли. В нем, в частности, указывается на необходимость при определении обычной цены принимать во внимание маркетинговую политику, в том числе при продвижении товаров (работ, услуг) на рынки, колебания потребительского спроса и пр. Понятно, что в нашем случае без всего этого не обошлось...1
(1 См. также № 3'2003, с. 42–43, № 9'2003, с. 40–44, и № 26'2003, с. 38–39.)
Более глубокий анализ с привлечением текста п. 1.20 проводить не будем: самое время вспомнить, что проблема признания цены на товар (работу, услугу) обычной возникает далеко не всегда, а как раз наоборот – в исключительных случаях (при бартере, при бесплатной передаче, при передаче товаров (работ, услуг) связанному с продавцом лицу и т. п.; причем для целей обложения НДС и налогом на прибыль эти случаи не полностью совпадают). Так что если нет оснований говорить о возникновении специальных условий применимости обычной цены, то нет и смысла торговаться о том, какова же эта обычная цена.
Бухгалтера предприятия иногда смущает возможность появления в результате использования своей покупательской льготы определенного количества бесплатных минут для ведения мобильных переговоров – не будет ли это расценено как получение бесплатной услуги с вытекающей из этого необходимостью увеличить валовой доход?
По нашему мнению, оснований для приписывания абоненту бесплатного получения услуги все-таки нет. Прежде всего, оператор заинтересован в зарабатывании средств на предоставлении услуг мобильной связи и ни о какой полной бесплатности речи быть не может. В том случае, когда скидка касается не только оплаты звонков, но и величины абонплаты, она никогда не будет 100 %-ной (на практике – не достигает в общем случае и 30 %).
Если же некий оператор в качестве заработанной преданным абонентом скидки предоставляет ему бесплатные мобильные минуты, то уж абонплату платить придется все равно. Следовательно, в этом случае имеет место получение за определенную абонплату определенного количества минут, не требующих дополнительной оплаты, после исчерпания которых все последующие звонки будут оплачиваться. Но ведь это обычная практика в тарифных пакетах с наличием льготных минут! И эти льготные минуты, строго говоря, бесплатными не являются – они оплачены в составе абонплаты2. Да, по иным расценкам, нежели те, которые вступают в силу после исчерпания пакетных минут, ну и что?
(2 Например, в утвержденном приказом Госкомсвязи от 07.06.2002 г. № 120 документе под названием «Предельные тарифы на основные услуги электросвязи и тарифы на выплату государственных пенсий и денежной помощи» в отношении услуг местной телефонной связи делается оговорка:
«В счет абонплаты предоставляется 175 нетарифицированных минут для всех категорий потребителей при поминутной оплате местных разговоров независимо от способа подключения».
Не включают же предприятиям, пользующимся местной телефонной сетью, услуги в объеме 175 минут в валовые доходы как «подарок»!
Тот же принцип (абонплата может предполагать уже оплаченные минуты) справедлив и для мобильной связи.)
Допустим, заплатив при обычных условиях (без всяких льгот) 100 грн. абонентной платы, абонент имеет право на использование ежемесячно 50 минут без дополнительной оплаты. А при получении права на льготу он за те же деньги может в течение года использовать ежемесячно уже 60 минут. Так вот, по нашему мнению, речь идет не о подарке абоненту услуг, измеряемых 10 минутами, а об изменениях условий конкретного тарифного пакета.
Для наглядности рассмотрим условную аналогию с товаром. Пусть 1 табурет стоит 10 грн., но для стимулирования продаж при оплате 100 грн. продавец отдает покупателю не 10, а 11 табуретов. Как поступит бухгалтер: оприходует 10 табуретов по 10 грн. (на сумму 100 грн.) и еще отразит ВД на 10 грн. от «подаренного» табурета или просто оприходует 11 табуретов на общую сумму 100 грн.?3
(3 Хоть и не делится...)
Видимо, правильным будет второй подход – имеет место не подарок, а уменьшение цены за единицу продукции, при котором за ту же сумму можно приобрести товара в большем количестве. Здесь важно, чтобы сопроводительные документы, выписываемые продавцом, – расходные и налоговые накладные и т. п. – оперировали количеством в 11 шт. и никакого обособления 11-го табурета не было.
То же самое происходит при увеличении количества минут мобильной связи, не требующих дополнительной оплаты. И даже если абонент ранее (до получения от продавца-оператора льготы) пользовался пакетом без льготных минут, появление их при сохранении прежней абонплаты тоже должно рассматриваться не как некий оторванный от услуг подарок, а как изменение условий договора на получение услуг. Это вполне соответствует содержащемуся в ст. 1 Закона «О связи» определению:
«абонентная плата – платеж, уплачиваемый пользователем за пользование услугами связи на постоянной основе по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Украины».
При этом лучше всего, конечно, чтобы предоставление льготы сопровождалось заключением договора (или допсоглашения к прежнему договору), в котором бы просто излагались новые условия предоставления услуг мобильной связи.
Несколько хуже с точки зрения налоговых последствий ситуация, в которой в результате накопительной скидки предприятию может бесплатно достаться телефонная мобильная трубка. Понятно, что и в этом случае оператор, по большому счету, не в проигрыше (в одних случаях получение льготной трубки невозможно без подписания дополнительного контракта на определенный срок, в других – для полностью бесплатного получения трубки нужны такие «обеспечивающие» льготу расходы на оплату счетов и абонентский стаж, что шансы на бесплатность минимальны). Однако для обеих сторон было бы правильнее не мелочиться и хоть какой-то суммой (после применения льгот – ну совсем малюсенькой) передачу телефона сопроводить. Тогда проблем с бесплатностью трубки быть, понятное дело, не должно (причем лучше от этого – как стороне передающей, так и получающей). Если же предприятию в подарок достается какая-нибудь приятная мелочевка (вроде подписки на модный журнал или так необходимого бухгалтеру калькулятора), то их-то, видимо, придется отражать именно как подарки4.
(4 О налоговых последствиях дарения – см. обзорный материал в «Бухгалтере» № 20'2003 на с. 39–41 и № 21'2003 на с. 45–46.)
Собственно, мы снова пришли к выводу, который пропагандировали всегда: чем что-нибудь дарить – лучше продать это за одну гривню. Или еще дешевле5.
(5 Вспомните: «Телефон – за одну копiйку»!)