Туристический НДС: кто и когда
Порядок обложения НДС поставки туристических услуг, как и раньше, приведен в отдельной статье. Она устанавливает правила налогообложения туристических услуг, предоставляемых лицом, которое действует от своего собственного имени, не является агентом другого лица и использует товары или услуги других лиц в процессе предоставления этих туристических услуг. Однако в п. 207.4 НКУ приведено определение туристического агента, который является полноправным поставщиком туристических услуг, а также порядок уплаты НДС, если туристическая услуга поставляется нерезидентом. Вопросы, связанные с применением данного порядка, и рассмотрит «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН».
Сразу отметим, что путаницы в специальном порядке обложения НДС туристических услуг добавляет определение терминов, которые естественно отличаются от одноименных, приведенных в специальном Законе № 324 (см. таблицу 1).
Таблица 1
Закон № 324 Ст. 207 НКУ
Туристический продукт – предварительно разработанный комплекс туристических услуг, в котором совмещаются не менее, чем две услуги, которые реализуются или предлагаются для реализации по определенной цене, в состав которого входят услуги перевозки, услуги размещения и другие туристические услуги, не связанные с перевозкой и размещением (услуги по организации посещений объектов культуры, отдыха и развлечений, реализации сувенирной продукции и т. п.) (абз. 4 ст. 1) Туристическая услуга – услуга по временному размещению туриста в гостинице, мотеле, кемпинге, других местах временного проживания, а также услуги по питанию, транспортному, экскурсионно-информационному и другому туристическому обслуживанию, включая услуги страхования жизни или здоровья туриста или его гражданской ответственности перед третьими лицами, которые включаются в стоимость услуги по временному размещению туриста или стоимости туристического ваучера (путевки). Указанный комплекс туристических услуг с целью налогообложения рассматривается как единая туристическая услуга (п. 207.2)
Туристические операторы – юридические лица, созданные согласно законодательству Украины, для которых исключительной деятельностью является:
• организация и обеспечение создания турпродукта;
• реализация и предоставление туруслуг;
• посредническая деятельность по предоставлению характерных и сопутствующих услуг,
и которые в установленном порядке получили лицензию на туроператорскую деятельность (абз. 2 ч. 2 ст. 5) Туристический оператор – лицо, которое непосредственно предоставляет услугу по временному размещению туриста или приобретает услуги других налогоплательщиков, которые включаются в состав туруслуги по п. 207.2 НКУ, с целью их предоставления туристам:
• как непосредственно;
• так и через турагента путем поставки туристического ваучера (путевки) (п. 207.3)
Туристические агенты – юрлица, созданные согласно законодательству Украины, а также физлица – субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие посредническую деятельность по реализации:
• турпродукта туроператоров и туруслуг других субъектов турдеятельности;
• характерных и сопутствующих услуг (абз. 3 ч. 2 ст. 5) Туристический агент – лицо, которое согласно условиям гражданско-правового договора, заключенного с туроператором, приобретает туристический ваучер (путевку) или проводит посреднические операции по его поставке от имени и/или по поручению туроператора туристам или другим турагентам (207.4)
Как видно из таблицы 1 грань между составляющими туристических и гостиничных услуг настолько незначительна, что условие включения услуг, перечисленных в пп. 207.2 НКУ в стоимость услуг по временному размещению, отождествляет туруслугу с гостиничной услугой (см. статью «Льготы для гостиниц: оптимистический сценарий»).
Ведь последняя в абз. 11 ст. 1 Закона № 324 определена как действия (операции) предприятия по размещению потребителя путем предоставления номера (места) для временного проживания в гостинице, а также другая деятельность, связанная с размещением и временным проживанием. Однако предоставление гостиничных услуг подлежит обложению НДС в общем порядке, а поставки туристического продукта – в специальном.
Рассмотрим различные ситуации, которые на практике возникают у наших читателей и связаны с обложением НДС.
Ситуация 1.
Туроператор заключил договор с частной базой отдыха (Украина) на приобретение, для реализации временного проживания в номерах, как частным лицам, так и прочим предприятиям и турагентам от своего имени. База не является ни турагентом, ни туроператором. База и туроператор – плательщики НДС. В дальнейшем туроператор реализует «проживание» предприятию, которое также является плательщиком НДС и которое приобретает его для отдыха своих работников. Как правильно отразить НДС и выписать налоговую накладную, если доходом туроператора или турагента является «маржа», а предприятие желает получить налоговую накладную на всю стоимость? Как быть с налоговым кредитом и налоговыми обязательствами? Как поступить туроператору, если услуги проживания приобретаются у неплательщика НДС на общей системе, а реализуются и частным лицам, и предприятиям – плательщикам НДС?
В данной ситуации порядок обложения НДС будет зависеть от того, какой вид услуг реализует туроператор.
1. Если он реализует услуги временного проживания в номерах на частной базе отдыха как предприятиям, так и гражданам, то такие услуги облагаются на общих основаниях, поскольку не являются ни турпродуктом, ни туруслугами, определения которых приведены в таблице 1.
По операциям поставки услуг временного проживания (гостиничных услуг) база налогообложения определяется в порядке, установленном п. 188.1 НКУ, исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен, с учетом общегосударственных налогов и сборов.
Следовательно, предприятие, приобретающее такие услуги для отдыха своих работников, правомерно требует налоговую накладную на всю стоимость услуг временного проживания, а не только на вознаграждение туроператора.
Соответственно туроператор на полную стоимость реализованных услуг временного проживания должен начислить налоговые обязательства по НДС, а сумму НДС, уплаченную при их приобретении, включить в налоговый кредит.
2. Если же услуга временного проживания для туроператора является составляющей турпродукта по ст. 1 Закона № 324 или туруслуг, комплекс которых в п. 207.2 НКУ с целью налогообложения рассматривается как единая туристическая услуга, то базой налогообложения является только вознаграждение туроператора, определенное в порядке, установленном п. 207.5 НКУ.
Напомним: комплекс туруслуг (турпродукт) по заказу другой стороны (туриста) предоставляется исключительно по договору на туристическое обслуживание, требования к заключению которого приведены в ст. 20 Закона № 324
Попытка определить основные термины в отрасли туризма с целью обложения НДС предпринималась и раньше, например, Законом Украины от 25.03.2005 г. № 2505-IV, но потерпела фиаско. В результате чего Закон о НДС был дополнен ст. 8 Законом Украины от 03.06.2005 г. № 2642-IV.
Особенности налогообложения операций поставки туристического продукта, установленные в ст. 8 Закона о НДС были составлены достаточно гармонично. И прежде всего, это относится к определению базы налогообложения при предоставлении турпродукта как туроператорами, так и турагентами, а также к определению места поставки.
Налогообложение у туроператора: зависимость базы налогообложения от мести поставки
В статье 207 НКУ просматриваются три варианта места поставки:
• на таможенной территории Украины поставки туруслуги туроператором или турагентом (п. 207.5), хотя прямо в данном пункте об этом ни слова;
• на территории Украины туроператором (агентом) туруслуги (турваучера (путевки)), предназначенной для ее потребления (получения) за пределами территории Украины (п. 207.6);
• поставки туруслуги (турваучера (путевки)) нерезидентом через резидентов, не зарегистрированных плательщиками НДС (п. 207.8).
В последнем варианте прослеживаются правила налогообложения поставки услуг нерезидентом, не зарегистрированным плательщиком НДС, услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, по аналогии с правилами, установленными ст. 208 НКУ (см. таблицу 2).
Таблица 2
Пункт 207.8 НКУ Статья 208 НКУ
В случае, если поставка туристической услуги (туристического ваучера (путевки)) осуществляется нерезидентом через резидентов, которые не зарегистрированы плательщиками НДС, обязанность по уплате НДС возлагается на лиц, получающих такие услуги Этой статьей устанавливаются правила налогообложения в случае поставки лицом – нерезидентом, не зарегистрированным плательщиком НДС, услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, лицу, которое зарегистрировано как плательщика НДС, или любому другому юридическому лицу – резиденту (п. 208.1)
Сумма НДС, начисленного (уплаченного) туристическим оператором (агентом) в соответствии с этим пунктом, не подлежит включению в состав налогового кредита и бюджетного возмещения Получатель услуг, поставляемых нерезидентами, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, начисляет НДС по основной ставке НДС на базу налогообложения, определенную согласно п. 190.2 (п. 208.2)
Содержание п. 207.8 НКУ даже самый искушенный специалист не сможет истолковать однозначно:
• если «обязанность по уплате НДС возлагается на лиц, получающих такие услуги», то лицом, получающим туруслуги, является никто иной, как турист. Но тогда какое отношение к суммам НДС, уплаченным туристом, имеют туроператор или турагент?
• если поставка туруслуги (турваучера (путевки)) осуществляется нерезидентом через резидентов – туроператоров (турагентов) и ими же начисляется (уплачивается) НДС, то чем данная норма отличается от положений п. 207.6 НКУ? Может базой налогообложения в полной стоимости путевки, а не вознаграждения туроператора (турагента)?
Но в п. 207.8 НКУ ничего не сказано ни о базе налогообложения, ни об обязанности представления расчета налоговых обязательств, начисленных получателем услуг, не зарегистрированным в качестве плательщика НДС, которые поставляются нерезидентами, в т. ч. их постоянными представительствами, не зарегистрированными налогоплательщиками, на таможенной территории Украины.
Базу обложения НДС в зависимости от места поставки услуг приведем в таблице 3.
Таблица 3
База налогообложения Место поставки туруслуг Субъект туристической деятельности Пункт ст. 207 НКУ
Стоимость туруслуги (без учета НДС), равная сумме вознаграждения (маржи) туроператора (турагента), т. е. разницы между общей суммой, уплачиваемой их покупателем (без учета НДС), и фактическими расходами туроператора по проведению налогооблагаемых операций по поставке товаров/услуг, стоимость которых включается в стоимость туруслуги Не определено туроператор или турагент 207.5
Вознаграждение, а именно разница между стоимостью поставленных им услуг (турваучера (путевки)) и стоимостью расходов, понесенных таким туристическим оператором (агентом) в результате приобретения (создания) таких туруслуг На территории Украины предназначенной для ее потребления (получения) за пределами территории Украины туроператор или турагент 207.6
Не определена Не определено нерезидент через резидентов, не зарегистрированных плательщиками НДС 207.8
В базе налогообложения, определяемой по п. 207.5 НКУ фактические расходы туроператора выделены не случайно. Поскольку раньше, в соответствии с п. 8.2 Закона о НДС стоимость расходов, понесенных туроператором, определялась как совокупность расходов, понесенных им в связи с заказом физическими или юридическими лицами, которые предусмотрены соответствующими соглашениями, заключенными согласно действующему законодательству.
Получается, что плановые расходы заменены фактическими, а это влечет за собой «вымывание» оборотных средств, если оплата туруслуг получена от туриста в одном отчетном периоде, а фактические расходы понесены туроператором (турагентом) в следующих периодах.
ГНИ в г. Симферополе в письме от 24.03.2011 г. № 12499/10/31-031 сообщила, что дата возникновения налоговых обязательств определяется по правилам, приведенным в ст. 187 НКУ. В частности, при зачислении денежных средств от покупателя/заказчика на банковский счет налогоплательщика в оплату товаров/услуг, подлежащих поставке, а в случае поставки товаров/услуг за наличные – дата оприходования денежных средств в кассе налогоплательщика, а при ее отсутствии – дата инкассации наличности.
Следовательно, дата поступления предоплаты в вышеуказанном порядке является датой возникновения налоговых обязательств по НДС.
Ситуация 2.
Туроператор на основании договоров с покупателями получает предоплаты за отдых в Крыму в сезоне 2011 г. Причем конкретная туристическая услуга, которая будет предоставлена, ввиду специфики туристической отрасли, еще неизвестна, за эту предоплату могут оказываться всевозможные туристические услуги по заявкам, которые поступят в будущем. Как рассчитать базу обложения НДС по полученной предоплате от покупателя?
В данной ситуации туроператор станет заложником «правила первого события», установленного пп. «а» п. 187.1 НКУ, в соответствии с которым определяется дата возникновения налоговых обязательств по НДС и фактических расходов, указанных в п. 207.5 НКУ, на которые с целью определения базы налогообложения уменьшается стоимость туристических услуг.
Ситуация 3.
Предприятие получило предоплату за туристические услуги, которые будут предоставлены в курортном сезоне 2011 года. Для расчета базы для начисления НДС, предприятие в соответствии с учетной политикой разработало плановую калькуляцию предоставления туристических услуг (ваучеров, путевок): рассчитало плановую маржу в процентах. За основу был проанализирован предыдущий год. При получении предоплаты рассчитываем налоговые обязательства по НДС следующим образом: сумму предоплаты (без НДС) умножаем на процент маржи и умножаем на размер ставки НДС – 20 %. Хотелось бы узнать Ваше мнение о таком подходе.
Способ определения налоговых обязательств по НДС, приведенный в данной ситуации, без нарушения действующего законодательства возможен только в случае, если туроператором (агентом) операции поставки туруслуг (турваучера (путевки)) осуществляются на территории Украины, предназначенной для ее потребления (получения) за пределами территории Украины. Поскольку вознаграждение туроператора (агента) будет определяться по правилам, установленным п. 207.6 НКУ, как разница между стоимостью поставленных им услуг (турваучера (путевки)) и стоимостью расходов, понесенных таким туристическим оператором (агентом) в результате приобретения (создания) таких туристических услуг. В данном пункте отсутствует условие о том, что расходы, понесенные в результате приобретения (создания) таких туристических услуг, должны быть фактическими.
Если вознаграждение (маржа) туроператора (агента), будет определяться по правилам, установленным п. 207.5 НКУ, т. е. как разница между общей суммой, уплаченной их покупателем (без учета НДС), и фактическими расходами, то туроператору (агенту) придется выбирать между ответственностью за нарушение действующего законодательства и «вымыванием» полученной предоплаты за туруслуги налоговыми обязательствами по НДС.
Ситуация 4.
На основании договора туроператор производит предоплату за услуги проживания, питания, которые будут фактически предоставлены туристам в течение курортного сезона 2011 г. Может ли туроператор воспользоваться налоговым кредитом по предоплате поставщику? Если не может, то где отразить в реестре налоговую накладную, полученную от поставщика, и в какую строку декларации по НДС заносятся эти суммы?
Несмотря на то, что в абз. 2 п. 207.8 НКУ указано, что сумма НДС, начисленного (уплаченного) туроператором (агентом), не подлежит включению в состав налогового кредита и бюджетного возмещения, приведенная норма относится только к данному пункту, а не ко всей статье 207 НКУ.
Однако исходя из того, что база налогообложения операций поставки туруслуг определяется в сумме вознаграждения туроператора (см. таблицу 3), последний не имеет права на налоговый кредит относительно сумм НДС, уплаченных в составе стоимости услуг проживания и питания туристов.
Раньше на основании п. 8.3 Закона о НДС порядок налогообложения операций поставки туроператором турпродукта, туруслуг с местом их предоставления на таможенной территории Украины осуществлялся на общих основаниях. Теперь же база налогообложения определяется в специальном порядке, установленном п. 207.5 НКУ.
Следовательно, налоговые накладные, полученные туроператором от поставщиков в реестре выданных и полученных налоговых накладных и Декларации по НДС, не отражаются. При этом туроператор имеет право на сумму фактических расходов, стоимость которых включается в стоимость туруслуги, уменьшить общую сумму, полученную от их покупателя. На сумму вознаграждения составляется налоговая накладная, которая отражается в графах 8 и 9 раздела I Реестра и строке 1 Декларации по НДС.
Налогообложение у турагента
В п. 207.1 ст. 207 НКУ сразу указано, что этой статьей устанавливаются правила налогообложения туристических услуг, которые предоставляются лицом, действующим от своего собственного имени, не являющимся агентом другого лица и использующим товары или услуги других лиц в процессе предоставления туруслуг.
Прежде, согласно п. 8.4 Закона о НДС базой налогообложения для операций, осуществляемых турагентами, было комиссионное вознаграждение, которое начислялось (выплачивалось) туроператором, другими поставщиками услуг в пользу турагента, в т. ч. за счет денежных средств, полученных последним от потребителя турпродукта, туруслуг.
В соответствии с п. 207.5 НКУ базой обложения НДС для турагентов является стоимость турваучера (путевки), приобретенного у туристического оператора, кроме турагентов, действующих в этой операции как посредники.
Однако турагенты турваучеры (путевки), турпродукты, туруслуги приобретают не за собственные средства для дальнейшей перепродажи, а на основании агентского договора.
Поэтому турагенты в абз. 3 ч. 2 ст. 5 Закона № 324 определены как юридические лица или физические лица – субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие посредническую деятельность по реализации турпродукта туроператоров и туруслуг других субъектов туристической деятельности, а также посредническую деятельность по реализации характерных и сопутствующих услуг.
В соответствии с ч. 2 ст. 297 ХКУ агентский договор должен определять сферу, характер и порядок выполнения коммерческим агентом посреднических услуг, права и обязанности сторон, условия и размер его вознаграждения, санкции в случае нарушения сторонами условий договора, другие необходимые условия, определенные сторонами.
Статьей 20 Закона № 324 определено, что по договору на туристическое обслуживание одна сторона (туроператор) за установленную договором плату обязуется обеспечить предоставление по заказу второй стороны (туриста) комплекс туруслуг (турпродукт). При этом формой письменного договора на туристическое или экскурсионное обслуживание может быть ваучер.
Согласно п. 1.2 Инструкции № 50 ваучер – это документ, который является основанием и гарантией для получения туристом оплаченной услуги или комплекса услуг у субъекта туристической деятельности, предоставляющего услуги.
ГНИ в г. Симферополе в письме от 24.03.2011 г. № 12499/10/31-031 отмечает, что база налогообложения при проведении операций поставки туруслуги туроператором или турагентом определяется по правилам, установленным п. 207.5 НКУ, которые не распространяются на операции турагентов, действующих в таких операциях как посредники.
ГНАУ в единой базе налоговых знаний на вопрос: «Распространяется ли порядок налогообложения туристических услуг, установленный ст. 207 НКУ, на туристических агентов, осуществляющих посреднические операции по поставке туристического ваучера (путевки) от имени и/или по поручению туристического оператора?», ответила следующее.
Порядок налогообложения туруслуг, определенный ст. 207 НКУ, распространяется на турагентов, которые согласно условиям гражданско-правовых договоров, заключенных с туроператорами, приобретают турваучеры (путевки).
Порядок налогообложения туруслуг турагентов, которые осуществляют посреднические операции поставки турваучера (путевки) от имени и/или по поручению туроператора, осуществляется в общеустановленном порядке, определенном п. 189.4 НКУ. При этом дата увеличения налоговых обязательств и налогового кредита таких турагентов определяется «по правилу первого события», установленного соответственно ст. ст. 187 и 198 НКУ.
Согласно 189.4 НКУ базой налогообложения для товаров/услуг, передаваемых/получаемых в пределах договоров поручения (разновидностью которого является агентский договор), является стоимость поставки таких услуг, определенная в порядке, установленном ст. 188 этого Кодекса, т. е. исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен, с учетом общегосударственных налогов и сборов.
При таком подходе турагенты должны начислять налоговые обязательства по НДС на полную стоимость реализуемого турпродукта (туруслуги, турваучера).
Однако право на налоговый кредит они будут иметь, не исходя из полной стоимости турпродукта, реализуемого по агентскому договору, а только с суммы вознаграждения (маржи) туроператора, на которое последний начислит налоговые обязательства по НДС и даже выдаст налоговую накладную.
За счет чего же турагент должен уплачивать налоговые обязательства по НДС? Хрен редьки не слаще...
автор: Елена Бондаренко,
зам. главного редактора «Б&З»