12.04.2010 – 18.04.2010, № 15 (46)
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Не в конвертах счастье?!
В последнее время только и было слышно, что о борьбе с зарплатами в конвертах. Об этом говорил и Президент Украины, и Премьер-министр, и недавно назначенный Председатель ГНАУ. Однако разговоры – это одно, а конкретные действия, направленные на реализацию задуманного, – совсем другое. До последнего момента было не понятно, как именно власть собирается бороться с этим порочащим наше общество (а может быть, просто вынужденным и необходимым) явлением. И вот появилась первая ласточка – соответствующий законопроект, благодаря которому стало понятно, как именно власть собирается вести борьбу с зарплатами в конвертах.
7 апреля на сайте Госкомпредпринимательства обнародован законопроект со скромным и ничего не говорящим о себе названием: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины».
По мнению разработчиков, этот документ направлен «на решение проблемы легализации заработной платы и, как следствие, увеличение поступлений в фонды общеобязательного государственного социального страхования и местные бюджеты налога с доходов физических лиц».
Кроме того, законопроект призван повысить «социальную ответственность бизнеса» и воспитать «сознательное отношение к оплате труда».
Чтобы понять масштабность и серьезность планируемых нововведений, перечислим законодательные акты, в которые предлагается внести изменения:
• Закон Украины «Об оплате труда»;
• Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц»;
• Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»;
• Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением»;
• Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы»;
• Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности»;
• Кодекс Украины об административных правонарушениях.
По сути новшеств
Итак, предлагается ввести абсолютно новое понятие для многих из нас – средняя индикативная заработная плата (далее – СИЗП).
Четкого определения этого термина в законопроекте нет, но зато даются пояснения, как такую зарплату исчислять и где применять.
СИЗП не может быть меньше установленной законом минимальной зарплаты, увеличенной на соответствующий коэффициент для отдельных категорий работников, а именно для:
• первых руководителей предприятий – 5;
• главных бухгалтеров – 3;
• работников (надо полагать, всех остальных) – 2.
А теперь самое интересное: НДФЛ, взносы в Пенсионный фонд и фонды социального страхования необходимо начислять и уплачивать в сумме, исчисленной именно от СИЗП (не меньше). Если же начисленная зарплата больше СИЗП, то платежи рассчитываются исходя из начисленной суммы.
Поясним сказанное на примере.
В апреле 2010 года работникам предприятия была начислена зарплата в таких размерах:
• директору – 1500 грн.;
• главному бухгалтеру – 1000 грн.;
• продавцу – 900 грн.
Минимальная зарплата, установленная законом, в этом месяце равна 884 грн.
Рассчитаем СИЗП:
• для директора – 4420 грн. (884 грн. x 5);
• для главного бухгалтера – 2652 грн. (884 грн. x 3);
• для продавца – 1768 грн. (884 грн. x 2).
Взносы в Пенсионный фонд и фонды социального страхования и НДФЛ, согласно законопроекту, необходимо исчислять (производить начисления и удержания) от 8840 грн. (4420 грн. + 2652 грн. + 1768 грн.), а не от фактически начисленной суммы (3400 грн.).
При этом обращаем внимание на то, что новшества не обязывают работодателя начислять и выплачивать работникам зарплату в размере не меньшем СИЗП. Здесь все, как и прежде, – зарплата должна начисляться в размере не меньшем минимальной зарплаты.
Еще одно интересное и, прямо скажем, революционное новшество заключается в том, что выплата зарплаты в конверте будет караться административным штрафом в размере 1700 грн. Этот штраф предлагается налагать и на работодателя (директора), и на работника, который получил такую зарплату!
Правда, не совсем понятно, как такие нарушения можно выявить и, соответственно, привлечь к ответственности виновных. Неужели будут, как говорят, «хватать за руку»?
Кстати, рассматриваемые новшества не касаются организаций бюджетной сферы.
О вступлении в силу
В Заключительных положениях законопроекта сказано, что он вступает в силу со дня его опубликования. Вместе с тем, пока что этот документ еще не зарегистрирован в Верховной Раде. Надо полагать, что его сначала должен одобрить Кабмин и уже после этого выступить с законодательной инициативой.
Вместе с тем, учитывая единство действующей законодательной и исполнительной власти, логично предположить, что рассматриваемый документ обретет статус закона достаточно быстро. При этом не исключено, что в него будут внесены некоторые поправки.
О наших размышлениях
Не секрет, что выплата зарплаты в конвертах практикуется на многих предприятиях, а может быть, даже и на большинстве из них. Однако, по нашему глубокому убеждению, связано это в большинстве случаев не с желанием украсть, а с вынужденной (жизненной) необходимостью. Ведь если выплачивать официальную зарплату и связанные с ней обязательные платежи, то можно и разориться.
В связи с этим у нас возникают определенные сомнения и вопросы. Какие именно задачи ставились перед разработчиками законопроекта: воплощение в жизнь благих намерений или банальное наполнение казны? Как отразятся новшества на работниках? И не захотят ли работодатели компенсировать свои вновь возникшие «зарплатные» расходы за счет наемных лиц, т. е. нас с вами?
автор: Андрей Нефёдов, редактор