Документальное оформление списания ОС
Результаты работы комиссии оформляются Актом списания основных средств (ф. № ОЗ-3) или Актом на списание транспортных средств (ф. № ОЗ-4). Формы первичных документов по учету ОС утверждены приказом № 352*.
* Подробную информацию об учете основных средств см. в статье «Основные средства и основные фонды» // «БН», 2007, № 20, с. 21.
Такие документы составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, главным бухгалтером и утверждаются руководителем предприятия. При этом первый экземпляр передается в бухгалтерию, а второй остается у лица, ответственного за сохранность ОС, и является основанием для сдачи на склад запасных частей, материалов, комплектующих, составных частей и других отходов, оставшихся после ликвидации.
К Акту списания основных средств следует приложить инвентарную карточку учета основных средств (ф. № ОЗ-6), в которой производятся соответствующие записи о выбытии, а также внести отметки в опись инвентарных карточек по учету основных средств (ф. № ОЗ-7), карточку учета движения основных средств (ф. № ОЗ-8), инвентарный список основных средств (ф. № ОЗ-9).
В некоторых случаях, если это прямо предусмотрено законодательством, в состав комиссии, которая принимает решение о списании ОС, необходимо включить представителей государственных органов. Например, в бюджетных учреждениях в соответствии с п. 6 Инструкции № 142/181 при установлении непригодности автомобилей, нагревательных котлов, подъемников и других объектов привлекаются специалисты государственных инспекций, которые осуществляют надзор за их использованием.
Имейте в виду: разборка и демонтаж ликвидируемого объекта основных средств до утверждения руководителем Акта по ф. № ОЗ-3 (ф. № ОЗ-4) не допускаются.
Пример 1. ООО «Комп» принимает решение о списании с баланса морально устаревшего компьютера, который вышел из строя (компьютер — системный блок, монитор, клавиатура и мышь — учитывался как единый объект). Его первоначальная стоимость — 3600 грн., в бухгалтерском учете применялся прямолинейный метод начисления амортизации (срок полезного использования — 10 лет), сумма начисленного износа — 3240 грн. Компьютер входит в группу 2 основных фондов, амортизация начисляется по норме 6,25 % в квартал.
Комиссией установлено, что затраты на ремонт и модернизацию компьютера нецелесообразны, поскольку он морально устарел и его технические возможности не соответствуют современному программному обеспечению.
В результате ликвидации на склад были оприходованы клавиатура, мышь, монитор на общую сумму 120 грн.
Оформленный Акт на списание такого компьютера (ф. № ОЗ-3) приведен на с. 41-42.
Журнал "Бух неделя" от 27.07.2009