Государственная фискальная служба
Разъяснение
[
sfs.gov.ua]
1 января 2015 года вступил в силу Закон Украины от 28.12.2014 г. № 77-VIIІ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» (далее — Закон № 77)(1), которым внесены изменения в Закон Украины от 08.07.2010 г. № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее — Закон № 2464), а именно:
1) введено определение основного места работы: основное место работы — это место работы, где работник работает на основании заключенного трудового договора и где находится (оформлена) его трудовая книжка, в которую вносится соответствующая запись о работе;
2) внесены изменения в определение плательщика единого взноса для лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, то есть с 2015 года лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, а именно научную, литературную, артистическую, художественную, образовательную или преподавательскую, а также медицинскую, юридическую практику, в том числе адвокатскую, нотариальную деятельность, или лица, осуществляющие религиозную (миссионерскую) деятельность, иную подобную деятельность и получающие доход от этой деятельности, независимо от того, являются ли они одновременно наемными работниками или предпринимателями, выступают плательщиками единого взноса;
3) плательщикам, указанным в п.4 (кроме физических лиц — предпринимателей, избравших упрощенную систему налогообложения) и 5 части первой ст.4 Закона № 2464, у которых базой начисления единого взноса является сумма дохода (прибыли), полученного от их деятельности, которая подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, и которыми в отчетном году или отдельном месяце отчетного года не был получен доход (прибыль), предоставлено право, при необходимости, самостоятельно определить базу начисления. То есть такие плательщики, по желанию, с целью сохранения себе страхового стажа в году или отдельном месяце года, в котором не был ими получен доход (прибыль), могут самостоятельно, при необходимости, определить базу начисления единого взноса. В таком случае сумма единого взноса не может быть менее размера минимального страхового взноса и более максимальной величины базы начисления единого взноса. Данная норма будет применяться к доходу (прибыли) за 2015 год;
4) для всех страхователей определено, что в случае если база начисления единого взноса (кроме вознаграждения по гражданско-правовым договорам) не превышает размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход), сумма единого взноса рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход), и ставки единого взноса,
установленной для соответствующей категории плательщика, при условии отработки застрахованным лицом полного календарного месяца.При начислении заработной платы (доходов) физическим лицам из источников не по основному месту работы ставки единого взноса, установленные этой частью, применяются к определенной базе начисления независимо от ее размера без применения коэффициента базы начисления;
5) по всему тексту Закона № 2464 слова «и членов их семей», «и членов семей этих лиц, участвующих в осуществлении ими предпринимательской деятельности» исключены;
6) пункт 4 части второй ст.6 Закона № 2464 после слов «представлять отчетность» дополнен словами «и уплачивать»;
7) в части первой ст.7 Закона № 2464 внесены следующие изменения:
в п.1:
абзац первый после слова «начисленной» дополнен словами «каждому застрахованному лицу»;
абзац второй после слов «денежного обеспечения» дополнен словами «каждого застрахованного лица»;
8) в ст.10 Закона № 2464 внесены изменения в части размеров единого взноса для лиц, указанных в абзацах третьем — пятом части первой этой статьи, которые изъявили желание участвовать в нескольких видах общеобязательного государственного социального страхования:
в общеобязательном государственном пенсионном страховании и общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы единый взнос устанавливается в размере 34,8 процента определенной для этой категории лиц базы начисления единого взноса;
в общеобязательном государственном пенсионном страховании, общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы и общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности единый взнос устанавливается в размере 36,5 процента определенной для этой категории лиц базы начисления единого взноса;
в общеобязательном государственном пенсионном страховании, общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы, общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли утрату трудоспособности, единый взнос устанавливается в размере 36,41 процента определенной для этой категории лиц базы начисления единого взноса;
в случае если указанные лица изъявили желание быть застрахованными по всем видам общеобязательного государственного социального страхования (пенсионному, на случай безработицы, в связи с временной утратой трудоспособности, от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли утрату трудоспособности), единый взнос устанавливается в размере 38,11 процента определенной для этой категории лиц базы начисления единого взноса.
В случае если база начисления единого взноса для случаев, указанных в этой части, не превышает размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который получен доход (прибыль), сумма единого взноса рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который получен доход (прибыль), и избранной ставки единого взноса;
9) изменен размер штрафных санкций:
если за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) единого взноса налагался штраф в размере 10 процентов своевременно не уплаченных сумм, то в связи с изменениями за неуплату (неперечисление) или несвое-временную уплату (несвоевременное перечисление) единого взноса будет налагаться штраф в размере 20 процентов своевременно не уплаченных сумм;
добавлена новая штрафная санкция за непредставление, несвоевременное представление, представление не по установленной форме отчетности: теперь фискальный орган за непредставление, несвоевременное представление, представление не по установленной форме отчетности по единому взносу налагает штраф в размере 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за каждое такое непредставление, несвоевременное представление или представление не по установленной форме.
Те же действия, совершенные плательщиком единого взноса, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, — влекут за собой наложение штрафа в размере 60 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан за каждое такое непредставление, несвоевременное представление или представление не по установленной форме отчетности, предусмотренной этим Законом.
Кроме того, Заключительными и переходными положениями Закона № 77 установлено, что с 1 января 2015 года при начислении заработной платы (доходов) физическим лицам и/или при начислении вознаграждения по гражданско-правовым договорам ставки единого взноса, установленные частью пятой ст.8 и 10 Закона № 2464 для плательщиков единого взноса, определенных в абзацах втором и третьем п.1 части первой ст.4 и 10, применяются с коэффициентом 0,4 (кроме исключений, предусмотренных этой частью), в случае если плательщиком выполняются одновременно следующие условия:
1) общая база начисления единого взноса за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и/или вознаграждение по гражданско-правовым договорам, в 2,5 раза или более превышает общую среднемесячную базу начисления единого взноса плательщика за 2014 год; или если общая база начисления единого взноса не превышает в 2,5 раза или более общую среднемесячную базу начисления единого взноса плательщика за 2014 год, то плательщик вместо коэффициента 0,4 применяет коэффициент, рассчитываемый путем деления общей среднемесячной базы начисления единого взноса плательщика за 2014 год на общую базу начисления единого взноса за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и/или вознаграждение, по гражданско-правовым договорам (но в любом случае коэффициент не может быть менее 0,4);
2) средняя заработная плата по предприятию увеличилась минимум на 30 процентов по сравнению со средней заработной платой за 2014 год;
3) средний платеж на одно застрахованное лицо после применения коэффициента составит не менее 700 гривен;
4) средняя заработная плата по предприятию составит не менее трех минимальных заработных плат.
Вместе с тем 1 января 2016 года при начислении заработной платы (доходов) физическим лицам и/или при начислении вознаграждения по гражданско-правовым договорам ставки единого взноса, установленные частью пятой ст.8 и 10 Закона для плательщиков единого взноса, определенных в абзацах втором и третьем п.1 части первой ст.4 и 10, применяются с коэффициентом 0,6(2).
(1)Извлечение из Закона опубликовано: Бухгалтерия. — 2015. — № 1-2. — С.39—56 (прим. ред.).
(2)См. также: Алиев Т. Операция «Легализация: «кнут» длиннее «пряника» // Бухгалтерия. — 2015. — № 1-2. — С.57—61 (прим. ред.).
Комментарий
ФС на своем официальном сайте впервые изложило свое мнение по ряду резонансных вопросов, касающихся начисления ЕСВ в этом году.
В частности, если физлицом-предпринимателем, находящимся на общей системе налогообложения, или лицом, осуществляющим независимую профессиональную деятельность, «не получен доход (прибыль) в отчетном году или отдельном месяце отчетного года, такой плательщик имеет право самостоятельно определить базу начисления, но не более максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной настоящим Законом. При этом сумма единого взноса не может быть менее размера минимального страхового взноса» (п.2 части первой ст.7 Закона о ЕСВ(1)). Из содержания данной нормы неясно, обязаны ли предприниматели, не получавшие доход, с нового года уплачивать ЕСВ в размере не менее минимального страхового взноса?
Главное фискальное ведомство выбрало более лояльную позицию, согласно которой те лица, которые находятся на общей системе налогообложения, и те лица, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, не желающие уплачивать ЕСВ только ради сохранения себе страхового стажа, при отсутствии дохода могут его не уплачивать. Но не факт, что ГФС еще не передумает. Ведь все мы хорошо помним эпопею с начислением и удержанием ЕСВ из зарплаты мобилизованных, когда главное фискальное ведомство резко поменяло свою точку зрения(2).
С 1 января этого года заработала еще одна новация Закона о ЕСВ. При начислении ЕСВ теперь учитывается зарплата каждого застрахованного лица: «в случае если база начисления единого взноса (кроме вознаграждения по гражданско-правовым договорам) не превышает размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход), сумма единого взноса рассчитывается как произведение размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход), и ставки единого взноса, установленной для соответствующей категории плательщика» (предпоследний абзац части пятой ст.8 Закона о ЕСВ).
Как разъяснила ДФС, эта норма применяется при условии, что застрахованным лицом отработан полный календарный месяц. То есть если работника в течение месяца увольняют или принимают на работу, то работодатель не обязан начислять ЕСВ исходя из минимальной зарплаты (с января по ноябрь 2015 года – 1218 грн., в декабре 2015 года – 1378 грн.). При этом главное фискальное ведомство указало, что при начислении заработной платы (доходов) физическим лицам из источников не по основному месту работы ставки ЕСВ, установленные частью пятой ст.8 Закона о ЕСВ, применяются к определенной базе начисления независимо от ее размера.
С одной стороны, логика в лояльной позиции ГФС есть. К примеру, работник с окладом 1300 грн. уволился с предприятия «А» 14 января, а на следующий день уже устроился в компанию «Б» (с тем же окладом). Если использовать фискальный подход, то каждое предприятие должно начислить ЕСВ за январь исходя не из фактической зарплаты, а из 1218 грн.
Но, с другой стороны, такой подход ГФС является дискриминацией по отношению к тем работодателям, у которых работники по основному месту получают заработную плату в размере менее полной ставки, в связи с чем фактически начисленная зарплата не превышает минимальной. Например, оба работника по основному месту работают на 0,3 ставки (оклад – 2000 грн.), то есть каждому из них за месяц начисляется 600 грн. Выходит, что база начисления ЕСВ по тому работнику, который отработал полный месяц, будет составлять 1218 грн. По тому же работнику, который не доработает хотя бы один рабочий день в связи с увольнением, такая база будет равна фактически начисленной зарплате.
Не обошла стороной ГФС и злополучные критерии, которые дают право на применение пониженной ставки ЕСВ. Однако главное фискальное ведомство, к сожалению, ограничилось лишь цитированием законодательства.
Но не следует забывать и об обратной стороне медали. Одновременно с расчетными документами на выдачу (перечисление) денежных средств для выплаты зарплаты работодатели должны представлять в банк документы об уплате ЕСВ в сумме не менее 1/3 зарплаты. В противном случае страхователь должен представить соответствующую справку (п.2 Порядка № 453(3)).
Таким образом, до сих пор существует проблема со снижением ставки ЕСВ: на бумаге оно есть, а как реализовать его на практике – неизвестно. Но на момент подготовки данного номера газеты «Бухгалтерия» к печати в Верховной Раде уже зарегистрирован законопроект от 27.01.2015 г. № 1863, изменяющий условия для снижения ставки ЕСВ.
Тимур АЛИЕВ, редактор
(1)Закон Украины от 08.07.2010 г. № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (прим. ред.).
(2)См. также: Соколова С. Средний заработок мобилизованных: ГФСУ отменяет льготы? // Бухгалтерия. — 2014. — № 42. — С.46—50 (прим. ред.).
(3)Порядок приема банками к исполнению расчетных документов на выплату заработной платы, утвержденный приказом Миндоходов от 09.09.2013 г. № 453. Опубликован: Работодателям о ЕСВ: начисление, отчетность, проверки: Сборник сис-тематизированного законодательства. — 2014. — Вып.3. — С.101—103 (прим. ред.).