В общем выкладываю статью, которую нашла:
ОСТОРОЖНО! НОВАЯ "ЛЬГОТА" ПО НДС
"Экспресс-анализ законодательных и нормативных актов"
N 1 - 2, от 10 января 2011 г.
Людмила Волинец
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ
НК Украины — Налоговый кодекс Украины.
Закон о НДС — Закон Украины от 03.04.1997 г. N 168/97-ВР "О налоге на добавленную стоимость" (утратил силу).
П(С)БУ 2 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2 "Баланс", утвержденное приказом Минфина Украины от 31.03.1999 г. N 87.
Налоговые льготы нравятся многим налогоплательщикам. Еще бы! Ведь налоговая льгота — это полное или частичное освобождение от уплаты налогов или сборов для юридических лиц (реже — физических). Любой тип льгот несет одновременно отрицательные последствия для государства и положительные для лиц, которым они предоставляются. Так, для государства — это уменьшение доходов от сбора налогов, а для лиц, которым она предоставлена, — возможность повысить свое благосостояние.
Однако учетные работники не понаслышке знают, что предоставленные предприятиям льготы, к примеру, по налогу на прибыль или НДС, создают массу проблем в налоговом учете.
К тому же, на первый взгляд может показаться, что за предоставленную законодателями льготу по тому или иному виду налога ничего "платить" не нужно. Возможно, что именно так и подумали предприятия, предоставляющие консультационные, инжиниринговые, инженерные, юридические (в том числе адвокатские), бухгалтерские, аудиторские, актуарные и другие подобные услуги консультационного характера, а также услуги по разработке, поставке и тестированию программного обеспечения, по обработке данных и предоставлению консультаций по вопросам информатизации, предоставления информации и других услуг в сфере информатизации, в том числе с использованием компьютерных систем.
Ведь им пп. 196.1.14 п. 196.1 ст. 196 разд. V НК Украины сделал "царский подарок", исключив приведенные выше виды услуг из объектов обложения НДС. Правда, с предоставлением такой льготы не очень-то согласна ГНСУ, так как, по мнению ее специалистов, законодатели просто "перепутали" ссылку и ошибочно сослались на подпункт "в" п. 186.3 ст. 186 разд. V НК Украины, хотя они изначально имели в виду совсем другой подпункт (возможно, что "г"). Однако такая льгота по некоторым консультационным услугам существует и с этим уже ничего не поделаешь.
Авторы НК Украины, напротив, отмечали, что такую льготу они предоставили сознательно (правда, очень уж прятали от депутатов в тексте НК Украины), так как именно предприятиям, оказывающим услуги, приведенные в подпункте "в" п. 186.3 ст. 186 разд. V НК Украины, планировали запретить применение упрощенной системы налогообложения. Естественно, что освобождение оказываемых ими услуг от НДС призвано было облегчить ведение налогового учета по НДС, так как этим предприятиям не нужно даже выписывать налоговые накладные.
Однако консультационные, инжиниринговые, инженерные, юридические (в том числе адвокатские), бухгалтерские, аудиторские, актуарные и другие подобные услуги консультационного характера оказывают не только предприятия, которые работали на упрощенной системе налогообложения, но и обычные плательщики налога на прибыль и НДС. У некоторых специалистов это даже вызвало возмущение, почему и за какие такие заслуги предоставили льготу по НДС довольно успешным предприятиям, чей бизнес растет и процветает (иначе их бы не ограничивали в применении упрощенной системы налогообложения в проекте НК Украины).
А теперь посмотрим, чем обернется для обычных предприятий предоставленная пп. 196.1.14 п. 196.1 ст. 196 разд. V НК Украины льгота по НДС.
До 01.01.2010 г. действовал абзац 5 пп. 7.4.1 п. 7.4 ст. 7 Закона о НДС, который предусматривал, что если в последующем товары (услуги), по которым был начислен налоговый кредит, начинают использоваться в операциях, которые не являются объектом налогообложения согласно ст. 3 Закона о НДС или освобождаются от налогообложения согласно ст. 5 данного Закона, или основные фонды переводятся в состав непроизводственных фондов, то в целях налогообложения такие товары (услуги), основные фонды считаются проданными по их обычной цене в налоговом периоде, на который приходится начало такого использования или перевода, но не ниже цены их приобретения (изготовления, строительства, сооружения).
При внимательном изучении данной нормы выяснялось, что для основных фондов в случае перевода их из налогооблагаемых операций в необлагаемые или освобожденные от НДС признавать продажу по обычным ценам было не нужно. Логика законодателей в этом случае заключалась в том, что основные фонды используются налогоплательщиками много лет, то есть, как правило, более 3 лет, поэтому установить факт отнесения по ним НДС в состав налогового кредита было бы затруднительно, так как первичные документы должны храниться на предприятиях в основном около 3 лет.
В Налоговом кодексе Украины законодатели учли эту неувязку и предусмотрели более жесткие правила для операций, связанных с переводом основных средств (используемых ранее в облагаемых НДС операциях) в необлагаемые или освобожденные от НДС.
Так, п. 188.1 ст. 188 разд. V НК Украины предусмотрено, что при поставке необоротных активов, в том числе в случае их самостоятельной ликвидации, переводе из производственных в непроизводственные, переводе из использования в налогооблагаемых операциях для использования в необлагаемых, база налогообложения определяется исходя из их балансовой стоимости на момент их поставки. Обращаем внимание на то, что в этом пункте речь вообще не идет о том, что по таким необоротным активам ранее был начислен налоговый кредит.
Определения термину "необоротные активы" НК Украины не дает, но для целей бухгалтерского учета под данным термином подразумеваются все активы, не являющиеся оборотными (п. 4 П(С)БУ 2).
Оборотные активы — это денежные средства и их эквиваленты, которые не ограничены в использовании, а также другие активы, предназначенные для реализации или использоваться в течение операционного цикла или в течение 12 месяцев с даты баланса.
Также п. 198.5 ст. 198 разд. V НК Украины предусмотрено, что если в дальнейшем товары/услуги фактически используются в операциях, не являющихся объектом налогообложения или освобождаемых от налогообложения (за исключением случаев проведения операций, связанных с реорганизацией (слиянием, присоединением, делением, выделением и преобразованием) юридических лиц, при осуществлении общей (совместной) деятельности), то с целью налогообложения такие товары/услуги считаются проданными по их обычной цене в налоговом периоде, на который приходится такое использование или перевод, но не ниже цены их приобретения, в том случае, если плательщик НДС воспользовался правом на налоговый кредит по этим товарам/услугам.
Таким образом, предприятиям, предоставляющим консультационные, инжиниринговые, инженерные, юридические (в том числе адвокатские), бухгалтерские, аудиторские, актуарные и другие подобные услуги консультационного характера, а также услуги по разработке, поставке и тестированию программного обеспечения, по обработке данных и предоставлению консультаций по вопросам информатизации, предоставления информации и других услуг в сфере информатизации, в том числе с использованием компьютерных систем, необходимо будет признать поставку всех необоротных активов, которые использовались и будут использоваться для оказания этих услуг в сумме их балансовой стоимости на 01.01.2011 г., а также товаров/услуг, приобретенных до 01.01.2011 г., по которым был начислен налоговый кредит.
Вот это и будет плата за предоставленную льготу. Только всем ли она окажется по карману?