Скопировала из соседней темки, но информация интересная.
Евгения АВЕРЬЯНОВА, адвокат
ПОДАЕМ ГОСРЕГИСТРАТОРУ СВЕДЕНИЯ О
ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЯХ (БЕНЕФИЦИАРАХ)
Акценты этой статьи:
• что нового за последнее время произошло в законодательстве относительно
выгодоприобретателей предприятия;
• кто в настоящее время обязан подавать сведения о выгодоприобретателях госрегистратору;
• что грозит нарушителям законодательства в этой сфере.
Законодательные новшества, касающиеся обязанности предприятий выявлять своих конечных
выгодоприобретателей и сообщать о них госрегистратору, внесли некую путаницу. Не все смогли отследить
хронологию и суть этих изменений. Какие же предприятия и в какой срок обязаны подавать госрегистратору
сведения о своих конечных выгодоприобретателях? Данная консультация поможет разобраться в этих
вопросах.
Хронология внесения изменений
Ноябрь 2014 года
• 25.11.14 г. вступил в силу Закон от 14.10.14 г. № 1701-VII «О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических
лиц и публичных деятелей» (далее – Закон № 1701). В результате появились следующие новшества:
• предприятия (за исключением государственных и коммунальных) обязаны устанавливать
своего конечного выгодоприобретателя, регулярно обновлять и хранить информацию о нем и
предоставлять ее государственному регистратору в случаях и в объеме, предусмотренном законом (ст. 641
Хозяйственного кодекса, далее – ХК);
• при регистрации юридического лица в регистрационную карточку (формы 1 и 2, утвержденные
приказом Минюста от 14.10.11 г. № 3178/5 «Об утверждении форм регистрационных карточек», далее –
Приказ № 3178/5) нужно включать информацию о структуре собственности учредителей – юридических
лиц, а также информацию о конечных выгодоприобретателях юридического лица, в том числе конечных
выгодоприобретателях его учредителей, если учредители – юридические лица (абзац шестой ч. 1 ст. 24
Закона от 15.05.03 г. № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц –
предпринимателей», далее – Закон № 755);
• при смене конечных выгодоприобретателей юридического лица, в том числе конечных
выгодоприобретателей его учредителя, если учредитель – юридическое лицо, госрегистратору подается
заполненная регистрационная карточка о внесении изменений в сведения о юридическом лице (форма 4,
утвержденная Приказом № 3178/5) (ч. 2 ст. 19 Закона № 755);
• за непредставление юридическим лицом госрегистратору информации о выгодоприобретателях
введена административная ответственность (ч. 5 ст. 16611
КУоАП) – штраф в размере от 300 до 500 НМДГ
(от 5 100 до 8 500 грн.).
Также Закон № 1701 обязал юридических лиц, зарегистрированных до 25.11.14 г., подать сведения
госрегистратору о своем конечном выгодоприобретателе (выгодоприобретателях), в том числе о конечном
выгодоприобретателе (выгодоприобретателях) их учредителя, если учредитель – юридическое лицо, в срок
до 25.05.15 г.
При этом термин «конечный выгодоприобретатель» должен пониматься в значении, определенном в
Законе от 28.11.02 г. № 249-IV «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, или финансированию терроризма» (далее – Закон № 249).
Декабрь 2014 года
С 17.12.14 г. вступил в силу приказ Минюста от 03.12.14 г. № 2046/5 «О внесении изменений в приказ
Министерства юстиции Украины от 14.10.11 г. № 3178/5», которым были внесены изменения в
регистрационные карточки. В частности, карточки формы 1, 2 и 4 были дополнены разделами о конечных
выгодоприобретателях.
Февраль 2015 года
Казалось бы, все урегулировано и может действовать. Однако 07.02.15 г. вступил в силу Закон от 14.10.14 г.
№ 1702-VII «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового
поражения» (далее – Закон № 1702), которым Закон № 249 (содержащий понятие «конечный
выгодоприобретатель») признан утратившим силу.
Таким образом, с 07.02.15 г. предприятия оказались в правовом вакууме: с одной стороны, Закон № 1701
обязал их уведомить госрегистратора о конечных выгодоприобретателях, а с другой стороны — действующее
законодательство не отвечало на вопрос, кто же подпадает под данное определение. При этом действующий
с указанной даты Закон № 1702 содержал определение понятия «конечный бенефициарный собственник
(контролер)», которое по сути было аналогично термину «конечный выгодоприобретатель».
Март 2015 года
Парламент оперативно отреагировал и устранил данный пробел в законодательстве. С 04.03.15 г. вступил в
силу Закон от 12.02.15 г. № 198-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины
относительно обеспечения деятельности Национального антикоррупционного бюро Украины и Национального
агентства по вопросам предотвращения коррупции» (далее – Закон № 198). Этот Закон предписывал: термин
«конечный выгодоприобретатель» в ХК, КУоАП, Законе № 755 заменить термином «конечный бенефициарный
собственник (контролер)» и понимать его в значении, определенном в Законе № 1702.
Все бы ничего, но Закон № 198:
• не внес изменения в переходные положения Закона № 1701 (те положения, которые обязали
предприятия в срок до 25.05.15 г. уведомить госрегистратора о конечных выгодоприобретателях);
• не установил срок, до которого предприятия обязаны уведомить госрегистратора о своих конечных
бенефициарных собственниках (контролерах);
• не внес изменения в регистрационные карточки – раздел о конечных выгодоприобретателях не
заменен на раздел о конечных бенефициарных собственниках (контролерах).
В то же время с 04.03.15 г. ст. 16611
КУоАП установлена ответственность за непредставление госрегистратору
информации о конечном бенефициарном собственнике (контролере).
Ответы на вопросы
Теперь попробуем найти ответы на возникающие вопросы, принимая во внимание законодательные
«недоделки». И для краткости громоздкий термин «конечный бенефициарный собственник» (контролер)
заменим аббревиатурой КБС.
Когда и как подавать информацию госрегистратору о конечном выгодоприобретателе (бенефициаре)?
Исходя из вышеперечисленных норм законодательства информацию
госрегистратору в двух случаях:
• при государственной регистрации юрлица (ст. 24 Закона № 755);
о КБС нужно подавать
• при изменении КБС (ст. 19 Закона № 755). Однако срок, в течение которого нужно уведомить
госрегистратора о таких изменениях, законодательно не установлен.
Причем до внесения изменений в регистрационные формы (куда будет внесен соответствующий раздел о
КБС) предприятия формально не имеют возможности выполнить указанное требования закона.
Следовательно, привлечение к ответственности за непредставление такой информации на данный
момент будет неправомерным.
Правда, суть понятий «конечный выгодоприобретатель» (применялось до 07.02.15 г.) и «конечный
бенефициарный собственник» (применяется с 07.02.15 г., а в Законе № 755 – с 04.03.15 г.) – одинакова.
Поэтому фактически уведомить госрегистратора о своих КБС можно, заполнив в регистрационной карточке
раздел о конечных выгодоприобретателях. Однако официальные разъяснения Государственной
регистрационной службы Украины по данному вопросу в настоящий момент отсутствуют. При этом ни один
закон сейчас не обязывает предприятия уведомлять госрегистратора именно о своих КБС в срок до 25.05.15
г.
Однако сумма штрафа, предусмотренного ч. 5 ст. 16611
КУоАП за непредставление гсорегистратору информации о конечных бенефициарах, довольно внушительная. Поэтому предприятия, которые опасаются применения штрафа и не хотят потом отстаивать свои интересы в суде, могут подать сведения
госрегистратору в добровольном порядке, пользуясь неизмененными регистрационными карточками.
Все ли юридические лица обязаны подавать информацию о конечных выгодоприобретателях (бенефициарах) госрегистратору?
Нет, не все. Согласно ст. 641
ХК, устанавливать своих КБС и подавать информацию о них госрегистратору
обязаны только предприятия (кроме коммунальных и государственных предприятий).
Напомним, что предприятиями являются юридические лица, которые осуществляют производственную,
научно-исследовательскую, торговую и иную хозяйственную деятельность (ч. 1 ст. 62 ХК). В частности, к
предприятиям можно отнести такие организационно-правовые формы субъектов хозяйствования, как частные
предприятия, ООО, АО.
Информацию о конечных выгодоприобретателях госрегистратору не подают политические партии,
творческие союзы и их территориальные ячейки, адвокатские объединения, торгово-промышленные палаты,
государственные органы, органы местного самоуправления и их ассоциации (ч. 1 ст. 24 Закона № 755). В
формах регистрационных карточек (формы 1, 2, 4) также на это прямо указано.
Обязаны ли устанавливать своих КБС и подавать информацию о них госрегистратору
юридические лица, у которых учредителями являются исключительно физлица (ведь в этом
случае конечные выгодоприобретатели известны – это учредители)?
Да, обязаны. Такая обязанность установлена ст. 641
ХК, а случаи, когда такая информация подается
госрегистратору, – предусмотрены ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 24 Закона № 755.
Вопрос вызван тем, что в роли КБС может выступать только физическое лицо (п. 20 ч. 1 ст. 1 Закона №
1702). В ЕГР должна содержаться информация о КБС (контролере) юрлица, в том числе о КБС его
учредителей, если учредители – юридические лица, информация о которых подается при регистрации
юрлица и в дальнейшем – при изменении учредителей (абзац седьмой ч. 2 ст. 17, ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 24 Закона
№ 755).
Если учредителем юрлица является физическое лицо, тогда это физлицо, как правило, и выступает
бенефициарным собственником. А если учредитель – юрлицо, тогда конечного бенефициарного собственника
нужно устанавливать, прослеживая всю цепочку, которая ведет к физлицу-бенефициару. И если
учредителями предприятия выступают юрлица, то при регистрации такого предприятия в регистрационной
карточке дополнительно указывается информация о структуре собственности учредителей-юрлиц (ч. 1 ст. 24
Закона № 755).
Тем не менее закон не освобождает от обязанности подавать информацию о бенефициарах юрлиц, у которых
учредители – исключительно физические лица.
у которых
учредители – исключительно физические лица.
Какие меры ответственности предусмотрены за неподачу госрегистратору информации
о бенефициарах либо за подачу недостоверной информации? Какими могут быть негативные
последствия этих нарушений?
О мерах ответственности мы уже сказали ранее. Если юрлицо не подаст госрегистратору информацию о
своих КБС, предусмотренную Законом № 755, на руководителя юридического лица или иное уполномоченное
лицо может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 НМДГ (от 5 100 до 8500 грн.)
на основании ч. 5 ст. 16611
КУоАП.
Однако на сегодня не назван орган, который вправе выявить данное нарушение и наказать за него. Дело
в том, что применить штраф по данной статье может только суд (ст. 221 КУоАП), а составить протокол об
админправонарушении (т. е. выявить само нарушение) могут уполномоченные на это лица субъектов
государственного финансового мониторинга (п. 1 ст. 255 КУоАП).
К субъектам госфинмониторинга относятся (ч. 3 ст. 5 Закона № 1702): НБУ, центральный орган
исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной политики в сфере
предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или
финансированию терроризма (Государственная служба финмониторинга), Минюст, центральные органы
исполнительной власти, которые обеспечивают формирование государственной политики в сфере
предоставления услуг почтовой связи, в сфере экономического развития, Национальная комиссия по ценным
бумагам и фондовом рынку, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в
сфере рынков финансовых услуг, специально уполномоченный орган.
Пока еще ни один из вышеназванных органов специально не уполномочен на составление протоколов о
правонарушении на основании ч. 5 ст. 16611 КУоАП.
И конечно же, информация, подаваемая госрегистратору, в том числе и о КБС, должна быть достоверной.
Дело в том, что за внесение в документы, которые подаются госрегистратору при регистрации юрлица,
заведомо недостоверных сведений, а также за умышленное представление госрегистратору документов,
которые содержат заведомо недостоверные сведения, установлена уголовная ответственность (ст. 2051
Уголовного кодекса).
Теперь о негативных последствиях. Согласно требованиям Закона № 1702, субъекты первичного
финансового мониторинга (в частности – банки) теперь обязаны при идентификации клиента (например, при
открытии банковского счета) устанавливать КБС юрлица-клиента. И если клиент не представит такую
информацию – банки должны отказать ему в обслуживании (п. 3 ч. 9 ст. 9, ч. 1 ст. 10 Закона № 1702; ст. 64
Закона от 07.12.2000 г. № 2121-III «О банках и банковской деятельности»). При этом банки (и другие субъекты
первичного финмониторинга) могут обращаться к госрегистратору за подтверждением информации о КБС
юрлица (ч. 6 ст. 9 Закона № 1702).
Отсюда можно сделать вывод, что предприятия, подающие информацию банкам о своих КБС, должны быть
очень внимательными. В частности, информация о бенефициарах, подаваемая банкам, должна совпадать с
информацией, которая имеется у госрегистратора.
Отметим также, что пока на законодательном уровне до конца не определен механизм выявления нарушений
в этой сфере.
ВЫВОДЫ
1. Предприятия обязаны устанавливать своих конечных бенефициарных собственников, а также сообщать о
них государственному регистратору при регистрации предприятия и в последующем – при изменении такой
информации.
2. На сегодня механизм выявления конечных бенефициаров законодательно не урегулирован, не
установлены сроки уведомления госрегистратора о произошедших изменениях. Тем не менее за
неуведомление госрегистратора о конечных бенефициарах предусмотрен административный штраф, а за
подачу госрегистратору недостоверной информации – уголовная ответственность.
3. Информацию о конечных бенефициарах обязаны запрашивать у предприятий при установлении деловых
контактов субъекты первичного финансового мониторинга (например, банки). Поэтому в интересах
предприятия сделать так, чтобы информация, подаваемая госрегистратору и указанным субъектам,
совпадала и была достоверной.
Баланс № 33-34 (1492-1493) 27 апреля 2015 Стр.5