о..вот оно
1 августа или 1 сентября?
или Вот что значит день опубликования
История с датой вступления в силу Закона Украины от 04.06.2009 г. № 1451-VI1, которым внесены поправки в некоторые законодательные акты, наверняка, еще долго будет у всех на устах. Ведь, казалось бы, чего проще, отсчитать 30 календарных дней с даты опубликования Закона в прессе, после чего определить дату, с которой он вступает в силу. Но оказалось, что сделать это совсем непросто!
Напомним, что согласно разделу II Закона № 1451-VI его вступление в силу приходится на первое числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится 30 календарный день со дня его опубликования, кроме пункта 2 раздела I данного Закона, который вступает в силу с 1 числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится 90 календарный день со дня его опубликования. Поскольку Закон был опубликован в газете «Голос Украины» от 02.07.2009 г. № 120, то именно с этой даты отсчитываем 30 календарных дней. В результате тридцатый календарный день — это 31 июля, то есть 1 число следующего месяца — 01.08.2009 г. Таким образом, изменения в Таможенный кодекс и в Закон об НДС должны были вступить в силу уже несколько дней назад. И это подтверждается информацией, размещенной на официальном сайте Верховной Рады Украины.
Но оказывается, не все так просто. 22 июля ГТСУ срочно разослала всем региональным таможням письмо под № 11/8-10.15/6988-ЕП, в котором, ссылаясь на ст.9 Таможенного кодекса, сообщила, что Закон № 1451-VI вступает в силу… на месяц позднее — с 01.09.2009 г. В итоге крайними, как обычно, оказались налогоплательщики. Они оказались в совершенно непонятной ситуации. Уже заканчивается первая декада августа, а так и неясно, применять им НДС-ные изменения или нет. В первую очередь это касается автоперевозчиков, для которых была возвращена нулевая ставка НДС ко всему объему международных перевозок — от места осуществления таможенных процедур на таможенной территории Украины до места доставки за пределами Украины и наоборот. Как им сейчас начислять НДС, по какой ставке — 0% или 0% + 20%? То же касается импортеров-экспортеров услуг. Как для них определяется объект налогообложения: уже с учетом места поставки или пока еще с учетом места предоставления? Ведь от этого зависит, есть налоговые обязательства по НДС или нет!
А самую интересную позицию заняли в ГНАУ. Вместо того, чтобы самим разобраться с датами вступления в силу Закона № 1451-VI (01.08.2009 г. или 01.09.2009 г.), там решили спросить об этом у Минюста. Но почему-то к такому «замечательному» решению пришли лишь 6 августа2. О чем думали в ГНАУ до этого, непонятно. Так что осталось подождать, что же нам разъяснит Минюст…
--------------------------------------------------------------------------------
1Опубликовано: Бухгалтерия. — 2009. — № 29. — С.11—15 (прим. ред.).
2ГНАУ письмом от 06.08.2009 г. № 9392/5/16-1516 направила в Минюст официальный запрос по поводу вступления в силу Закона № 1451-VI (прим. ред.).
Государственная налоговая администрация Украины
Письмо1 от 31.07.2009 г. № 16397/7/16-1517
Услуги, связанные с транзитом, не облагаются НДС
ГНАУ в связи с принятием Закона Украины от 04.06.2009 г. № 1451-VІ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения услуг по международным перевозкам пассажиров, багажа и грузов, международным отправлениям, международному лизингу и международному ремонту товаров» сообщает.
В соответствии с п.5.15 ст.5 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (с учетом изменений, внесенных Законом Украины от 04.06.2009 г. № 1451-VI, далее — Закон) освобождаются от обложения этим налогом операции по поставке услуг по перевозке пассажиров, их багажа, грузов и международным отправлениям под таможенным режимом транзита по территории Украины согласно положениям главы 33 Таможенного кодекса Украины.
Согласно ст.200 главы 33 Таможенного кодекса Украины транзит — таможенный режим, в соответствии с которым товары и транспортные средства перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами или в пределах зоны деятельности одного таможенного органа без какого-либо использования таких товаров и транспортных средств на таможенной территории Украины.
В то же время Закон Украины от 20.10.99 г. № 1172-ХІV «О транзите грузов» (далее — Закон о транзите) является Законом, определяющим принципы организации и осуществления транзита грузов авиационным, автомобильным, железнодорожным, морским и речным транспортом через территорию Украины.
В соответствии со ст.1 этого Закона транзит грузов — это перевозка транспортными средствами транзита транзитных грузов под таможенным контролем через территорию Украины между двумя пунктами или в пределах одного пункта пропуска через государственную границу Украины. При этом участники транзита — грузовладельцы и субъекты предпринимательской деятельности (перевозчики, порты, станции, экспедиторы, морские агенты, декларанты и др.), которые в установленном порядке предоставляют (выполняют) транзитные услуги (работы).
Согласно ст.6 Закона транзит грузов сопровождается товарно-транспортной накладной, составленной на языке международного общения. В зависимости от выбранного вида транспорта такой накладной может быть авиационная грузовая накладная (Аir Wауbіll), международная автомобильная накладная (СМR), накладная УМВС (СМГС), накладная ЦИМ (СІМ), коносамент (BILL оf Lading).
В то же время ст.4 Закона определено, что транзит грузов может осуществляться в прямом или смешанном (комбинированном) сообщении. В прямом сообщении транзит грузов предусматривает их транспортировку одним видом транспорта без перегрузки на другой. В смешанном сообщении транзит грузов может быть связан с их перегрузкой с одного вида транспорта на другой, переработкой, сортировкой, упаковкой, измерением, накоплением, формированием или дроблением партий транзитного груза, временным хранением и др. Такие операции осуществляются в зонах таможенного контроля исключительно по выбору грузовладельца (уполномоченного им лица).
При этом данный Закон не содержит ограничений по осуществлению таких операций при транзите грузов в прямом сообщении.
В соответствии со ст.3 Закона о транзите свобода транзита грузов обеспечивается путем отсутствия любой дискриминации в отношении участников транзита при налогообложении операций, связанных с транзитом грузов.
Таким образом, поскольку согласно Закону о транзите транзитные услуги — это деятельность участников транзита, осуществляемая в рамках договоров (контрактов) перевозки, транспортного экспедирования, поручения, агентских соглашений, то услуги, которые непосредственно связаны с транзитом грузов, освобождаются от НДС. В связи с этим согласно п.5.15 ст.5 Закона от налогообложения освобождаются как операции по поставке услуг по перевозке пассажиров и грузов транзитом через территорию и порты Украины, так и операции по поставке услуг, связанных с таким транзитом (в частности, погрузка, разгрузка, перегрузка, хранение транзитных грузов и др.).
При этом если для операций по поставке услуг по перевозке пассажиров и грузов транзитом через территорию и порты Украины, а также для услуг, которые непосредственно связаны с транзитом, приобретаются (изготавливаются) товары (услуги), предназначенные для использования в таких освобожденных операциях, то суммы НДС, уплаченные в связи с таким приобретением (изготовлением) в соответствии с пп.7.4.2 ст.7 Закона, не включаются в состав налогового кредита такого плательщика.
Заместитель Председателя С.ЧЕКАШКИН
--------------------------------------------------------------------------------
1Направлено в адрес ГНА в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе. Аналогичного содержания письмо ГНАУ от 31.07.2009 г. № 9177/5/16-1516 направлено в адрес Министерства транспорта и связи Украины (прим. ред.).
КОММЕНТАРИЙ
Необходимо отдать должное ГНАУ за издание комментируемого письма.
В условиях изменения согласно Закону № 14511 редакции пп.6.2.4 ст.6 (исключен важный последний абзац, в котором речь шла об услугах, связанных с транзитом) и п.5.15 ст.5 (где рассматриваются не все транзитные услуги, а поставка услуг исключительно по перевозке) Закона об НДС главное налоговое ведомство имело все основания существенно сузить объемы применения «транзитной» льготы по НДС и требовать облагать НДС по ставке 20% все сопутствующие транзитным перевозкам услуги, а именно: погрузку, разгрузку, перегрузку, хранениегрузов и др. И даже нормы Таможенного кодекса Украины и/или Закона Украины «О транзите грузов» не помогли бы, если бы ГНАУ вознамерилась обложить налогом перечисленные услуги. Однако налоговики в очередной раз, как и в 1997 и 2005 годах, не пошли по фискальному пути и сохранили широкую трактовку льготной налоговой нормы.
Вследствие этого объемы транзитных и сопутствующих услуг на территории Украины, предоставляемых украинскими предприятиями как резидентам, так и нерезидентам Украины, из-за возможного начисления НДС не уменьшатся, а бюджет не утратит общую сумму поступлений, поскольку платежи поступят благодаря иным, нежели НДС, налогам и сборам.
Совершенно справедливо в последнем абзаце комментируемого письма ГНАУ напоминает о том, что при пользовании льготами по НДС права на налоговый кредит у плательщиков НДС нет. При этом, кроме применения указанного пп.7.4.2 ст.7 Закона об НДС, необходимо учитывать следующее.
В Украине мало предприятий, предоставляющих только транзитные услуги. Многие предприятия наряду с транзитом одновременно занимаются, например, внутренними перевозками и/или экспедированием, предоставлением прочих услуг, облагаемых налогом по ставке 20%. Поэтому таким плательщикам следует дополнительного применять нормы пп.7.4.3 ст.7 Закона об НДС и осуществлять распределение налогового кредита по НДС по расходам в процентном соотношении облагаемых (20% и 0%) и не облагаемых налогом (льготных и не являющихся объектом налогообложения) операций.
В дополнение к предпоследнему абзацу комментируемого письма ГНАУ, где приведен ограниченный перечень сопутствующих транзиту льготных услуг (но, к счастью, имеется слово «и др.»), отметим, что льгота по НДС согласно нормам п.5.15 ст.5 Закона об НДС и благодаря комментируемому письму распространяется также на такие услуги, связанные с транзитом, как, например, охрана, сопровождение, экспедирование, аренда, портовые услуги. И этот перечень не исчерпывающий. В связи с этим, мягко говоря, странно выглядят выводы последнего абзаца другого «свежего» письма ГНАУ от 28.07.2009 г. № 15974/7/16-1517-26 (см. далее «Для справки»). Главное налоговое ведомство требует обложить НДС услуги по технологической обработке перевозочных документов на транзит. При этом такие услуги, как и услуги, например, по погрузке, разгрузке, непосредственно связаны с транзитом грузов по территории Украины и без них невозможен транзит грузов железнодорожным транспортом. Ответ предоставлен на запрос ГНА в г.Киеве, в связи с чем можно предположить, что в данный момент проходит проверка предприятия, которое налоговики г.Киева не могут «обложить налогом», поэтому им понадобился именно такой «сомнительный» ответ ГНАУ. Единственная надежда на то, что в последней строке письма под фразой «подлежат налогообложению в общеустановленном порядке» ГНАУ имела в виду возможность применения нормы «льготирующего» п.5.15 ст.5 Закона об НДС.
Александр КЛУНЬКО, эксперт-консультант
--------------------------------------------------------------------------------
1Закон Украины от 04.06.2009 г. № 1451-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения услуг по международным перевозкам пассажиров, багажа и грузов, международным отправлениям, международному лизингу и международному ремонту товаров». Опубликован: Бухгалтерия. – 2009. – № 29. – С.11–15 (прим. ред.).
ДЛЯ СПРАВКИ
Государственная налоговая администрация Украины
Письмо от 28.07.2009 г.
№ 15974/7/16-1517-26
Услуги по технологической обработке перевозочных документов на транзит и НДС
ГНАУ рассмотрела письмо ГНА в г.Киеве о налоговом учете (выписка налоговых накладных и начисление НДС) расчетного центра международных перевозок (РЦ), через который согласно условиям договоров между «Укрзалізницею» и заказчиками перевозок осуществляются расчеты за такие перевозки (в том числе транзитные и международные) железной дорогой, и в пределах компетенции сообщает.
В соответствии с пп.6.2.4 ст.6 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (далее – Закон) операции по поставке услуг плательщиком налога, связанные с перевозкой (перемещением) пассажиров и грузов транзитом через территорию Украины, облагаются налогом в порядке, предусмотренном п.5.15 ст.5 Закона.
Пунктом 5.15 ст.5 Закона предусмотрено, что операции по поставке услуг по перевозке (перемещению) пассажиров и грузов транзитом через территорию и порты Украины освобождаются от налогообложения.
В соответствии с пп.7.2.3 ст.7 Закона налоговая накладная составляется в момент возникновения налоговых обязательств продавца в двух экземплярах и предоставляется покупателю товаров (услуг) по его требованию.
Как указано в письме ГНА в г.Киеве, РЦ выполняет работы, связанные с технологической обработкой перевозочных документов, и не поставляет услуги по перевозке.
Учитывая то, что непосредственными исполнителями работ или лицами, предоставляющими услуги по перевозке (перемещению) пассажиров и грузов транзитом через территорию Украины, являются железные дороги Украины, нормы п.5.15 ст.5 Закона должны применять именно железные дороги Украины, а не РЦ. Соответственно, РЦ не имеет права на отражение операций по перевозке (перемещению) пассажиров и грузов транзитом через территорию Украины в своей налоговой отчетности.
Если плательщик налога приобретает (изготавливает) товары (услуги) и основные фонды, предназначенные для их использования в операциях, которые не являются объектом налогообложения согласно статье 3 этого Закона или освобождаются от налогообложения согласно ст.5 и п.11.44 ст.11 этого Закона, то суммы налога, уплаченные в связи с таким приобретением (изготовлением), не включаются в состав налогового кредита такого плательщика (пп.7.4.2 ст.7 Закона).
В налоговых декларациях, составляемых РЦ, должны отражаться операции, исполнителем которых является данное предприятие, в частности операции по технологической обработке перевозочных документов, которые в соответствии с Законом являются объектом обложения НДС и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Заместитель Председателя Н.РУБАН