вот из Лиги
Последствия уменьшения (увеличения) суммы бюджетного возмещения НДС
Методические рекомендации № 306, разработанные для применения органами ГНС при осуществлении контроля за достоверностью исчисления сумм бюджетного возмещения НДС субъектами хозяйствования – юридическими и физическими лицами, а также новые механизмы администрирования «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» рассмотрел в статье «Раскинуты сети широко... Или о проведении проверок достоверности исчисления сумм бюджетного возмещения НДС».
Учитывая то, что эти Методрекомендации утверждены 24.05.2011 г., т. е. до принятия Закона № 3609 (07.07.2011 г.), которым были внесены существенные изменения в НКУ, то порядок наложения штрафных санкций, следует рассматривать с учетом этих изменений. Подробнее об изменениях см. статью «Закон Украины № 3609-VI: исправление ошибок и не только».
В пункте 3.10 Методических рекомендаций № 306 указано, что в случае, если по результатам камеральной проверки обнаружено несоответствие суммы бюджетного возмещения сумме, заявленной в декларации по НДС, то орган ГНС в соответствии с пунктами 58.1 и 200.14 НКУ высылает плательщику НДС налоговое уведомление-решение в Порядке № 985. При этом учитываются нормы п. 4.5 этих Методических рекомендаций, в которых приведены случаи направления налогового уведомления-решения в случае, если по результатам внеплановой выездной документальной проверки обнаружено полное или частичное несоответствие суммы бюджетного возмещения сумме, заявленной в декларации по НДС.
Однако с учетом новой редакции п. 123.1 НКУ такие случаи сводятся:
• к превышению заявленной налогоплательщиком суммы бюджетного возмещения в результате занижения налоговых обязательств или завышения налогового кредита по НДС (пп. 4.5.1 Методических рекомендаций № 306);
• когда контролирующий орган в соответствии с п. 58.1 НКУ уменьшает размер отрицательного значения суммы НДС, рассчитанного налогоплательщиком в соответствии с разделом V этого Кодекса (пп. 4.5.4 Методических рекомендаций № 306).
Случаи наложения штрафных (финансовых) санкций (штрафов)
К сожалению, новая редакция п. 123.1 НКУ не идеальна:
• с одной стороны, исключен случай, когда контролирующий орган самостоятельно определяет суммы уменьшения отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль;
• с другой стороны, остался случай, когда контролирующий орган самостоятельно определяет суммы уменьшения отрицательного значения суммы НДС, хотя установленные штрафные санкции за такое нарушение уже не применяются.
Только уменьшение суммы бюджетного возмещения (ну и, конечно, определение налогового обязательства органом ГНС) влечет за собой наложение на налогоплательщика штрафа в размере 25 % завышенной суммы бюджетного возмещения, а при повторном в течение 1095 дней определении контролирующим органом уменьшения суммы бюджетного возмещения – штрафа в размере 50 % завышенной суммы бюджетного возмещения.
Отменено наложение штрафа в размере 75 % суммы начисленного налогового обязательства, неправомерно заявленной к возвращению суммы бюджетного возмещения и/или неправомерно заявленной суммы отрицательного значения суммы НСД в третий раз и больше в течение 1095 дней.
Однако следует отметить, что, несмотря на сокращение случаев наложения штрафа, они все равно налагаются, если завышение суммы бюджетного возмещения не привело к возникновению недоимки, т. е. в случае частичного уменьшения налоговым органом заявленной суммы бюджетного возмещения.
При этом добавилось еще одно основание для наложения штрафа, установленное пп. 54.3.4 НКУ. Так контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму денежных обязательств, уменьшения (увеличения) суммы бюджетного возмещения и/или уменьшения (увеличения) отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы НДС, если решением суда, которое набрало законной силы, лицо признано виновным в уклонении от уплаты налогов.
Также внесены изменения в пп. 54.3.2 НКУ, когда данные проверок результатов деятельности налогоплательщика свидетельствуют не только о занижении или завышении суммы его налоговых обязательств, но и суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы НДС налогоплательщика, заявленных в налоговых (таможенных) декларациях, уточняющих расчетах.
Поэтому следует обратить внимание на нормы п. 4.7 Методических рекомендаций № 306, которыми предусмотрено, что самостоятельное определение контролирующим органом суммы налогового обязательства, уменьшения суммы бюджетного возмещения и/или уменьшения отрицательного значения суммы НДС влечет за собой наложение штрафа в размере, определенном в ст. 123 НКУ, с учетом требований пп. 54.3.2 НКУ.
Однако изменения и дополнения, внесенные Законом № 3609 в раздел V НКУ, не затронули положений п. 200.14 НКУ. Поэтому по-прежнему, если по результатам камеральной или документальной внеплановой выездной проверки орган ГНС обнаруживает несоответствие суммы бюджетного возмещения сумме, заявленной в налоговой декларации, то в случае:
• занижения заявленной налогоплательщиком суммы бюджетного возмещения относительно суммы, определенной органом ГНС по результатам проверок, налоговый орган высылает налогоплательщику налоговое уведомление с указанием в нем суммы такого занижения и оснований для ее вычета. Но в этом случае считается, что плательщик НДС добровольно отказывается от получения такой суммы занижения как бюджетного возмещения и учитывает ее согласно п. 200.6 этой статьи в уменьшение налоговых обязательств по НДС в следующих налоговых периодах;
• превышения заявленной плательщиком НДС суммы бюджетного возмещения над суммой, определенной органом ГНС по результатам проверок, налоговый орган высылает налогоплательщику налоговое уведомление с указанием в нем суммы такого превышения и оснований для ее вычета;
• выяснения по результатам проведения проверок факта, по которым налогоплательщик не имеет права на получение бюджетного возмещения, налоговый орган высылает ему налоговое уведомление с указанием в нем оснований отказа в предоставлении бюджетного возмещения.
Подтверждение правомерности сумм бюджетного возмещения НДС
Если плательщик НДС, заявивший сумму бюджетного возмещения, прошел огонь, воду, и медные трубы (безупречно или почти безупречно все проверки, предусмотренные действующим законодательством), и достоверность начисления заявленных сумм бюджетного возмещения подтверждена справкой или актом проверки, то ему остается проконтролировать последний этап, без которого поступление денежных средств на текущий счет невозможно.
Согласно п. 4.8 Методических рекомендаций № 306 на сумму бюджетного возмещения НДС, относительно начисления которой на дату формирования справки не обнаружено фактов нарушений законодательства, подразделением, ответственным за проведение внеплановой выездной документальной проверки, в двух экземплярах составляется справка «А2» о подтверждении правомерности сумм бюджетного возмещения НДС по результатам проверки (приложение 2 к этим Методическим рекомендациям) (формы справок не приведены).
Справки «А2» регистрируются в отдельном журнале, который должен содержать реквизиты такой справки (номер и дату), сумму НДС, которая подтверждается к возмещению, реквизиты справки/акта о результатах проверки, при этом:
• суммы НДС, подтвержденные к возмещению, рассчитываются после получения подтверждения правомерности начисления налогового кредита в размере, не ниже суммы начисленных налоговых обязательств по НДС в периоде возникновения отрицательного значения НДС;
• первый экземпляр справки «А2» передается в подразделение учета и отчетности для отражения в карточках лицевых счетов плательщиков НДС результатов проверки по подтверждению сумм бюджетного возмещения НДС, второй находится в материалах проверки;
• в случае направления запросов о проведении встречных сверок для получения налоговой информации необходимой в соответствии с ст. 83 НКУ для заключений о правомерности начисления сумм бюджетного возмещения НДС во время проведения проверки, на такую сумму в двух экземплярах составляется справка «А3» о пребывании суммы бюджетного возмещения НДС в состоянии встречных сверок (проверок);
• первый экземпляр справки «А3» в течение 2-х дней с учетом дня ее составления передается в подразделение учета и отчетности для отражения в карточках лицевых счетов плательщиков НДС, второй находится в материалах проверки;
• в случае подтверждения достоверности начисления сумм бюджетного возмещения НДС по мере получения результатов встречных сверок, проверок (к справке «А3» и акту/справке о результатах документальной внеплановой выездной проверки в случае наличия), такие справки могут составляться отдельно на каждую подтвержденную часть суммы бюджетного возмещения НДС.
Справки «А2» к справкам «А3» составляются до полного подтверждения сумм НДС, которые находились в состоянии встречных сверок (проверок).
автор: Елена Бондаренко,
зам. главного редактора «Б&З»
Правовой глоссарий:
1. НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
2. Закон № 3609 – Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию некоторых норм Налогового кодекса» от 07.07.2011 г. № 3609-VI.
3. Порядок № 985 – Порядок направления органами государственной налоговой службы налоговых уведомлений-решений плательщикам налогов, утвержденный приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 985.
4. Методические рекомендации № 306 – Методические рекомендации относительно взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации и проведении проверок достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость (отрицательного значения налога на добавленную стоимость), утвержденные приказом ГНАУ от 24.05.2011 г. № 306.