Админобжалование: порядок проведенияНемногие уведомления-решения не обжалуются налогоплательщиками. То ли множество двояких норм нашего налогового законодательства дают о себе знать, то ли развязанность рук налоговиков на местах и озвучивание конкретных сумм штрафных санкций еще до фактического начала налоговой проверки играют свою роль. Но так или иначе, обжалование плательщиком налога налогового уведомления-решения уже стало недоброй традицией нашего бизнеса.
Общие аспекты обжалованияНорма пп. 17.1.7 НКУ позволяет налогоплательщикам обжаловать решения, действия (бездействие) контролирующих органов (должностных лиц) и предоставленные контролирующими органами налоговые консультации.
По сути, обжаловать можно, в частности, следующие решения органов, контролирующих уплату налогов (органов Миндоходов), в качестве субъекта властных полномочий:
1) налоговые уведомления-решения об определении сумм денежных обязательств налогоплательщика;
2) любые другие решения налоговых органов по налогам и сборам, а также по законодательству, контроль за соблюдением которого возложен на орган контроля;
3) налоговые консультации;
4) постановления по делу об админправонарушениях, принятые соответствующим органом.
Чем же фактически является обжалование решений контролирующего органа?
В соответствии с пп. 14.1.7 НКУ, обжалование решений контролирующих органов по своему содержанию является обжалованием налогового уведомления-решения об определении сумм денежного обязательства налогоплательщика или любого решения контролирующего органа в порядке и сроки по процедурам административного обжалования либо в судебном порядке. То есть обжалование может быть двух видов: судебное и административное.
В случае когда налогоплательщик считает, что контролирующий орган неверно определил сумму денежного обязательства или принял любое другое решение, противоречащее законодательству либо выходящее за пределы полномочий контролирующего органа, он имеет право обратиться в вышестоящий контролирующий орган с жалобой о пересмотре этого решения.
На практике некоторые налогоплательщики, считающие решение налогового органа неправомерным, сразу обращаются в суд за защитой своих прав, пренебрегая процедурой административного обжалования.
В целом административное и судебное обжалования не исключают друг друга, но в их комбинировании есть определенные особенности.
Налогоплательщик теряет право на административное обжалование, если он обжаловал решение налогового органа в суд (п. 56.18 НКУ). И наоборот — административное обжалование не лишает плательщика права в дальнейшем обратиться в суд, в случае если в ходе процедур административного обжалования его жалоба (жалобы) не будет удовлетворена.
Исходя из этого, административное обжалование (если плательщик решил его применить) всегда предшествует судебному обжалованию.
Приведем несколько аргументов о целесообразности административного обжалования перед обращением в суд:
1) безвозмездность процедуры административного обжалования;
2) выигрыш дополнительного времени (ведь налоговое обязательство в ходе обжалования считается несогласованным, об этом поговорим далее);
3) возможность в некоторых случаях предоставлять вместе с жалобой определенные документы, не учтенные налоговым органом при проверке;
4) вероятность отмены обжалуемого решения в административном порядке.
Ни для кого не секрет, что данный вид обжалования малорезультативный, но на практике им пользуются для отсрочки сроков введения в действие налоговых требований и подготовки качественного судебного иска. Ведь, как известно, в случае определения денежного обязательства контролирующим органом налогоплательщик обязан уплатить начисленную сумму денежного обязательства в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения, кроме случаев, когда в течение такого срока такой налогоплательщик начинает процедуру обжалования решения контролирующего органа (п. 57.3 НКУ).
В случае обжалования решения контролирующего органа о начисленной сумме денежного обязательства налогоплательщик обязан самостоятельно погасить согласованную сумму, а также пеню и штрафные санкции при их наличии в течение 10 календарных дней, следующих за днем такого согласования. В соответствии с абз. 4 п. 56.18 НКУ, при обращении налогоплательщика в суд с иском о признании недействительным решения контролирующего органа денежное обязательство считается несогласованным вплоть до дня вступления судебного решения в законную силу. Фактически своевременно поданная жалоба при админобжаловании, в соответствии с п. 56.15 НКУ, приостанавливает исполнение денежных обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении или другом обжалованном решении, на срок со дня подачи такой жалобы в контролирующий орган до дня окончания процедуры обжалования. Согласно пунктам 56.15 и 56.18 НКУ, сумма денежного обязательства считается несогласованной как при административном, так и при судебном обжаловании — до дня вступления судебного решения в законную силу.
Помните!
В соответствии с нормами п. 56.5 НКУ, налогоплательщик одновременно с подачей жалобы в вышестоящий орган Миндоходов обязан в письменном виде сообщить в налоговый орган, принявший обжалуемое решение, об обжаловании такого решения.
Срок административного обжалования намного короче, чем отведенные законодательством сроки судебного обжалования. В соответствии с п. 56.3 НКУ жалоба подается в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения плательщиком налогов налогового уведомления-решения или другого обджалуемого решения контролирующего органа. Обратите внимание: акцент делается именно на дате получения налогового уведомления-решения. Поэтому, в случае если корреспонденцию получает уполномоченное лицо (курьер, канцелярия и пр.), это лицо должно быть проинструктировано о необходимости своевременно вручить руководителю (главбуху) письма, направленные налоговыми органами.
Порядок оформления жалобКроме сроков обжалования, важны также требования к порядку оформления и подачи жалоб. В соответствии с п. 56.20 НКУ, Министерство доходов и сборов утвердило Порядок №8481, устанавливающий основные требования к оформлению жалоб, порядок их подачи и рассмотрения. В связи с проведением админреформы и вхождением таможенного органа в подчинение Миндоходов приказ Государственной таможенной службы Украины от 18.04.2011 г. №315 «Об утверждении Порядка оформления, подачи плательщиками налогов жалоб на денежные обязательства, определенные таможенными органами, и их рассмотрения Государственной таможенной службой Украины» утратил силу с 05.02.2014 г.
1 Порядок оформления и подачи жалоб налогоплательщиками и их рассмотрения органами доходов и сборов, утвержденный приказом Миндоходов от 25.12.2013 г. №848, см. «ДК» №11/2014.
Порядок №848 определяет основные алгоритмы и процедуру обжалования плательщиками налогов налоговых уведомлений-решений или других решений органов доходов и сборов (далее — решения) при досудебном решении спора — административного обжалования.
Жалобы на решения ГНИ подаются в органы доходов и сборов в Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, межрегиональные территориальные органы. Жалобы на решения которых, в свою очередь, подаются исключительно в Министерство доходов и сборов Украины. А решения Миндоходов могут быть обжалованы исключительно в судебном порядке.
Контролирующий орган, рассматривающий жалобу налогоплательщика, обязан принять мотивированное решение и направить его в течение 20 календарных дней, следующих за днем получения жалобы, по адресу налогоплательщика по почте с уведомлением о вручении или предоставить ему под расписку. Руководитель контролирующего органа (его заместитель или другое уполномоченное лицо) имеет право продлить срок рассмотрения жалобы, но не более чем на 60 календарных дней, — об этом налогоплательщику должны сообщить в письменной форме (п. 56.9 НКУ). Если же мотивированное решение по жалобе налогоплательщика не направляется налогоплательщику в течение 20-дневного срока и сообщения о продлении сроков по адресу налогоплательщика не поступали, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанных сроков.
Но обратите внимание: 10-дневный срок — не единственно возможный для админобжалования. Если орган доходов и сборов самостоятельно определяет денежное обязательство налогоплательщика по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, такой налогоплательщик имеет право на административное обжалование такого решения в течение 30 календарных дней, следующих за днем поступления такого решения.
Случаи, когда на админобжалование отводится 30 к. д.:1) суммы денежных обязательств по плате за землю или по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, начисленных органами доходов и сборам физическим лицам;
2) решения о:
— распределении суммы денежных обязательств или налогового долга между налогоплательщиками, возникающие в результате реорганизации;
— погашении денежных обязательств или налогового долга, обеспеченных налоговым залогом, до проведения такой реорганизации;
— установлении солидарной ответственности за уплату денежных обязательств реорганизуемого налогоплательщика относительно всех лиц, образованных в процессе реорганизации, что влечет за собой применение режима налогового залога ко всему имуществу таких лиц;
— распространении права налогового залога на имущество налогоплательщика, создаваемого путем объединения других налогоплательщиков, если у одного или более из них имелись денежные обязательства или налоговый долг, обеспеченный налоговым залогом.
Жалоба плательщика налога подается исключительно в письменной форме. Перечень обязательных реквизитов любой жалобы приведен в таблице.
Таблица
Необходимые реквизиты жалобы налогоплательщика при админобжалованииДля налогоплательщика — юридического лица: Для налогоплательщика — физического лица:
наименование, местонахождение; фамилия, имя, отчество, место жительства;
налоговый адрес;
наименование налогового органа, которым выдано НУР об определении суммы денежного обязательства налогоплательщика или любое другое обжалуемое решение, дата и номер, название налога, сбора или штрафной (финансовой) санкции и сумма;
основания, по которым обжалуется решение, обстоятельства дела, установленные, по мнению заявителя, органом доходов и сборов неверно или не установленные вовсе;
обоснование несогласия налогоплательщика с решением органа доходов и сборов со ссылкой на нормы законодательства;
суть требований и ходатайств плательщика налога;
сведения об уведомлении или неуведомлении соответствующего органа доходов и сборов о подаче жалобы в вышестоящий орган доходов и сборов;
сведения о предъявлении или непредъявлении искового заявления об обжаловании решения органа доходов и сборов в суд;
адрес, на который следует направить решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы;
перечень документов и расчетов, прилагаемых к жалобе.
Жалоба должна быть подписана подающим ее лицом или его представителем, уполномоченным на подписание жалобы. Если жалоба подписывается представителем налогоплательщика, к ней прилагается оригинал или должным образом заверенная копия документа, удостоверяющего полномочия такого представителя в соответствии с законодательством. Кроме того, к жалобе могут быть приложены все расчеты и доказательства, которые плательщик налога считает нужным предоставить. Копии документов, прилагаемых к жалобе, должны быть должным образом удостоверены. Специальная форма доверенности для этой цели НКУ не предусмотрена, поэтому пользоваться необходимо общими правилами, определенными в гл. 17 ГКУ. Не предусмотрен также особый порядок удостоверения ее копии, которая подается в случае подачи жалобы представителем.
Жалоба может подаваться плательщиком налога:
— лично;
— через своего представителя;
— направляться по почте (почтовым отправлением с заказным уведомлением о вручении и описью вложения).
Поданную жалобу изучают несколько подразделений. Порядок взаимодействия структурных подразделений органов доходов и сборов в процессе рассмотрения жалоб налогоплательщиков на решение органов доходов и сборов по определению сумм денежного обязательства определен приказом Миндоходов от 17.01.2014 г. №41 (см. «ДК» №11/2014).
Так, предварительный анализ жалобы проводит подразделение административного обжалования. Если обжалуемое доначисление денежного обязательства связано с отработкой налогоплательщиков, отнесенных к рисковой группе субъектов хозяйствования, обязательно проводится:
— оценка определения в акте проверки цепи, по которой осуществлялась поставка товаров (работ, услуг);
— оценка соответствия выводов акта проверки о применении налогово-правовых доктрин (дополнительно см. статью Н. Канаревой в «ДК» №8/2014);
— оценка выводов, изложенных в акте проверки о неподтверждении фактов осуществления лицами хозяйственной операции.
В случае когда оказывается, что в материалах жалобы недостаточно документов, необходимых для объективного рассмотрения жалобы, и/или приведенные в жалобе доводы и факты свидетельствуют о возможном неисследовании при проверке определенных обстоятельств, подразделение административного обжалования готовит проект решения о продлении срока рассмотрения жалобы. В таком решении указывается о проведении документальной внеплановой проверки налогоплательщика. Ее проводит нижестоящий орган доходов и сборов.
Проект решения по результатам рассмотрения жалобы также готовит подразделение административного обжалования. В случае необходимости для решения вопросов, затронутых в жалобе, формируется правовая позиция налогового органа. В этом принимают участие подразделение правовой работы и соответствующие функциональные подразделения.
По итогам проверки орган доходов и сборов принимает одно из таких решений по результатам рассмотрения жалобы:
— полностью удовлетворяет жалобу налогоплательщика и отменяет обжалуемое решение органа доходов и сборов;
— частично удовлетворяет жалобу налогоплательщика и в отдельной части отменяет обжалуемое решение органа доходов и сборов;
— оставляет жалобу без удовлетворения, а обжалуемое решение органа доходов и сборов — без изменений.
В то же время копия решения, принятого вышестоящим органом доходов и сборов по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика, направляется к исполнению в органы доходов и сборов, решения которых обжаловались.
Юлия КЛОВСКАЯ, главный редактор «Дебета-Кредита»